г. Краснодар |
|
31 марта 2021 г. |
Дело N А61-1706/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., в отсутствие истца - муниципального унитарного предприятия "Владсток" (ИНН 1513054405, ОГРН 1151513002211) и ответчика - государственного бюджетного общеобразовательного учреждения "Республиканский физико-математический лицей-интернат" (ИНН 1501030826, ОГРН 1021500668881), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Владсток" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по делу N А61-1706/2020, установил следующее.
МУП "Владсток" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ГБОУ "Республиканский физико-математический лицей-интернат" (далее - учреждение) о взыскании 62 429 рублей 40 копеек платы за сброс загрязняющих веществ с 01.01.2016 по 31.12.2017 и 47 825 рублей 41 копейки платы за негативное воздействие на работу центральной сети водоотведения с 01.01.2018 по 31.10.2018 и с 01.01.2019 по 31.01.2020.
Решением от 07.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.12.2020, иск удовлетворен в части 62 429 рублей 40 копеек платы за сброс загрязняющих веществ с 01.01.2016 по 31.12.2017, в остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе предприятие просит изменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме. Заявитель ссылается на то, что учреждение, сбрасывающее сточные воды в централизованную канализационную систему, относится к категории лиц, перечисленных в пункте 123 (4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644). Учреждение наряду с образовательной деятельностью, предоставляет услуги общественного питания; к указанной категории относятся как объекты, на которых производят продукты питания, так и объекты на которых осуществляется реализация продуктов питания (буфеты).
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, предприятие обладает статусом гарантирующей организацией для централизованной системы водоотведения в границах муниципального образования г. Владикавказ.
Предприятие и учреждение (абонент) заключили последовательно договоры водоотведения N 2240 от 01.01.2016, 01.01.2017, 01.01.2018 и 01.01.2019, по условиям которых предприятие как организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязалась осуществлять прием сточных вод учреждения в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а учреждение - соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и оплачивать услуги в сроки и порядке, которые определены договором. Плата за сбросы загрязняющих веществ в центральную систему водоотведения осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.
Предприятие оказало учреждению услуги по приему сточных вод и начислило плату за негативное воздействие на работу центральной сети водоотведения за периоды с 01.01.2018 по 31.10.2018 и с 01.01.2019 по 31.01.2020, о чем составлены акты оказанных услуг. Акты оказанных услуг по приему сточных вод подписаны сторонами без возражений и замечаний относительно объема и стоимости оказанных услуг. Акты оказанных услуг по сбросу загрязняющих веществ и акты по оплате за негативное воздействие на работу центральной сети водоотведения ответчиком не подписаны.
Предприятие обратилось к учреждению с претензией от 17.02.2020 о погашении имеющейся задолженности за оказанные услуги.
Оставление требования без удовлетворения послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор и руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525, Правилами N 644, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части взыскания платы за негативное воздействие на работу центральной сети водоотведения.
Как установили суды, предприятие не отбирало пробу сточных вод учреждения и поэтому не может рассчитать плату за негативное воздействие на работу центральной сети водоотведения исходя из анализов содержания вредных веществ в стоках.
По мнению предприятия, в отношении учреждения данную плату возможно рассчитывать в соответствии с пунктом 123 (4) Правил N 644 без анализа стоков.
Согласно указанной норме (в редакции, действовавшей в спорный период) для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям, в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле, не предусматривающей применение показателей анализа проб стоков.
Суды, проанализировав основные виды деятельности учреждения, пришли к выводу о том, что оно не подпадает под категорию абонентов, указанных в пункте 123 (4) Правил N 644. Осуществление же учреждением своих обязанностей по организации питания учащихся, предусмотренных статьей 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", не меняет основного вида деятельности ответчика, являющегося государственным бюджетным общеобразовательным учреждением, а значит и не свидетельствует о принадлежности ответчика к числу абонентов, перечисленных в пункте 123(4) Правил N 644.
Приводя доводы о наличии у учреждения столовой (буфета), предприятие не учитывает, что пункт 123(4) Правил N 644 (в действовавшей в спорный период редакции) в качестве квалифицирующего признака для отнесения абонента к соответствующей группе предусматривал не наличие у него названных объектов, производящих сброс, а отнесение его самого как юридического лица к предприятиям соответствующего профиля либо производство готовых пищевых продуктов и блюд как самостоятельного вида экономической деятельности.
Вместе с тем ответчик является учебным заведением, а сама по себе организация питания учащихся не тождественна деятельности по производству готовых пищевых продуктов и блюд как самостоятельному виду экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что предприятие неправомерно произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с порядком, предусмотренным в пункте 123 (4) Правил N 644.
Истец документально не подтвердил, что сточные воды, отводимые ответчиком в централизованную канализационную систему в спорный период, содержали загрязняющие вещества в пределах, превышающих установленные нормативы.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 07.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2020 по делу N А61-1706/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приводя доводы о наличии у учреждения столовой (буфета), предприятие не учитывает, что пункт 123(4) Правил N 644 (в действовавшей в спорный период редакции) в качестве квалифицирующего признака для отнесения абонента к соответствующей группе предусматривал не наличие у него названных объектов, производящих сброс, а отнесение его самого как юридического лица к предприятиям соответствующего профиля либо производство готовых пищевых продуктов и блюд как самостоятельного вида экономической деятельности.
Вместе с тем ответчик является учебным заведением, а сама по себе организация питания учащихся не тождественна деятельности по производству готовых пищевых продуктов и блюд как самостоятельному виду экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что предприятие неправомерно произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с порядком, предусмотренным в пункте 123 (4) Правил N 644."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 марта 2021 г. N Ф08-2190/21 по делу N А61-1706/2020