г. Краснодар |
|
09 апреля 2021 г. |
Дело N А32-35830/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Сурмы Н.А. (доверенность от 15.12.2020), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Аблязимовой Т.А. (доверенность от 22.03.2021), рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 по делу N А32-35830/2020, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (далее - таможня) от 28.07.2020 N 10317000-370/2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 310 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 21.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.02.2020, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на то, что таможня документально подтвердила наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение сроков и процедуры привлечения общества к административной ответственности и отсутствие оснований для признания вмененного обществу правонарушения малозначительным.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что акт таможенного наблюдения от 25.09.23019 N 10317110/250919/004030 составлен после завершения таможенной процедуры таможенного транзита; с 21.09.2019 и до перетарки груза в контейнеры железнодорожные вагоны находились в зоне таможенного контроля ООО "Контейнерный терминал Новороссийского узлового транспортно-экспедиционного предприятия" (далее - ЗТК ООО "Контейнерный терминал "НУТЭП""). Таким образом, невозможно достоверно установить тот факт, что утрата груза произошла именно в пути следования, а не с 23.09.2019 по 25.09.2019 на территории ЗТК ООО "Контейнерный терминал "НУТЭП"". При перевозке груза общество выполнило все предусмотренные таможенным законодательством требования, действовало с должной степенью осмотрительности и заботливости, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и приняло все меры к доставке в место назначения груза в объеме, принятом к перевозке.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.09.2019 в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по транзитной декларации N 10313013/190919/0003287 Азовский таможенный пост Ростовской таможни выпустил перевозимый обществом в железнодорожных полувагонах N 62107446, 61259123, 61173241, 55830996, 64656440, 60391356, 59957910, 59380451 по железнодорожной накладной от 19.09.2019 N ЭР607061 груз: ферросилиций ФС65 фракция 10 - 50 мм, код ТНВЭД ЕАЭС 7202210000 (далее - товар) в количестве 536 грузовых мест, весом брутто 534 596 кг без применения средств идентификации.
21 сентября 2019 года товар в полувагонах поступил в ЗТК ООО "Контейнерный терминал "НУТЭП"".
23 сентября 2019 года таможня выдала подтверждение о прибытии товара и подтверждение о завершении процедуры таможенного транзита по ТД N 10313013/190919/0003287.
25 сентября 2019 года при перетарке товара из полувагонов в контейнеры в ЗТК ООО "Контейнерный терминал "НУТЭП"" проведено таможенное наблюдение, в ходе которого установлено, что в железнодорожном полувагоне N 64656440 находится товар "ферросилиций ФС65 фракция 10-50 мм" в количестве 61 грузового места, что на 6 грузовых мест меньше относительно сведений, заявленных в железнодорожной накладной от 19.09.2019 N ЭР607061 (67 грузовых мест); в железнодорожном полувагоне N 60391356 находится товар "ферросилиций ФС65 фракция 10-50 мм" в количестве 66 грузовых мест, что на 1 грузовое место меньше относительно сведений, заявленных в железнодорожной накладной от 19.09.2019 N ЭР607061 (67 грузовых мест). По данному факту таможня составила акт таможенного наблюдения от 25.09.2019 N 10317110/250919/004030.
05 октября 2019 года при таможенном досмотре товара, находящегося в контейнерах DFSU2973629, FCIU4754185, FCIU4761081, FCIU5727986, FCIU5924809, SEGU1924543, TCLU1938870, TEMU3388744, BSIU2639997, BSIU3120096, BSIU3135671, CBHU5647200, CSLU1096885, CSLU1432681, CSLU1474769, CSNU1120607, CSNU1553675, DFSU1174269 и задекларированного по ДТ N 10313013/190919/0000982, установлено, что в контейнерах находится товар "ферросилиций ФС65 фракция 10-50 мм" в количестве 529 грузовых мест общим весом брутто 527 548 кг, что на 7 048 кг и 7 грузовых мест меньше заявленного.
По данному факту таможня возбудила дело об административном правонарушении и провела административное расследование, по результатам которого составила протокол от 17.06.2020 N 10317000-370/2020, где зафиксирован факт недоставки части товара "ферросилиций с содержанием основного (ведущего) элемента в ферросплаве кремния 63,8 - 65,5%" в количестве 7 грузовых мест весом брутто 7 048 кг, перемещенного в соответствии с процедурой таможенного транзита в железнодорожных полувагонах N 64656440, 60391356 по ТД N 10313013/190919/0003287, и вынесла постановление от 28.07.2020 N 10317000-370/2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 310 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление таможни в арбитражный суд.
