г. Краснодар |
|
19 марта 2021 г. |
Дело N А63-4989/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Герасименко А.Н. и Денека И.М., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ОГРН 1022601989508) - Гритчина И.Н. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие заявителя - публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" (ОГРН 1062632029778), заявившего о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, третьего лица - закрытого акционерного общества "НПК Эллирион" (ОГРН 1027739040757), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 по делу N А63-4989/2020 (Ф08-1359/2021), установил следующее.
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) с заявлением об оспаривании решения от 25.02.2020 N 026/07/3-445/2020 и предписания от 25.02.2020 N 1 об устранении нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, на заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ЗАО "НПК Эллирион".
Решением суда от 02.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.11.2020, отказано в удовлетворении заявления общества. Судебные акты мотивированы нарушением обществом порядка организации и проведения закупочной процедуры.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, выводы судов не содержат объективной оценки всех обстоятельств дела и являются немотивированными; требования, предусмотренные Единым стандартом закупок общества к содержанию итогового протокола в полной мере отражают итоги проведенной переторжки; осведомленность ООО "Эллирион" о проведении процедуры переторжки подтверждается самим фактом участия, а не предоставление документов откорректированной заявке является нарушением пункта 5.4.4 закупочной документации и основанием для отклонения заявки участника.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22.11.2019 общество на сайте электронной торговой площадки https://www.b2b-center.ru (извещение N 1392475), а также в ЕИС zakupki.gov.ru (извещение N 31908559939) опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения рамочного договора поставки силовых трансформаторов для нужд филиала общества - "Ставропольэнерго" (заказчик) и документация о закупке.
В пункте 8 части II "Информационная карта закупки" документации о закупке конкурсе в электронном виде, утвержденной 22.11.2019 и извещении о проведении конкура в электронной форме установлены следующие сроки проведения закупки: последний день подачи заявок - 10.12.2019 15 часов 30 минут, вскрытие заявок - 10.12.2019, рассмотрение заявок - 19.12.2019, проведение переторжки с 19.12.2019 12 часов 00 минут по 20.12.2019 12 часов 00 минут, подведение итогов - 20.12.2019. В названных документах также указано, что в случае проведения последующих переторжек, подведение итогов осуществляется в течение суток, следующих после этапа окончательной переторжки. По решению закупочной комиссии, после окончания срока подачи заявок, организатор закупки вправе изменить сроки проведения последующих этапов закупки.
В последующем, извещением о внесении изменений от 06.12.2019 N ИК 061219/4 изменены сроки подачи заявок - по 16.12.2019 16 часов 30 минут, рассмотрение заявок - 23.12.2019, время проведения переторжки с 12 часов 00 минут 23.12.2019 по 12 часов 00 минут 24.12.2019, подведение итогов - 24.12.2019.
Согласно протоколу заседания комиссии по вскрытию поступивших на открытый конкурс N 1392475 конвертов от 16.12.2019 N ПВ 161219/30 было представлено 7 конкурсных заявок, конверты с которыми размещены в электронном виде на торговой площадке системы В2В-Center. Вскрытие конвертов осуществлено в электронном сейфе организатора запроса котировок на торговой площадке автоматически. Дата и время начала процедуры вскрытия конвертов с заявками: 16.12.2019 16 часов 30 минут. Место проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками участников - торговая площадка системы B2B-Center. Иные этапы закупки (рассмотрение заявок, переторжка, подведение итогов) в вышеуказанные сроки, содержащиеся в извещении о закупке, не состоялись.
29 января 2020 года в 20 часов 55 минут на электронной торговой площадке https://www.b2b-center.ru объявлено о проведении переторжки в период с 21 часа 00 минут 29.01.2020 по 22 часа 11 минут 30.01.2020, а также что вскрытие документов на переторжку состоится 31.01.2020 в 09 часов 00 минут.
Рассмотрение заявок на участие в конкурсе состоялось 29.01.2020, что подтверждается протоколом N ПРС 290120/29. Пять заявок участников были отклонены, как несоответствующие требованиям документации о закупке, две заявки, в том числе и заявка ЗАО "НПК Эллирон" допущены к дальнейшему участию в конкурсе и следующему этапу - переторжке. По результатам переторжки отдельный протокол не составлялся.
