Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 15.11.2023 N 232-п
Стратегия
развития врачебно-физкультурных медицинских организаций в Республике Хакасия на период до 2030 года
Ответственный исполнитель |
Министерство здравоохранения Республики Хакасия (далее - Минздрав Хакасии) |
Соисполнитель |
Министерство физической культуры и спорта Республики Хакасия (далее - Минспорт Хакасии) |
Целевые показатели |
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни, до 70%; увеличение охвата углубленными медицинскими осмотрами спортсменов до 100% |
Этапы и сроки реализации |
до 2030 года |
Ожидаемые результаты |
формирование службы спортивной медицины в системе здравоохранения Республики Хакасия; ежегодное увеличение охвата углубленными медицинскими осмотрами лиц, занимающихся физической культурой и спортом; формирование цифрового контура и информационной системы спортивной медицины в Республике Хакасия |
1. Правовая основа Стратегии развития врачебно-физкультурных медицинских организаций в Республике Хакасия на период до 2030 года
1.1. Правовую основу Стратегии развития врачебно-физкультурных медицинских организаций в Республике Хакасия на период до 2030 года (далее - Стратегия) составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 N 3081-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 3615-р;
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.05.2018 N 288н "Об утверждении Порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации";
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.10.2020 N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских заключений о допуске к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях" (далее - Приказ МЗ РФ от 23.10.2020 N 1144н);
Закон Республики Хакасия от 08.11.2010 N 102-ЗРХ "О физической культуре и спорте в Республике Хакасия";
Закон Республики Хакасия от 12.02.2020 N 01-ЗРХ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Хакасия до 2030 года";
приказ Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 16.07.2019 N 710 "Об утверждении Порядка организации медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Республики Хакасия" (далее - Приказ МЗ РХ от 16.07.2019 N 710).
2. Общая характеристика
2.1. Республика Хакасия расположена в юго-западной части Восточной Сибири, в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. Протяженность с севера на юг 460 км, с запада на восток (в наиболее широкой части) - 200 км. На севере, востоке и юго-востоке Республика Хакасия граничит с Красноярским краем, на юге - с Республикой Тыва, на юго-западе - с Республикой Алтай, на западе - с Кемеровской областью - Кузбассом. Климат Республики Хакасия резко континентальный, с холодной зимой и жарким летом. Характерны резкие колебания температуры воздуха и осадков. По характеру рельефа выделяют горную (восточные склоны Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта, северные склоны Западного Саяна - высота до 2930 м) и равнинную (Минусинская, Чулымо-Енисейская котловины) части.
На территории Республики Хакасия расположены 284 населенных пункта, в том числе пять городов: Абакан, Черногорск, Саяногорск, Сорск, Абаза.
3. Оценка текущего состояния службы спортивной медицины в Республике Хакасия
3.1. Среднегодовая численность населения Республики Хакасия в 2022 году составила 531611 человек, что на 5229 человек меньше, чем в 2018 году (536840 человек).
Таблица 1
Динамика
среднегодовой численности населения Республики Хакасия за 2018 - 2022 годы
N п/п |
Численность населения |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Всего населения |
536840 |
535215 |
533149 |
530187 |
531611 |
В труднодоступных и удаленных районах Республики Хакасия проживает 20976 человек, что составляет 4% от численности всего населения Республики Хакасия.
Таблица 2
Сведения
о медицинских организациях Республики Хакасия за 2018 - 2022 годы
N п/п |
Медицинские организации |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Всего медицинских организаций |
39 |
39 |
39 |
38 |
38 |
2 |
Из них осуществляющих медицинскую помощь и сопровождение лиц, занимающихся физической культурой и спортом |
1 * |
1 * |
1 * |
1 * |
1 * |
3 |
г. Абакан, включая республиканские учреждения |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
4 |
Из них осуществляющих медицинскую помощь и сопровождение лиц, занимающихся физической культурой и спортом |
1 * |
1 * |
1 * |
1 * |
1 * |
5 |
г. Абаза |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
г. Черногорск |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
7 |
г. Саяногорск |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
8 |
г. Сорск |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9 |
Алтайский район |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Аскизский район |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
11 |
Бейский район |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12 |
Боградский район |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
13 |
Орджоникидзевский район |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14 |
Усть-Абаканский район |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
15 |
Таштыпский район |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
16 |
Ширинский район |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
* Структурное подразделение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская клиническая больница им. Г.Я. Ремишевской" (далее - ГБУЗ РХ "РКБ им. Г.Я. Ремишевской").
Врачебно-физкультурные диспансеры - 0.
Центры спортивной медицины - 0.
Отделение спортивной медицины - 1 (в ГБУЗ РХ "РКБ им. Г.Я. Ремишевской").
Кабинет спортивной медицины - 0.
