г. Краснодар |
|
12 апреля 2021 г. |
Дело N А53-11326/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Забусовой Надежды Александровны (ИНН 614303258295, ОГРНИП 319237500043747), органов, осуществляющих публичные полномочия: комитета по управлению имуществом города Волгодонска (ИНН 6143009250, ОГРН 1026101938961), администрации города Волгодонска (ИНН 6143032957, ОГРН 1026101938741), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Забусовой Надежды Александровны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 по делу N А53-11326/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Забусова Н.А. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к комитету по управлению имуществом города Волгодонска (далее - комитет) и администрации города Волгодонска (далее - администрация), в котором просила:
- признать незаконными действия администрации по исключению постановлением от 26.07.2019 N 1867 (подпункт 1.5. пункта 1) из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Волгодонск, утвержденной постановлением администрации от 18.03.2015 N 1193 (далее - Схема размещения нестационарных торговых объектов), строк 46 и 47 в отношении торговых павильонов непродовольственных товаров по адресу: ул. Энтузиастов, в районе ТК "Олимп", остановочный комплекс;
- возложить на администрацию обязанность в течение одного месяца с момента вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем включения в действующую на момент исполнения судебного акта схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Волгодонск места размещения НТО по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, в районе ТК "Олимп", остановочный комплекс, со специализацией - непродовольственные товары, объектов площадью 22,8 кв. м каждый, сроком размещения 5 лет;
- признать незаконным решение комитета об отказе в заключении с предпринимателем договоров о размещении нестационарных торговых объектов, приведенное в письме от 30.12.2019 N 52.3.6/01-33/5128;
- возложить на комитет обязанность в течение месяца с момента включения в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Волгодонск места размещения НТО по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, в районе ТК "Олимп", остановочный комплекс, заключить с предпринимателем сроком на пять лет договоры о размещении нестационарных торговых объектов на условиях типового договора, указанного в приложении N 2 к Положению о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов на территории муниципального образования город Волгодонск, утвержденному решением Волгодонской городской Думы от 14.09.2017 N 71 (далее - Положение о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что на момент обращения предпринимателя в уполномоченный орган из действующей схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Волгодонск исключены места размещения нестационарных торговых объектов (строки 46, 47), испрашиваемые заявителем. Исключение спорных мест размещения нестационарных торговых объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов обусловлено тем, что такое размещение противоречит требованиям Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов. Предприниматель надлежащим образом уведомлен о прекращении договоров, об исключении спорных мест из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также о возможности размещения НТО на компенсационном месте. Кроме того, предприниматель обратился в арбитражный суд с пропуском установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) трехмесячного срока для признания решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными. Мотивированное ходатайство о восстановлении процессуального срока предприниматель не заявил.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что заявление направлено в суд первой инстанции в пределах установленного частью 4 статьи 198 Кодекса трехмесячный срока. Данное обстоятельство подтверждено представленным в материалы дела уведомлением о вручении. Заявитель не был извещен надлежащим образом об исключении спорных мест из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, о расторжении договоров о размещении НТО, а также о возможности получения компенсационного места. Уполномоченный орган не представил сведения относительно получения предпринимателем письма от 02.08.2019 N 52.3.6/01-33/2714. Кроме того, письмо и уведомление комитета от 11.10.2019 N 52.3.6/01-33/3962 не содержат информации о том, что постановлением администрации от 26.07.2019 спорные места уже исключены из Схемы размещения нестационарных торговых объектов. Суды не учли, что в силу положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов и внесение в нее изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция и эксплуатация которых начаты до утверждения соответствующей схемы. На территории муниципального образования город Волгодонск отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий порядок разработки, утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, а также критерии и основания для ее изменения. Истечение срока договора о размещении НТО не является основанием для произвольного исключения торгового объекта из схемы размещения НТО. Таким образом, исключение из Схемы размещения нестационарных торговых объектов строк 46 и 47 противоречит закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Поскольку НТО предпринимателя размещены на спорной территории до утверждения Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, установленные данным документом требования о запрете размещения НТО на посадочных площадках городского пассажирского транспорта в рассматриваемой ситуации не применимы. Заявитель также указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт расположения спорных торговых объектов на посадочных площадках городского пассажирского транспорта. Кроме того, спорные места установки НТО разработаны совместно с администрацией.
