г. Краснодар |
|
23 марта 2021 г. |
Дело N А32-53465/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шевченко О.И. (доверенность от 15.12.2020), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ИПП" (ИНН 2315000897, ОГРН 1022302377514), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А32-53465/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ИПП" (далее - общество) о взыскании 612 386 рублей 96 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, 35 430 рублей 36 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 20.12.2018 по 23.09.2019, процентов, начисленных на сумму долга, в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, начиная с 24.09.2019 до момента фактической оплаты долга (уточненные требования).
Решением от 29.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.12.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. По мнению заявителя, факт задержки вагонов на путях общего пользования станции "Новороссийск" подтвержден актами общей формы; в них на начало и окончание простоя указаны номера спорных вагонов, период их задержки на путях общего пользования и причина задержки. Акты общей формы подписаны представителем ответчика с возражением, однако наличие разногласий не является основанием для освобождения грузополучателя от платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования. Факт занятости выставочных путей также подтверждается памятками приемосдатчика. В заключенном сторонами договоре отсутствуют условия, согласно которым истец обязан подавать вагоны на не полностью занятые выставочные пути ответчика. Действующим законодательством указанная судом обязанность железной дороги также не предусмотрена. Общество не представило доказательств, подтверждающих наличие причинной связи между несвоевременной уборкой спорных вагонов железной дорогой с выставочных путей и нахождением их на путях общего пользования. В материалы дела не представлены доказательства того, что после получения уведомлений о прибытии груза ответчик обращался к истцу с претензиями, в которых сообщал о готовности принять вагоны на пути необщего пользования и требовал подачи поступивших в его адрес вагонов в целях исключения простоя.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ответчика не явился, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и общество (владелец) заключили договор от 26.03.2018 N 239/2 (далее - договор) на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, по условиям которого осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ", являющегося его продолжением. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
В силу пункта 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из выставочных путей N 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ". Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Количество вагонов, одновременно подаваемых владельцу, устанавливается не более 67 цистерн (пункт 8 договора).
Учитывая специфику выгружаемого груза, вагоны сдаются раздельно по номенклатуре грузов, светлые нефтепродукты - в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - не более 20 вагонов, темные нефтепродукты - не более 12 вагонов.
Согласно пункту 9 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются группами в следующем количестве: светлые нефтепродукты - не менее 18 вагонов, КАС - не менее 20, темные нефтепродукты - не менее 12.
По согласованию сторон либо при недостатке вагонов допускается возврат меньшего количества.
Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожных выставочных путей в течение 5 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.
Пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен технологический срок оборота вагонов: для вагонов со светлыми нефтепродуктами - 10 часов при подаче вагонов в количестве 24 и менее - 3 часа; для вагонов с КАС - 6 часов 30 минут; для вагонов с темными нефтепродуктами в зимний период (15.10 - 15.04) - 12 часов; для вагонов с темными нефтепродуктами в летний период (15.04 - 15.10) - 8 часов.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца по ставкам Тарифного руководства, утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 с учетом коэффициентов индексации.
С сентября по ноябрь 2018 года на путях общего пользования станции "Новороссийск" СКЖД в ожидании подачи простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика.
По данному факту составлены акты общей формы о задержке вагонов на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. Все акты ответчик подписал с возражениями.
За период, указанный в актах общей формы, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 612 386 рублей 96 копеек.
Неоплата задолженности явилась основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Таким образом, выяснение причин нахождения вагонов на путях общего пользования и возможность взыскания за это платы с грузополучателя входит в предмет доказывания правомерности требований железной дороги.
Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Устава, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суды исходили из того, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине общества; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по зависящей от ответчика причине невозможности принятия вагонов на пути необщего пользования.
Суды указали, что истец не представил доказательств невозможности подачи вагонов на выставочные железнодорожные пути необщего пользования, используемые ответчиком для приема груженых вагонов от истца и передачи ему выгруженных (порожних) вагонов. Памятки приемосдатчика, представленные в материалы дела, не подтверждают полную занятость всех выставочных железнодорожных путей и, соответственно, отсутствие у истца возможности подать на них вагоны, прибывшие в адрес ответчика и находящиеся на путях станции "Новороссийск".
При этом акты общей формы, на основании которых вагоны отставлены железной дорогой в пути следования, сами по себе не доказывают невозможность подачи вагонов на пути необщего пользования.
Напротив, истец в спорный период отказывал в подаче под выгрузку вагонов на неполностью занятые выставочные пути ответчика (при наличии технической возможности постановки и обработки прибывших вагонов), чем искусственно создавал скопление вагонов на станционных путях.
Кроме того, причиной задержки вагонов на путях общего пользования явилась несвоевременная уборка железной дорогой с выставочных путей необщего пользования порожних вагонов, ранее поданных и выгруженных ответчиком, что, в свою очередь, препятствовало приему и выгрузке обществом вагонов, в дальнейшем прибывавших на станцию "Новороссийск".
Суды также сослались на пропуск истцом срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Претензия N 1351 с требованием выплатить 354 577 рублей 02 копейки, начисленных по факту простоя груженых вагонов на станции назначения за сентябрь - октябрь 2018 года, направлена ответчику 14.11.2018. Ответ на претензию представлен обществом 21.11.2018. Срок исковой давности по данной претензии (за вычетом периода ее рассмотрения - с 14.11.2018 по 21.11.2018) истек 08.11.2019. Исковое заявление подано 15.11.2019, то есть с пропуском срока исковой давности по данному требованию.
В отношении второй претензии (от 12.12.2018 N 1409 на сумму 568 544 рубля 06 копеек, начисленную по факту простоя груженых вагонов на станции назначения в ноябре 2018 года), принимая во внимание фактическую дату обращения истца с иском в суд (15.11.2019) и длительность досудебного урегулирования по претензии (7 дней), учитывая, что в данной претензии период окончания простоя датирован ранее 08.11.2019, требования также не подлежат удовлетворению в связи с истечением срока исковой давности.
Таким образом, поскольку железная дорога не представила доказательств вины грузополучателя (общества) в простаивании вагонов на путях общего пользования, а также обратилась в суд с иском с пропуском срока исковой давности, суды сделали обоснованный вывод об отказе в иске.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая выходит за пределы полномочий окружного суда.
Основания для отмены или изменения судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А32-53465/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе: задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) и такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом. Если в указанных в части одиннадцатой статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
...
Суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 195, 196, 199, 200, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Устава, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2021 г. N Ф08-2084/21 по делу N А32-53465/2019