Рисунок
Таблица 3
Кадровое обеспечение
медицинских организаций по спортивной медицине в Республике Хакасия
N п/п |
Медицинские организации |
Штаты, всего |
Занятые, всего |
Штаты поликлиники |
Занятые поликлиники |
Физические лица |
Физические лица поликлиники |
Укомплектованность физическими лицами/штатами |
Коэффициент совместительства |
Обеспеченность на 10 тыс. населения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Всего медицинских организаций в Республике Хакасия |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
2 |
2 |
50,0 |
2,0 |
0,0 |
2 |
ГБУЗ РХ "РКБ им. Г.Я. Ремишевской" |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
4,00 |
2 |
2 |
50,0 |
2,0 |
0,0 |
Таблица 4
Сведения
о диспансерном наблюдении за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, за 2018 - 2022 годы
N п/п |
Группы лиц, занимающихся физической культурой и спортом в Республике Хакасия |
Прошли углубленное обследование |
Нуждались в лечении |
Закончили лечение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2018 | ||||
1 |
Всего |
12632 |
506 |
486 |
2 |
в том числе спортсмены сборных команд |
1288 |
118 |
118 |
3 |
Лица, занимающиеся в спортивных секциях |
6365 |
384 |
368 |
4 |
Лица, занимающиеся в специальных медицинских группах |
1414 |
2 |
0 |
5 |
Лица, занимающиеся в группах общефизической подготовки (далее - ОФП), и др. |
3565 |
2 |
0 |
2019 | ||||
6 |
Всего |
12736 |
408 |
406 |
7 |
в том числе спортсмены сборных команд |
1367 |
116 |
116 |
8 |
Лица, занимающиеся в спортивных секциях |
6080 |
292 |
290 |
9 |
Лица, занимающиеся в специальных медицинских группах |
1842 |
0 |
0 |
10 |
Лица, занимающиеся в группах ОФП, и др. |
3447 |
0 |
0 |
2020 | ||||
11 |
Всего |
12701 |
384 |
378 |
12 |
в том числе спортсмены сборных команд |
1401 |
151 |
151 |
13 |
Лица, занимающиеся в спортивных секциях |
6653 |
233 |
227 |
14 |
Лица, занимающиеся в специальных медицинских группах |
1253 |
0 |
0 |
15 |
Лица, занимающиеся в группах ОФП, и др. |
3394 |
0 |
0 |
2021 | ||||
16 |
Всего |
17235 |
403 |
389 |
17 |
в том числе спортсмены сборных команд |
1606 |
153 |
153 |
18 |
Лица, занимающиеся в спортивных секциях |
11065 |
250 |
236 |
19 |
Лица, занимающиеся в специальных медицинских группах |
1173 |
0 |
0 |
20 |
Лица, занимающиеся в группах ОФП, и др. |
3391 |
0 |
0 |
2022 | ||||
21 |
Всего |
15065 |
446 |
426 |
22 |
в том числе спортсмены сборных команд |
1786 |
146 |
146 |
23 |
Лица, занимающиеся в спортивных секциях |
11430 |
300 |
280 |
24 |
Лица, занимающиеся в специальных медицинских группах |
1386 |
0 |
0 |
25 |
Лица, занимающиеся в группах ОФП, и др. |
463 |
0 |
0 |
Таблица 5
Сведения
об оказании медицинской помощи (медицинского сопровождения) в Республике Хакасия при спортивно-массовых мероприятиях за 2018 - 2022 годы
N п/п |
Наименование спортивно-массового мероприятия |
Всего обслужено мероприятий |
Число участников |
Число обращений за медицинской помощью |
Число лиц, получивших спортивные травмы |
Из них тяжелые, потребовавшие госпитализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2018 | ||||||
1 |
Соревнования |
452 |
28401 |
245 |
82 |
0 |
2 |
Учебно-тренировочные занятия |
21 |
346 |
10 |
0 |
0 |
3 |
Учебно-тренировочные сборы |
4 |
118 |
0 |
0 |
0 |
2019 | ||||||
4 |
Соревнования |
643 |
34994 |
235 |
81 |
6 |
5 |
Учебно-тренировочные занятия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
Учебно-тренировочные сборы |
2 |
45 |
0 |
0 |
0 |
2020 | ||||||
7 |
Соревнования |
258 |
10438 |
61 |
16 |
1 |
8 |
Учебно-тренировочные занятия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
Учебно-тренировочные сборы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2021 | ||||||
10 |
Соревнования |
209 |
15094 |
190 |
31 |
|
11 |
Учебно-тренировочные занятия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
Учебно-тренировочные сборы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2022 | ||||||
13 |
Соревнования |
224 |
24296 |
89 |
26 |
1 |
14 |
Учебно-тренировочные занятия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15 |
Учебно-тренировочные сборы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 6
Сведения
о пациентах, состоящих на учете в медицинских организациях Республики Хакасия, имеющих противопоказания для занятий физической культурой и спортом в 2022 году
N п/п |
Возрастная категория пациентов |
Всего |
Из них инвалидов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Всего |
41365 |
10821 |
2 |
Из них 0 - 14 лет |
4714 |
698 |
3 |
15 - 17 лет |
1125 |
199 |
4 |
18 лет и старше |
35526 |
9924 |
5 |
из них старше трудоспособного возраста |
17586 |
6628 |
На территории Республики Хакасия работают 30 учреждений физкультурно-спортивной направленности (далее - СШ) с общим количеством учащихся 15465 человек, из них 23 СШ (с количеством учащихся 12905 человек) находится в городе Абакане и близлежащих населенных пунктах. В отдаленных районах Республики Хакасия находится 9 СШ (с количеством учащихся 2560 человек).
Служба спортивной медицины в Республике Хакасия представлена отделением спортивной медицины (далее - ОСМ) в составе структурного подразделения - Центра медицинской реабилитации и спортивной медицины (далее - ЦМР и СМ) ГБУЗ РХ "РКБ им. Г.Я. Ремишевской", расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Ленина, 23.
3.2. Первичная медико-санитарная помощь спортсменам оказывается медицинскими работниками медицинских организаций, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Хакасия, и осуществляется в необходимом объеме в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, на основе оценки состояния здоровья спортсмена, стадии, степени выраженности и индивидуальных особенностей течения заболевания (состояния).