В отзыве комитет указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 15.04.2009 на основании постановления от 10.02.2009 N 253 предприниматель и комитет заключили договор аренды, находящегося в государственной собственности части земельного участка из земель населенных пунктов площадью 80 кв. м в кадастровом квартале 61:48:040235, для временной установки двух торговых павильонов "Сотовые телефоны" (т. 1, л. д. 17, 18). Договор заключен с 15.04.2009 по 13.04.2010 (пункт 2.1).
На основании постановления от 27.05.2010 N 802 предприниматель и комитет 07.06.2010 заключили договор аренды части земельного участка площадью 80 кв. м в кадастровом квартале 61:48:040235. Земельный участок предоставлен для временной установки двух торговых павильонов "Промышленные товары" (т. 1, л. д. 20, 21). Договор заключен с 07.06.2010 на неопределенный срок (пункт 2.1).
23 июля 2012 года на основании постановления от 28.06.2012 N 1818 предприниматель и комитет заключили договор N 284 аренды части земельного участка площадью 80 кв. м в кадастровом квартале 61:48:000402206 для использования под торговыми павильонами промышленных и продовольственных товаров, не являющихся объектами недвижимости, сроком с 23.07.2012 по 01.04.2013 (т. 1, л. д. 24, 25).
На основании постановления от 25.09.2013 N 3858 предприниматель и комитет заключили договор от 07.10.2013 N 588 аренды участка под временным сооружением, не являющимися объектом недвижимости, расположенного в остановочном комплексе по ул. Энтузиастов, в районе спортивного комплекса "Олимп", площадью 80 кв. м в кадастровом квартале 61:48:00040206:0 (т. 1, л. д. 28 - 30). Земельный участок предоставлен с 07.10.2013 по 07.09.2014 (пункт 2.1).
8 сентября 2014 года на основании постановления от 03.09.2014 N 3027 предприниматель и комитет заключили договор N 282 аренды участка под временным сооружением, не являющимися объектом недвижимости, расположенного в остановочном комплексе по ул. Энтузиастов, в районе спортивного комплекса "Олимп", площадью 40 кв. м (кадастровый номер 61:48:0040206:3926) сроком с 08.09.2014 по 07.08.2018 (т. 1, л. д. 34 - 36).
Кроме того, стороны на срок с 08.09.2014 по 07.08.2018 заключили договор от 08.09.2014 N 283 аренды земельного участка площадью 40 кв. м (кадастровый номер 61:48:0040206:3929), находящегося в остановочном комплексе, для размещения временных торговых объектов (т. 1, л. д. 41 - 45).
На основании акта приема-передачи от 31.10.2018 земельные участки возвращены арендатором в фонд городских земель.
На заседании 26.09.2018 рабочей группы по вопросам внесения изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Волгодонск" принято решение о заключении с предпринимателем договоров на размещение НТО по адресу: ул. Энтузиастов, в районе ТК "Олимп", остановочный комплекс (пункты 46, 47 Схемы размещения нестационарных торговых объектов), сроком на один год. Рабочая группа также приняла решение об исключении из Схемы размещения нестационарных торговых объектов пунктов 46 и 47 по истечению срока действия договоров, поскольку такое размещение не соответствует Правилам благоустройства территории муниципального образования "Город Волгодонск" (т. 1, л. д. 111 - 128).
Предприниматель и комитет 01.11.2018 заключили договоры N 127-2018 и N 128-2018 (с учетом дополнительных соглашений от 18.10.2019), по условиям которых распорядитель предоставляет участнику право на размещение нестационарных торговых объектов площадью 22,8 кв. м для осуществления торговли непродовольственными товарами, по адресному ориентиру: г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, 21"а" и 21"б" в соответствии со Схемой размещения нестационарных торговых объектов (места 46 и 47; т. 1, л. д. 129 - 133, 137 - 141). Срок действия договоров установлен с 01.11.2018 по 31.10.2019 (пункт 1.1).
В пунктах 2.2.2 договоров стороны согласовали, что распорядитель обязан не позднее, чем за три месяца известить участника об изменении схемы в случае исключения из нее места размещения объекта.
