г. Краснодар |
|
12 апреля 2021 г. |
Дело N А15-1365/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (ИНН 0541012412, ОГРН 1020502625428) - Магомедова М.Т. (доверенность от 16.09.2020), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, - акционерного общества "Медицинская акционерная страховая компания" (ИНН 7702030351, ОГРН 1027739099772) - Кондратова А.Е. (доверенность от 01.01.2021), в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Эверест" (ИНН 4826081900, ОГРН 1124823006538), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - АО "Страховая компания "Согаз-Мед"", Министерства здравоохранения Республики Дагестан, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эверест" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу N А15-1365/2019, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (далее - Фонд) с заявлением о признании недействительным акта комплексной проверки общества от 19.02.2019 в части обязания общество возвратить денежные средства в размере 1 106 050 рублей, состоящие из 328 830 рублей, затраченных на закупку и монтаж сборно-разборных перегородок F50 и дверей С.48, и 777 220 рублей, затраченных на приобретение комнатных многолетних растений и сопутствующих товаров для размещения в помещениях центра с целью обеспечения благоприятной для пациентов и персонала обстановки; обязания общество обеспечить комплектацию наборов неотложной помощи согласно приложению N 9 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.01.2012 N 17-н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "Нефрология""; обязания общество организовать перевязочную, процедурный кабинет, палаты дневного пребывания больных из расчета одна койка на четыре диализных места (но не менее четырех коек) для оказания неотложной медицинской помощи, помещение для осмотра и консультации пациентов, лаборатории для проведения лабораторных исследований во время гемодиализа, предусмотренных приказом Минздрава России от 13.08.2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации"; обязания общество организовать контроль концентрации электролитов в диализном концентрате во исполнение пункта 7.16 приказа Минздрава России от 25.04.03 N 190 "Об утверждении отраслевого стандарта "Отделение диализа. Общие требования по безопасности""; обязания общество соблюдать порядок организации гемодиализной помощи согласно приказам Минздрава России от 13.08.2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" и Минздрава Республики Дагестан от 25.12.17 N 878-М "О порядке организации гемодиализной помощи больным с ХПН"; обязания общество вести прием пациентов по направлениям, оформленным согласно требованиям приказа Минздрава Республики Дагестан от 25.12.2017 N 878-М "О порядке организации гемодиализной помощи больным с ХПН"; о признании недействительным требования Фонда, содержащегося в акте от 19.02.2019 в части обязания общество возвратить денежные средства в размере 328 830 рублей; обязания общество проводить сверку расчетов со страховыми медицинскими организациями в соответствии с условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; обязания общество при оказании медицинской помощи соблюдать объемы медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС; обязания общество не допускать образования дебиторской и кредиторской задолженности; о признании незаконными действий Фонда по проведению проверки объемов, сроков, условий предоставления медицинской помощи обществом (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 21.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.11.2020, заявленные обществом требования удовлетворены в части. Акт комплексной проверки общества признан недействительным в части обязания общество обеспечить комплектацию наборов неотложной помощи, согласно приложению N 9 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.01.2012 N 17-н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "Нефрология""; обязания общество организовать перевязочную, процедурный кабинет, палаты дневного пребывания больных из расчета одна койка на четыре диализных места (но не менее четырех коек) для оказания неотложной медицинской помощи, помещение для осмотра и консультации пациентов, лаборатории для проведения лабораторных исследований во время гемодиализа, предусмотренных приказом Минздрава России от 13.08.2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации"; обязания общество организовать контроль концентрации электролитов в диализном концентрате, во исполнение пункта 7.16 приказа Минздрава России от 25.04.03 N 190 "Об утверждении отраслевого стандарта "Отделение диализа. Общие требования по безопасности""; обязания общество соблюдать порядок организации гемодиализной помощи согласно приказам Минздрава России от 13.08.2002 N 254 "О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации" и Минздрава Республики Дагестан от 25.12.17 N 878-М "О порядке организации гемодиализной помощи больным с ХПН"; обязания общество вести прием пациентов по направлениям, оформленным согласно требованиям приказа Минздрава Республики Дагестан от 25.12.2017 N 878-М "О порядке организации гемодиализной помощи больным с ХПН". Признаны недействительными изложенные в акте комплексной проверки от 19.02.2019 требования Фонда в части обязания общество проводить сверку расчетов со страховыми медицинскими организациями в соответствии с условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию; обязания общество при оказании медицинской помощи соблюдать объемы медицинской помощи, установленные решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС; обязания общество не допускать образования дебиторской и кредиторской задолженности.
В удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано. С Фонда в пользу общества взыскано 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций в обжалуемой части, в указанной части дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом проведения плановых комплексных проверок использования средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на 2019 год Фондом в период с 24.01.2019 по 19.02.2019 проведена комплексная проверка использования обществом средств ОМС, объемов, сроков, условий предоставления медицинской помощи.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения послужили основанием для составления акта комплексной проверки от 19.02.2019.
Общество, не согласившись с изложенными в указанном акте выводами и требованиями, а также действиями Фонда по проведению комплексной проверки использования средств ОМС за 2017 - 2018 годы, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, предоставленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В силу пункта 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Из содержания приложения N 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 и действующему в спорный период, следует, что к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся, в том числе, ремонт, смена и замена изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции всех видов перегородок.
В силу пункта 5.1 Ведомственных строительных норм "ВСН 58-88 (р). Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312, капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
На основании анализа указанных норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не включаются расходы организации на проведение капитального ремонта. В свою очередь соответствующие нормы права распространяются на все медицинские организации, независимо от их организационно-правовых норм.
Суды установили, что обществом с ООО "Ростехнострой" заключены договоры на приобретение и монтаж перегородок с установкой алюминиевых дверей на общую сумму 328 830 рублей.
Вместе с тем, поскольку указанные работы относятся к капитальному ремонту помещений и не связаны с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), то общество неправомерно включило затраты на приобретение и монтаж перегородок с установкой алюминиевых дверей в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.
Суды также установили, что за счет средств ОМС обществом произведены расходы на приобретение по договору поставки от 05.10.2017 N 05/10-17 многолетних растений и цветочных горшков, кашпо, балконных лотков на сумму 777 220 рублей.
Вместе с тем указанные расходы не относятся к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации, не связаны непосредственно с оказанием медицинских услуг и не включены в структуру тарифа. Таким образом, указанные затраты не могут быть возмещены за счет средств ОМС.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований в указанной части.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 21.07.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2020 по делу N А15-1365/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальным ремонтом объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Из содержания приложения N 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 и действующему в спорный период, следует, что к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся, в том числе, ремонт, смена и замена изношенных перегородок на более прогрессивные конструкции всех видов перегородок."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 апреля 2021 г. N Ф08-1342/21 по делу N А15-1365/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1342/2021
19.11.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3229/20
21.08.2020 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1365/19
21.07.2020 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1365/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-1365/19