При оказании первичной медико-санитарной помощи спортсменам используются не запрещенные в спорте субстанции и (или) методы.
В случаях необходимости использования субстанций и (или) методов, входящих в Запрещенный список Всемирного антидопингового агентства, врач медицинского учреждения первичного звена незамедлительно сообщает об этом спортсмену или его законному представителю, а также врачу ОСМ ГБУЗ РХ "РКБ им. Г.Я. Ремишевской" и медицинскому работнику Государственного автономного учреждения Республики Хакасия "Центр спортивной подготовки сборных команд Республики Хакасия".
3.3. На базе ОСМ спортсмены, учащиеся СШ и члены спортивных сборных команд Республики Хакасия проходят медицинские осмотры (далее - МО). Прохождение МО спортсменами осуществляется согласно плану-графику, который составляется заведующим ОСМ на год и согласовывается с Минспортом Хакасии. Осуществляется проведение выездных медицинских осмотров в муниципальных образованиях Республики Хакасия (г. Абаза, с. Аскиз, с. Таштып, с. Бея, г. Сорск).
Спортсмены, нуждающиеся в медицинской реабилитации, проходят ее на базе ОСМ ЦМР и СМ ГБУЗ РХ "РКБ им. Г.Я. Ремишевской". В среднем в течение года проходит реабилитацию 400 спортсменов.
Таблица 7
Сведения
о медицинских осмотрах спортсменов за 2021 - 2022 годы
N п/п |
Показатель |
2021 год |
2022 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Число спортсменов и учащихся СШ, подлежащих МО |
12518 |
12751 |
2 |
Число спортсменов и учащихся СШ, прошедших МО |
10750 |
12185 |
3 |
% охвата МО спортсменов и учащихся СШ |
86 |
95 |
Лица, занимающиеся массовыми видами спорта (самостоятельно), и лица, желающие сдать нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - ВФСК ГТО), также учащиеся СШ, состоящие в группах начальной подготовки, проходят МО в медицинских учреждениях первичного звена по месту жительства. При возникновении спорных ситуаций, для решения вопросов о возможности допуска к занятиям спортом и сдаче норм ВФСК ГТО граждане направляются в ОСМ (с результатами МО), где специалисты ОСМ решают вопрос о допуске.
Таблица 8
Статистическая информация
по внедрению ВФСК ГТО в Республике Хакасия за 2020 - 2022 годы
N |
Наименование субъекта |
Численность проживающих от 6 до 70 лет и старше |
Количество принявших участие в выполнении тестов ВФСК ГТО, чел. |
Количество выполнивших нормативы на знаки, чел. |
||||
2020 |
2021 |
2022 |
2020 |
2021 |
2022 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Республика Хакасия |
492106 |
2042 |
3671 |
7272 |
1019 |
2096 |
4163 |
Отмечается стабильная положительная динамика среди желающих сдать нормативы ВФСК ГТО.
3.4. В состав ОСМ входят: два кабинета врача по спортивной медицине, кабинет врача-офтальмолога, кабинет врача-невролога, кабинет врача-ортопеда, манипуляционная для забора анализов, кабинет функциональной диагностики, кабинет антропометрии.
Лабораторные исследования проводятся в клинико-диагностической лаборатории ГБУЗ РХ "РКБ им. Г.Я. Ремишевской".
В кабинете функциональной диагностики осуществляются следующие виды исследований: электрокардиография, спирография, реография, электроэнцефалография.
Кабинеты врачей по спортивной медицине оснащены велоэргометрами, стэп-платформами, компьютерами. Компьютеры подключены к системе "Промед", врачи имеют электронную цифровую подпись.
В соответствии с Приказом МЗ РХ от 16.07.2019 N 710, согласованным с Минспортом Хакасии, ГБУЗ РХ "РКБ им. Г.Я. Ремишевской" осуществляет закупку, хранение и выдачу лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и биологических активных добавок спортсменам.
