г. Краснодар |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А63-7569/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Кемова Зураба Юрьевича (ИНН 091800760803, ОГРН 315265100126525), заинтересованного лица - Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2632041647, ОГРН 1022601610680), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Уракчиева Д.Р., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кемова Зураба Юрьевича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А63-7569/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Кемов Зураб Юрьевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) о признании незаконным отказа в выдаче технических условий на проектирование и разрешения на строительство нового примыкания (съезда) от автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Подъезд к г. Черкесск от Р-217 "Кавказ"" к кафе с гостиничными номерами "Домик", расположенному по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, х. Харьковский, ул. Южная 2 "А", выраженного в письме от 10.03.2020 N 21/1312; об обязании учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Решением суда первой инстанции от 04.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.12.2020, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Уракчиеву Д.Р. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N 26:15:300501:373, расположенное на земельном участке с кадастровым номером N 26:15:300501:196 площадью 2 952 м2 и назначением: земли населенных пунктов - для размещения придорожного сервиса (далее - земельный участок).
Между предпринимателем (арендатор) и Уракчиевым Д.Р. (арендодатель) заключен договор аренды помещения от 01.12.2019, согласно которому арендодатель обязался предоставить арендатору во временное пользование нежилое помещение общей площадью 359,7 м2, расположенное по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, х. Харьковский, ул. Южная 2 "А", кадастровый номер 26:15:300501:373.
Земельный участок расположен вдоль автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 "Кавказ" (далее - автомобильная дорога).
После проведения капитального ремонта автомобильной дороги в 2018 году перед кафе, расположенном на земельном участке, установлены металлические отбойники, в связи с чем, остановка перед кафе и проход к кафе со стороны автомобильной дороги стали невозможными.
Предприниматель 14.02.2020 направил в адрес учреждения заявление о выдаче разрешения на строительство нового примыкания (съезда) к автомобильной дороге перед кафе с гостиничными номерами "Домик", расположенном на земельном участке (далее - кафе).
Учреждение письмом от 10.03.2020 N 21/1312 отказало предпринимателю в удовлетворении данного заявления, указав, что возможность устройства съезда от автомобильной дороги, подъезд к г. Черкесск, перед кафе отсутствует, в связи с несоответствием данного съезда требованиям Национального стандарта Российской Федерации "ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 22.11.2005 N 296-ст (далее - ГОСТ Р 52398-2005), в части минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне, установленных для данной категории дорог, и требованиям Ведомственных строительных норм "ВСН 103-74. Технические указания по проектированию пересечений и примыканий автомобильных дорог", утвержденных Минтрансстроем СССР 23.09.1974.
Предприниматель обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов, в том числе, автомобильного транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 90 Кодекса установлено, что в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
В силу пункта 3.1 Кодекса земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном данным Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с данным Кодексом, законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктами 13 и 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) установлено, что объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N 257-ФЗ размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
В силу частей 10 - 11 статьи 22 Федерального закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет.
Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам.
Согласно пункту 3.1 ГОСТа Р 52398-2005 автомобильные дороги по условиям движения и доступа на них транспортных средств разделяют на три класса: автомагистраль, скоростная дорога, дорога обычного типа (нескоростная дорога).
В силу пункта 3.1.3 ГОСТа Р 52398-2005 к классу "дороги обычного типа" относят автомобильные дороги, не отнесенные к классам "автомагистраль" и "скоростная дорога": имеющие единую проезжую часть или с центральной разделительной полосой; доступ на которые возможен через пересечения и примыкания в разных и одном уровне, расположенные для дорог категорий IB, II, III не чаще, чем через 600 м, для дорог категории IV не чаще, чем через 100 м, категории V - 50 м друг от друга.
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928, Автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой, подъезд к г. Черкесск в участке Харьковский (примыкание) (24+338 км) относится к II технической категории.
Согласно пункту 2 Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования федерального значения либо их участков; частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территории двух и более субъектов Российской Федерации; выдаче разрешений на строительство в случае прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения; выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения; объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения, утвержденного приказом Минтранса России от 28.06.2012 N 186 и действовавшего в спорный период (далее - Административный регламент), заявления о выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также о выдаче разрешений на строительство, реконструкцию, а также на ввод в эксплуатацию пересечений и примыканий к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения могут представлять физические или юридические лица, обеспечивающие на принадлежащих им земельных участках строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, а также их законные представители.
Пункт 10 Административного регламента содержит требования и исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги.
Согласно пункту 12.1 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является: отсутствие документов, предусмотренных подпунктом 10 данного документа; несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта - требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; несоответствие представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку на спорном участке дороги расстояние между примыканиями в месте предполагаемого расположения съезда к кафе не соответствует требованиям ГОСТ Р 52398-2005 в части минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне, установленного для данной категории дорог (не должно быть меньше, чем 600 метров), то у учреждения имелись правовые основания для отказа в согласовании заявителю строительства примыкания.
Кроме того, судебными инстанциями обоснованно указано, что заявитель не является надлежащим субъектом обращения за соответствующим согласованием, поскольку не является собственником объекта недвижимости. На ином вещном праве объект заявителю также не принадлежит. В свою очередь обязательственные отношения по аренде объекта недвижимости не предоставляют ему право на обращение за оказанием такой государственной услуги.
Довод заявителя о том, что спорный земельный участок относится к землям поселений, поэтому ГОСТ Р 52398-2005 не должен применяться, обоснованно отклонен судом, поскольку доказательств нахождения объекта в черте населенного пункта, где могут быть иные требования о расстоянии между примыканиями дорог, суду не было предоставлено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А63-7569/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 10 Административного регламента содержит требования и исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги.
...
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку на спорном участке дороги расстояние между примыканиями в месте предполагаемого расположения съезда к кафе не соответствует требованиям ГОСТ Р 52398-2005 в части минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне, установленного для данной категории дорог (не должно быть меньше, чем 600 метров), то у учреждения имелись правовые основания для отказа в согласовании заявителю строительства примыкания.
...
Довод заявителя о том, что спорный земельный участок относится к землям поселений, поэтому ГОСТ Р 52398-2005 не должен применяться, обоснованно отклонен судом, поскольку доказательств нахождения объекта в черте населенного пункта, где могут быть иные требования о расстоянии между примыканиями дорог, суду не было предоставлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 апреля 2021 г. N Ф08-1619/21 по делу N А63-7569/2020