Решение Самарского областного суда от 14 августа 2023 г. N 3а-1556/2023
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1556/2023 по административному исковому заявлению К. Д.А. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
К. Д.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, в части включения в него под пунктом 19222 нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077, в части включения в него под пунктом 18972 нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что административный истец является собственником указанного нежилого помещения, расположенного на 1 этаже в многоэтажном гаражном здании по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования: гаражное помещение. Включение данного помещения в Перечни на 2022-2023 годы считает необоснованным, поскольку помещение фактически не подпадает под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как оно используется под склад. Видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, является: для строительства многоэтажного гаража и хозяйственных кладовых. Согласно технической документации помещение состоит из склада, нежилых помещений, санузла, душевой. Ответчик дважды отказал истцу в исключении объекта недвижимости из Перечней на 2022-2023 годы, несмотря на то, что ранее в 2019-2021 годах исключал помещение из Перечней. В настоящее время ответчик не производил осмотр помещения и акт фактического использования не составлял. Включение объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица лиц, нарушая права и законные интересы.
В судебном заседании представитель административного истца К. О.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области, заинтересованные лица: Администрация г.о. Самары, ГБУ СО ЦРР не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований административный ответчик - Министерство имущественных отношений - представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что согласно сведениям, полученным из ЕГРН, в указанные Перечни включено нежилое помещение с кадастровым номером N, имеющее наименование - "магазин н3". Министерство включило этот объект недвижимости в Перечни исходя из отнесения его к объектам, предусмотренным п.п.2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
ГБУ СО ЦРР просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом N 2233 от 22 октября 2021 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом N 2077 от 8 ноября 2022 года.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в Перечень на 2022 год под пунктом 19222, в Перечень на 2023 год - под пунктом 18972.
Приказ министерства N 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.
Приказ министерства N 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что К. Д.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 103,4 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>
Нежилое помещение расположено в здании с наименованием - блок гаражей с кадастровым номером N площадью 3348,9 кв. м
Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования: для завершения строительства многоэтажного гаража и хозяйственных кладовых.
Суду представлен акт осмотра нежилого помещения, выполненный ГБУ СО ЦРР от 23 марта 2022 года, из которого следует что в помещении с кадастровым номером N располагается склад, комната для приема пищи, раздевалка, кладовая, санузел.
Включение нежилого помещения в Перечни на 2022-2023 годы произведено в соответствии с его наименованием.
Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней как основание для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий, при этом, нежилые помещения подлежат включению в Перечень, в том числе, если назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.04.2023 года нежилое помещение имеет назначение - нежилое, данные о его наименовании отсутствуют.
Однако, на момент утверждения оспариваемых Перечней, наименование нежилого помещения значилось как магазин н3 (выписка из ЕГРН от 08.03.2023 года).
Исключение наименования магазин из сведений ЕГРН произведено после утверждения оспариваемых Перечней, что не отрицает представитель административного истца.
В материалах инвентарного дела на нежилое здание по адресу: <адрес> выполненного Самарским городским отделением Самарского филиала ФГУП "Р. - Ф. БТИ" и представленного суду на обозрение, содержится технический паспорт на нежилое помещение площадью 103,4 кв. м по состоянию на 06.05.2008 года, в котором указано назначение помещения - магазин, назначение частей помещений: склад, помещение, помещение, санузел, душевая.
Таким образом, из представленных суду доказательств достоверно установлено, что спорный объект недвижимости, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, а также в технической документации имеет наименование - магазин.
Следовательно, данное помещение предназначено для использования в качестве торгового объекта.
Доводы представителя административного истца о том, что данное помещение фактически используется под склад, и Министерство исключало помещение из Перечней на 2019-2021 годы, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку действия Министерства имущественных отношений Самарской области об исключении помещения из Перечней за предыдущие годы не является предметом рассмотрения данного дела, определение фактического использования помещения является одним из критериев, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ для включения объекта недвижимости в Перечни, совокупности критериев для включения помещения в Перечни не требуется.
Одного критерия - наименования помещения - магазин, свидетельствующего о назначении помещения в качестве торгового объекта, является достаточным основанием для включения его в Перечни на 2022-2023 годы, поэтому нормативные правовые акты не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований К. Д.А. о признании недействующими Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233, Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером N отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 14 августа 2023 г. N 3а-1556/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании