г. Краснодар |
|
29 марта 2021 г. |
Дело N А32-7963/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Герасименко А.Н. и Мацко Ю.В., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Россети Кубань" (ИНН 2309001660, ОГРН 1022301427268) - Свечкаревой М.В. (доверенность от 10.12.2020), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Москаленко Г.В. (доверенность от 18.05.2020), третьего лица - Батманова В.Л., в отсутствие третьих лиц: ПАО "ТНС ЭнергоКубань", Бажан Л.А., извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе, путем размещения информации в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу ПАО "Россети Кубань" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по делу N А32-7963/2020, установил следующее.
ПАО "Кубаньэнерго" (изменено наименование на ПАО "Россети Кубань", далее - общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 23.01.2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде штрафа в размере 600 тыс. рублей.
Решением от 20.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и отсутствие в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы жалобы, представитель управления и Батманов В.Л. просили в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, управление в отсутствие надлежаще извещенного представителя общества составило протокол об административном правонарушении от 19.12.2019. Согласно протоколу, в управление поступили направленное из прокуратуры Краснодарского края коллективное обращение граждан и обращение Батманова В.Л. о том, что в 2019 году в Темрюкском и Славянском районах потребителям предписано написать заявление на распломбирование счетчика, а при замене прибора учета общество указало на необходимость осуществления замены (установки) вводных автоматов номиналом 10 А, в то время, как ранее устанавливались вводные устройства от 16 А до 25 А, которые принимались сетевой организацией.
Управление приняло постановление от 23.01.2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса в виде 600 тыс. рублей штрафа за нарушение Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, далее - Правила недискриминационного доступа), выразившееся в несоблюдении пункта 30.1 названных Правил путем ограничении потребителям Темрюкского и Славянских районов потребления электрической энергии в период действия договоров энергоснабжения в пределах максимальной мощности.
Общество, полагая постановление управления незаконным, обратилось с заявлением в суд.
Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. В соответствии с частью 2 статьи 9.21 Кодекса повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 30.1 Правил недискриминационного доступа в подлежащей применению редакции при присоединении к электрической сети, в том числе опосредованном, и заключении договора за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах максимальной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными актами. Ограничение права на получение электрической энергии (мощности) возможно только в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.
Пунктом 13(1) Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что величина максимальной мощности энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства) определяется в процессе технологического присоединения или в соответствии с разделом IV Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и указывается в документах о технологическом присоединении, если иное не установлено настоящим пунктом. В случае если в документах о технологическом присоединении величина максимальной мощности энергопринимающих устройств не указана и (или) если документы о технологическом присоединении утеряны, величина максимальной мощности определяется в соответствии с разделом VIII Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Пункту 77 Правил недискриминационного доступа в случае отсутствия у лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов, документов о технологическом присоединении, а также в случае, если в таких документах не указана величина максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в том числе расчетным способом) и иное не установлено соглашением сторон, величина максимальной мощности энергопринимающих устройств определяется в рамках границ балансовой принадлежности с указанием величины максимальной мощности для каждой точки присоединения в отношении энергопринимающего устройства, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании потребителю, а если у потребителя несколько энергопринимающих устройств, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства, то величина максимальной мощности энергопринимающих устройств определяется в отношении такой совокупности энергопринимающих устройств. В отношении таких лиц сетевая организация определяет величину максимальной мощности по выбору лица, обратившегося с заявлением о переоформлении документов: а) исходя из максимальной величины мощности (нагрузки), определенной по результатам проведения контрольных замеров (летний и зимний контрольный замерный день) за последние 5 лет либо за срок, когда контрольные замеры проводились, если этот срок составляет меньше 5 лет. По согласованию сторон допускается использование таких замеров в дни, отличные от летнего и зимнего контрольного замерного дня; б) исходя из расчетной величины максимальной мощности, определяемой как максимальное значение из почасовых объемов потребления электрической энергии, полученных за последние 3 года, либо, в случае если с момента технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии) прошло менее 3 лет, - с момента осуществления технологического присоединения (начала оказания услуг по передаче электрической энергии), в следующем порядке: при наличии показаний интервальных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - исходя из их показаний в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии; при наличии показаний интегральных расчетных приборов учета электрической энергии за соответствующий период (часть периода) - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, для случая наличия показаний интегральных контрольных приборов учета без ограничения на величину максимальной мощности соответствующих почасовых значений; при отсутствии показаний интервальных и интегральных расчетных приборов учета электрической энергии - в соответствии с порядком определения почасовых объемов потребления электрической энергии, предусмотренным пунктом 166 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета.
Как установили суды, в отношении объектов, принадлежащих гражданам Петренко О.А., Прокопенко Л.Ф., Деньгиной А.Л., Подручной Л.А., Кулида И.П., Астраханцеву Л.Г., Тихому В.Д., Рак А.Г., Ежовой Л.И., Красницкой И.В., Жданову А.В. согласно актам, составленным в 2019 году, установлены вводные автоматы 10 А. В материалы дела также представлены акты в отношении объектов, принадлежащих иным гражданам в этих же населенных пунктах, в которых указано, что установлены вводные автоматы 16 А; в части имеющихся в материалах дела актов номинал вводного автомата не указан.
Как пояснило общество, автоматический выключатель для однофазного ввода с максимальной мощностью 2 кВт, ближайший в сторону увеличения, выбирается с номинальным значением токовой отсечки 10 А, поэтому в отношении объектов потребителей с величиной максимальной мощности равной 2 кВт автоматический выключатель с номинальным значением токовой отсечки 10 А подобран верно.