На основании постановления администрации от 26.07.2019 N 1867 в постановление от 30.03.2011 N 688 внесены изменения, в соответствии с которыми из Схемы размещения нестационарных торговых объектов исключены места 46 и 47 (т. 1, л. д. 145 - 148). Данное постановление опубликовано на официальном сайте администрации и в газете "Волгодонская правда" от 03.08.2019 N 88-91 (т. 1, л. д. 149).
Комитет в адрес предпринимателя направил уведомление от 02.08.2019 N 52.3.6/01-33/2714, в котором сообщил о том, что 31.10.2019 истекает срок действия договоров от 01.11.2018 N 127-2018 и N 128-2018. Уполномоченный орган также указал, что после истечения срока действия указанных договоров строки 46 и 47 будут исключены из Схемы размещения нестационарных торговых объектов. Предпринимателю предложено заблаговременно обратиться в комитет с предложением о включения в схему нового места возможного размещения НТО (т. 1, л. д. 150).
6 сентября 2019 года предприниматель обратился в комитет с заявлениями о заключении на 5 лет договоров о размещении нестационарных торговых объектов для осуществления торговли непродовольственными товарами, по адресному ориентиру:
г. Волгодонск, ул. Энтузиастов, в районе жилого ТК "Олимп", остановочный комплекс в соответствии Схемой размещения нестационарных торговых объектов строки 46 и 47.
Письмом от 30.12.2019 N 52.3.6/01-33/5128 предпринимателю отказано в заключении договоров о размещении нестационарных торговых объектов по причине исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов мест размещения 46 и 47 (т. 1, л. д. 157).
Предприниматель, полагая решения и действия уполномоченных органов незаконными и нарушающими принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился с заявлением в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае, в том числе, размещения нестационарных торговых объектов.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов (часть 4 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы (часть 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О, осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности решать вопросы размещения нестационарных торговых объектов в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 3 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов без проведения торгов такой договор заключается в случае размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства либо по ранее заключенному договору о размещении, либо по заключенному до 01.03.2015 договору аренды земельного участка.
Согласно подпунктов 1 и 2 пункта 9 статьи 2 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в уполномоченный орган) не допускается размещение НТО, в том числе на посадочных площадках городского пассажирского транспорта, на расстоянии менее 25 метров от границы проезжей части следующих улиц, бульваров и проспектов: ул. Ленина, ул. 30 лет Победы, ул. 50 лет СССР, ул. Морской, ул. М. Горького, ул. Энтузиастов, ул. Гагарина, ул. Думенко, ул. Маршала Кошевого, ул. Академика Королева, пр. Курчатова, пр. Строителей, бул. Великой Победы, ул. К. Маркса, ул. Дружбы, а также в охранной зоне водопроводных и канализационных сетей, ближе 3-х метров от ствола дерева.
При этом в пункте 17 статьи 2 данного Положения указано, что названные требования к размещению и эксплуатации нестационарных торговых объектов не применяются к ранее согласованным и установленным НТО.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорные места размещения исключены из Схемы размещения нестационарных торговых объектов (строки 46 и 47) по причине их несоответствия требованиям Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Наличие в пункте 17 статьи 2 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов исключения в части требований к размещению применительно к ранее установленным объектам в данном случае не свидетельствует об ошибочности выводов судов.
Запрет на размещение временных сооружений на расстоянии ближе, чем 20 метров (затем 25 метров) от границы проезжей части ул. Энтузиастов в г. Волгодонске, а также в пределах полос для прокладки коммуникаций, в охранных зонах инженерных сетей последовательно содержался в Положении о порядке размещения и эксплуатации временных сооружений на территории города Волгодонска (решение Волгодонской городской Думы от 03.10.2007 N 131), Порядке размещения и эксплуатации временных сооружений на территории муниципального образования "Город Волгодонск" (решение Волгодонской городской Думы от 23.03.2011 N 27).
В Порядке размещения и эксплуатации временных сооружений на территории муниципального образования "Город Волгодонск" (решение Волгодонской городской Думы от 19.07.2012 N 74) содержался запрет на размещение временных сооружений в охранной зоне водопроводных и канализационных сетей, на расстоянии менее 3-х метров от ствола дерева, на посадочных площадках городского пассажирского транспорта. Не допускалось размещение временных сооружений на расстоянии ближе, чем 25 метров от границ проезжей части ул. Энтузиастов. В силу статьи 4 названного Положения при размещении временных сооружений в остановочных пунктах общественного транспорта расстояние от края проезжей части до ближайшей конструкции павильона должно быть не менее 3-х метров. При этом размещение временных сооружений относительно навеса для ожидания пассажиров должно обеспечивать прямую видимость приближающегося транспорта, то есть торговый павильон должен размещаться в правой части площадки остановочного пункта относительно движения транспорта.
