Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Методике по разработке описания объектов
закупки при осуществлении закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Пояснения по формированию описания объекта закупки
I. Понятия и термины
1.1. Описание объекта закупки - раздел извещения об осуществлении закупки, в котором заказчик в соответствии с 44-ФЗ приводит описание объекта закупки, указывая, в том числе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) и иные показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
1.2. Подтверждение соответствия - это документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
1.3. Гарантийный срок - период времени, в течение которого изготовитель (производитель, поставщик, подрядчик, исполнитель) гарантирует стабильность показателей качества продукции в процессе эксплуатации при условии соблюдения правил эксплуатации. В пределах гарантийного срока изготовитель (производитель, поставщик, подрядчик, исполнитель) несет ответственность за скрытые и явные дефекты, если иное не предусмотрено договором (контрактом). Изготовитель (производитель, поставщик, подрядчик, исполнитель) по требованию заказчика обязан безвозмездно их устранить, если не докажет, что дефекты явились следствием обстоятельств, за наступление которых он ответственности не несет.
1.4. Гарантийные обязательства - требования заказчика к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара.
1.5. Срок годности - период времени, в течение которого товар пригоден для эффективного использования по назначению. Срок годности (или службы) устанавливает изготовитель конкретных товаров с указанием обязательных условий хранения и транспортирования. По истечении срока годности конкретные товары считаются непригодными для их использования по прямому основному (или функциональному) назначению. Изготовитель, устанавливая срок годности, обязан гарантировать (при полном соблюдении условий хранения и транспортирования) соответствие конкретных товаров требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей, экологической безопасности, физико-химических свойств.
1.6. Нормативный (назначенный) срок службы - календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. По истечении назначенного ресурса (срока службы) объект должен быть изъят из эксплуатации и должно быть принято решение, предусмотренное соответствующей нормативно-технической документацией - направление в ремонт, списание, уничтожение, проверка и установление нового назначенного срока.
1.7. Сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Различают добровольную и обязательную сертификацию.
1.8. Сертификат соответствия - документ, выданный органом по сертификации, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
1.9. Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Декларирование соответствия осуществляется либо путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств, либо путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). Декларация о соответствии, принятая в установленном порядке и зарегистрированная органом по сертификации, имеет юридическую силу наравне с сертификатом соответствия.
1.10. Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
1.11. Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Национальными стандартами также признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003.
II. Общие требования к описанию объекта закупки, его подготовке и содержанию
2.1. Описание объекта закупки подготавливается специалистом заказчика в соответствии с объектом закупки, обладающим опытом работы с закупаемыми товарами, результатами выполнения работ, оказания услуг, обладающим специальными знаниями в соответствующей отрасли.
2.2. Описание объекта закупки подготавливается в соответствии с требованиями статьи 33 44-ФЗ, а также статей 19, 23 44-ФЗ.
2.3. При описании объекта закупки заказчики обязаны применять наименование, единицы измерения и описание товара, работы, услуги, включенные в позицию каталога в соответствии с Правилами использования каталога. Заказчик вправе в описании закупки указать дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 44-ФЗ, которые не предусмотрены позицией каталога за исключением случаев, установленных Правилами использования каталога, при этом заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
2.4. Непосредственное описание объекта закупки (через указание функциональных, технических и качественных характеристик, а при необходимости эксплуатационных характеристик объекта закупки) должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика и соответствовать характеристикам объекта закупки, используемым в источниках информации о ценах для обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
2.5. В описание объекта закупки не допускается включение требований (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам товара):
а) к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требований к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы);
б) к деловой репутации участника закупки;
в) к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы и (или) оказания услуги, являющихся предметом контракта.
Исключением являются случаи, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена 44-ФЗ.
2.6. При описании объекта закупки указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
2.7. При формировании описания объекта закупки заказчик обязан использовать информацию о характеристиках идентичных или однородных товарах, работах, услугах (разных товарных знаков, а при отсутствии товарного знака - разных производителей товаров).