ПАО "ТНС энерго Кубань" (сбытовая организация) пояснило, что с гражданами заключены договоры энергоснабжения, в которых не прописана максимальная разрешенная мощность в связи с отсутствием технической документации; договоры заключены, в том числе, путем совершения потребителями действий, свидетельствующих о намерении получать электроэнергию с учетом фактически потребляемой электроэнергии, техническая документация, подтверждающая установленную максимальную мощность 2 кВт в отношении указанных потребителей отсутствует.
Как пояснил в судебном заседании суда кассационной инстанции Батманов В.Л., подключение принадлежащих гражданам объектов к электрическим сетям осуществлялось несколько десятков лет назад, документы не сохранились, в течение всего периода времени граждане потребляли электроэнергию и производили оплату фактического потребления, требования о необходимости потребления в пределах максимальной мощности 2 кВт им не предъявлялись.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, далее - Правила N 442) граждане - потребители электрической энергии, за исключением граждан, указанных в пункте 69 настоящего документа, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с настоящим документом с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией. Действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме. Договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и указанным гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, указанных в настоящем пункте действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии (пункт 72 Правил N 442).
Наличие заключенного гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком подтверждается документом об оплате этим гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение, период, за который внесена плата, и адрес местонахождения энергопринимающего устройства, потребление электрической энергии которым оплачивается. Кроме того, по желанию гражданина в документе могут быть указаны фамилия, имя и отчество этого гражданина. В этом случае договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящим документом, с даты, соответствующей дате начала периода, за который гражданином произведена первая оплата электрической энергии этому гарантирующему поставщику (пункт 73 Правил N 442).
В отношении объектов граждан - потребителей электрической энергии на территории Темрюкского и Славянского районо, которым надлежало установить вводной автомат 10 А, документы, подтверждающие подключение энергопринимающих устройств с разрешенной максимальной мощностью 2 Квт, не представлены.
Доказательства, свидетельствующие о том, что названные граждане на протяжении предшествующих периодов осуществляли потребление электроэнергии в пределах максимальной мощностью энергопринимающих устройств 2 Квт, отсутствуют.
Сведения о том, что ранее в отношении граждан предъявлялись требования о необходимости потребления энергоресурса в пределах разрешенной максимальной мощности 2 кВт, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о том, что у этих граждан ранее также стояли вводные устройства номиналом 10 А, отсутствуют.
Довод общества о том, что согласно сведениям, содержащимся в программе формирования полезного отпуска электроэнергии, максимальная мощность энергопринимающих устройств в населенных пунктах Темрюкского и Славянского районов, в которых проживают граждане, составляет 2 кВт, обоснованно не принят судами, поскольку в отсутствие документов, являвшихся основанием для внесения сведений в названную программу, сведения из данной программы не могут быть приняты как надлежащие доказательства, подтверждающие, что у всех граждан, которым предписано установить вводное устройство 10 А, максимальная мощность энергопринимающих устройств составляет 2 кВт. Доказательства, свидетельствующие о том, что величина максимальной мощности потребителей 2 кВт определена в соответствии с порядком, установленным в пункте 77 Правил недискриминационного доступа, не представлены.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о доказанности управлением того обстоятельства, что в результате вменяемых обществу действий было фактически ограничено получение гражданами - потребителями электроэнергии в любой период времени действия договоров энергоснабжения в пределах максимальной мощности по сравнению с условиями получения электроэнергии согласно действовавшим договорным отношениями, чем нарушены Правила недискриминационного доступа.
При определении признака повторности совершенного правонарушения суды установили, что общество привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса (дело N А32-16218/2019). Указанные обстоятельства податель жалобы не оспаривает.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения, наличии чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которые от него требовались, не представлены.
Нарушений сроков и процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено, соответствующие доводы в кассационной жалобе не приведены.
Суды учли характер совершенного обществом правонарушения и пришли к выводу о соразмерности назначенного административного наказания допущенному нарушению. Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 Кодекса, а также наличие оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса о снижении штрафа не установлено; административный штраф назначен в размере санкции нормы части 2 статьи 9.21 Кодекса.
Довод о необоснованном отказе суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о привлечении специалиста, являющегося работником общества, не является основанием для отмены судебных актов, принимая во внимание, что общество имело возможность представить пояснения данного лица, как в антимонопольный орган, так и в суд.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по делу N А32-7963/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие заключенного гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком подтверждается документом об оплате этим гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение, период, за который внесена плата, и адрес местонахождения энергопринимающего устройства, потребление электрической энергии которым оплачивается. Кроме того, по желанию гражданина в документе могут быть указаны фамилия, имя и отчество этого гражданина. В этом случае договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящим документом, с даты, соответствующей дате начала периода, за который гражданином произведена первая оплата электрической энергии этому гарантирующему поставщику (пункт 73 Правил N 442).
...
При определении признака повторности совершенного правонарушения суды установили, что общество привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса (дело N А32-16218/2019). Указанные обстоятельства податель жалобы не оспаривает.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Суды учли характер совершенного обществом правонарушения и пришли к выводу о соразмерности назначенного административного наказания допущенному нарушению. Признаков, характеризующих совершенное правонарушение как малозначительное и влекущих необходимость применения положений статьи 2.9 Кодекса, а также наличие оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса о снижении штрафа не установлено; административный штраф назначен в размере санкции нормы части 2 статьи 9.21 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2021 г. N Ф08-1953/21 по делу N А32-7963/2020