г. Краснодар |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А32-11866/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (ИНН 2309003547, ОГРН 1022301436629), органов, осуществляющих публичные полномочия: администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310041258, ОГРН 1022301172475) и третьего лица - департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А32-11866/2019, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация), департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным решение администрации от 20.12.2018 N 29288/26 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка" по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Шоссе Нефтяников, 38/5, как противоречащего положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс);
- обязать администрацию принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Шоссе Нефтяников, 38/5, под принадлежащим обществу железнодорожным путем N 31 протяженностью 78 м, кадастровый номер 23:43:0000000:18550 (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Заявление основано на положениях статей 11.10, 39.6, 39.14, 39.15, 39.20 Земельного кодекса, статей 18, 23, 26, 35, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Требования мотивированы незаконностью решения уполномоченного муниципального органа, отказавшего в предварительном согласовании предоставления земельного участка обществу, являющемуся собственником расположенного на нем сооружения (железнодорожного пути).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент архитектуры).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Суды установили, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 20.03.2018 общество является собственником сооружения железнодорожного транспорта (путь N 31, 1963 года постройки, протяженностью 78 м, кадастровый номер 23:43:0000000:18550). Сооружение расположено по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Шоссе Нефтяников, 38/5, основание регистрации права собственности - определение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2013. В целях формирования под объектом земельного участка общество обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 349 кв. м. Решением, изложенным в письме от 20.12.2018 N 29288/26 "Об отказе в предоставлении муниципальной услуги", заявителю отказано в предоставлении муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка". Решение об отказе обосновано ссылками на пункт 17 статьи 39.16, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса и мотивировано следующим. Согласно заключению департамента архитектуры от 10.12.2108 N 29/11526-1 образуемый земельный участок расположен в зоне планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога) в соответствии с Генеральным планом муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 пункт 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" (далее - Генеральный план). Указанный в заявлении земельный участок в соответствии с документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов. Схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в пункте 12 статьи 11.10 Земельного кодекса. Общество, указывая на незаконность решения администрации об отказе в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги, нарушающего его права (интересы) как собственника объекта (железнодорожного пути), оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 11.10, 39.2, 39.6, 39.14, 39.15, 39.20, 85 Земельного кодекса. В письме департамента архитектуры от 10.12.2018 N 29/11523-1 указано, что в соответствии с генеральным планом образуемый земельный участок расположен в зоне планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога), он расположен в зоне транспортной инфраструктуры. Общая площадь формируемого земельного участка для эксплуатации железнодорожных путей составляет 349 кв. м протяженностью 78 м. Согласно приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 норма отвода земельного участка, необходимого для формирования полосы отвода железных дорог для рассматриваемого земельного участка составляет 1560 кв. м (78 х 20). Данный участок (площадью 349 кв. м) не превышает технологические нормы. В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 (в редакции от 19.08.2010 N 81 п. 5) земельный участок по Шоссе Нефтяников расположен в производственной зоне (П) и зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж.2). В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 п. 6 (в редакции от 16.07.2018 N 57 п. 12) земельный участок по ул. Шоссе Нефтяников расположен в производственной зоне. По сведениям департамента архитектуры, изложенным в письме от 02.03.2020 N 2931/29, согласно генеральному плану объект капитального строительства (железнодорожный путь N 31) проходит по территории между земельными участками с кадастровыми номерами 23:43:0201040:156, 23:43:0201040:1109 и 23:43:0201040:1, расположен в зоне транспортной инфраструктуры. По запросу суда первой инстанции (определение от 16.07.2020) относительно несоответствия схемы расположения спорного земельного участка, департамент архитектуры пояснил (письма от 22.07.2020 N 9321/29, от 24.07.2020 N 9420/29), что в схеме нумерация точек образуемого земельного участка должна быть сквозной, отсутствуют адресные ориентиры. Кроме того, в соответствии с выпиской из ЕГРН от 06.05.2020 N 23/153/011/2020-3887 объект недвижимости с кадастровым номером 23:43:0000000:18550, назначение "сооружения железнодорожного транспорта", протяженностью 78 м, наименование "путь N 31", расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:14025. По сведениям публичной реестровой карты земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:14025 имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации железнодорожных путей". Из пояснений представителя общества следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0000000:14025 находится в собственности общества на протяжении длительного периода времени. Из представленной обществом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которую общество просит утвердить, видно, что схема предполагает формирование земельного участка только под частью указанного железнодорожного пути с кадастровым номером 23:43:0000000:18550. Другая же часть железнодорожного пути расположена на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:14025. Следовательно, общество просит утвердить схему расположения земельного участка, образуемого только под частью железнодорожного пути. При этом граница земельного участка будет пересекать железнодорожный путь, разделяя этот путь на две части, одна из которых (меньшая по длине) останется за границами формируемого земельного участка, располагаясь на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:14025. При таких обстоятельствах, формирование под единым объектом недвижимости земельного участка, в результате которого часть такого объекта остается за границами земельного участка, то есть формирование земельного участка только под частью единого объекта недвижимости, недопустимо. Меньшая часть железнодорожного пути с кадастровым номером 23:43:0000000:18550 расположена на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:14025, принадлежащем обществу на праве собственности, тогда как испрашиваемый под другой, большей частью того же железнодорожного пути земельный участок, который общество просит сформировать в соответствии с представленной схемой, общество планирует оформить в аренду. Таким образом, железнодорожный путь располагался бы, в случае удовлетворения заявленных в настоящем деле требований, на двух земельных участках, один из которых находится у общества в собственности, а другой - в аренде. То есть железнодорожный путь, по мнению общества, располагался бы частично на землях, находящихся в частной собственности, а частично на землях муниципального образования, находящихся в неразграниченной государственной собственности. С учетом установленных обстоятельств, судебные инстанции отказали обществу в удовлетворении заявления.
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие судебных выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. В нарушение пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса отказ администрации не содержит обоснований несоответствия представленной заявителем схемы форме, формату и требованиям к ее подготовке. Администрацией не представлено доказательств наличия красных линий с целью установления границ территории общего пользования, планируемой под размещение транспортной инфраструктуры в соответствии с Генеральным планом в границах образуемого земельного участка, а также наличие утвержденной документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания). В распоряжении общества отсутствуют нормативные документы, подтверждающие резервирование земельного участка, расположенного под объектом недвижимого имущества под развитие сетей железнодорожного транспорта муниципального или федерального значения. Заявитель ходатайствовал об истребовании Генерального плана для непосредственного исследования вопроса о том, действительно ли существует наложение испрашиваемого заявителем земельного участка на зону планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога). Из представленного в судебном заседании фрагмента генерального плана и пояснений специалиста департамента архитектуры однозначно не следовало, что земельный участок, формируемый заявителем под принадлежащим ему железнодорожным путем, имеет наложение на зону планируемой к размещению автомобильной дороги. Кроме того, в обоснование законности отказа администрации суд привел иные доводы, нежели приводили муниципальные органы в настоящем деле. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали недопустимым, когда железнодорожный путь располагается на двух земельных участках, один из которых принадлежит собственнику железнодорожного пути на праве собственности (ранее был выкуплен), а второй - на праве аренды. При этом суды не учли, что такой подход лишает общество возможности реализовать принадлежащее ему в соответствии с законом исключительное право на приобретение земельного участка в аренду под принадлежащим ему объектом недвижимости. Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не содержат запрета на строительство одного объекта на нескольких смежных земельных участках и даже допускают ситуацию, когда одно здание может располагаться на нескольких земельных участках. Апелляционный суд не дал должной оценки тому обстоятельству, что суд первой инстанции вышел за пределы рассмотрения дела. Даже если учесть, что формируемый земельный участок был бы признан ограниченным в обороте (в случае доказанности факта наложения на зону планируемой автодороги), это не лишает заявителя права на получение испрашиваемого участка в аренду. Общество формирует земельный участок именно в целях получения в аренду, а не в целях приобретения в собственность.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником сооружения железнодорожного транспорта (путь N 31, 1963 года постройки, протяженностью 78 м, кадастровый номер 23:43:0000000:18550). Сооружение расположено по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Шоссе Нефтяников, 38/5, основание регистрации права собственности - определение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.12.2013 (выписка из ЕГРН от 20.03.2018).
