Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Рассказовского муниципального округа Тамбовской области, Регламентом Совета депутатов Рассказовского муниципального округа Тамбовской области, утвержденным решением Совета депутатов Рассказовского муниципального округа Тамбовской области от 18.09.2023 года N 1, в целях повышения уровня культуры депутатов Совета депутатов Рассказовского муниципального округа Тамбовской области при осуществлении ими депутатских полномочий, Совет депутатов Рассказовского муниципального округа Тамбовской области решил:
Председатель Совета депутатов |
Д.В. Зозуленко |
Утверждено
решением Совета
депутатов Рассказовского
муниципального округа
Тамбовской области
от 26.10.2023 г. N 42
Положение
о правилах депутатской этики депутатов совета депутатов Рассказовского муниципального округа Тамбовской области
Статья 1. Общие положения
1. Депутатская этика - это совокупность основных моральных и нравственных норм публичного поведения депутатов при осуществлении ими депутатских полномочий.
2. Правила депутатской этики - определяют моральные принципы и правила поведения, обязательные для депутатов при исполнении ими своих депутатских полномочий, а также порядок рассмотрения вопросов, связанных с депутатской этикой.
3. Настоящее Положение о правилах депутатской этики депутатов Совета депутатов Рассказовского муниципального округа Тамбовской области (далее - Положение) определяет основные правила поведения депутатов Совета депутатов Рассказовского муниципального округа Тамбовской области (далее - Совет депутатов) при осуществлении ими депутатских полномочий, обязательно для исполнения каждым депутатом Совета депутатов Рассказовского муниципального округа Тамбовской области (далее - депутат).
4. Основными этическими принципами деятельности депутатов являются принципы гуманизма, ответственности, честности, справедливости. Каждый депутат содействует созданию в Совете депутатов атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки и делового сотрудничества. Депутаты строят свою работу на принципах коллективного обсуждения и принятия решений в соответствии с компетенцией Совета депутатов, уважения и терпимости к многообразию мнений, совместно с другими депутатами ищет способы преодоления разногласий.
5. Депутаты в своей деятельности должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области, Рассказовского муниципального округа Тамбовской области, Уставом Рассказовского муниципального округа Тамбовской области, а также общепринятыми нормами нравственности и настоящим Положением.
6. Депутаты должны в равной мере соблюдать собственное достоинство, уважать достоинство других депутатов, а также должностных лиц и граждан, с которыми они вступают в отношения в связи с исполнением депутатских обязанностей.
7. Депутаты не могут навязывать свою позицию, а также не вправе отстаивать свою позицию посредством угроз, ультиматумов, обмана, введения в заблуждение и иных подобных действий.
8. Депутаты должны воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать их самих, представляемых ими избирателей, выдвинувшее их избирательное объединение, Совет депутатов, администрацию Рассказовского муниципального округа Тамбовской области (далее - администрация округа), иные органы представительной, исполнительной и судебной власти.
Статья 2. Правила депутатской этики, относящиеся к деятельности депутатов в Совете депутатов
1. Депутаты должны уважительно обращаться друг к другу и ко всем лицам, присутствующим на заседаниях Совета депутатов, постоянных комиссий Совета депутатов, заседаниях рабочих групп и иных органов Совета депутатов. В общении не допускаются фамильярность и пренебрежительность. Отношение депутатов к другим депутатам и иным лицам должно быть ровным, корректным и толерантным.
2. Участвуя в заседаниях Совета депутатов, постоянных комиссий Совета депутатов, заседаниях рабочих групп и иных органов Совета депутатов, депутаты должны следовать принятому порядку работы в соответствии с Регламентом Совета депутатов, соблюдать дисциплину в зале заседаний, не покидать зал заседаний без уважительных причин.
Не допускаются индивидуальные или коллективные действия, препятствующие проведению заседаний (выкрики, прерывание выступающих).
Выступление на заседаниях Совета депутатов или постоянных комиссий допускается только с разрешения председательствующего, при этом депутаты не должны выступать не по повестке дня.
Депутаты должны выполнять указания председательствующего, данные в пределах его полномочий в соответствии с Регламентом Совета депутатов.
3. Депутаты, участвующие в заседании Совета депутатов, постоянных комиссий Совета депутатов, заседаниях рабочих групп и иных органов Совета депутатов, не должны употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию других людей, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, вносить на рассмотрение Совета депутатов проекты решений, выходящие за рамки полномочий органов местного самоуправления, призывать к незаконным действиям.