Таблица 9
Сведения
о медицинском оборудовании ОСМ
N |
Наименование медицинского оборудования, количество (шт.) |
Тип, марка |
Год выпуска |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Ростомер механический (1 шт.) |
РМ-1 |
2022 |
2 |
Весы напольные медицинские электронные (1 шт.) |
ВМЭН-150 |
2014 |
3 |
Ростомер (1 шт.) |
РЭП-1 |
2014 |
4 |
Электрокардиограф (1 шт.) |
"Поли-Спектр-8/Е" |
2007 |
5 |
Гигрометр психометрический (1 шт.) |
ВИТ-2 |
2012 |
6 |
Секундомер механический (2 шт.) |
Агат СОПпр 2А-3-000 |
2022 |
7 |
Динамометр кистевой (1 шт.) |
ДК-50 |
2007 |
8 |
Динамометр кистевой (1 шт.) |
ДК-50 |
2019 |
9 |
Динамометр кистевой (1 шт.) |
ДК-25 |
2007 |
10 |
Динамометр кистевой (1 шт.) |
ДК-25 |
2018 |
11 |
Динамометр кистевой (1 шт.) |
ДК-140 |
2018 |
12 |
Динамометр становой (1 шт.) |
ДК-500 |
2019 |
13 |
Калипер электронный цифровой (2 шт.) |
Твес КЭЦ-100-1-Д |
2019 |
14 |
Набор пробных линз (1 шт.) |
Тип НС модель 099 |
1983 |
15 |
Линейки скиаскопические (1 шт.) |
"ЛСК-1" |
2006 |
16 |
Периметр настольный (1 шт.) |
ПНР-2 01 |
1982 |
17 |
Тонометр внутриглазного давления через веко цифровой портативный (1 шт.) |
ТГДц-01 "ПРА" |
2016 |
18 |
Комплекс мониторный кардиореспираторной системы и гидратации тканей компьютеризированный (1 шт.) |
"Диамант-КМ-АР-01" (реоанализатор) |
2007 |
19 |
Комплекс мониторный кардиореспираторной системы и гидратации тканей компьютеризированный (1 шт.) |
"Диамант-КМ-АР-01" (спироанализатор) |
2007 |
20 |
Комплекс мониторный кардиореспираторной системы и гидратации тканей компьютеризированный (1 шт.) |
"Диамант-КПК" |
2007 |
21 |
Комплекс аппаратно-программный электроэнцефалографический (1 шт.) |
"Мицар-ЭЭГ" |
2007 |
22 |
Тонометр полуавтоматический (4 шт.) |
AND UA-604 |
2019 |
23 |
Измеритель артериального давления механический (1 шт.) |
Модель CS Medica CS-106 |
2016 |
24 |
Термометр электронный (3 шт.) |
LD301 |
2023 |
25 |
Термометр электронный (3 шт.) |
AMDT11 |
2021 |
26 |
Лампа щелевая (1 шт.) |
SL-P-04-РУ |
2022 |
27 |
Офтальмоскоп прямой на аккумуляторной батарее (1 шт.) |
Neiz BXa-RP |
2005 |
28 |
Столик для забора крови (1 шт.) |
AT B31V |
2020 |
Таблица 10
Сведения
о требуемом дополнительном медицинском оборудовании согласно Приказу МЗ РФ от 23.10.2020 N 1144н
N п/п |
Наименование медицинского оборудования |
Количество (шт.) |
1 |
2 |
3 |
1 |
Анализатор глюкозы в крови (глюкометр), экспресс-анализатор портативный |
1 |
2 |
Дефибриллятор внешний автоматический для использования неподготовленными лицами с питанием от аккумуляторной батареи |
1 |
3 |
Набор для проведения нагрузочного функционального степ-теста (ступеньки высотой 20, 30 и 40 см, метроном) |
2 |
4 |
Калипер для измерения кожно-жировой складки, ручной |
1 |
5 |
Сертифицированный аппаратно-программный комплекс медицинского экспресс-обследования функционального состояния здоровья |
1 |
6 |
Плантограф |
1 |
7 |
Спирометр |
1 |
8 |
Угломер |
1 |
Таблица 11
Сведения
о финансировании ОСМ за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия
N п/п |
Наименование субсидии |
Классификация операций сектора государственного управления |
План на 2023 год (руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Заработная плата |
211 |
7413000 |
2 |
Начисления на выплаты по оплате труда |
213 |
223800 |
3 |
Услуги связи |
221 |
40300 |
4 |
Коммунальные услуги |
223 |
86850 |
5 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
225 |
125450 |
6 |
Прочие работы, услуги |
226 |
82000 |
7 |
Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме |
266 |
62000 |
8 |
Прочие расходы |
290 |
17000 |
9 |
Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях |
341 |
704000 |
10 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
343 |
30000 |
11 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
346 |
113000 |
12 |
Итого |
|
10911600 |
В рамках реализации Стратегии предусматривается финансирование закупок необходимого медицинского оборудования: с 2024 по 2026 год - ежегодное финансирование в размере 600000 рублей, с 2027 по 2030 год - ежегодное финансирование в размере 300000 рублей.
Кадровый состав ОСМ:
врачи по спортивной медицине - 5,75 ставки;
врач-офтальмолог - 1,25 ставки;
врач-невролог - 1,25 ставки;
врач-ортопед - 0,5 ставки;
врач функциональной диагностики - 1,5 ставки;
инструктор ЛФК - 1,0 ставки;
медицинские сестры - 8,0 ставки;
медицинский регистратор - 1,0 ставки.
Таблица 12
Штатная расстановка ОСМ
N п/п |
Наименование должности |
Количество штатных единиц |
Количество занятых штатных единиц |
Количество физических лиц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Заведующий отделением |
1 |
1 |
1 |
2 |
Врач по спортивной медицине |
4,75 |
3 |
2 |
3 |
Врач - травматолог-ортопед |
0,5 |
0,5 |
1 |
4 |
Врач функциональной диагностики |
1,5 |
0,5 |
1 |
5 |
Врач-офтальмолог |
1,25 |
0,75 |
1 |
6 |
Врач-невролог |
1,25 |
1 |
1 |
7 |
Врач-методист |
0,5 |
0,25 |
1 |
8 |
Медицинская сестра |
7 |
5,25 |
4 |
9 |
Инструктор ЛФК |
1 |
1 |
4 |
10 |
Медицинская сестра по физиотерапии |
1 |
1 |
4 |
Таблица 13
Потребность
в кадровом составе ОСМ в соответствии с Приказом МЗ РФ от 23.10.2020 N 1144н
N п/п |
Наименование должности |
Количество штатных единиц |
1 |
2 |
3 |
1 |
Заведующий отделением |
1 |
2 |
Врач по спортивной медицине |
8 |
3 |
Врач - травматолог-ортопед |
1,5 |
4 |
Врач функциональной диагностики |
3 |
5 |
Врач-офтальмолог |
3 |
6 |
Врач-невролог |
3 |
7 |
Врач-методист |
1 |
8 |
Медицинская сестра |
16 |
9 |
Инструктор ЛФК |
3 |
10 |
Медицинская сестра по физиотерапии |
1 |
11 |
Врач-хирург/врач - детский хирург |
1 |
12 |
Врач - акушер-гинеколог |
1 |
13 |
Врач-оториноларинголог |
1,5 |
14 |
Врач-кардиолог/врач - детский кардиолог |
1 |
15 |
Врач-терапевт |
1 |
16 |
Врач-педиатр |
1 |
17 |
Врач-эндокринолог/врач - детский эндокринолог |
1 |
18 |
Врач-уролог/врач - детский уролог-андролог |
1 |
19 |
Врач-психотерапевт/медицинский психолог |
1 |
20 |
Врач по лечебной физкультуре |
3 |
21 |
Массажист |
3 |
Для решения вопроса кадрового дефицита необходима программа целевой подготовки врачей по спортивной медицине по договору с медицинскими высшими учебными заведениями Сибирского федерального округа (далее - вузы СФО). Для приведения программы углубленных медицинских осмотров (далее - УМО) в соответствие с Приказом МЗ РФ от 23.10.2020 N 1144н необходимо привлечение кадров в сферу спортивной медицины.
