город Ростов-на-Дону |
|
09 декабря 2020 г. |
дело N А32-53465/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Чотчаева Б.Т., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бархо В.Ю.,
при участии:
от истца: представителя Морозова Ф.И. по доверенности от 13.06.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 по делу N А32-53465/2019
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП" (ОГРН 1022302377514, ИНН 2315000897)
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российской железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП" (далее - ООО "ИПП", ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 612386,96 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 35430,36 руб. за период с 20.12.2018 по 23.09.2019, процентов, начисленные на сумму долга в размере 612386,96 руб. в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды просрочки, за период с 24.09.2019 до момента фактической уплаты указанной суммы долга (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений первоначально заявленных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что факт задержки вагонов на путях общего пользования станции Новороссийск оформлен актами общей формы. Факт занятости выставочных путей помимо актов общей формы подтверждается памятками приемосдатчика. Вывод суда о том, что истец обязан подавать вагоны на не полностью занятые выставочные пути ответчика, неправомерен. Ответчик не предоставил доказательств того, что имеется причинная связь между несвоевременной уборкой спорных вагонов железной дорогой с выставочных путей и нахождением вагонов на путях общего пользования. В материалах дела имеются документы (АОФ, памятки приемосдатчика), подтверждающие своевременное уведомление железной дорогой общества о предстоящей подаче вагонов и отсутствие доказательств обеспечения последним возможности их принятия на пути необщего пользования. В адрес ответчика поступают вагоны в количестве, которое он не может своевременно обработать, что и является причиной скопления вагонов на путях общего пользования, поскольку в адрес ответчика продолжали прибывать вагоны, но они не могли быть поданы на пути ответчика из-за их занятости ранее поданными вагонами.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ИПП" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "НПП" (владелец) заключен договор N 239/2 от 26.03.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ", являющегося его продолжением. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Указанным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
Согласно протоколу согласования разногласий от 12.10.2018 к данному договору он вступает в силу с 01.11.2018 (п. 11 протокола).
До указанного момента отношения сторон по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования регулировались ранее действовавшим договором N 239/2/199/19/13 от 25.03.2013.
Движение маневровых составов по железнодорожному пути необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций по движению поездов и маневровой работе и сигнализации на железных дорогах и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (пункт 4 договора N 239/2 от 26.03.2018). Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению (пункт 5 договора N 239/2 от 26.03.2018).
При наличии эксплуатационной возможности, по согласованию сторон подача вагонов производится в соответствии с заявкой. В соответствии с пунктом 6 договора уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно перевозчиком владельцу: приемосдатчик станции - диспетчеру владельца по телефону 38-581, с записью в книге уведомлений: формы ГУ-2.
Уведомление о предстоящей передаче подается не позднее чем, за 2 часа до подачи вагонов.
Вагоны, поданные перевозчиком, без уведомления, принимаются владельцем на ответственность через 2 часа после фактической подачи вагонов перевозчиком на выставочные пути. При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении, вагоны считаются поданными с момента, указанного в уведомлении. При подаче вагонов позднее срока, указанного в уведомлении, но не более 2 часов, вагоны принимаются на ответственность владельца с момента фактической подачи. Если опоздание превышает 2 часа, перевозчик обязан вновь уведомить владельца о предстоящей подаче. В случае невозможности слива вагонов, прибывших с отдельных станций отправления, владелец уведомляет об этом в письменном виде перевозчика в лице начальника станция Новороссийск. На данные факты перевозчиком составляется акт общей формы.
В силу пункта 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей необщего пользования N N 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ". Дальнейшее продвижение загонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Количество вагонов, одновременно подаваемых владельцу, устанавливается не более 67 цистерн (пункт 8 договора). Учитывая специфику выгружаемого груза, вагоны сдаются раздельно по номенклатуре грузов, светлые нефтепродукты - в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - не более 20 вагонов, темные нефтепродукты - не более 12 вагонов.
Согласно пункту 9 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются группами в количестве: светлые нефтепродукты - не менее 18 вагонов, карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - не менее 20, темные нефтепродукты - не менее 12 вагонов. По согласованию сторон, либо при недостатке на железнодорожном пути необщего пользования вагонов, допускается возврат меньшего количества вагонов.
О передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке владелец передает перевозчику уведомление: приемосдатчик владельца уведомляет приемосдатчика груза и багажа станции Новороссийск по телефону 38-627 с последующим письменным подтверждением в течение смены.
Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожных выставочных путей в течение 5 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.
В случае занятости выставочных путей необщего пользования, ранее убранными с оформленными перевозочными документами порожними вагонами более 5 часов по причинам, зависящим от перевозчика и невозможностью вывода следующей группы порожних вагонов на выставочные пути, акт общей формы не составляется (пункт 10 договора).
