г. Краснодар |
|
23 марта 2021 г. |
Дело N А32-20151/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Кухаря В.Ф. и Трифоновой Л.А., при участии от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Армада" (ИНН 2308053048, ОГРН 1022301209765) - Широковой М.В. (доверенность от 20.03.2020), в отсутствие истца - администрации муниципального образования города Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования города Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по делу N А32-20151/2020, установил следующее.
Администрация муниципального образования города Краснодар (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Армада" (далее - общество) об обязании в течение десяти дней со дня вступления решения в законную силу приступить к управлению многоквартирным домом (далее также - МКД) в порядке, определенном протоколом комиссии от 13.03.2019 N 1, до выбора собственниками помещений способа управления спорным МКД или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в МКД или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), но не более одного года; об обязании выполнить работы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - постановление N 290), в зависимости от конструктивных и технических параметров МКД; об обязании предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений дома в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354); исчислять размер платы за содержание жилых помещений МКД в размере, установленном протоколом комиссии от 13.03.2019 N 1, с последующей индексацией на момент заключения договора управления с собственниками помещений в соответствии с постановлением администрации от 19.02.2010 N 908 "Об установлении размеров платы за содержание жилого помещения"; о взыскании 10 тыс. рублей неустойки за каждый день просрочки по истечении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Названными решением от 23.10.2020 и оставившим его изменения постановлением апелляционного суда от 23.12.2020 в иске отказано.
В кассационной жалобе администрация просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель ссылается на то, что соответствующие права и обязанности возникли у ответчика в силу акта органа местного самоуправления. Невыполнение обществом функций управляющей организации может влечь наступление неблагоприятных последствий для администрации в части реализации полномочий органа местного самоуправления, возложенных на него жилищным законодательством.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя ответчика, поддержавшего доводы отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.03.2019 комиссией по определению управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления такими домами или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - комиссия), общество определено управляющей организацией МКД, расположенного по адресу: г. Краснодар, х. Ленина, МТФ-2 (почтовое отделение 37, д. 4; протокол N 1).
Письмами Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации от 14.03.2019 N 2613/25 и от 31.05.2019 N 6301/25 решение комиссии направлено обществу. Обществу указано на необходимость осуществления управления спорным МКД до выбора способа управления по результатам проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации либо до выбора способа управления МКД собственниками помещений.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - постановление N 75) по адресу www.torgi.gov.ru неоднократно размещались извещения о проведении открытого конкурса по отбору управляющих организации в спорном доме.
Полагая, что невыполнение обществом функций управляющей организации спорным МКД незаконно, администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Согласно части 17 статьи 161 Жилищного кодекса управление МКД, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 названной статьи, но не более одного года.
Пунктом 5 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616), предусмотрено, что в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД и включенная в перечень организаций для управления МКД, в отношении которого собственниками помещений в доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
Управляющие организации включаются в перечень организаций в соответствии с датой подачи управляющими организациями заявлений о включении их в перечень организаций или датой составления протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (в хронологическом порядке; пункт 6 Правил N 1616).
Согласно пункту 7.31 Положения о Департаменте городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 16.02.2012 N 26 (пункт 6), на которое ссылается истец, принятие решения от имени администрации об определении управляющей организации в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса, выносится в форме приказа директора Департамента.
Данный пункт 7.31 введен решением Городской думы Краснодара 24.10.2019, то есть после составления протокола комиссии от 13.03.2019. Таким образом, 13.03.2019 у Департамента не имелось полномочий выносить решения от имени администрации по определению управляющей компании в порядке, определенном Правилами N 1616, в том числе от имени членов комиссии.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, содержащим, в частности: перечень работ и услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров МКД, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Суды установили, что протокол комиссии от 13.03.2019 не содержит названного перечня, истец не указал, какие именно работы и услуги, в каких объемах и с какой периодичностью с учетом соответствующих характеристик дома ответчику необходимо выполнять. Рассматривая требования об обязании ответчика выполнить работы, предусмотренные Минимальным перечнем, утвержденным постановлением N 290, суды сослались на обязанность истца при принятии решения об определении управляющей компании для дома сформировать перечень работ, исходя из технических характеристик дома и установленного размера платы за содержание жилого помещения, и указать эти сведения в решении. Однако конкретный перечень работ для спорного дома сформирован не был. В протоколе комиссии не содержится сведений о МКД, площади, годе постройки, этажности, а также иных обязательных технических характеристиках.
Суды пришли к выводу, что требования истца противоречат пункту 3 Правил N 1616, согласно которому предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД в период управления управляющей компанией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354. То есть для управляющих организаций, определенных для управления МКД в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса, не предусмотрено предоставление собственникам и пользователям МКД коммунальных услуг, так как Правилами N 1616 эта обязанность возлагается на ресурсоснабжающие организации по прямым договорам с собственниками.
Кроме того, истец обязан рассчитать и определить размер платы за содержание и ремонт жилья в зависимости от конструктивных и технических параметров МКД, объема и количества обязательных работ и прочих параметров на основании необходимых технических документов на дом. Однако протокол комиссии от 13.03.2019 сведения о доме не содержит, техническая документация истцом ответчику по акту приема-передачи не представлена.
В иске отказано правильно. Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2020 по делу N А32-20151/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что протокол комиссии от 13.03.2019 не содержит названного перечня, истец не указал, какие именно работы и услуги, в каких объемах и с какой периодичностью с учетом соответствующих характеристик дома ответчику необходимо выполнять. Рассматривая требования об обязании ответчика выполнить работы, предусмотренные Минимальным перечнем, утвержденным постановлением N 290, суды сослались на обязанность истца при принятии решения об определении управляющей компании для дома сформировать перечень работ, исходя из технических характеристик дома и установленного размера платы за содержание жилого помещения, и указать эти сведения в решении. Однако конкретный перечень работ для спорного дома сформирован не был. В протоколе комиссии не содержится сведений о МКД, площади, годе постройки, этажности, а также иных обязательных технических характеристиках.
Суды пришли к выводу, что требования истца противоречат пункту 3 Правил N 1616, согласно которому предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД в период управления управляющей компанией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354. То есть для управляющих организаций, определенных для управления МКД в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса, не предусмотрено предоставление собственникам и пользователям МКД коммунальных услуг, так как Правилами N 1616 эта обязанность возлагается на ресурсоснабжающие организации по прямым договорам с собственниками."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2021 г. N Ф08-1741/21 по делу N А32-20151/2020