Минспортом Хакасии в рамках поручения Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия по итогам встречи со спортивной общественностью Республики Хакасия от 24.01.2022 N ПР-06п было принято решение о создании Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины (далее - Центр) как структурного подразделения Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Хакасия "Училище (техникум) олимпийского резерва" (далее - ГБПОУ РХ "У(Т)ОР").
Руководство деятельностью Центра осуществляет начальник, подчиняющийся непосредственно директору ГБПОУ РХ "У(Т)ОР". Начальник определяет должностные обязанности, показатели эффективности и результативности профессиональной службы медицинских и иных работников Центра.
Основные задачи Центра направлены на оказание медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, обеспечение прохождения углубленного медицинского осмотра, текущего медицинского контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом на систематической основе (далее - спортсмены), обеспечение антидопингового законодательства согласно требованиям Ассоциации Российское антидопинговое агентство "РУСАДА", организацию процесса витаминизации ведущих спортсменов Республики Хакасия, входящих в состав спортивных сборных команд Республики Хакасия и Российской Федерации по видам спорта, в соответствии с Приказом МЗ РФ от 23.10.2020 N 1144н и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.08.2001 N 337 "О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры".
Основные функции Центра заключаются в:
проведении медицинских обследований спортсменов в рамках лицензии на медицинскую деятельность;
медицинском сопровождении тренировочных занятий, соревнований и учебно-тренировочных сборов, проводимых республиканскими и муниципальными учреждениями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки по базовым и опорным видам спорта в Республике Хакасия, начиная с групп учебно-тренировочного этапа 3 года обучения;
медицинском обследовании (осмотре, консультации) с целью распределения на медицинские группы для занятий физической культурой и допуска к занятиям спортом с учетом возраста, состояния здоровья и вида спорта;
динамическом медицинском наблюдении (текущем медицинском наблюдении, этапных медицинских осмотрах, углубленных медицинских обследованиях, врачебно-педагогических наблюдениях) за состоянием здоровья и оформлении соответствующего медицинского заключения о допуске к занятиям физической культурой и спортом;
проведении реабилитационных и восстановительных мероприятий при травмах, перенапряжениях, заболеваниях спортсменов;
проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в Центре;
организации и проведении врачебных комиссий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Приказу МЗ РФ от 23.10.2020 N 1144н требуемое количество спортивных врачей на 100 занимающихся, осуществляющих спортивную подготовку, - 1 врач и 1 медицинская сестра на 1 должность врача.
На территории Республики Хакасия физкультурно-спортивную работу проводят 30 СШ с общим количеством занимающихся 15465 человек, в том числе по олимпийским видам спорта - 12905 человек, по неолимпийским видам спорта - 2560 человек. В спортивно-оздоровительных группах числится 769 человек, на этапе начальной подготовки - 6501 человек, в группах учебно-тренировочного этапа - 5339 человек, в группах совершенствования спортивного мастерства - 361 человек, в группах совершенствования высшего спортивного мастерства - 39 человек.
Исходя из представленных данных количество занимающихся базовыми и опорными видами спорта в Республике Хакасия, начиная с групп учебно-тренировочного этапа 3 года обучения, составляет 2154 человека.
Таблица 14
Потребность
в кадровом составе Центра в соответствии с Приказом МЗ РФ от 23.10.2020 N 1144н
N п/п |
Наименование должности |
Количество штатных единиц |
1 |
Главный врач (заместитель директора) |
1 |
2 |
Врач по спортивной медицине |
3 |
3 |
Медицинская сестра |
5 |
4 |
Инструктор ЛФК |
2 |
4. Цель, задачи, приоритетные направления и риски реализации Стратегии
4.1. Целью разработки Стратегии является определение приоритетов региональной политики в сфере спортивной медицины и создание условий для повышения показателей здоровья, сохранения работоспособности, увеличения конкурентоспособности и продолжительности спортивной карьеры спортсменов Республики Хакасия.