Суды сделали вывод о правомерном привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдачу (передача) без разрешения таможенного органа или утрату товаров, находящихся под таможенным контролем.
Суды указали, что общество приняло к перевозке товар в железнодорожных полувагонах, однако в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 150 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза фактически утратило и не доставило часть товара, находящегося под таможенным контролем ("ферросилиций с содержанием основного (ведущего) элемента в ферросплаве кремния 63.8 - 65.5% в количестве 7 грузовых мест, весом брутто 7 048 кг), что послужило основанием для привлечения к ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако выводы судов сделаны при непредставлении таможней доказательств, с очевидностью подтверждающих вину общества в совершении правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, суды не учли, что 23.09.2019 таможня выдала обществу подтверждение о прибытии товара и завершении таможенной процедуры таможенного транзита по ТД N 10313013/190919/0003287, при этом акт таможенного наблюдения от 25.09.23019 N 10317110/250919/004030 составлен после завершения таможенной процедуры таможенного транзита; с 21.09.2019 и до перетарки груза в контейнеры полувагоны находились в ЗТК ООО "Контейнерный терминал "НУТЭП"".
Суды не указали, какие именно представленные таможней доказательства достоверно свидетельствуют о том, что утрата части товара "ферросилиций с содержанием основного (ведущего) элемента в ферросплаве кремния 63,8 - 65,5%" в количестве 7 грузовых мест весом брутто 7 048 кг - следствие виновных действий исключительно общества, а не иных лиц, и произошла именно в пути следования груза, а не с 21.09.2019 по 25.09.2019 на территории ЗТК ООО "Контейнерный терминал "НУТЭП"".
Суды также не учли, что при перевозке товара в соответствии с таможенной процедурой транзита по ТД N 10313013/190919/0003287 в железнодорожных полувагонах N 62107446, 61259123, 61173241, 55830996, 64656440, 60391356, 59957910, 59380451 таможенным органом отправления средства идентификации (пломбы) не применялись, что следует из информации на штампе (направляющего ЛНП 251), проставленном должностным лицом таможенного органа отправления (Азовский таможенный пост) в железнодорожной накладной N ЭЧ582550, при помещении указанного товара под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД N 10313013/190919/0003287.
При таких обстоятельствах является недостаточно обоснованным вывод судов о законности постановления таможни от 28.07.2020 N 10317000-370/2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 310 тыс. рублей штрафа.
Поскольку суды сделали вывод о виновных действиях общества, квалифицируемых по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по неполно установленным и исследованным обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой или апелляционной инстанций либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 по делу N А32-35830/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что общество приняло к перевозке товар в железнодорожных полувагонах, однако в нарушение пунктов 1 и 2 статьи 150 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза фактически утратило и не доставило часть товара, находящегося под таможенным контролем ("ферросилиций с содержанием основного (ведущего) элемента в ферросплаве кремния 63.8 - 65.5% в количестве 7 грузовых мест, весом брутто 7 048 кг), что послужило основанием для привлечения к ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако выводы судов сделаны при непредставлении таможней доказательств, с очевидностью подтверждающих вину общества в совершении правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Суды также не учли, что при перевозке товара в соответствии с таможенной процедурой транзита по ТД N 10313013/190919/0003287 в железнодорожных полувагонах N 62107446, 61259123, 61173241, 55830996, 64656440, 60391356, 59957910, 59380451 таможенным органом отправления средства идентификации (пломбы) не применялись, что следует из информации на штампе (направляющего ЛНП 251), проставленном должностным лицом таможенного органа отправления (Азовский таможенный пост) в железнодорожной накладной N ЭЧ582550, при помещении указанного товара под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД N 10313013/190919/0003287.
При таких обстоятельствах является недостаточно обоснованным вывод судов о законности постановления таможни от 28.07.2020 N 10317000-370/2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 310 тыс. рублей штрафа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2021 г. N Ф08-2090/21 по делу N А32-35830/2020
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-13581/2021
29.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16145/2021
12.08.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-35830/20
09.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2090/2021
03.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22443/20
21.12.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-35830/20