2.8. При формировании описания объекта закупки на поставку товара заказчики обязаны в качестве основания используемых характеристик брать за основу техническую документацию (инструкцию, паспорт производителя товара, руководство пользователя по эксплуатации и др.) на такой товар, либо письма производителей товара или их официальных представителей, подтверждающие характеристики, используемых при описании объекта закупки товаров.
2.9. Требования, установленные заказчиком в описании объекта закупки должны соответствовать требованиям энергетической эффективности в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации", в том числе постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 г. N 1221 "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2.10. Требования, установленные заказчиком в описании объекта закупки, не должны создавать преимущественные условия участия в закупке одному или нескольким участникам закупки и не должны нарушать статьи 15, 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2.11. Требования, установленные заказчиком в описании объекта закупки, должны учитывать условия, запреты и ограничения, установленные статьей 14 44-ФЗ в отношении применения национального режима при осуществлении закупок.
2.12. При описании товара в закупках на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, технические характеристики описываются заказчиком в изъявительном наклонении (слова "должен", "должен иметь", "должен быть" и т.п. - применять при описании объекта закупки не допускается);
2.13. При необходимости в описании объекта закупки заказчик устанавливает:
1) Передаваемая вместе с товаром документация и необходимое количество расходных материалов (при необходимости; например: указать, что вместе с партией принтеров должны быть переданы комплекты расходных материалов, установочные компакт-диски и т.д. Следует указывать какие технические документы должны сопровождать поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, что эти документы должны быть переданы на языке производителя, а также обязательно с переводом на русский язык).
2) Требование к обязательности осуществления монтажа и наладки товара;
3) Требование к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара (например: при необходимости можно предусмотреть, что поставщик (подрядчик, исполнитель) в течение "___" дней с момента сборки (сдачи-приемки работ, сдачи услуг) в рабочее время проводит инструктаж специалистов заказчика навыкам работы на оборудовании);
4) Требование по комплектации (следует подробно и четко описать, с указанием характеристик, все то, что должно входить в комплектацию товара);
5) Требование к обслуживанию товара (следует указать, как товар (результат работ, услуг); например: оборудование должно функционировать при обслуживании, с заменой расходных материалов не чаще одного раза в полугодие);
6) Требование к гарантийному сроку товара (работ, услуг) и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара.
7) Требования к продолжительности гарантийного срока, который он не может быть меньше гарантийного срока производителя (изготовителя) и не может быть больше срока нормативной эксплуатации товара (результата работ, услуг). Следует четко указать обязанности поставщика (подрядчика, исполнителя) в течение гарантийного срока: по профилактическим осмотрам и мероприятиям, по гарантийной замене и ремонту деталей, по предоставлению в пользование на время ремонта аналогичного товара, по забору и возврату товара транспортном поставщика и т.д.
8) Требование к расходам на эксплуатацию (например: расходы на эксплуатацию оборудования в течение полугодия не более 10% от стоимости оборудования).
9) Требование к остаточному сроку годности, сроку хранения.
2.14. При закупке на поставку машин и оборудования, заказчик обязан установить требования: к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования, заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
2.15. На поставку медицинского оборудования, заказчик обязан устанавливать требование о гарантийном сервисном обслуживании производителем, с учетом затрат на сервисное и гарантийное обслуживание продолжительностью не менее 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
2.16. При формировании описания объекта закупки при описании показателей компонентного состава, сведений о химическом составе таких товаров, недопустимо требовать от участников закупки конкретных показателей, а также недопустимо требовать предоставления сведений о результатах испытаний таких товаров.