4.2. Основными задачами реализации Стратегии являются:
1) полноценное кадровое обеспечение подразделений врачебно-физкультурных медицинских организаций Республики Хакасия, учреждений спортивной подготовки, спортивных сборных команд Республики Хакасия профильными специалистами в области спортивной медицины;
2) развитие инфраструктуры врачебно-физкультурных медицинских организаций в Республике Хакасия с открытием кабинетов по спортивной медицине в следующих медицинских учреждениях: ГБУЗ РХ "Саяногорская межрайонная больница", к которому прикреплено две СШ (охват 2 СШ с количеством учащихся 1020 человек), ГБУЗ РХ "Ширинская межрайонная больница", к которому прикреплено три СШ (СШ с количеством учащихся 512 человек), ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница", к которому прикреплено три СШ (СШ с количеством учащихся 355 человек);
3) формирование сегмента врачебно-физкультурных медицинских организаций при создании межведомственной комиссии Минздрава Хакасии и Минспорта Хакасии с внедрением современных информационных и телемедицинских технологий для комплексного сопровождения подготовки спортсменов Республики Хакасия (в том числе в удаленных и труднодоступных районах);
4) разработка медицинского и медико-биологического сегментов электронного профиля (паспорта) спортсмена и соответствующих информационно-аналитических систем.
4.3. Приоритетные направления для достижения цели и решения основных задач развития врачебно-физкультурных медицинских организаций в Республике Хакасия:
1) базисное развитие врачебно-физкультурных медицинских организаций;
2) развитие системы медицинского обеспечения спортсменов;
3) развитие системы медико-биологического обеспечения спортсменов;
4) развитие медицинского кадрового потенциала спортивной медицины;
5) развитие инфраструктуры врачебно-физкультурных медицинских организаций;
6) цифровизация врачебно-физкультурных медицинских организаций.
4.4. К основным рискам реализации Стратегии относятся:
1) финансовые риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий, направленных на реализацию цели, задач и приоритетных направлений Стратегии, и низкой инвестиционной привлекательностью;
2) административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Стратегии;
3) эпидемиологические риски, связанные с массовым распространением инфекций и ограничением мобильности населения.
5. Базисное развитие спортивной медицины Республики Хакасия
5.1. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 3615-р в каждом субъекте Российской Федерации должна быть сформирована система комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва - многопрофильной научно-практической структуры всестороннего изучения организма спортсмена, восстановления и повышения его работоспособности и резервного потенциала, профилактики заболеваний и травм, включающей в себя подготовку профильных специалистов, формирование научно-практической инфраструктуры, ее материально-техническое оснащение и информатизацию, направленные на объективизацию отбора спортивно-одаренных детей, прогнозирование выбора спортивного амплуа, создание благоприятных условий для раскрытия и сохранения спортивных талантов, способствующих повышению эффективности тренировочного процесса, соревновательной деятельности и обеспечению сборных команд Российской Федерации и субъектов Российской Федерации необходимым числом конкурентоспособных спортсменов.
5.2. В рамки Стратегии входят все лица, желающие быть зачисленными на тренировочный этап спортивной подготовки, все спортсмены, проходящие спортивную подготовку на тренировочном этапе, этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, все спортсмены профессиональных спортивных клубов Республики Хакасия.
5.3. Важная роль в реализации данного масштабного проекта по спортивной медицине связана с созданием и/или совершенствованием двух ее направлений:
1) медицинского обеспечения спортсменов - комплекса диагностических, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий, связанных со спецификой тренировочного процесса и соревновательной деятельности, направленных на укрепление и сохранение здоровья спортсмена;
2) медико-биологического обеспечения спортсменов - комплекса мероприятий по мониторингу и прогнозированию работы функциональных систем организма в условиях физических и психоэмоциональных тренировочных нагрузок, восстановлению работоспособности и повышению резервного потенциала организма.
Каждое из данных направлений предусматривает соответствующую полноценную инфраструктуру с ее материально-техническим, кадровым, научным и информационным обеспечением при тесном взаимодействии с подведомственными учреждениями региональных органов исполнительной власти в области спорта, образования и науки.
6. Развитие системы медицинского обеспечения спортсменов Республики Хакасия
6.1. К приоритетным мероприятиям развития системы медицинского обеспечения спортсменов Республики Хакасия относятся:
1) повышение доступности медицинской помощи с максимальным охватом спортсменов, предусматривающей создание кабинетов по спортивной медицине в муниципальных образованиях Республики Хакасия;
2) формирование системы текущих медицинских наблюдений, предусматривающих:
текущий мониторинг (включая дистанционный) состояния здоровья спортсменов, получивших допуск к тренировочному процессу, но нуждающихся в диспансерном наблюдении;
продолженное оказание профилактической, лечебной или реабилитационной помощи спортсменам, допущенным к тренировочному процессу;
3) повышение качества периодических медицинских осмотров, включающих:
индивидуализацию программ УМО (панели лабораторных и инструментальных обследований, осмотров профильными специалистами) и динамических медицинских обследований в соответствии с возрастом, полом и видом спорта;
диагностику патологических изменений органов и систем организма спортсмена на доклинической стадии;
оценку состояния здоровья спортсмена по общепринятой статистической классификации медицинских диагнозов в сочетании с классификацией компонентов здоровья, ограничения жизнедеятельности и функционирования;
проведение биохимических и ультразвуковых исследований у спортсменов в рамках УМО;
выделение квот для проведения RG и MPT-диагностики по показаниям у спортсменов при травмах и заболеваниях;
переведение приемо-посещения узких специалистов по заболеваниям из республиканского бюджета в систему обязательного медицинского страхования;
4) снижение вероятности внезапной смерти спортсменов, включающей:
раннее выявление заболеваний сердечно-сосудистой, свертывающей и иммунной систем, представляющих риск внезапной смерти спортсменов;
овладение медицинскими специалистами по профилю врачебно-физкультурных медицинских организаций теоретическими основами и практическими навыками оказания экстренной помощи при возникновении жизнеугрожающих состояний;
обязательное дежурство бригад скорой помощи на спортивных соревнованиях по видам спорта, в которых имеется повышенный риск получения травм (внутренние кровотечения), требующих экстренных хирургических вмешательств;
5) развитие медицинской реабилитационной помощи спортсменам после травм и заболеваний, включающей:
совершенствование и развитие реабилитационной помощи спортсменам в ОСМ ЦМР и СМ после травм опорно-двигательного аппарата и ряда соматических заболеваний;
формирование совместно с учреждениями физической культуры и спорта Республики Хакасия комплексных методик и программ восстановления физической, функциональной, технической подготовленности и психологической устойчивости, следующих после окончания медицинской реабилитации;
введение системы санаторно-курортного восстановления спортсменов.
