г. Краснодар |
|
01 апреля 2021 г. |
Дело N А32-26143/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Кухаря В.Ф. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Сурмы Н.А. (доверенность от 15.12.2020), от ответчика - акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674) - Мингулова А.А. (доверенность от 25.06.2019), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 по делу N А32-26143/2020, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - общество) о взыскании 1 070 208 рублей 80 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования и 64 261 рубля 87 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 12.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.12.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, ответчик в спорный период выгружал вагоны с нарушением технологических сроков, что являлось основанием для остановки вагонов, следующих в адрес общества. Нарушение сроков доставки вагонов подтверждено представленными истцом дорожными ведомостями и выписками из электронной истории ЭТРАН. Невыполнение обществом 9,5-часового срока оборота вагонов в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов. Соблюдение перевозчиком порядка оформления задержки вагонов в пути следования подтверждено актами общей формы, а также извещениями о задержке и отправлении поездов.
В отзыве общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 21.01.2021 кассационная жалоба принята к рассмотрению судьей Алексеевым Р.А., ее рассмотрение назначено на 01.04.2021 в 15 часов 00 минут.
Определением от 31.01.2021 в связи с болезнью судьи Алексеева Р.А. жалоба перераспределена судье Ташу А.Х.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и общество (владелец) заключили договор от 05.07.2018 N 85/7т (далее - договор), на основании которого осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 207 к железнодорожному пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к железнодорожному пути N 5 парка "В" станции Туапсе-Сортировочная. Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом ответчика.
В соответствии с пунктом 7 договора передаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом железной дороги на один из свободных железнодорожных путей N 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющихся выставочными. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Согласно пункту 8 договора возвращаемые с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца на один из свободных железнодорожных путей N 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17 парка "Б" станции Туапсе-Сортировочная, являющихся выставочными.
Пунктом 11 договора закреплено, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 9,5 часов.
Как указывает истец, в июне 2019 года на промежуточных железнодорожных станциях перевозчик вынужденно останавливал вагоны с грузом в составе поездов, следовавших на станцию Туапсе-Сортировочная, подлежащие выгрузке на железнодорожных путях ответчика, в связи с нарушением последним технологического срока оборота ранее прибывших вагонов и несвоевременной их выгрузкой.
По данному факту составлены акты общей формы о задержке вагонов на станции по причине, зависящей от владельца.
За период, указанный в актах общей формы, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 1 070 208 рублей 80 копеек.
Неоплата задолженности явилась основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
В силу части 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
Таким образом, выяснение причин нахождения вагонов на путях общего пользования и возможность взыскания за это платы с грузополучателя входит в предмет доказывания правомерности требований железной дороги.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 2, 39 Устава и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суды исходили из того, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине общества; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине ответчика.
Суды установили, что в отношении части вагонов перевозчиком необоснованно начислена плата за нахождение на путях общего пользования, поскольку задержка вагонов обусловлена отсутствием (ожиданием) локомотива перевозчика.
В отношении другой части вагонов суды указали, что перевозчиком начислена плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в то время как вагоны задержаны перевозчиком на промежуточных станциях по причинам, не зависящим от общества.
Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств нахождения вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, как и доказательств того, что задержка вагонов привела к нарушению срока доставки груза, а также наличие причинно-следственной связи между нарушением технологических сроков выгрузки и вынужденным отставлением вагонов в пути следования.
Железная дорога не представила доказательств того, что в период задержки спорных вагонов на промежуточных станциях у грузополучателя отсутствовала возможность приема вагонов. Как указывает ответчик, вагоны, поданные перевозчиком на выставочные пути, принимались обществом, не допуская их накопления на станции Туапсе-Сортировочная. Данные доводы истцом не опровергнуты.
Поскольку железная дорога не представила доказательств вины грузополучателя (общества) в простаивании вагонов на путях общего пользования, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у ответчика обязанности по оплате такого простоя и отказали в иске.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая выходит за пределы полномочий окружного суда.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 по делу N А32-26143/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.
...
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 2, 39 Устава и Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 26, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 апреля 2021 г. N Ф08-638/21 по делу N А32-26143/2020