г. Краснодар |
|
15 апреля 2021 г. |
Дело N А32-14549/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Гиданкиной А.В., судей Герасименко А.Н. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" - Новиковой В.А. (доверенность от 06.11.2020), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю - Шашарина С.О. (доверенность от 24.03.2021), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2021 по делу N А32-14549/2020, установил следующее.
ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) от 29.01.2020 N 023/07/3-214-2020, взыскании судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей.
Определением суда от 19.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Национальная почтовая служба-Юг" (далее - ООО "НПС-Юг").
Решением суда от 14.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.01.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества (организатор торгов) нарушения, предусмотренного пунктом 4 части 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а именно: предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить. По мнению общества, суды нарушили нормы процессуального права, решение управления основано на неправильном применении норм материального права, вывод о недоказанности заявителем совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), не соответствует обстоятельствам дела, суды ошибочно установили в действиях заявителя нарушение пункта 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках. Податель жалобы указывает, что суды не приняли во внимание довод общества о том, что управление выбрало неверный способ защиты своих прав и интересов, не исследованы все обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель управления просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалуемые судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Суды установили, что спорная закупка проходила в соответствии с положениями Закона о закупках и в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг АО "Газпром теплоэнерго" и дочерних предприятий АО "Газпром теплоэнерго", утверждённого решением совета директоров АО "Газпром теплоэнерго" от 27.12.2018 N 40 (далее - Положение о закупках).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 - 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
10 декабря 2019 года общество (заказчик) разместило информацию о проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг по экспресс-доставке почтовых отправлений для нужд общества (извещение N 31908641632) на официальном интернет-сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov., на сайте ЭТП ГПБ, по адресу в сети "Интернет" https:/gazneftetorg.ru.
В соответствии с пунктом 1.5.22 документации о запросе предложений в электронной форме N 24/23/2020 участник должен предоставить справку за подписью руководителя или главного бухгалтера участника с информацией о том, что к участнику не применяются и не применялись на протяжении одного года с даты окончания приема заявок на участие в открытом запросе предложений какие-либо процедуры банкротства, а также, что на его имущество не наложен арест (в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; далее - Закон о банкротстве).
Согласно пункту 1.5.23 документации участником предоставляется письмо за подписью руководителя или главного бухгалтера участника с информацией о том, что участник не находится в реестре недобросовестных поставщиков ФАС России.
В силу пункта 6.8.1 Положения о закупке по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках закупки, проведенных заказчиком (организатор), комиссия вправе отклонить заявку на участие в конкурентной закупке в следующих случаях: "Отсутствия документов, определенных извещением о закупке и (или) документацией о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике конкурентной закупки или о закупаемых товарах (работах, услугах)" (пункт 6.8.1.2 Положения о закупке).
Согласно протоколу от 27.12.2019 N 45/23/2020-3 о результатах запроса предложений закупочной комиссией общества принято решение об отклонении предложения ООО "НПС-Юг" на участие в запросе предложений в соответствии с п. 33 пп. 11 пп. 5 документации о запросе предложений в электронной форме, а именно: "Комиссия по закупкам вправе отклонять заявки на участие в запросе предложений в случае несоответствия таких заявок требованиям, установленным документацией о запросе предложений, а именно в случае отсутствия в составе заявки участника закупки хотя бы одного из документов, установленных требованиями документации о запросе предложений (пп. 1.5 - 1.6 Раздела 1 документации запроса предложений), в том числе форм заказчика, обязательных для заполнения (приложение к заявке на участие в запросе предложений - Раздел 3 Документации)" в связи с отсутствием документов, определённых документацией о запросе предложений, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике запроса предложений или о закупаемых товарах (работах, услугах), а именно: пункт 1.5.22 справка за подписью руководителя или главного бухгалтера участника с информацией о том, что к участнику не применяются и не применялись на протяжении одного года до даты окончания приема заявок на участие в запросе предложений какие-либо процедуры банкротства, а также что на его имущество не наложен арест (в соответствии с Законом о банкротстве); пункт 1.5.23 письмо за подписью руководителя или главного бухгалтера участника с информацией о том, что участник не находится в реестре недобросовестных поставщиков ФАС России.