05 февраля 2020 года обществом подготовлен протокол N ПП 050220/4 заседания конкурсной комиссии по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса N 1392475, в котором отражены решения конкурсной комиссии о переносе срока подведения итогов закупки на 05.02.2020 и о признании по результатам ранжировки конкурсных заявок победителем закупки ООО "Свердловэлектро-силовые трансформаторы". В названном протоколе также указано, что по результатам переторжки, ЗАО "НПК Эллирон" на электронной торговой площадке подано предложение на сумму 27 700 007 рублей (с НДС), однако участником не загружены откорректированные с учетом новой цены, полученной после переторжки, документы, поэтому для расчета оценки и сопоставления заявок принята первоначальная цена заявки 30 305 199 рублей, что подтверждается отчетом об оценке от 04.02.2020 (приложение к протоколу конкурса от 05.02.2020).
ЗАО "НПК Эллирон" 19.02.2020 обратилось в управление со ссылкой на пункт 4 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и статью 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) с жалобой на действия общества при проведении закупки N 1392475, выразившиеся в нарушении процедуры проведения закупки в части необеспечения информационной открытости закупки.
Решением управления от 25.02.2020 по делу N 026/07/3-445/2020 жалоба ЗАО "НПК Эллирон" признана обоснованной, поскольку общество нарушило порядок организации и проведения закупочной процедуры, повлекшее нарушение принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки. Кроме того, обществу выдано предписание N 1, которым предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, а именно: аннулировать протокол от 05.02.20 N 1392475 по оценке конкурсных заявок и выбору победителя конкурса; провести процедуру переторжки и все последующие процедуры конкурса N 1392475 повторно.
Общество, не согласившись с решением и предписанием управления, обратилось в арбитражный суд. При рассмотрении спора суды обоснованно исходили из следующего.
Целями Закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, заказчиков, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и в силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 указанного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Частью 5 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлено, что положения части 1 указанной статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
В этой связи необходимо учитывать, что реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупке принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона N 135-ФЗ.
Частью 11 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (часть 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5.4.7 документации о закупке по результатам переторжки составляется протокол, в котором указывается информация, предусмотренная Законом N 223-ФЗ и Положением о закупке. По результатам осуществления оценки и сопоставления заявок составляется итоговый протокол, в котором указывается информация, предусмотренная Законом N 223-ФЗ и Положением о закупке, в том числе основания отклонения каждой заявки на участие в закупке (в случае принятия закупочной комиссией соответствующего решения) с указанием положений документации о закупке и/или извещения о закупке которым не соответствуют такие заявки, результаты оценки заявок на участие в закупке с указанием итогового решения закупочной комиссии о соответствии таких заявок требованиям документации о закупке, а также о присвоении таким заявкам значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (пункт 5.5.5 документации о закупках).
В пунктах 8.1.5.3 и 8.1.5.4 Положения о закупках закреплены сведения, которые должны содержаться в протоколе, составляемом в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки) и в протоколе, составленном по итогам конкурентной закупки (итоговый протокол). Согласно подпункту "г" пункта 8.1.5.2 Положения о закупке, по результатам каждого этапа составляется отдельный протокол. При этом протокол по результатам последнего этапа не составляется.
По окончании последнего этапа закупки, по итогам которого определяется победитель, составляется итоговый протокол.
В подпункте "н" пункта 8.1.5.2 Положения о закупках закреплено, что в случае, если конкурентная закупка предусматривает этапы, указанные в пунктах 5.1.3 "е" - 5.1.3 "и" заказчиком формируются протоколы по результатам каждого этапа с учетом требований, установленных пунктом 8.1.5.3 названного Положения, итоговый протокол должен соответствовать требованиям, установленным пункте 8.1.5.4 Положения. В силу подпункта "о" пункта 8.1.5.2 Положения о закупках этап, предусмотренный подпунктом "з" пункта 5.1.3 Положения о закупках (переторжка) может быть включен неограниченное количество раз с соблюдением требований Положения о закупке.
