Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Цели и основные задачи бюджетной и налоговой политики
на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов
Бюджетная и налоговая политика муниципального образования на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов будет сохранять свою направленность на долгосрочную сбалансированность и обеспечение стабильности в бюджетном секторе.
В основу разработки основных направлений бюджетной и налоговой политики принят базовый вариант сценарных условий прогноза социально-экономического развития города на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов, предполагающий восстановительный рост экономики и наращивание производства отечественных товаров и услуг на фоне возможных рисков, обусловленных замедлением мировой экономики и ужесточением санкционного давления.
Главными рисками, которые могут возникнуть в ходе реализации, являются изменения норм федерального и окружного законодательства, влекущие за собой снижение доходов и (или) увеличение расходов бюджета города, ухудшение общеэкономической ситуации как в стране, так и в городе, в связи с чем могут потребоваться дополнительные меры по минимизации негативных последствий.
Приоритетным направлением бюджетной и налоговой политики является проведение целенаправленной работы, ориентированной на рост доходного потенциала, выявления скрытых резервов, повышения уровня собираемости доходов, сокращения дебиторской задолженности по поступлениям в бюджет города.
В целях достижения позитивного сценария исполнения доходной части бюджета города в предстоящем бюджетном цикле будет продолжена работа по следующим направлениям:
повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное планирование и выполнение плановых назначений по доходам;
обеспечение надежности параметров, положенных в основу формирования доходной базы бюджета;
совершенствование управления дебиторской задолженностью по доходам;
расширение налоговой базы, повышение собираемости имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами;
обеспечение рационального и эффективного использования муниципального имущества и бюджетных средств.
Достижению поставленных целей будет способствовать следующий план намерений и действий:
мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, как меры, способствующей повышению качества администрирования доходов;
мониторинг полноты и своевременности поступления платежей в доход бюджета города, в том числе мониторинг налоговых платежей, уплачиваемых крупными организациями города с целью прогнозирования налоговых поступлений;
переход к цифровизации системы администрирования и прогнозирования доходов бюджета, создание единого информационного пространства для финансового органа и главных администраторов доходов бюджетов;
реализация планов мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов и муниципального долга;
реализация мероприятий по снижению дебиторской задолженности по неналоговым доходам, в том числе посредством деятельности рабочих групп по контролю за поступлением арендных платежей;
определение главными администраторами доходов порядка действий подведомственных администраторов доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет на всех этапах работы с дебиторской задолженностью, начиная с момента истечения срока уплаты соответствующего платежа в бюджет и заканчивая мероприятиями по ее принудительному взысканию;
установление администраторами доходов бюджета регламента реализаций полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, разработанного в соответствии с общими требованиями Министерства финансов Российской Федерации;
информирование юридических и физических лиц об обязательности уплаты налогов в установленные сроки, в том числе, проведение совместно с налоговым органом информационных кампаний по повышению налоговой грамотности граждан, а также индивидуальная работа с отдельными должниками в рамках заседания комиссии по мобилизации дополнительных доходов бюджета города;
расширение налогооблагаемой базы по имущественным налогам, в том числе за счет выявления правообладателей объектов недвижимости, незарегистрированных в базе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре) и налогового органа, а также реализации мероприятий, направленных на легализацию трудовых отношений;
вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых или неэффективно используемых объектов недвижимости и земельных участков, осуществление муниципального контроля с целью выявления их неправомерного, нецелевого использования;
применение взвешенного подхода к установлению налоговых и неналоговых льгот и преференций.
Основными целями долговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов являются своевременное исполнение текущих долговых обязательств, сохранение показателей долговой устойчивости в пределах безопасных значений, а также обслуживание муниципального долга на максимально выгодных условиях.
Традиционно основными задачами долговой политики городского округа являются:
- поддержание приемлемого, экономически обоснованного объема
муниципального долга;
- совершенствование сложившейся системы управления муниципальным долгом;
- снижение рисков в сфере управления муниципальным долгом;
- эффективное управление остатками средств на едином счете местного бюджета в целях недопущения образования кассового разрыва;
- гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков и использование наиболее оптимальных форм и сроков заимствований;
- сохранение репутации муниципального образования, как надежного заемщика с высоким уровнем кредитоспособности, безупречно и своевременно выполняющего свои финансовые обязательства;
- открытость и прозрачность управления муниципальным долгом.
