Обойдемся без стандартов
"Частичные" стандарты
А контролеры кто?
Что грозит производителям
Что грозит продавцам
На смену стандартам
Причины реформы
Любой производитель знает, что нужно соблюдать государственные стандарты. Иначе можно не только заработать штраф, но и лишиться товара. Однако сейчас это правило действует не всегда.
С 1 июля 2003 года государственные стандарты (ГОСТы) стали добровольными. Причина этому - вступивший в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Неужели соблюдать ГОСТы теперь совсем не обязательно? Если бы все было так просто!
"Частичные" стандарты
Действительно, ГОСТы потеряли свой обязательный статус. Однако радоваться рано. На смену одним стандартам скоро придут другие, только называться они будут по-новому - регламенты. А пока придется соблюдать то, что есть. Правда, не полностью, а в части, соответствующей трем целям:
- защита жизни и здоровья граждан;
- защита имущества и окружающей среды;
- защита от обмана на рынке.
Как определить, какие положения ГОСТов соответствуют этим целям, а какие - нет?
По словам Григория Иосифовича Элькина, первого заместителя председателя Госстандарта России, комитет сейчас ведет работу по выделению из текста ГОСТов тех требований, которые пока еще обязательны (то есть соответствуют перечисленным целям). Позиция Госстандарта по этому вопросу будет определена в его внутренних документах.
Однако имейте в виду: законодательными актами такие документы не являются, а значит, могут носить только рекомендательный характер. Получается, что последнее слово в этом вопросе пока остается за судом.
Давайте попробуем на реальных примерах определить, правильно ли поступили инспекторы, оштрафовав фирму за то, что она не соблюдает государственные стандарты.
Пример 1
В ходе проверки ЗАО "Электроприбор" (г. Тула), выпускающего сварочные аппараты постоянного тока "Дуга-318 М", инспекторы обнаружили, что в сварочных аппаратах отсутствуют болты заземления. Это нарушает требования пунктов 2.12, 5.2 ГОСТ 13821-77.
Инспекторы составили протокол и направили его в арбитражный суд. Суд оштрафовал предприятие на 7000 руб. Кроме того, инспекторы выдали фирме предписание приостановить продажу сварочных аппаратов до устранения нарушения.
В этом примере речь идет о нарушениях, которые напрямую угрожают жизни, здоровью и имуществу граждан.
Высокое напряжение или большая сила тока в электроприборах могут нанести существенные травмы человеку (поражение электрическим током) или даже привести к его гибели, а также нанести вред имуществу (возгорание и другие повреждения). Чтобы электроприборы, работающие с током большой мощности, были технически безопасными, они должны иметь элементы заземления. Действия инспекторов в данной ситуации правомерны.
Пример 2
В ходе проверки ООО "Пассив", производящего и реализующего мебель из ДСП, инспекторы обнаружили, что отдельные изделия не соответствуют ГОСТ 19917-93 - не имеют защитно-декоративного покрытия. Инспекторы вынесли предписание устранить нарушения и приостановили продажу изделий, не соответствующих стандартам.
И в этом примере действия инспекторов правомерны. Защитно-декоративное покрытие нужно для того, чтобы в окружающую среду не попадали токсичные и вредные вещества, которые используют при производстве ДСП. Требование стандарта о целостности (отсутствии повреждений) защитно-декоративного покрытия и тем более о его наличии направлено на защиту здоровья человека, который пользуется мебелью.
С первыми двумя целями более или менее понятно. Сложнее определить, какие положения стандартов отвечают третьей цели - защите от обмана на рынке. А точнее, "предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей". Так сказано в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ. Что же это за действия? Давайте рассмотрим на примере.
Пример 3
Инспекторы провели проверку ООО "Мясоперерабатывающий завод". В результате было установлено, что проверенная партия колбасы полукопченой "Украинская" не соответствует ГОСТу по причине завышенной доли влаги в продукте на 1,2 процента.
Инспекторы выдали заводу предписание приостановить изготовление некачественной продукции. Материалы проверки были направлены в арбитражный суд.
Завышение доли влаги в колбасном изделии здоровью человека не угрожает. Можно ли это нарушение рассматривать как "вводящее в заблуждение приобретателя"?
Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте уясним вот что. Сейчас требования ГОСТов, которые не затрагивают вопросы безопасности, обязательны для изготовителя только в том случае, если он принял добровольное решение производить по ним свою продукцию и оповестил об этом покупателей (например, указал реквизиты стандарта на упаковке).
Вернемся к нашему примеру. Допустим, некачественная колбаса поступила в продажу. Покупатель, прочитав на упаковке реквизиты ГОСТа, понадеялся, что колбаса ему соответствует. А в результате он получил продукт, в составе которого избыток влаги. Налицо введение в заблуждение, а проще говоря, обман потребителя.
А контролеры кто?
Сейчас соблюдение стандартов контролируют две основные структуры: Госстандарт и Госторгинспекция.
Первая проверяет изготовителей, вторая - продавцов.
Обратите внимание: под стандартами понимают не только ГОСТы. Существуют еще отраслевые стандарты (ОСТы) и стандарты предприятий (СТП).
У многих производителей разработаны технические условия на товар (ТУ).
ОСТы применяются к тем предприятиям, которые подчинены министерству или ведомству, их принявшему.