В целях формирования под принадлежащим ему объектом земельного участка общество обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 349 кв. м.
Решением, изложенным в письме от 20.12.2018 N 29288/26 "Об отказе в предоставлении муниципальной услуги", заявителю отказано в предоставлении муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка". Решение обосновано ссылками на пункт 17 статьи 39.16, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса и мотивировано следующим. Согласно заключению департамента архитектуры от 10.12.2108 N 29/11526-1 образуемый земельный участок в соответствии с Генеральным планом расположен в зоне планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога). Указанный в заявлении земельный участок в соответствии с документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов. Схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в пункте 12 статьи 11.10 Земельного кодекса.
Общество, указывая на незаконность решения администрации об отказе в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги, нарушающего его права (интересы) как собственника объекта недвижимости (железнодорожного пути), оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса, для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса без проведения торгов заключается договор аренды в отношении земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 Земельного кодекса.
Если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. После подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участков предусматривает: подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 того же Кодекса, в случае, если участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (статья 39.14 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса).
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 39.10 настоящего Кодекса оснований (пункт 1 статьи 39.15 Земельного кодекса).
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованным лицом прилагаются документы, указанные в пункте 2 статьи 39.15 Земельного кодекса. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, приведенных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса. Одним из таких оснований является невозможность утверждения схемы расположения земельного участка, приложенной к заявлению о предварительном согласовании его предоставления, по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что земельный участок формируется для эксплуатации принадлежащего обществу сооружения железнодорожного транспорта (железнодорожного пути N 31) с кадастровым номером 23:43:0000000:18550. Данное сооружение расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0000000:14025, который находится в собственности общества и имеет вид разрешенного использования "для эксплуатации железнодорожных путей". Из представленной обществом для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории видно, что предполагается образование земельного участка только под частью указанного железнодорожного пути с кадастровым номером 23:43:0000000:18550. Другая же часть того же пути расположена на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0000000:14025. Таким образом, общество просит утвердить схему расположения земельного участка только под частью железнодорожного пути. При этом граница образуемого участка будет пересекать железнодорожный путь, разделяя его на две части, одна из которых (меньшая по длине) останется за границами формируемого земельного участка, располагаясь на участке с кадастровым номером 23:43:0000000:14025. Между тем, образование под единым объектом недвижимости земельного участка, в результате которого часть такого объекта остается за границами земельного участка, то есть формирование земельного участка только под частью единого объекта недвижимости, недопустимо. С учетом установленных обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы общества о незаконности оспариваемого отказа администрации по мотиву планируемого размещения в границах образуемого земельного участка, находящегося в зоне транспортной инфраструктуры, объекта местного значения (автомобильной дороги), признается судом округа обоснованным. Расположение земельного участка, на котором размещен принадлежащий обществу железнодорожный путь, в зоне транспортной инфраструктуры, само по себе не является основанием для отказа в его образовании и предоставлении собственнику объекта недвижимости в аренду. В соответствии с действующим земельным законодательством указанное администрацией основание не лишает права собственника объекта недвижимости на заключение без торгов договора аренды земельного участка, занятого таким объектом и необходимого для его использования. Доказательств, подтверждающих принятие в установленном законом порядке решения о сносе железнодорожного пути или об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, не представлено. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что на земельном участке, который просит образовать общество, планируется размещение объекта местного значения (автомобильной дороги). В рамках настоящего дела заявитель просит предварительно согласовать предоставление (утвердить схему расположения) земельного участка по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Шоссе Нефтяников, 38/5. В письме департамента архитектуры от 10.12.2018 N 29/11523-1, на которое суды сослались в обоснование вывода о планируемом размещении объекта местного значения (автомобильной дороги), содержится информация об участке с адресным ориентиром: г. Краснодар, Западный округ, ул. Шоссе Нефтяников, 44Б. В письме департамента архитектуры от 02.03.2020 N 2931/29 указание на планируемое размещение объекта местного значения отсутствует, имеется лишь ссылка на то, что образуемый участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры. Иных доказательств, надлежаще подтверждающих факт размещения в границах формируемого земельного участка планируемого объекта местного значения (автомобильной дороги), в материалах дела не имеется. Поэтому вывод судебных инстанций о невозможности образования земельного участка, находящегося в зоне транспортной инфраструктуры, в связи планируемым размещением в его границах объекта местного значения (автомобильной дороги), признается окружным судом преждевременным. Вместе с тем, это не привело к принятию незаконных судебных актов с учетом установленных судами обстоятельств формирования земельного участка под частью единого объекта недвижимости (железнодорожного пути N 31), что противоречит пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса. Кроме того, заявитель не опровергает в кассационной жалобе обстоятельства, изложенные в письмах департамента архитектуры от 22.07.2020 N 9321/29, от 24.07.2020 N 9420/29, относительно несоответствия схемы расположения образуемого участка иным установленным требованиям (в схеме нумерация точек образуемого земельного участка должна быть сквозной, отсутствуют адресные ориентиры).
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Государственная пошлина уплачена обществом в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 18.01.2021 N 90).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А32-11866/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы общества о незаконности оспариваемого отказа администрации по мотиву планируемого размещения в границах образуемого земельного участка, находящегося в зоне транспортной инфраструктуры, объекта местного значения (автомобильной дороги), признается судом округа обоснованным. Расположение земельного участка, на котором размещен принадлежащий обществу железнодорожный путь, в зоне транспортной инфраструктуры, само по себе не является основанием для отказа в его образовании и предоставлении собственнику объекта недвижимости в аренду. В соответствии с действующим земельным законодательством указанное администрацией основание не лишает права собственника объекта недвижимости на заключение без торгов договора аренды земельного участка, занятого таким объектом и необходимого для его использования. Доказательств, подтверждающих принятие в установленном законом порядке решения о сносе железнодорожного пути или об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, не представлено. Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что на земельном участке, который просит образовать общество, планируется размещение объекта местного значения (автомобильной дороги). В рамках настоящего дела заявитель просит предварительно согласовать предоставление (утвердить схему расположения) земельного участка по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Шоссе Нефтяников, 38/5. В письме департамента архитектуры от 10.12.2018 N 29/11523-1, на которое суды сослались в обоснование вывода о планируемом размещении объекта местного значения (автомобильной дороги), содержится информация об участке с адресным ориентиром: г. Краснодар, Западный округ, ул. Шоссе Нефтяников, 44Б. В письме департамента архитектуры от 02.03.2020 N 2931/29 указание на планируемое размещение объекта местного значения отсутствует, имеется лишь ссылка на то, что образуемый участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры. Иных доказательств, надлежаще подтверждающих факт размещения в границах формируемого земельного участка планируемого объекта местного значения (автомобильной дороги), в материалах дела не имеется. Поэтому вывод судебных инстанций о невозможности образования земельного участка, находящегося в зоне транспортной инфраструктуры, в связи планируемым размещением в его границах объекта местного значения (автомобильной дороги), признается окружным судом преждевременным. Вместе с тем, это не привело к принятию незаконных судебных актов с учетом установленных судами обстоятельств формирования земельного участка под частью единого объекта недвижимости (железнодорожного пути N 31), что противоречит пункту 6 статьи 11.9 Земельного кодекса. Кроме того, заявитель не опровергает в кассационной жалобе обстоятельства, изложенные в письмах департамента архитектуры от 22.07.2020 N 9321/29, от 24.07.2020 N 9420/29, относительно несоответствия схемы расположения образуемого участка иным установленным требованиям (в схеме нумерация точек образуемого земельного участка должна быть сквозной, отсутствуют адресные ориентиры)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2021 г. N Ф08-901/21 по делу N А32-11866/2019