4. Депутат, в отношении которого, словами и (или) действиями другого депутата были нарушены правила депутатской этики, установленные пунктом 3 настоящей статьи, вправе требовать от него публичных извинений.
5. Публичными считаются извинения, принесенные депутату лично в присутствии иных лиц, в том числе на заседании Совета депутатов или заседании постоянных комиссий и иных органов Совета депутатов, либо в письменной форме в виде обращения непосредственно к депутату, в адрес Совета депутатов, комиссии или другого временного рабочего органа, в средствах массовой информации, в социальных сетях. Публичные извинения приносятся в словах и выражениях, исключающих их двусмысленное толкование. При отказе принести публичные извинения оскорбленный депутат вправе обратиться с соответствующим заявлением в постоянную комиссию по вопросам местного самоуправления, правотворчества и депутатской этики Совета депутатов.
Статья 3. Правила депутатской этики во взаимоотношениях депутатов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественностью, средствами массовой информации и гражданами
1. Депутаты не должны использовать в личных целях преимущества своего депутатского статуса во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественностью, средствами массовой информации.
2. Депутаты не могут использовать предоставленную им государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами официальную служебную информацию для приобретения личной выгоды.
3. Депутаты не могут разглашать сведения, которые стали им известны в связи с осуществлением депутатских полномочий, без согласия граждан, если это связано с личной или семейной тайной граждан, обратившихся к депутатам, и также с деловой репутацией и деятельностью организаций и учреждений, которые заинтересованы в их неразглашении.
4. Депутаты в публичных выступлениях и заявлениях, комментируя деятельность государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, должностных лиц и граждан, обязаны использовать только достоверные сведения, факты.
5. Депутаты, не имеющие на то специальных полномочий, не вправе представлять Совет депутатов, действовать и делать от его имени официальные заявления перед органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными организациями и гражданами.
6. Депутаты не праве размещать в печатных изданиях, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе посредством электронной почты, сведения, порочащие честь и достоинство, деловую репутацию, оскорбительные выражения в отношении других депутатов, органов государственной представительной, исполнительной, судебной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, жителей города.
7. В случае неосторожного употребления в публичных критических выступлениях недостоверных сведений депутаты должны публично признать некорректность своих высказываний и принести извинения тем организациям, органам и лицам, чьи интересы или честь были затронуты этим выступлением.
8. Депутаты не вправе давать поручения, указания работникам администрации, муниципальных бюджетных учреждений, расположенных на территории Рассказовского муниципального округа, кроме случаев, если депутат является представителем нанимателя или руководителем таких работников. Депутат, не являющийся выборным должностным лицом или его заместителем, не вправе использовать помещения администрации для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий. Средства связи, оргтехника, автотранспорт, другие материально-технические средства, находящиеся на балансе администрации или используемые администрацией на основании договора могут использоваться депутатами для осуществления ими депутатских полномочий с разрешения администрации.
Статья 4. Рассмотрение вопросов, связанных с соблюдением депутатами правил депутатской этики
1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением депутатами правил депутатской этики, осуществляет постоянная комиссия по вопросам местного самоуправления, правотворчества и депутатской этики Совета депутатов (далее - Комиссия).
2. С заявлением о рассмотрении вопроса о неэтичном поведении депутата в Совет депутатов могут обратиться депутаты, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководители организаций, общественных объединений, а также иные граждане.
3. Комиссия рассматривает вопрос о нарушении правил депутатской этики.
4. Комиссия вправе предложить депутату дать объяснения по рассматриваемому вопросу.
Статья 5. Порядок работы Комиссии и рассмотрения вопроса о привлечении депутатов к ответственности за нарушение правил депутатской этики
1. Комиссия проводит свои заседания по мере необходимости.
2. Поводом для рассмотрения вопроса о привлечении депутатов к ответственности за нарушение правил депутатской этики является:
1) письменное обращение депутата (группы депутатов), должностных лиц государственных или муниципальных органов власти, организаций и учреждений, а также граждан (далее - обращение);
2) устное обращение, озвученное на заседании Совета депутатов;
3) жалоба, поданная в Совет депутатов избирателем (жителем Рассказовского муниципального округа Тамбовской области, обладающим избирательным правом), должностным лицом, работником администрации, муниципального бюджетного учреждения, иными лицами (далее - жалоба).