Анализ названных решений представительного органа местного самоуправления, а также Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов позволяет заключить, что приведенное нормативное регулирование направлено на создание безопасных условий эксплуатации общественного транспорта, коммунальных и инженерных сетей, развитие улично-дорожной сети, беспрепятственное использование территорий общего пользования, создание безопасной и комфортной городской среды, что достигается, в том числе и рациональным размещением нестационарных (временных) торговых объектов с учетом текущей градостроительной ситуации.
В соответствии с актами обследования спорной территории от 17.08.2020 и приложенными к ним фотоматериалами нестационарные торговые объекты предпринимателя размещены по адресу: г. Волгодонск, ул. Энтузиастов 21"а" и 21"б", на расстоянии от границы проезжей части по ул. Энтузиастов 6, 3 м и 5,9 м (т. 2, л. д. 26 - 34). Данный акт от имени предпринимателя подписан Кропотовой М.А., действующей на основании доверенности от 27.02.2020 N 23/233-н/23-2020-7-20. Из содержания прилагаемых к акту фотоматериалов следует, что спорные объекты фактически находятся в границах остановочного комплекса и не обеспечивают соблюдение правила прямой видимости транспорта (относительно навеса для ожидания, расположения дерева и направления движения транспорта; т. 2, л. д. 27 - 29, 34).
Кроме того, согласно информации, предоставленной муниципальным унитарным предприятием муниципального образования город Волгодонск "Водоканал", размещение нестационарных торговых объектов по ул. Энтузиастов, 21"а" и 21"б", недопустимо в связи с нахождением объектов в охранной зоне внутриквартальной канализации (т. 1, л. д. 158 - 162). При этом при согласовании размещения объектов в составе остановочного комплекса предприятие приводило замечания относительно проекта установки торговых павильонов (т. 2, л. д. 17).
Таким образом, исключение спорных объектов из Схемы размещения нестационарных торговых объектов (строки 46 и 47; т. 1, л. д. 145) произведено уполномоченным органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, в том числе в целях создания комфортной и безопасной городской среды.
Отсутствие спорных адресных ориентиров в действующей схеме размещения НТО исключает возможность признания незаконным отказа комитета и понуждение к заключению соответствующих договоров (пункт 6 части 7 статьи 3 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов).
В то же время суды установили, что исключение объектов произведено, в том числе в целях развития улично-дорожной сети, поэтому предприниматель вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении компенсационного места (часть 2 статьи 3 Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов).
При разрешении дела суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о пропуске предпринимателем установленного частью 4 статьи 198 Кодекса трехмесячного срока для признания решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как видно из материалов дела, оспариваемое решение комитета об отказе в заключении с предпринимателем договора о размещении нестационарных торговых объектов, приведенное в письме от 30.12.2019 N 52.3.6/01-33/5128, получено заявителем 09.01.2020 (т. 1, л. д. 157). Настоящие заявление направлено предпринимателем в арбитражный суд первой инстанции посредством почтовой связи 24.03.2020 (т. 1, л. д. 66; т. 2, л. д. 7).
Таким образом, вывод судебных инстанций о пропуске заявителем срока на обжалование решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления не соответствует имеющимся в деле доказательствам. В то же время ошибочное исчисление судами процессуального срока не привело к принятию неправильных судебных актов и не может служить основанием для их отмены (часть 3 статьи 288 Кодекса).
Иные приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Кодекса не относится к компетенции суда кассационной инстанции. Суды также не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Кодекса и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения и постановления, исходя из доводов, приведенных в кассационной жалобе, у суда округа отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на предпринимателя по правилам статьи 110 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 по делу N А53-11326/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О, осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности решать вопросы размещения нестационарных торговых объектов в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем, чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
...
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что спорные места размещения исключены из Схемы размещения нестационарных торговых объектов (строки 46 и 47) по причине их несоответствия требованиям Положения о порядке размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф08-2049/21 по делу N А53-11326/2020