Суды, исходя из анализа приведенных пунктов Положения о закупке и документации о закупке, сделали выводы о том, что по итогам каждого этапа закупки кроме этапа "подведение итогов" составляется отдельный протокол. Переторжка является самостоятельным этапом закупки, соответственно, по результатам ее проведения должен составляться отдельный протокол. При этом протокол переторжки и итоговый протокол являются различными документами, которые должны соответствовать требованиям пунктов 8.1.5.3, 8.1.5.4 Положения о закупке и соответствии с положениями части 12 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в обязательном порядке подлежат публикации в ЕИС.
Суды установили, что общество по результатам переторжки, проведенной 29-30.01.2020, не составило протокол и не публиковало его в ЕИС. Доказательства обратного в суд не представлены. Кроме того, в ходе судебного заседания после перерыва (20.08.2020) представители общества признали факт отсутствия протокола переторжки, состоявшейся с 29-30.01.2020, как отдельного документа и его публикации в ЕИС.
Исходя из этого, суды обоснованно отклонили довод заявителя о том, что переторжка является последним этапом закупки, и поэтому по ее результатам отдельный протокол составлять не требуется, как противоречащий установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, а также Положению и документации о закупках.
Исследуя вопрос, касающийся информирования участников закупки о проведении этапа переторжки, суды пришли к следующим выводам.
Согласно пункту 2.3.3 Положения о закупках решения, касающиеся требований к участникам закупки или особенностей подготовки и проведения процедур закупки, размещаются в источниках, определенных в разделе 3 названного Положения (ЕИС, электронная площадка, корпоративные информационные системы заказчика в сфере закупок).
Пунктом 2.3.2 документации о закупке закреплено, что изменения, вносимые в извещение о закупке и/или документацию о закупке, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем в течение 3 (трех) дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.
Из пункта 5.4.6 документации о закупках следует, что время проведения первой процедуры переторжки (время ожидания ценовых предложений) указывается заказчиком в пункте 8 части II "Информационная карта закупки" и не может составлять менее одних суток. Дата и время проведения повторных процедур переторжки указывается на сайте электронной площадки, информация, о чем доводится до сведения участников закупки средствами ЕЭТП.
Суды установили, что общество 22.11.2019 на сайте электронной торговой площадки https://www.b2b-center.ru и в ЕИС опубликовало извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения рамочного договора поставки силовых трансформаторов для нужд филиала общества - "Ставропольэнерго" (заказчик) и документация о закупке. Сроки проведения этапов названной закупки закреплены в пункте 8 части II "Информационная карта закупки" документации о закупке и в извещении о проведении конкура в электронной форме: проведение переторжки назначено с 19.12.2019 12 часов 00 минут по 20.12.2019 12 часов 00 минут, подведение итогов - 20.12.2019. В названных документах также указано, что в случае проведения последующих переторжек, подведение итогов осуществляется в течение суток, следующих после этапа окончательной переторжки. По решению закупочной комиссии, после окончания срока подачи заявок, организатор закупки вправе изменить сроки проведения последующих этапов закупки.
Извещением о внесении изменений от 06.12.2019 N ИК 061219/4 сроки проведения закупки изменены, проведение переторжки назначено с 12 часов 00 минут 23.12.2019 по 12 часов 00 минут 24.12.2019, подведение итогов - 24.12.2019. Согласно протоколу заседания комиссии по вскрытию поступивших на открытый конкурс N 1392475 конвертов от 16.12.2019 N ПВ 161219/30 представлено 7 конкурсных заявок, конверты с которыми размещены в электронном виде на торговой площадке системы В2В-Center. Вскрытие конвертов осуществлено в электронном сейфе организатора запроса котировок на торговой площадке автоматически. Дата и время начала процедуры вскрытия конвертов с заявками: 16.12.2019 16 часов 30 минут. Место проведения процедуры вскрытия конвертов с заявками участников - торговая площадка системы B2B-Center. Иные этапы закупки (рассмотрение заявок, переторжка, подведение итогов) в вышеуказанные сроки, содержащиеся в извещении о закупке, не состоялись.