Не согласившись с действиями заказчика, 20.01.2020 ООО "НПС-Юг" обратилось с жалобой в управление, просило признать незаконными действия закупочной комиссии о признании заявки не соответствующей требованиями, установленным документацией о запросе предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспресс-доставке почтовых отправлений для нужд общества (извещение N 31908641632 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru). Заявитель счел, что организатор торгов необоснованно отклонил заявку ООО "НПС-Юг".
Организатор торгов возражал против доводов заявителя, считает свои действия по проведению запроса предложений правомерными.
Решением от 29.01.2020 N 023/07/3-214/2020 комиссия управления (далее -комиссия) признала жалобу ООО "НПС-Юг" на действия заказчика - общества при проведении запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по экспресс-доставке почтовых отправлений для нужд общества обоснованной.
Заявитель считает указанное решение управления незаконным; полагает вывод антимонопольного органа о том, что ООО "НПС-Юг" представило все требуемые документы, в связи с чем заказчик незаконно отклонил поданную заявку, необоснованным. Как указывает заявитель, ООО "НПС-Юг" в нарушение условий запроса предложений, в числе документов, прилагаемых к заявке, направленных в электронном виде на электронную площадку www.gazneftetorg.ru, направлены следующие документы: справка об отсутствии банкротства и декларация участника закупки о соответствии единым требованиям. При этом антимонопольный орган не принял во внимание тот факт, что несмотря на отсутствие установленных форм указанных документов, а также отсутствие правила их заполнения, разделом 1.5 документации установлен конкретный перечень документов с необходимым содержанием, подтверждающих соответствие участников квалификационным требованиям документации запроса предложений, а возможности составления указанных документов в свободной форме в документации не предусмотрено, кроме того, заказчик не смог установить соответствие участника квалификационным требованиям.
Как указывает заявитель, протоколом рассмотрения заявок участников от 25.12.2019 N 45/23/2020-2 запрошены недостающие документы у всех трех участников закупки, при этом ответ поступил только от ФГУП "ГЦСС" - победителя торгов, с кем и был заключен договор по результатам торгов. ООО "НПС-Юг" направленный протокол проигнорировало. Заявитель считает, что требования, установленные к участникам, предусмотрены документацией о запросе предложений, что подтверждается пунктом 1.5. документации. Иных требований к участникам при рассмотрении и оценке заявок не предъявлялось.
Полагая, что решение управления от 29.01.2020 N 023/07/3-214/2020 нарушает права и законные интересы заказчика, поскольку вынесено с нарушением закона, создаёт препятствия для осуществления заказчиком предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды руководствовались статьями 4, 71, 198 - 201, 210 Кодекса, статьей 3 Закона о закупках, статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Апелляционный суд правомерно отклонил довод общества о том, что установленное конкурсной документацией требование о предоставлении справок с определенной формулировкой не свидетельствует о несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, в силу следующего.
Материалами дела подтверждается, что в документации о запросе предложений нет установленной формы указанных документов, а также отсутствуют правила их заполнения. Таким образом, как указал апелляционный суд, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что у участников запроса предложений есть возможность составить указанные документы в свободной форме.
Суды установили, что ООО "НПС-Юг" в числе документов, прилагаемых к заявке, направленных в электронном виде на электронную площадку www.gazneftetorg.ru, представило следующие документы: справку об отсутствии банкротства от 19.12.2019 и декларацию участника закупки о соответствии единым требованиям. Суды в порядке статьи 71 Кодекса оценили указанные документы и сделали вывод, что они подтверждают благонадёжность ООО "НПС-Юг" и его соответствие требованиям, установленным в п. 1.5.22 и п. 1.5.23 документации о запросе предложений.
Апелляционный суд правомерно отклонил довод заявителя о том, что ООО "НПС-Юг" проигнорировало запрос представить недостающие документы, направленный всем участникам закупки, так как ООО "НПС-Юг" предоставило организатору торгов все требуемые документы.
Суды оценили в порядке статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого спора, пришли к обоснованному выводу о том, что организатором торгов - обществом допущено нарушение, предусмотренное пунктом 4 части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Установив, что оспариваемое решение управления является законным и обоснованным, суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1 - 5 статьи 71, часть 5 статьи 200 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и доказательств. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2021 по делу N А32-14549/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Гиданкина |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судебных инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (части 1 - 5 статьи 71, часть 5 статьи 200 Кодекса).
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку не влияют на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов и не опровергают выводы судов, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и доказательств. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2021 г. N Ф08-3030/21 по делу N А32-14549/2020