г. Краснодар |
|
08 апреля 2021 г. |
Дело N А53-22713/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ростове-на-Дону (ИНН 6163060712, ОГРН 1026103163679) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А53-22713/2020, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе города Ростова-на-Дону обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Калита Любови Константиновне (далее - предприниматель) о взыскании 7 тыс. рублей финансовых санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, март 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года и июнь 2019 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 26.10.2020 (резолютивная часть объявлена 18.09.2020), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.12.2020, суд взыскал с предпринимателя в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 4 тыс. рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений персонифицированного учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за март - июнь 2019 года. В удовлетворении остальной части заявленного требования суд отказал. Суд взыскал с предпринимателя в доход федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 1 142 рублей 80 копеек. Отказывая в удовлетворении требования в части взыскания с предпринимателя 3 тыс. рублей финансовых санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года и декабрь 2018 года, суды исходили из пропуска шестимесячного срока на обращение с заявлением в суд о взыскании финансовых санкций за указанные периоды и отсутствии ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
В кассационной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе города Ростова-на-Дону заявило о необходимости замены заявителя по делу на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ростове-на-Дону, указав, что в связи с реорганизацией Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе города Ростова-на-Дону прекратило свою деятельность путем присоединения к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Кировском районе города Ростова-на-Дону, которое 29.12.2020 переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ростов-на-Дону.
Учитывая положения статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и представленные заявителем доказательства, подтверждающие реорганизацию юридического лица, ходатайство о замене заявителя на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ростове-на-Дону (далее - управление), подлежит удовлетворению.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного требования и принять новое решение об удовлетворении требования в полном объеме. По мнению управления, оно не могло обратиться в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций по требованиям от 16.04.2019 N 071S01190020091, 071S01190020092, 071S01190020093 в течение шести месяцев со дня истечения срока для их исполнения, поскольку сумма финансовых санкций по указанным требованиям (в совокупности) на момент истечения указанного срока не превышала 3 тыс. рублей. 30.09.2019 предпринимателю направлены требования N 071S01190032557, 071S01190032558, 071S01190032559, 071S01190032560, в связи с неисполнением которых (18.10.2019), сумма финансовых санкций (в совокупности) превысила 3 тыс. рублей и управление обратилось в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, т. е. в срок, установленный частью 19 статьи 17 закона N 27-ФЗ.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов по настоящему делу проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. Управление обжалует судебные акты в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с предпринимателя финансовых санкций в сумме 3 тыс. рублей, за непредставление сведений о застрахованных лицах, по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты в обжалуемой управлением части, подлежат отмене, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель по телекоммуникационным каналам связи направил управлению сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года и декабрь 2018 года (тип формы "Исходная") с нарушением срока представления отчетности - 11 февраля 2019 года. По результатам проверки предпринимателя 14.02.2019 управление составило акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении двух застрахованных лиц N 071S18190002948, 071S18190002963, 071S18190002951 и приняло решения от 27.03.2019 N 071S19190005995, 071S19190005996, 071S19190005997071S19190018559 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в сумме 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (сотрудника), что составило 3 тыс. рублей штрафа ((500 рублей х 2 застрахованных лиц) х 3 периода). Предпринимателю направлены требования об уплате финансовых санкций от 16.04.2019 N 071S01190020091, 071S01190020092, 071S01190020093 на общую сумму 3 тыс. рублей со сроком исполнения до 13.05.2019.
Предприниматель по телекоммуникационным каналам связи направил управлению сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за март 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года и июнь 2019 года (тип формы "Исходная") с нарушением срока представления отчетности - 17 июля 2019 года. По результатам проверки предпринимателя 31.07.2019 управление составило акты об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении двух застрахованных лиц N 07IS18190016135, 071SI8190016139, 071S181900I6142, 071S18190016143 и приняло решения от 09.09.2019 N 071S19190018583, 071S191900I8582, 071S19190018581, 071S19190018559 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона 27-ФЗ в виде применения финансовых санкций в сумме 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (сотрудника), что составило 4 тыс. рублей штрафа ((500 рублей х 2 застрахованных лиц) х 4 периода). Предпринимателю направлены требования об уплате финансовых санкций от 30.09.2019 N 071S01190032557, 071S01190032558, 071S01190032559, 071S01190032560 на общую сумму 4 тыс. рублей, со сроком исполнения до 18.10.2019.
Ссылаясь на неисполнение предпринимателем в добровольном порядке указанных требований, управление 16.03.2020 обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с предпринимателя 7 тыс. рублей финансовых санкций.
Определением от 26.03.2020 по делу N А53-8606/2020 суд отказал управлению в выдаче судебного приказа, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя финансовых санкций.
Установив, что предприниматель не представил в установленный законом срок в Пенсионный фонд сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, март 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года и июнь 2019 года, судебные инстанции указали на соблюдение управлением срока для обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в размере 4 тыс. рублей за непредставление страхователем в установленный срок сведений персонифицированного учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ за март 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года и июнь 2019 года, с учетом даты вынесения судом определения об отказе в выдаче судебного приказа (26.03.2020) и в указанной части требование управления удовлетворили. Основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования о взыскании 3 тыс. рублей финансовых санкций по требованиям от 16.04.2019 N 071S01190020091, 071S01190020092, 071S01190020093, как следует из обжалуемых судебных актов, послужил вывод судов о пропуске управлением срока для обращения с заявлением в суд о взыскании финансовых санкций по требованиям от 16.04.2019 N 071S01190020091, 071S01190020092, 071S01190020093. Судебные инстанции указали, что шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании финансовых санкций за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года по требованиям от 16.04.2019 N 071S01190020091, 071S01190020092, 071S01190020093 истек 13.11.2019, то есть, еще до даты обращения (16.03.2020) в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, при этом ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока управление не заявило.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей, включая организации и индивидуальных предпринимателей, в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов.