7. Развитие системы медико-биологического обеспечения спортсменов Республики Хакасия
7.1. К приоритетным мероприятиям развития системы медико-биологического обеспечения спортсменов Республики Хакасия относятся:
1) организация генетических исследований в спорте, включающих:
создание механизмов взаимодействия с передовыми научными генетическими школами Российской Федерации по направлениям спортивной генетики, психогенетики, нутригеномики, фармакогенетики;
внедрение отечественных генетических разработок в спорте в межведомственную систему спортивного отбора, распределения спортсменов по видам спорта и формирования индивидуальных программ тренировочного процесса, постнагрузочного восстановления и питания в Республике Хакасия;
2) организация системы спортивного питания, формирование новых принципов и подходов в системе общественного питания на объектах спорта с учетом видов спорта, возраста и пола спортсменов;
3) организация системы постнагрузочного восстановления работоспособности спортсменов, включающей:
формирование в учреждениях спортивной подготовки направлений и методик постнагрузочного восстановления работоспособности;
формирование направления постнагрузочного восстановления работоспособности в системе обеспечения сборных команд Республики Хакасия.
8. Развитие кадрового потенциала спортивной медицины Республики Хакасия
8.1. Формирование региональной системы комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва предусматривает подготовку специалистов, обладающих углубленными анатомическими, физиологическими и биохимическими знаниями об организме спортсмена.
8.2. Развитие кадрового потенциала врачебно-физкультурных медицинских организаций предусматривает следующие мероприятия:
1) внедрение новых систем стимулирования и мотивации работников врачебно-физкультурных медицинских организаций;
2) подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов по направлениям медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов;
3) пропорциональное увеличение объема целевого обучения молодых специалистов по целевым программам в вузах СФО;
4) совершенствование штатного расписания в системе медико-биологического обеспечения спортсменов для кадрового оснащения спортивных сборных команд республики, учреждений спортивной подготовки и профессиональных спортивных клубов врачами по спортивной медицине с углубленными биомедицинскими знаниями;
5) формирование региональной кадровой политики с подготовкой соответствующих специалистов:
в системе гигиены питания, спортивной диетологии и нутрициологии;
в системе спортивной психологии и психофизиологии.
9. Развитие инфраструктуры спортивной медицины Республики Хакасия
9.1. Формирование системы комплексного сопровождения подготовки спортивного резерва предопределяет формирование и развитие инфраструктуры медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов с их материально-техническим наполнением.
Развитие инфраструктуры врачебно-физкультурных медицинских организаций предусматривает мероприятия, направленные на материально-техническое оснащение врачебно-физкультурных медицинских организаций современным оборудованием (аппаратно-программными комплексами, портативными приборами и неинвазивными технологиями).
10. Цифровизация спортивной медицины Республики Хакасия
10.1. Формирование цифрового контура и информационной системы врачебно-физкультурных медицинских организаций в Республике Хакасия предусматривает:
1) интеграцию информационной системы врачебно-физкультурных медицинских организаций с региональными информационными системами спорта и здравоохранения с двусторонним обменом данных;
2) интеграцию информационной системы врачебно-физкультурных медицинских организаций с информационной системой "Мой спорт" с выгрузкой результатов обследования в электронный профиль (паспорт) спортсмена;
3) интеграцию информационной системы врачебно-физкультурных медицинских организаций с Единой государственной информационной системой здравоохранения, медицинской информационной системой Федерального медико-биологического агентства.
Кроме того, планируется внедрение и использование телемедицинских технологий в области спортивной медицины.
11. Ожидаемые результаты реализации Стратегии к 2030 году
11.1. Ожидаемые результаты по направлению развития инфраструктуры врачебно-физкультурных медицинских организаций:
1) открытие и функционирование кабинетов по спортивной медицине в муниципальных образованиях Республики Хакасия (г. Саяногорск в 2027 году, с. Аскиз в 2028 году, с. Шира в 2029 году), ОСМ на базе ГБПОУ РХ "У(Т)ОР" в 2026 году;
2) оснащение врачебно-физкультурных медицинских организаций современным диагностическим оборудованием.
11.2. Ожидаемые результаты по направлению развития кадрового потенциала врачебно-физкультурных медицинских организаций:
1) целевое направление не менее четырех врачей до 2030 года на обучение в ординатуре и профессиональную переподготовку по специальности "Лечебная физкультура и спортивная медицина";
2) 100% укомплектованность врачами ОСМ и кабинетов по спортивной медицине в муниципальных образованиях Республики Хакасия (г. Саяногорск, с. Аскиз, с. Шира);
3) выделение дополнительных ставок узких специалистов до приведения в соответствие с Приказом МЗ РФ от 23.10.2020 N 1144н.
