Организацией от налогового органа, в котором она состоит на учете, получено требование о предоставлении документов для встречной проверки в связи с проведением налоговым органом другого субъекта Российской Федерации налоговой проверки контрагента данной организации, состоящего на учете в этом налоговом органе.
Просьба разъяснить, какой именно налоговый орган вправе истребовать у нас документы для проведения встречной проверки
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" определено, что налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (встречная проверка).
При этом НК РФ не содержит императивной нормы, предусматривающей проведение встречной проверки конкретным налоговым органом.
Ведомственными инструктивно-методическими документами предусмотрено, что в случае если лицо, в отношении которого проводится встречная проверка, состоит на учете в другом налоговом органе, то налоговый орган, осуществляющий выездную налоговую проверку, при необходимости может направить мотивированный запрос о проведении встречной проверки в управление МНС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого данное лицо состоит на налоговом учете.
При этом налоговый орган, получивший запрос на проведение встречной проверки, обязан в десятидневный срок с момента получения запроса организовать проведение соответствующих действий по осуществлению налогового контроля.
Следует отметить, что встречная проверка состоит в истребовании документов о деятельности проверяемого налогоплательщика, имеющихся у других лиц, с последующим сопоставлением их данных с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика, с целью оценки достоверности данных.
В связи с изложенным проведение встречной проверки с истребованием у контрагента проверяемого налогоплательщика и иных лиц документов о деятельности проверяемого налогоплательщика, имеющих отношение к предмету соответствующей налоговой проверки, вправе осуществлять как налоговый орган, на территории которого состоит на учете лицо, в отношении которого проводится данная проверка, так и налоговый орган, осуществляющий проверку налогоплательщика.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 11-14/34252 от 26 июня 2003 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1