г. Краснодар |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А63-12770/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676) - Подгурской А.В. (доверенность от 11.01.2021), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Минераловодский Винзавод" (ИНН 2630800592, ОГРН 1112651028830) - Мещерского И.Е. (доверенность от 01.10.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Минераловодский Винзавод" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А63-12770/2020, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Минераловодский Винзавод" (далее - общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 25.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.02.2021, общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа с изъятием и направлением на уничтожение алкогольной продукции, арестованной по протоколу от 18.06.2020 N 0801/180620/02093-34; обществу отказано в удовлетворении ходатайств об отложении судебного заседания и проведении судебной экспертизы. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.43 Кодекса, соблюдением процедуры привлечения общества к административной ответственности и отсутствием оснований для применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, при проведении исследования продукции на соответствие государственным стандартам управление не указало в требовании исследования на метод испытаний ГОСТ 32710-2014 "Межгосударственный стандарт. Продукция алкогольная и сырье для ее производства. Идентификация. Метод определения отношения изотопов 13С/12С спиртов и сахаров в винах и суслах", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.06.2014 N 669-ст (далее - ГОСТ 32710-2014); если метод не указан, то продукция проверяется по методам контроля, описанным в разделе 6 Межгосударственного стандарта "ГОСТ 32030-2013. Вина столовые и виноматериалы столовые. Общие технические условия", введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.06.2013 N 253-ст (далее - ГОСТ 32030-2013), в котором нет ссылки на "методику измерений". Испытание продукции по определению присутствия спиртов невиноградного (экзогенного) происхождения по Методике измерений отношений изотопов 13С/12С, в спиртных напитках виноградного происхождения методом изотопной масс-спектрометрии не могут рассматриваться в качестве неопровержимого доказательства нарушения обществом требований ГОСТ 32030-2013. Суды необоснованно отказали обществу в проведении судебной экспертизы.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поступившего 29.04.2020 в управление обращения о том, что согласно ранее проведенным исследованиям в сторонних лабораториях произведенная обществом продукция имеет признаки фальсификации и производства с нарушением государственных стандартов, Управление контрольной работы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка письмом от 06.05.2020 N 7123/02-02 поручило Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу провести лабораторные испытания образцов алкогольной продукции, произведенной обществом, а именно: вино столовое полусладкое красное "Кагор особый", дата розлива - 27.02.2020, объем - 0,7 л, крепость - 10,0 - 12,0%; вино фруктовое (плодовое) полусладкое "Портовый груз 72", дата розлива - 06.10.2017, объем - 0,7 л, крепость - 14,0%.
По данному факту определением от 18.06.2020 управление возбудило в отношении общества дело об административном правонарушении и назначило административное расследование.
В ходе административного расследования управление произвело осмотр принадлежащих обществу помещений и территорий, расположенных по адресу: 357226, Ставропольский край, Минераловодский район, п. Первомайский, ул. Производственная, 11, на основании протокола от 18.06.2020 N 0801/180620/02093-2 отобрало пробы произведенной обществом алкогольной продукции - 12 бутылок вина столового полусладкого красного "Кагор особый" (дата розлива - 27.02.2020, объем - 0,7 л, крепость - 10,0 - 12,0%), на которые нанесены федеральные специальные марки (далее - ФСМ) N 301 85988980, 301 85988967, 301 85988983, 301 85988959, 301 85989381, 301 85989380, 301 85989480, 301 85989328, 301 85988975, 301 85988972, 301 85989556, 301 85989097 и определением от 23.06.2020 назначило физико-химическую экспертизу. Производство экспертизы управление поручило экспертно-аналитическому отделу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, поставив перед экспертом вопросы: соответствует ли представленная на исследование алкогольная продукция требованиям ГОСТ 32030-2013; присутствуют ли в представленной алкогольной продукции спирты не виноградного (экзогенного) происхождения.
Согласно экспертному заключению от 10.07.2020 N 31/2020 и протоколам испытаний от 10.07.2020 N 289/2020, 289/2020/1 исследованные образцы алкогольной продукции не соответствует требованиям ГОСТ 32030-2013 по пунктам 3 и 4.2, поскольку в представленных образцах алкогольной продукции присутствуют спирты экзогенного происхождения.
По данному факту управление составило протокол от 20.08.2020 N 0801/180620/02093-7 и в порядке статей 203 и 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали верный вывод о наличии в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 Кодекса.
При этом суды верно исходили из следующего.
Согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в статьях 14.43, 14.46.2 и 14.47 Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Основы государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Закона N 171-ФЗ, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Абзацем 27 части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьями 25, 26 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, считается находящейся в незаконном обороте, ее реализация запрещена. В случае нарушения установленных запретов такая продукция считается находящейся в нелегальном обороте и подлежит изъятию, конфискации.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ 32030-2013 столовое вино - вино с объемной долей этилового спирта от 8,5% до 15% и общей объемной долей этилового спирта не более 15%, изготовленное в результате полного или неполного спиртового брожения целых или дробленых ягод свежего винограда или виноградного сусла, с добавлением или без добавления сусла виноградного концентрированного и (или) сусла виноградного концентрированного ректификованного.