Например, отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0005-2002 "Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения", утвержденный Минздравом России 15 марта 2002 года, обязателен для предприятий, торгующих лекарственными средствами.
Технические условия и стандарты предприятий разрабатывают сами фирмы - изготовители, как правило, в рамках технической документации на товар.
Что грозит производителям
Производителей контролирует Госстандарт. Его задача - проверить, как фирма соблюдает государственные и отраслевые стандарты, но только в части, касающейся безопасности выпускаемой продукции.
Однако имейте в виду: самостоятельно оштрафовать за нарушение стандартов инспекторы не вправе.
Они могут только составить протокол и направить его в суд. А судья уже решит, наказывать виновных или нет.
Размер штрафа для фирмы составит от 5000 до 10 000 рублей, для руководителя фирмы и предпринимателя - от 500 до 1000 рублей. Эти штрафы установлены статьей 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Но это еще не все. Независимо от того, кто оштрафован, суд конфискует у предприятия продукцию, не соответствующую обязательным требованиям, установленным государственными стандартами.
Что грозит продавцам
Продавцов контролирует торговая инспекция. Ее задача - проверить, соответствуют ли качество, упаковка и комплектность товара стандартам (ГОСТы, ОСТы, СТП), техническим условиям и образцам (если фирма торгует по образцам).
Если не соответствуют, то инспекторы вправе оштрафовать фирму на сумму от 20 000 до 30 000 рублей, руководителя фирмы и предпринимателя - на сумму от 2000 до 3000 рублей (ч.1 ст.14.4 КоАП РФ).
Как это соотносится с тем, что стандарты сейчас обязательны не полностью, а только в части? Попробуем разобраться. Допустим, производитель товара указал на его упаковке реквизиты стандартов. Тем самым он заявил, что товар им соответствует. Фирма - продавец, торгуя таким товаром, автоматически это заявление подтверждает.
Если торговые инспекторы обнаружат, что товар заявленным стандартам не соответствует, они вправе наказать фирму - продавца по части первой статьи 14.4 КоАП РФ, чтобы предупредить "действия, вводящие в заблуждение приобретателей".
По сути, функции торговой инспекции сейчас сводятся к сравнению продаваемого товара с ГОСТ, ОСТ, СТП и ТУ, указанными на его упаковке, этикетке или в технической документации. Однако не забывайте: обязательные требования стандартов производители и продавцы должны соблюдать в любом случае. Кроме того, для некоторых товаров установлена обязательная сертификация на соответствие ГОСТ.
Если фирма торгует по образцам, то проданная вещь должна соответствовать не только стандартам, но и образцу. Иначе Госторгинспекция может применить тот же штраф, что и за нарушение стандартов. Образцы товара - это экземпляры, служащие эталоном качества для продаваемой продукции. С образцами (описанием, фотографиями) продавец обязан ознакомить покупателя перед оформлением покупки.
На смену стандартам
Постепенно все стандарты будут заменены на технические регламенты. Так сказано в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ. Как только регламент вступит в силу, соответствующий стандарт ее утратит. С этого момента Госстандарт будет контролировать, как фирма соблюдает новый технический документ.
Однако стандарты не исчезнут. После переработки они будут применяться на добровольной основе. Даже аббревиатура ГОСТ сохранится. Не будет только отраслевых стандартов. Скорее всего их переведут в ранг национальных стандартов (то есть ГОСТов) или стандартов предприятий.
Сохранится и обязательная сертификация. Только сертификат или декларация будут подтверждать, что товар соответствует техническому регламенту, а не стандарту. На соответствие последнему можно будет пройти добровольную сертификацию. Сейчас перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, приведен в постановлении Госстандарта России от 30 июля 2002 г. N 64.
Пока Госстандарт остается той структурой, на которую возложены функции технического регулирования и стандартизации. Но в будущем предполагается вывести из ведения государства вопросы, связанные со стандартами. Ими будет заниматься негосударственная некоммерческая организация - национальный орган по стандартизации.
На сегодняшний день действует более 20 000 стандартов. Регламентов будет значительно меньше. По мнению Григория Элькина, где-то около полутора-двух тысяч.
Уже существует план разработки первоочередных регламентов. Пока он содержит только 250 позиций. Регламенты приравнены к законам, поэтому они должны пройти все стадии согласования в Государственной Думе, Совете Федерации. Это большая нагрузка для нашего законодателя. Поэтому закон о техническом регулировании отводит на разработку и принятие регламентов семь лет.
Причины реформы
Зачем государство вместо привычных ГОСТов ввело двухуровневую систему технических регламентов и национальных стандартов? Для того чтобы разделить ответственность государства и ответственность производителей. "Не может государство брать на себя ответственность за то, что какая-то гайка должна накручиваться на какой-то болт, - заявил первый заместитель председателя Госстандарта Григорий Элькин, - это вопросы рынка, вопросы потребления. Государство должно хорошо нести ответственность за те основные задачи, которые перед ним стоят".
Теперь государство будет отвечать только за такие глобальные категории, как жизнь и здоровье граждан, защита имущества и окружающей среды. А остальные вопросы останутся на совести производителей продукции.
Первые положения будут четко прописаны в технических регламентах, а вторые - в национальных стандартах. Соблюдать регламенты обязаны все фирмы и предприниматели. А стандарты будут применяться по желанию производителей продукции.
В. Шилкина,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 11, ноябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.