Инструментами реализации долговой политики выступят:
- привлечение кредитов кредитных организаций в форме возобновляемых кредитных линий в условиях регулярного мониторинга рынка финансовых услуг и размера ключевой ставки, установленной Банком России;
- определение объемов и параметров муниципальных заимствований с учетом необходимости обеспечения сбалансированности бюджета городского округа.
При реализации долговой политики могут возникнуть следующие базовые риски:
- процентный риск - риск увеличения объема расходов на обслуживание муниципального долга вследствие роста процентных ставок за пользование заемными средствами на финансовом рынке;
- риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые муниципальные заимствования для своевременного погашения долговых обязательств;
- операционный риск - технические сбои, чрезвычайные ситуации, обстоятельства непреодолимой силы.
При реализации долговой политики также необходимо учитывать риск снижения ликвидности рынка финансовых услуг и другие риски, которые прямо или косвенно могут повлиять на проводимую долговую политику.
Политика муниципальных заимствований в планируемом периоде будет ориентирована на необходимость финансового обеспечения инвестиционной составляющей в целях решения стоящих перед городом задач при условии сохранения показателей долговой устойчивости в диапазоне, позволяющем в соответствии с положениями бюджетного законодательства отнести муниципалитет к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Главной целью бюджетной политики в сфере расходов бюджета остается обеспечение мер, направленных на достижение национальных целей развития и приоритетов социально-экономического развития города, создание благоприятных и комфортных условий для проживания.
Для сохранения достигнутого уровня предоставляемых населению услуг и дальнейшего развития качества городской среды ключевая роль отводится эффективности муниципального управления, ориентированного не только на концентрацию и рациональное использование имеющихся ресурсов, но и на стимулирование экономической активности населения и бизнеса, развитию негосударственного сектора и привлечению внебюджетных источников финансирования.
Во-первых, это создание условий для развития конкуренции на рынке социально значимых услуг и расширение доступа негосударственных организаций к их предоставлению. Так, во исполнение Федерального закона от 13.07.2020 N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) продолжится реализация начатого в конце 2023 года механизма формирования муниципального социального заказа по направлению деятельности "реализация дополнительных общеразвивающих программ", в рамках которого внедрен социальный сертификат на получение вышеуказанной муниципальной услуги. Социальный сертификат предоставляет право ребенку или его законному представителю выбрать исполнителя услуг в сфере дополнительного образования, являющегося негосударственной организацией или индивидуальным предпринимателем и соответствующего требованиям, установленным Федеральным законом N 189-ФЗ. Со сторонними (немуниципальными) исполнителями социального заказа с применением специализированной информационной системы будут заключены соглашения на финансовое обеспечение затрат по оказанию услуги.
В предстоящем бюджетном цикле продолжится работа по повышению эффективности предоставления из бюджета города субсидий юридическим лицам-производителям товаров, работ, услуг исходя из необходимости обеспечения в первоочередном порядке поддержки приоритетных отраслей экономики.
Также будет продолжено предоставление субсидий немуниципальным некоммерческим организациям. При этом в соответствии с новациями бюджетного законодательства, субсидии будут предоставляться в случаях, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете.
Безусловными приоритетами в предстоящей трехлетке являются исполнение социально значимых обязательств, предоставление дополнительных мер социальной поддержки участникам специальной военной операции, поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе путем предоставления субсидий по востребованным направлениям. В целях максимальной открытости данного процесса оказывается консультационно-информационная поддержка, в том числе посредством Интернет-ресурсов. Будет продолжено сопровождение портала "Инвестируй в Сургут" и вновь созданного телеграмм канала с функцией чат бота с одноименным наименованием.
Для сохранения доступности и качества услуг на фоне демографического роста, особое внимание будет уделено взаимодействию с автономным округом и потенциальными инвесторами по развитию городской инфраструктуры, в частности, созданию новых современных зданий общеобразовательных учреждений, строительству детских садов и прочих социальных и досуговых объектов.