2.17. При формировании описания объекта закупки заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации и иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчик не использует такие показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком случае заказчик обязан подготовить обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
III. Требования к делению осуществляемых закупок
3.1. Запрещено включать в состав одной закупки продукцию (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанную с товарами (работами, услугами), поставки (выполнение, оказание) которых являются объектом закупки, если это может ограничивать конкуренцию. В связи с неопределенностью понятия "ограничение конкуренции" не рекомендуется закупать разнородную продукцию в рамках одного конкурса (аукциона), запроса котировок. Допускается, например, объявить электронный конкурс на поставку продуктов питания с указанием наименования закупок: "На поставку молочной продукции", "На поставку хлебобулочных изделий", "На поставку мясных консервов" и т.д.
3.2. Запрещается включать в состав одной закупки виды деятельности, подлежащие лицензированию и не подлежащие лицензированию, либо подлежащие различному лицензированию. В качестве исключения допускается включение в состав одной закупки виды деятельности, подлежащие лицензированию и не подлежащих лицензированию, либо подлежащие различному лицензированию, когда соответствующие виды деятельности технологически и функционально взаимосвязаны и размещение их отдельными закупками нецелесообразно и может привести к неэффективному расходованию средств бюджета.
3.3. Деление закупки возможно следующим образом:
а) по территориальному принципу (например: по конкретным населенным пунктам, по разным районам одного города);
б) по видам продукции (по группам анатомо-терапевтическо-химической (АТХ) классификации, по видам продуктов питания, по направлениям авиаперелетов);
в) по периодам поставки, периодам выполнения работ, оказания услуг (например: поставка бензина в январе, поставка бензина в феврале, поставка бензина в марте; уборка мусора в первом квартале, уборка мусора во втором квартале);
г) по лицензируемым и не лицензируемым видам деятельности (например: образовательные услуги и консультационные услуги);
д) по получателям продукции (например: по учреждениям здравоохранения округа, по учреждениям образования города);
е) по месту (стране) происхождения товара, в случае если в соответствии со статьей 14 44-ФЗ установлены запреты, ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
3.4. Перечисленные в предыдущем пункте принципы деления закупки могут использоваться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом (например: поставка мяса в первом квартале, поставка рыбы в первом квартале, поставка мяса во втором квартале, поставка рыбы во втором квартале).
IV. Установление требований к продукции в соответствии с нормативно-технической документацией и обязательными требованиями
4.1. В случаях, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное подтверждение соответствия товаров (работ, услуг), техническому регламенту или национальному стандарту, заказчикам следует указывать об этом в извещении о закупке с обязательным требованием о представлении документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации при поставке товаров; кроме случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром непосредственно при поставке товаров. В случае если такие документы передаются вместе с товаром непосредственно при поставке товаров, приемка товаров без предоставления соответствующих документов не допускается.
4.2. Документы о подтверждении соответствия товаров, работ, услуг требованиям законодательства может быть представлена в виде копии сертификата соответствия, копии декларации о соответствии, зарегистрированной в органе по сертификации, копии регистрационного удостоверения Минздрава России, копии свидетельства о государственной регистрации (в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе"), копий свидетельств об аккредитации и других документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.3. Затребование документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг), в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации такие требования не являются обязательными, категорически запрещается. В том числе запрещается затребование любых документов, подтверждающих добровольную сертификацию, официальную дилерскую или дистрибьюторскую авторизацию, прохождение добровольных аккредитаций, членство в каких-либо союзах и обществах и т.д.
4.4. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки условие о том, что продукция должна соответствовать повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке. При этом заказчик обязан четко установить соответствующие повышенные потребительские, технические и (или) функциональные характеристики и указать в описании объекта закупки обоснование необходимости установления повышенных характеристик.
4.5. Заказчик вправе установить требование о соответствии товаров техническим регламентам и национальным стандартам и в тех случаях, когда обязательное соответствие товаров (работ, услуг), таким требованиям законодательством Российской Федерации не предусмотрено. В таких случаях заказчик должен изложить в описании объекта закупки такие требования, но не имеет права требовать документы о подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) таким требованиям.
4.6. При установлении требуемых значений характеристик продукции заказчик должен использовать единицы измерения, предусмотренные Общероссийским классификатором единиц измерения (ОК 015-94 (МК 002-97)).