В силу положений части 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, пунктов 2.3.2, 5.4.7 документации о закупке и пункта 2.3.3, подпункта "г" пункта 8.1.5.2 Положения о закупке следует, что в даты, указанные в пункте 8 части II "Информационная карта закупки" документации о закупке, закупочная комиссия общества должна была составить протоколы о том, что этапы закупки, в том числе переторжка не состоялись, указать причины по которым они не состоялись, а также сроки, на которые переносится проведение этапов закупки и опубликовать такие протокола в ЕИС. Однако заявитель этого не сделал. Решение, о переносе сроков проведения вышеназванных этапов закупки на январь 2020 года, как отдельный документ, закупочной комиссией общества также не выносилось и в ЕИС не размещалось. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, заявитель суду не представил.
Исходя из вышеизложенного, суды верно указали, что предусмотренная документацией о закупке переторжка, состоявшаяся 29-30.01.2020, являлась не повторной, а первой, следовательно, ссылка общества на положения пункта 5.4.6 документации о закупки в данном случае является необоснованной, поскольку они регулируют порядок извещения участников закупки о дате и времени проведения повторных переторжек. Общество, фактически не проведя переторжку 23-24.12.2019 и назначив ее проведение на 29-30.01.2020, внесло изменения в извещение и документацию о закупке в части сроков проведения закупки и не уведомило участников закупки о таком изменении в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ и пунктом 2.3.2 документации о закупке.
Суды отметили, что информация о решении закупочной комиссии перенести проведение переторжки с декабря 2019 года на январь 2020 года (с 21 часа 00 минут 29.01.2020 по 22 часа 11 минут 30.01.2020) размещена на электронной торговой площадке https://www.b2b-center.ru 29.01.2020 в 20 часов 55 минут, то есть за пять минут до начала проведения этапа закупки. При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о нарушении обществом при проведении спорной закупки принципа информационной открытости, закрепленного статьей 3 Закона о закупках.
Суды также верно указали, что само по себе участие третьего лица в переторжке 29-30.01.2020 не свидетельствует о соблюдении заявителем принципа открытости закупки и требований Положения закупки и документации о закупке по извещению участников закупки о переносе сроков проведения этапов закупки, соответственно не может служить основанием для признания его действий законными и не нарушающими права и законные интересы участников закупки.
Исходя из вышеизложенного, является правильным вывод судов о законности решения и предписания управления.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 по делу N А63-4989/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений части 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, пунктов 2.3.2, 5.4.7 документации о закупке и пункта 2.3.3, подпункта "г" пункта 8.1.5.2 Положения о закупке следует, что в даты, указанные в пункте 8 части II "Информационная карта закупки" документации о закупке, закупочная комиссия общества должна была составить протоколы о том, что этапы закупки, в том числе переторжка не состоялись, указать причины по которым они не состоялись, а также сроки, на которые переносится проведение этапов закупки и опубликовать такие протокола в ЕИС. Однако заявитель этого не сделал. Решение, о переносе сроков проведения вышеназванных этапов закупки на январь 2020 года, как отдельный документ, закупочной комиссией общества также не выносилось и в ЕИС не размещалось. Каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном, заявитель суду не представил.
Исходя из вышеизложенного, суды верно указали, что предусмотренная документацией о закупке переторжка, состоявшаяся 29-30.01.2020, являлась не повторной, а первой, следовательно, ссылка общества на положения пункта 5.4.6 документации о закупки в данном случае является необоснованной, поскольку они регулируют порядок извещения участников закупки о дате и времени проведения повторных переторжек. Общество, фактически не проведя переторжку 23-24.12.2019 и назначив ее проведение на 29-30.01.2020, внесло изменения в извещение и документацию о закупке в части сроков проведения закупки и не уведомило участников закупки о таком изменении в сроки, предусмотренные частью 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ и пунктом 2.3.2 документации о закупке.
Суды отметили, что информация о решении закупочной комиссии перенести проведение переторжки с декабря 2019 года на январь 2020 года (с 21 часа 00 минут 29.01.2020 по 22 часа 11 минут 30.01.2020) размещена на электронной торговой площадке https://www.b2b-center.ru 29.01.2020 в 20 часов 55 минут, то есть за пять минут до начала проведения этапа закупки. При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о нарушении обществом при проведении спорной закупки принципа информационной открытости, закрепленного статьей 3 Закона о закупках."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2021 г. N Ф08-1359/21 по делу N А63-4989/2020