Сдача и прием грузов и вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях N N 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ" (пункт 11 договора).
Владелец может использовать выставочные пути N 6 и N 7 ООО "НМТ" по письменному уведомлению перевозчика, согласованному с ООО "НМТ".
При прибытии вагонов с нарушениями, предусмотренными статьей 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, выдача грузов производится с участием представителя перевозчика.
Пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен следующий технологический срок оборота вагонов: для вагонов со светлыми нефтепродуктами - 10 час. 00 мин. при подаче вагонов в количестве 24 и менее - 3 часа; для вагонов с КАС - 6 час. 30 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в зимний период (15.10 - 15.04) - 12 час. 00 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в летний период (15.04 - 15.10) 8 час. 00 мин.
В соответствии с пунктом 13 договора суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования по выгрузке основных родов грузов составляет: светлые нефтепродукты - 252 нагона; карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - 60 вагонов; темные нефтепродукты с 15.04 по 15.10 - 24 вагона, с 15.10 по 15.04 - 12 вагонов.
Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1,5 км в оба конца.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца по ставкам Тарифного руководства "плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/l с учетом коэффициентов индексации (далее - Тарифное руководство N 127-т/l).
В силу пункта 16 расчеты по договору производятся в соответствии с условиями соглашения об организации расчетов от 06.02.2018 N 23с/02-18, заключенного между владельцем и ОАО "РЖД".
Причитающиеся перевозчику платежи вносятся владельцем на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" через единый, лицевой счет (ЕЛС) владельца 1005755450:
- по подпункту "а" пункта 15 за услуги, оказываемые при подаче и уборке вагонов при применении ставок таблицы N 8 Тарифного руководства N 127-т/l - посредством ежемесячных авансовых платежей на первое число отчетного месяца, либо на первый рабочий день отчетного месяца.
- по подпунктам "б", "в" пункта 15 договора платежи вносятся владельцем по факту оказания услуг.
За несвоевременное внесение причитающихся перевозчику платежей владелец несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Как указано в исковом заявлении, в период с сентября по ноябрь 2018 года на путях общего пользования станции Новороссийск СКЖД в ожидании подачи простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика.
По данному факту составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. Все акты ответчик подписал с возражениями.
Занятость выставочных путец в периоды, указанные в актах общей формы, подтверждается актами общей формы и памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным Тарифным руководством N 127-т/l, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 612386,96 руб. (уточненные требования).
В адрес ответчика истцом направлены претензионные письма от 14.11.2018 N 1351 и от 12.12.2018 N 1409 с требованием оплатить время нахождения вагонов на путях общего пользования, однако претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца а арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно частям 11 - 13, 18 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца.
В пункте 22 договора стороны определили, что по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Правилами N 26.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно абзацу 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как следует из совокупного анализа статьи 39 УЖТ РФ, пунктов 4.6, 4.7 Правил N 26, Тарифного руководства N 127-т/1, что в законе закреплены два условия для внесения грузополучателем платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования, а именно: нарушение технологических норм выгрузки и, как следствие, нарушение срока доставки груза.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 N Ф08-7208/2020 по делу N А32-27944/2019 изложена правовая позиция, согласно которой основанием для взыскания платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является еще и доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования. По смыслу части 12 статьи 39 УЖТ РФ грузополучатель должен внести названную плату и в отсутствие нарушения технологических норм выгрузки вагонов, если невозможно в установленные сроки подать на выгрузку все поступившие в его адрес вагоны. Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в приеме груза в силу публичного характера договора перевозки; грузополучатель должен самостоятельно урегулировать количество отправляемого в его адрес груза со своими контрагентами - грузоотправителями (о чем также указано в статье 39 УЖТ РФ). Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем он может выгрузить, не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов внести плату за пользование инфраструктурой перевозчика. Перевозчик не должен нести бремя содержания вагонов на своих путях, в случае их прибытия более того количества, которое может переработать грузополучатель.
Грузополучатель в силу положений статьи 39 УЖТ РФ обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него. Таким образом, владелец данных путей (в данном случае ОАО "РЖД") при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Владелец железнодорожных путей в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов грузополучателя были заняты по причинам, зависящим от него, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов. Само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Отклонение от технологических сроков не является безусловным основанием для применения абзацев 11, 12 статьи 39 УЖТ РФ. Суду необходимо исследовать занятость путей необщего пользования и наличие технической возможности по приему вагонов в спорный период времени (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2018 по делу N А32-8959/2017).
На основании изложенного в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства соблюдения грузополучателем технологических сроков оборота и динамика занятости путей необщего пользования грузополучателя, наличие препятствий в подаче очередных вагонов для их приема и переработки грузополучателем, соотношение в соответствующие периоды объема неразгруженных вагонов на путях необщего пользования и задержанных вагонов на путях общего пользования владельца железнодорожных путей.