V. Определение количества (объема) закупаемой продукции
5.1. Заказчик обязан указать количество (объем) закупаемых товаров (работ, услуг). Условие о количестве (объеме) закупаемых товаров (работ, услуг), указанное в извещении о проведении процедуры определения поставщика, должно точно совпадать с таким условием в описании объекта закупки.
5.2. При указании требуемого количества (объема) товаров (работ, услуг) заказчик должен по возможности использовать единицы измерения, предусмотренные Общероссийским классификатором единиц измерения (ОК 015-94 (МК 002-97)) (ОКЕИ) и принятые к использованию при описании соответствующих характеристик в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными нормативно-техническими документами. В случае применения заказчиком иных, не предусмотренных техническими регламентами, стандартами и другими нормативно-техническими документами, а также ОКЕИ единиц измерения, необходимо включении в описание товара, работ, услуг обоснование применения таких единиц измерения.
5.3. Указание количества (объема) закупаемых товаров (работ, услуг) по возможности производится в физических категориях: мерах веса, объема, длины, ширины, высоты, времени (например: килограммы, километры, метры, литры, кубометры, тонны, часы, минуты, месяцы и проч.) Указание веса должно сопровождаться указанием веса нетто, веса брутто, или веса брутто-за-нетто.
5.4. В случаях, когда указание в физических категориях невозможно, заказчик вправе указать количество (объем) закупаемых товаров в штуках, упаковках, ящиках и проч. При этом заказчик обязан конкретизировать количество штук в соответствующей упаковке, ящике и т.д.
5.5. В случаях, когда указание в физических категориях невозможно, заказчик вправе указать количество (объем) закупаемых работ (услуг) в количестве мероприятий, человек (обслуживаемых, страхуемых и т.д.), билетов, мест в стационаре и проч.
5.6. В случаях, когда размещается заказ, связанный с объектами недвижимости, следует указывать метраж, назначение, год постройки соответствующего объекта, давать общую ссылку на материалы, из которых объект построен.
5.7. В случаях, когда заказчик объективно не имеет возможности указать конкретный объем закупаемой продукции, рекомендуемся придерживаться следующих правил:
a) не следует осуществлять закупку, предусматривающую заключение длительного контракта; желательно осуществить последовательно несколько закупок (например: осуществить в течение года 4 поквартальные закупки продукции, а не проводить одну закупку на весь год). Возможно, закупить часть продукции путем проведения процедуры определения поставщика на год, и дополнительно провести еще одну или несколько закупок.
b) не следует размещать закупку, предусматривающую заключение контракта с окончанием срока исполнения обязательств непосредственно за несколько дней до окончания финансового года;
c) заказчик вправе рассчитать "формальный" (максимально возможный) объем закупаемой продукции, но в проекте контракта, обязательно прикладываемого к извещению о закупке, указать, что поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) должны будут осуществляться по конкретным заявкам заказчика, а оплата будет производиться заказчиком по факту поставки каждой такой партии (например: по еженедельным заявкам, по ежемесячным заявкам или по возникновению потребности (в такой заявке каждый раз указывается требуемое в данном конкретном случае количество (объем))). При этом в контракте также обязательно указывается, что незаказанная заказчиком продукция не поставляется, не принимается и не оплачивается заказчиком. В случае, если к окончанию срока действия контракта заказчик заявками закажет не весь "формальный" объем, предусмотренный контрактом, то между сторонами на дату окончания срока действия контракта подписывается акт сдачи-приемки (акт сверки), в котором указывается, сколько товаров было поставлено (работ выполнено, услуг оказано) и одновременно между сторонами подписывается соглашение о расторжении контракта. В случае если в течение срока действия такого контракта заказчик по своим заявкам выкупил весь объем товаров (работ, услуг), предусмотренный контрактом, стороны вправе подписать соглашение об увеличении объема товаров, работ, услуг, по правилам и в порядке, предусмотренным статьей 95 44-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.