3. Жалобы рассматриваются при условии, что они содержат фамилию, имя, отчество обратившегося, данные о его месте жительства, работы или учебы, контактный телефон, если такой имеется, а также сведения о конкретном депутате и его действиях.
4. Допускается объединение нескольких обращений и (или) жалоб о привлечении одного и того же депутата к ответственности в одно рассмотрение.
5. Рассмотрение обращения или жалобы осуществляется Комиссией на открытом заседании. Комиссия на основании организационного решения вправе рассматривать обращения или жалобы на закрытом заседании.
6. Не могут являться предметом рассмотрения Комиссией вопросы, связанные с этикой личной жизни или производственной (служебной) деятельности депутатов.
7. На заседание Комиссии при рассмотрении обращения или жалобы должен быть приглашен депутат, действия которого являются предметом рассмотрения, могут присутствовать заявители и другие лица, информация которых может помочь выяснить все необходимые обстоятельства и сделать объективное заключение.
8. Отсутствие кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии, не препятствует проведению заседания Комиссии для рассмотрения обращения (жалобы) на нарушение правил депутатской этики, по существу.
9. По итогам рассмотрения обращения (жалобы) Комиссия может вынести одно из следующих заключений:
1) о наличии в действиях депутата или установления факта нарушения правил депутатской этики и рекомендации Совету депутатов применить к депутату не более двух из следующих мер воздействия:
- сделать замечание депутату на заседании Совета депутатов;
- предупредить депутата на заседании Совета депутатов о недопустимости нарушения правил депутатской этики;
- объявить депутату публичное порицание;
- рекомендовать депутату принести публичные извинения;
- огласить на заседании Совета депутатов факты нарушения депутатом правил депутатской этики;
- рекомендовать Совету депутатов довести факты нарушения депутатом правил депутатской этики до избирателей через средства массовой информации либо иным способом;
- рекомендовать Совету депутатов лишить депутата инициировать вынесение вопросов на рассмотрение Совета депутатов и выступления на предстоящем заседании Совета депутатов;
- направить материалы проверки в правоохранительные органы в случаях, если в действиях депутата имеются признаки правонарушения.
2) об отсутствии в действиях депутата нарушения (нарушений) правил депутатской этики.
10. Заключение выносится путем голосования и считается вынесенным, если за него проголосовали больше половины членов Комиссии.
11. По итогам каждого заседания Комиссии составляется протокол, в котором отражаются: состав участников заседания (присутствовавшие члены Комиссии, приглашенные лица), их выступления и принятые решения. К протоколу прилагаются все материалы, рассматриваемые на заседании Комиссии. Протокол подписывается лицом, председательствующим на заседании Комиссии.
12. Если Комиссия в течение одного месяца со дня первого заседания по рассмотрению обращения (жалобы) не вынесет одно из заключений, указанных в пункте 10 настоящей статьи, вопрос об ответственности депутата за нарушение правил депутатской этики, являющийся предметом рассмотрения Комиссии, может быть внесен любым депутатом (группой депутатов) для рассмотрения на заседание Совета депутатов.
13. Депутат, допустивший нарушение правил депутатской этики, имеет право выступить на заседании Совета депутатов с пояснениями на принятые меры воздействия.
14. Председатель (заместитель Председателя) Совета депутатов сообщает автору обращения (жалобы) о заключении Комиссии в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" срок.
15. Отзыв обращения (жалобы) их автором является основанием для прекращения процедуры привлечения депутата к ответственности, предусмотренной настоящим Положением.
Статья 6. Рассмотрение заключения Комиссии на заседании Совета депутатов
1. Совет депутатов по результатам рассмотрения обращения (жалобы) и заключения Комиссии выносит решение с учетом пункта 10 статьи 5 настоящих Правил.
2. Депутат в отношении, которого Советом депутатов рассматривается заключение комиссии о нарушении им правил депутатской этики, имеет право на заключительное слово длительностью не более 3 минут.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Рассказовского муниципального округа Тамбовской области от 26 октября 2023 г. N 42 (первый созыв третье заседание) "О Положении "О правилах депутатской этики депутатов Совета депутатов Рассказовского муниципального округа Тамбовской области"
Вступает в силу с 26 октября 2023 г.
Опубликование:
Трудовая новь (спецвыпуск), 1 ноября 2023 г. N 4/44 (17441)