Основанием к начислению платы за нахождение вагонов на путях общего пользования являются акты общей формы, подписанные сторонами с возражениями.
Истец начислил ответчику плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 612386,96 руб. (уточненные требования).
В исковом заявлении причиной простоя вагонов указана занятость выставочных путей необщего пользования, находящихся в эксплуатации у ответчика.
В силу пункта 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, фактом задержки вагонов считается невозможность подачи их перевозчиком в срок, установленный договором или правилами перевозок грузов.
При этом временем окончания задержки вагонов является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей (абзац 6 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).
Вместе с тем, истец не представил доказательств невозможности подачи вагонов на выставочные железнодорожные пути необщего пользования, используемые ответчиком для приема груженых вагонов от истца и передачи истцу выгруженных (порожних) вагонов.
Памятки приемосдатчика, представленные в материалы дела, не подтверждают полную занятость всех выставочных железнодорожных путей и, соответственно, отсутствие у истца возможности подать на них вагоны, прибывшие в адрес ответчика и находящиеся на путях станции Новороссийск.
В этой связи акты общей формы, на которые ссылается истец, не доказывают вину ответчика в простое вагонов на путях общего пользования станции Новороссийск.
Ни один из представленных в дело актов общей формы не содержит сведений о занятости всех выставочных путей, перечисленных в заключенном между истцом и ответчиком договоре N 239/2 от 26.03.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
При заключении договора N 239/2 от 26.03.2018 стороны исходили из вместимости выставочных путей, которая применительно к спорному периоду определяется на основании инструкции "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО "Новороссийский мазутный терминал", утвержденной 27.04.2015 и согласованной заместителем начальника Северо-Кавказской железной дороги.
Договор не содержит положений, в силу которых условием подачи вагонов ответчику является наличие свободного полностью, а не частично, выставочного пути.
Между тем, истец в спорный период отказывал в подаче под выгрузку вагонов на неполностью занятые выставочные пути ответчика (при наличии технической возможности постановки и обработки прибывших вагонов), чем искусственно создавал скопление вагонов на станционных путях.
Регламентом взаимодействия при выполнении маневровых работ на железнодорожных путях необщего пользования NN 6, 7, 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ" от 30.12.2014, подписанным начальником железнодорожной станции Новороссийск, а также Инструкцией "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ИПП" на станции Новороссийск СКЖД" от 17.12.2015, согласованной заместителем начальника СКЖд по Краснодарскому территориальному управлению, установлены следующие условия: полезная вместимость железнодорожных путей, отсутствие каких-либо ограничений для перевозчика при подаче вагонов на частично занятый путь.
Истец в спорный период не соблюдал указанные условия, осуществляя подачу груженых вагонов в количестве, меньшем, чем позволяли возможности выставочных путей ответчика. При этом прибывшие в адрес ответчика вагоны, которые могли быть поданы под выгрузку, задерживались на станционных путях с последующим начислением по ним платы со стороны истца.
Кроме того, причиной задержки вагонов на путях общего пользования явилась несвоевременная уборка истцом с выставочных путей необщего пользования порожних вагонов, ранее поданных и выгруженных ответчиком, что, в свою очередь, препятствовало приему и выгрузке ответчиком вагонов, в дальнейшем прибывавших на станцию Новороссийск.
Согласно пункту 3.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов. Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
Поскольку договором от 25.03.2013 иной срок на уборку вагонов сторонами не был согласован, исходя из упомянутого выше Приказа МПС, в период действия данного договора срок уборки порожних вагонов составляет 2 часа с момента получения уведомления о завершении грузовых операций.
Срок уборки порожних вагонов в соответствии с договором от 26.03.2018 (в редакции пункта 6 протокола согласования разногласий от 12.10.2018) составляет 5 часов после получения истцом уведомления о готовности вагонов к уборке. Этот срок применяется с момента вступления в силу договора от 26.03.2018, т.е. с 01.11.2018.
При этом стороны согласовали, что в случае занятости выставочных путей ранее убранными, оформленными перевозочными документами порожними вагонами по причинам, зависящим от истца, плата истцом не начисляется, акт общей формы не составляется (п. 10 договора от 25.03.2019, п. 10 договора от 26.03,2018 в редакции пункта 6 протокола согласования разногласий от 12.10.2018).
В спорный период имели место систематические простои оформленных перевозочными документами порожних вагонов в ожидании уборки сверх установленного срока. Следствием таких простоев стала занятость железнодорожной инфраструктуры ОАО "РЖД".