В соответствии с частью 17 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок и сроки обращения в суд Законом N 27-ФЗ не определены.
В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа.
Вместе с тем, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что заявление о выдаче судебного приказа подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3 тыс. рублей, данное заявление подается в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3 тыс. рублей, но не позднее трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности. При последующей отмене судебного приказа требование о взыскании задолженности может быть предъявлено в суд не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого при расчете общей суммы задолженности, подлежащей взысканию, такая сумма не превысила 3 тыс. рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
С учетом принципа равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, в отсутствие в статье 17 Закона N 27-ФЗ иного правового регулирования, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Исходя из изложенного, заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть рассмотрены арбитражным судом при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3 тыс. рублей либо истек указанный в абзаце 3 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний срок исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого уполномоченным органом.
Указанный подход соответствует разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (ответ на вопрос 1 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике").
Как видно из материалов дела, по требованиям от 16.04.2019 N 071S01190020091, 071S01190020092, 071S01190020093 со сроками исполнения до 13.05.2019 сумма задолженности составила ровно 3 тыс. рублей, то есть не превысила определенной законом суммы для обращения в суд с соответствующим требованием. Сумма требований управления превысила 3 тыс. рублей со дня неисполнения требований от 30.09.2019 N 071S01190032557, 071S01190032558, 071S01190032559, 071S01190032560, сроком добровольной уплаты которых является 18.10.2019.
Таким образом, срок по требованиям, общая сумма штрафа по которым превысила 3 тыс. рублей, следовало исчислять с учетом сумм требований от 16.04.2019 N 071S01190020091, 071S01190020092, 071S01190020093 и требований от 30.09.2019 со сроком исполнения до 18.10.2019.
Следовательно, управление могло инициировать взыскание в судебном порядке штрафа по всем требованиям от 16.04.2019 только после истечения срока исполнения требований (или одного из требований) от 30.09.2019 (срок исполнения - 18.10.2019), вследствие чего срок для обращения в арбитражный суд с заявлением по всем требованиям не пропущен.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 12.10.2020 N 306-ЭС20-8379 по делу N А65-37581/2019.
Таким образом, поскольку срок по требованиям, общая сумма финансовых санкций по которым превысила 3 тыс. рублей, следует считать с 18.10.2019, управление не пропустило срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа (16.03.2020), а также (после отказа судом в принятии заявления о выдаче судебного приказа - 26.03.2020), при обращении в суд по настоящему делу (23.07.2020).
Следовательно, в данном случае основания для отказа в удовлетворении требования управления о взыскании с предпринимателя 3 тыс. рублей финансовых санкций по требованиям от 16.04.2019 N 071S01190020091, 071S01190020092, 071S01190020093, отсутствовали.
Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу относительно непредставления предпринимателем в установленный срок сведений персонифицированного учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за октябрь - декабрь 2018 года и март - июнь 2019 года, но при этом неправильно применили нормы материального права относительно заявленного управлением требования о взыскании с предпринимателя финансовых санкций по требованиям от 16.04.2019 N 071S01190020091, 071S01190020092, 071S01190020093 на сумму 3 тыс. рублей, суд кассационной инстанции считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления управления о взыскании с предпринимателя 3 тыс. рублей финансовых санкций и принять новое решение в указанной части о взыскании с предпринимателя в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовых санкций в сумме 3 тыс. рублей по требованиям от 16.04.2019 N 071S01190020091, 071S01190020092, 071S01190020093.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с предпринимателя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 857 рублей 20 копеек.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену заявителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ворошиловском районе города Ростова-на-Дону на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ростов-на-Дону.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А53-22713/2020 отменить в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с индивидуального предпринимателя Калита Любови Константиновны (ИНН 616708130339, ОГРНИП 308616329700078) финансовых санкций в сумме 3 тыс. рублей за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года и декабрь 2018 года.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Калита Любови Константиновны в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовые санкции в размере 3 тыс. рублей за непредставление в установленный срок сведений персонифицированного учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года и декабрь 2018 года.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Калита Любови Константиновны (ИНН 616708130339, ОГРНИП 308616329700078) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 857 рублей 20 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку судебные инстанции установили фактические обстоятельства по делу относительно непредставления предпринимателем в установленный срок сведений персонифицированного учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за октябрь - декабрь 2018 года и март - июнь 2019 года, но при этом неправильно применили нормы материального права относительно заявленного управлением требования о взыскании с предпринимателя финансовых санкций по требованиям от 16.04.2019 N 071S01190020091, 071S01190020092, 071S01190020093 на сумму 3 тыс. рублей, суд кассационной инстанции считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления управления о взыскании с предпринимателя 3 тыс. рублей финансовых санкций и принять новое решение в указанной части о взыскании с предпринимателя в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации финансовых санкций в сумме 3 тыс. рублей по требованиям от 16.04.2019 N 071S01190020091, 071S01190020092, 071S01190020093."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 апреля 2021 г. N Ф08-2025/21 по делу N А53-22713/2020