В силу пункта 4.2 ГОСТ 32030-2013 для изготовления столовых вин и столовых виноматериалов применяют следующее сырье и пищевые добавки: виноград свежий машинной и ручной уборки для промышленной переработки; виноматериалы столовые, по органолептическим и физико-химическим показателям соответствующие требованиям ГОСТ 32030-2013; виноматериалы географических наименований, по органолептическим и физикохимическим показателям соответствующие требованиям ГОСТ 32030-2013; сусло виноградное; сусло виноградное сульфитированное, кроме вин географических наименований; сусло виноградное концентрированное, сусло виноградное концентрированное ректификованное для повышения объемной доли этилового спирта (обогащение) не более чем на 4% или массовой концентрации сахаров в готовой продукции (подслащивание) в количестве, повышающем общую объемную долю этилового спирта не более чем на 4%, кроме вин географических наименований; дрожжи винные чистых культур; кислоту лимонную пищевую; кислоту винную пищевую; ангидрид сернистый жидкий технический; кислоту сорбиновую и ее растворимые соли; древесину дуба различных форм и размеров, в том числе клепку для бочек; кислоту лимонную безводную.
Оценив в совокупности с другими представленными в материалы дела доказательствами протоколы испытаний от 10.07.2020 N 289/2020, 289/2020/1 и экспертное заключение от 10.07.2020 N 31/2020, где указано, что в нарушение пунктов 3, 4.2 ГОСТ Р 32030-2013 в представленных образцах алкогольной продукции присутствуют спирты экзогенного происхождения, суды сделали обоснованный вывод о виновных действиях общества, квалифицируемых по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суды признали допустимым доказательством и соответствующим требованиям статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях экспертное заключение от 10.07.2020 N 31/2020, исходя из того, что экспертно-аналитический отдел Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу аккредитован Федеральным агентством по техническому регулированию в системе ГОСТ Р на техническую компетентность и независимость и имеет аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.22ПД85; к области аккредитации экспертно-аналитического отдела относятся, в том числе, вина ароматизированные, вина плодовые специальные и виноматериалы плодовые специальные, вина фруктовые (плодовые), виноматериалы фруктовые (плодовые), вина столовые и виноматериалы столовые, вина медовые, виноматериалы плодовые сброженные и сброженно-спиртованные, сидры, напитки винные, коктейли винные, общие требования к организации и методам контроля качества; эксперты экспертно-аналитического отдела предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения и уклонение от дачи заключения.
Доказательства невозможности соблюдения установленных законом правил и норм в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что произведенная обществом и подвергнутая экспертизе спиртосодержащая продукция не соответствует требованиям ГОСТ Р 52836-2007 по пункту 4.2 (требования к сырью), что является основанием для привлечения общества к ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процедура и срок привлечения общества к ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не усмотрели основания ни для замены штрафа на предупреждение, ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Согласно пункту 15.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в соответствии с частью 3 статьи 29.10 Кодекса в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
В соответствии со статьей 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная и спиртосодержащая продукция, в том числе не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям.
В данном случае суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что продукция, указанная в протоколе ареста от 18.06.2020 N 0801/180620/02093-3, не соответствует установленным действующим законодательством требованиям, в связи с чем подлежит изъятию из оборота и направлению на уничтожение.
Доводы общества о необоснованном отклонении судом первой инстанции ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы и применении ненадлежащей методики при проведении исследования были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
При этом суд апелляционной инстанции отметил, что в целях определения наличия или отсутствия в образце алкогольной продукции спиртов невиноградного (экзогенного) происхождения применен метод измерений ГОСТ 32710-2014. В части 1 "Область применения" ГОСТ 32710-2014 указано, что данный стандарт распространяется на вина, виноградное сусло, виноградное концентрированное сусло, виноградное концентрированное ректификованное сусло и устанавливает метод определения отношения изотопов (далее - методика) спиртов и сахаров в указанных продуктах. В связи с тем, что указанный стандарт распространяется на вина, которые приведены в перечне методов испытаний в области аккредитации экспертно-аналитического отдела (испытательной лабораторией) управления, а на испытания поступил именно этот вид продукции (вино), то данный межгосударственный стандарт применен правильно.
Предложенная обществом в ходатайстве Методика измерений отношений изотопов углерода, кислорода и водорода этанола для выявления синтетического спирта в спиртных напитках виноградного происхождения и сырья для их производства методом изотопной масс-спектрометрии (свидетельство об аттестации N 205-02/RA.RU/11787/2020 от 25.03.2020, регистрационный код методики измерений по Федеральному реестру ФР.1.31.2020.37049; далее - Методика) в соответствии с частью 1 "Назначение и область применения" распространяется на спиртные напитки виноградного происхождения (коньяки, бренди, виноградные водки) и сырье для их производства (винные дистилляты (в том числе коньячные), виноградные дистилляты, винные спирты, виноградные спирты), приготовленные из отечественного сырья, и устанавливает процедуру определения отношения изотопов углерода 13С/12С, кислорода 18О/16О и водорода 2Н/1H этанола.
Действие указанной Методики не распространяется на вина, произведенные из виноградного сырья; все диапазоны, которые приведены в Методике относятся только к коньяку, бренди, виноградной водке, винному дистилляту (в том числе коньячному), виноградному дистилляту, винному спирту, виноградному спирту, приготовленным из отечественного сырья.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам суды правомерно поддержали заявление управления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А63-12770/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.