Довод истца об отсутствии причинной связи между несвоевременной уборкой порожних вагонов с выставочных путей и простоем спорных вагонов на станции противоречит согласованным сторонами положениям договора и фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка истца на отсутствие доказательств обеспечения ответчиком возможности принятия вагонов на пути необшего пользования несостоятельна, поскольку по условиям заключенного между истцом и ответчиком договора подача вагонов ответчику производится по общему правилу на основании уведомления истца, а также по заявке ответчика при наличии эксплуатационной возможности (пункт 5 договора).
Следовательно, подача вагонов на выставочные пути зависит, прежде всего, от волеизъявления истца. Только в случаях заявленного ответчиком отказа от приема вагонов или ввиду отсутствия свободных вагоно-мест на выставочных путях истец лишается возможности подать вагоны.
Поскольку наличие вышеуказанных обстоятельств, препятствовавших подаче вагонов, истцом не доказано, простой вагонов на путях станции предъявлен ответчику неправомерно.
Изложенные выше обстоятельства, подтверждающие доводы ответчика о наличии свободных путей и возможности принять спорные вагоны, о задержке истцом уборки порожних вагонов подтверждены контррасчетом ответчика, анализом занятости железнодорожных путей необщего пользования, используемых ответчиком и памятками приемосдатчика, указанными в анализе и приложенными к нему.
Также ответчиком в суде первой инстанции заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
Пунктом 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 126 УЖТ РФ иски перевозчиков к грузоотправителям, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления таких исков.
Исковые требования вытекают из двух претензий, предъявленных истцом ответчику:
1. Претензия от 14.11.2018 N 1351 на сумму 354 577,02 руб., начисленную по факту простоя груженых вагонов на станции назначения (Новороссийск) в период сентябрь - октябрь 2018 года.
Ответ на претензию представлен ответчиком 21.11.2018, о чем свидетельствует отметка представителя истца на письме от 21.11.2018 N 4630.
2. Претензия от 12.12.2018 N 1409 на сумму 568 544,06 руб., начисленную по факту простоя груженых вагонов на станции назначения (Новороссийск) в ноябре 2018 года.
Ответ на претензию представлен ответчиком 18.12.2018, о чем свидетельствует отметка представителя истца на письме от 18.12.2018 N 5088.
Исковое заявление, включающее в себя суммы по двум вышеуказанным претензиям, подано истцом 15.11.2019.
Согласно пункту 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном; порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии, такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении). Непоступление ответа на претензию в течение 30 дней (часть 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором.
Из системного толкования пункта 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором. Таким образом, если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней или срока, установленного договором, или поступил за их пределами, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней либо на срок, установленный договором для ответа на претензию.
Соответствующая правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019.) Таким образом, период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не включается.
Таким образом, срок исковой давности по первой претензии (за вычетом периода ее рассмотрения - с 14.11.2018 по 21.11.2018) истек 08.11.2019. Исковое заявление подано 15.11.2019, т.е. за пределами указанного срока.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям истца по простоям в сентябре - октябре 2018 года, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, в том числе требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Требования в рамках второй претензии, по которым момент окончания простоев датирован ранее 08.11.2019, также не могли быть удовлетрены в связи с истечением срока исковой давности.
Учитывая поступившее от истца уточнение суммы заявленных требований в связи с метеоусловиями в пределах исковой давности могли быть взысканы только суммы начислений по пунктам NN 110 - 150 (простои, имевшие место 08, 09, 10, 12, 13, 14, 15, 16 и 27 ноября 2018 года). Общий размер данных требований составляет 222697,86 руб., включая НДС 18%.
Вместе с тем, как указано выше, простои в указанные выше даты помимо метеоусловий, учтенных истцом в уточненном расчете, связаны с двумя другими причинами, зависящими от самого истца:
- истец не подавал груженые вагоны на выставочные пути, используемые ответчиком, ссылаясь на их занятость. При этом фактически полезная вместимость выставочных путей позволяла ответчику принять и разгрузить вагоны, простаивавшие на путях станции Новороссийск;
- истец нарушал установленный договором N 239/2 от 26.03.2018 срок уборки с выставочных путей порожних вагонов, выгруженных ответчиком, что в свою очередь не позволяло ответчику своевременно принять груженые вагоны со станционных путей.
Влияние указанных обстоятельств на время простоя груженых вагонов на путях общего пользования станции Новороссийск отражено в контррасчете ответчика, прилагаемом к дополнительным пояснениям.
Таким образом, обстоятельства простоя спорных вагонов свидетельствуют о том, что плата в предъявленной истцом сумме начислена необоснованно, вагоны ответчика находились на путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузополучателя.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отказе в иске правомерен.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы (платежное поручение N 2279483 от 27.10.2020) подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.09.2020 по делу N А32-53465/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Б.Т. Чотчаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-53465/2019
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российский железные дороги"
Ответчик: ООО "ИПП"