В связи с чем вторым, не менее значимым направлением деятельности по созданию благоприятных условий для роста экономической активности в муниципальном образовании является улучшение инвестиционного климата.
Бюджетные инвестиции в первую очередь будут направлены на завершение ранее начатых строительством объектов, реализацию инфраструктурных проектов, обеспечение транспортной доступности новых микрорайонов города, а также создание объектов с привлечением частных инвестиций в соответствии с концессионными соглашениями.
В данном направлении продолжится работа по реализации ранее заключенных концессионных соглашений в сфере образования и спорта, дорожной инфраструктуры. Также на сегодняшний день в завершающей стадии проработки вопрос заключения концессионного соглашения в отношении объектов наружного освещения, находящихся в собственности муниципального образования.
В очередном финансовом году завершаются работы по строительству объектов дорожной и инженерной инфраструктуры в целях создания условий для функционирования "Научно-технологического центра в г. Сургуте", имеющего большое значение для развития образовательной и научной среды города, его человеческого потенциала.
Особое внимание в предстоящей трехлетке планируется уделить формированию комфортной городской среды, отвечающей современным запросам жителей города и способствующей развитию человеческого капитала. Эта задача обозначена на всех уровнях власти и частично решается в рамках соответствующего федерального приоритетного национального проекта. Планируется продолжить обустройство парков, скверов, точек социального притяжения, современных остановочных комплексов, благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, в том числе с привлечением софинансирования жителей.
Одной из главных задач в среднесрочной перспективе является совершенствование системы документов стратегического планирования. В связи с планируемым принятием в конце текущего года новой стратегии города до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года будет проведена работа по корректировке и актуализации документов стратегического планирования муниципального образования, формированию муниципальных программ в соответствии с новыми направлениями и векторами развития города.
Для обеспечения согласованной политики с Российской Федерацией и автономным округом будет пересмотрена система муниципальных программ города с учетом подходов и принципов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2021 N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации", методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
В течение следующего бюджетного цикла будет продолжена работа по повышению открытости деятельности органов местного самоуправления и вовлечению граждан в процесс муниципального управления.
Активно планируется развивать практику инициативного бюджетирования. Объем средств, ежегодно выделяемых на данные цели, предусмотрен с увеличением по отношению к достигнутому уровню текущего года. Кроме того, в рамках разрабатываемого приоритетного регионального проекта "Создание экосистемы поддержки молодежи и продвижения молодежных инициатив "Регион для молодых" особое внимание будет уделено направлению молодежного инициативного бюджетирования.
Развитие деятельности по внедрению инструментов учета мнений и предложений граждан станет приоритетом бюджетной политики на 2024 - 2026 годы, реализация поставленной задачи будет осуществляться комплексно. Для этого, в целях проведения опросов граждан в различных сферах и последующего принятия управленческих решений муниципальным образованием будет применена федеральная информационная система "Платформа обратной связи".
Также, в целях финансового образования граждан на территории города продолжится реализация мероприятий по повышению финансовой грамотности населения, в том числе путем размещения актуальной информации о бюджете на информационном портале "Бюджет для граждан".
На фоне поставленных масштабных задач не менее актуальны мероприятия по оптимизации бюджетных процедур, в том числе совершенствованию нормативного регулирования механизма предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидии на финансовое обеспечение муниципальных заданий, иных целей в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств ее получателей, в целях повышения операционной эффективности бюджетных средств и снижения уровня остатков на лицевых счетах учреждений.
В соответствии с требованием законодательства уточняются и совершенствуются положения отчета о результатах деятельности муниципальных учреждений и эффективности использовании закрепленного за ними муниципального имущества.
Проводится работа по обеспечению единых методологических и технологических подходов к автоматизации бухгалтерского, управленческого учета и формирования отчетности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города.
Также в целях повышения эффективности бюджетных расходов на регулярной основе реализуется практика проведения обзоров расходов бюджета города, по результатам которых определяются источники внутренних резервов, возможные к перераспределению на приоритетные направления деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.