11.3. Ожидаемые результаты по направлению медицинского обеспечения спортсменов:
1) полный охват спортсменов к 2030 году в систему периодических медицинских осмотров и текущих медицинских наблюдений;
2) создание и функционирование на постоянной основе кабинетов по спортивной медицине в муниципальных образованиях Республики Хакасия (г. Саяногорск, с. Аскиз, с. Шира);
3) формирование системы скринингового медицинского обследования в системе спортивного отбора для зачисления на тренировочный этап спортивной подготовки с проведением углубленных медицинских обследований 100% детей;
4) сокращение числа/доли детей, не получивших допуск для прохождения спортивной подготовки или занятий в профессиональных спортивных клубах по причине заболеваний и травм;
5) 100% овладение медицинскими специалистами по профилю спортивной медицины теоретическими основами и практическими навыками оказания экстренной помощи при возникновении жизнеугрожающих ситуаций;
6) пропорциональное повышение числа/доли спортсменов, возвратившихся в спорт после перенесенных травм.
11.4. Ожидаемые результаты по направлению медико-биологического обеспечения спортсменов:
1) доведение доли спортсменов, которым проводятся постнагрузочные восстановительные мероприятия, до 95%;
2) доведение доли спортсменов, которым проводятся исследования пищевого статуса, до 95%, и которым формируются программы специализированного (функционального) питания, до 95%.
11.5. Ожидаемые результаты по направлению цифровизации врачебно-физкультурных медицинских организаций:
1) разработка и функционирование информационно-аналитической системы врачебно-физкультурных медицинских организаций с полноценными подсистемами медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов;
2) формирование интеграционных механизмов взаимодействия и передачи данных информационно-аналитической системой врачебно-физкультурных медицинских организаций с региональными информационными системами спорта и здравоохранения, а также с информационной системой врачебно-физкультурных медицинских организаций Федерального медико-биологического агентства, единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения, информационным профилем (паспортом) спортсмена.
11.6. Ожидаемые результаты по направлениям: формирование системы скринингового медицинского обследования в системе допуска спортсменов на соревнования; формирование системы реабилитации и восстановления функциональных двигательных возможностей спортсменов - сокращение числа/доли травмированных детей; сокращение числа/доли детей, прекративших занятия после получения травмы соответственно.
12. Основные механизмы реализации Стратегии и ее финансовое обеспечение
12.1. Основой реализации Стратегии является принцип усиления межведомственного и межотраслевого взаимодействия, объединяющий возможности и ресурсы структур, имеющих отношение к повышению доступности и качества медицинской помощи спортсменам.
Одним из основных механизмов является план мероприятий по реализации Стратегии развития врачебно-физкультурных медицинских организаций в Республике Хакасия на период до 2030 года, предусматривающий перечень мер и мероприятий, направленных в том числе на повышение объема и качества оказания услуг здравоохранения, обеспечивающих развитие спортивной медицины в Республике Хакасия и характеризуемых результирующими показателями достижения стратегической цели, долгосрочных задач и приоритетных направлений Стратегии.
Таблица 15
План
мероприятий по реализации Стратегии
N п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Формирование нормативной правовой базы, способствующей развитию врачебно-физкультурных медицинских организаций в Республике Хакасия, внесение изменений в государственные программы республики и иные правовые акты (при необходимости), регулирующие вопросы развития врачебно-физкультурных медицинских организаций |
Минздрав Хакасии |
до 31.12.2023 |
2 |
Повышение охвата диспансерным наблюдением и реабилитационными мероприятиями лиц, занимающихся спортом |
Минздрав Хакасии |
ежегодно до 31.12.2030 |
3 |
Оснащение современным диагностическим оборудованием подразделений врачебно-физкультурных медицинских организаций |
Минздрав Хакасии |
ежегодно до 31.12.2030 |
4 |
Формирование кадрового резерва специалистов для врачебно-физкультурных медицинских организаций; рост укомплектованности медицинских организаций |
Минздрав Хакасии Минспорт Хакасии |
ежегодно до 31.12.2030 |
5 |
Формирование системы цифрового взаимодействия на уровне региона между медицинскими учреждениями и учреждениями спорта для создания единого контура врачебно-физкультурных медицинских организаций в целях двустороннего обмена данными |
Минздрав Хакасии Минспорт Хакасии |
ежегодно до 31.12.2030 |
6 |
Формирование системы цифрового взаимодействия с Федеральным медико-биологическим агентством по вопросам медицинского наблюдения спортсменов, входящих в состав спортивных сборных команд Российской Федерации |
Минздрав Хакасии |
ежегодно до 31.12.2030 |
7 |
Внедрение и использование телемедицинских технологий в области врачебно-физкультурных медицинских организаций |
Минздрав Хакасии |
ежегодно до 31.12.2030 |
8 |
Реализация программ повышения квалификации в области предотвращения допинга в спорте и борьбы с ним для работников физической культуры и спорта, образования, здравоохранения |
Минздрав Хакасии |
ежегодно до 31.12.2030 |
9 |
Открытие Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины в Республике Хакасия |
Минспорт Хакасии |
31.12.2026 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 15 ноября 2023 г. N 232-п "Об утверждении Стратегии развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.