г. Краснодар |
|
19 апреля 2021 г. |
Дело N А15-1680/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Афониной Е.И., судей Рассказова О.Л. и Коржинек Е.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью "Спикс" (ОГРН 1020502634184, ИНН 0562044398), ответчика - государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" (ОГРН 1020502630521, ИНН 0562011314), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по делу N А15-1680/2020, установил следующее.
ООО "Спикс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ГКУ Республики Дагестан "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" (далее - учреждение) о признании незаконным решения от 11.02.2020 N 44.2-313/20 об одностороннем расторжении государственного контракта от 17.06.2019 N 178/19-ПИР/Р.
Решением от 20.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.06.2020, исковое заявление удовлетворено. Признан недействительным односторонний отказ учреждения от исполнения государственного контракта, оформленный решением от 11.02.2020 N 44.2-313/20.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, суды не учли, что исполнитель не направил комплект проектной или другой документации на проверку заказчику, а 14.08.2019 общество представило проектную документацию не в полном объеме (отсутствовала смета; раздел 9), что явилось основанием отказа в принятии и подписании акта приема-передачи. Указанные недостатки послужили препятствием для представления документации на государственную экспертизу. К моменту принятия решения об отказе общество не исполнило свои обязательства, не представило проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как установили суды и следует из материалов дела, 17.06.2019 по результатам электронного конкурса учреждение (заказчик) и общество (исполнитель) заключили государственный контракт N 178/19-ПИР/Р (далее - контракт), по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя разработку проектной документации по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги Хасавюрт - Тлох на участке км 26 - км 32".
Технические, экономические и другие требования к проектной продукции, являющиеся предметом контракта, в соответствии с которыми исполнитель обязуется выполнить работу, изложены в задании, которое является неотъемлемой частью контракта.
Согласно пункту 1.2 контракта сроки выполнения этапов и сдачи проектной продукции определены в плане-графике производства и финансирования работ.
В соответствии с пунктом 2.1 контракта общая стоимость работ по контракту в соответствии с протоколом согласования контрактной цены (приложение N 1) составляет 2 550 тыс. рублей, включая все затраты, связанные с выполнением работ. Источник финансирования - республиканский бюджет.
Перечень проектной продукции или другой документации, подлежащей сдаче исполнителем заказчику, определяется заданием, являющимся частью контракта. При завершении очередного этапа работ исполнитель направляет комплект проектной или другой документации сопроводительным письмом на проверку заказчику.
Заказчик проводит проверку представленной документации и письменно сообщает исполнителю о возможности продолжения работ (или о возможности направления документации на государственную экспертизу), либо направляет свои замечания (пункты 3.1 и 3.2 контракта).
При завершении работ исполнитель представляет акт приемки-сдачи проектной продукции с приложением к нему накладной и комплекта проектной или другой документации в соответствии с пунктом 3.1.
В силу пункта 3.3 контракта заказчик в течение 10 дней со дня получения акта приемки-сдачи проектной продукции и отчетных документов, указанных в пункте 3.2 контракта, обязан направить исполнителю подписанный акт приемки-сдачи проектной продукции или мотивированный отказ от ее приемки. Причиной отказа может быть некомплектность документации или несоответствие ее заданию на выполнение работы. Если в указанный срок акт приемки-сдачи проектной продукции не подписан заказчиком, продукция считается принятой.
Согласно пункту 4.1 контракта за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по контракту исполнитель и заказчик несут имущественную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Исполнитель за свой счет устраняет ошибки проектной документации, выявленные в ходе согласования, и возмещает в согласованные заказчиком и исполнителем сроки убытки, понесенные заказчиком в процессе капитального строительства, вызванные неправильно принятыми проектными решениями. В случае выявления ошибки в проектной документации в процессе капитального строительства, наличие дефектов фиксируется трехсторонним актом заказчика, исполнителя и подрядной строительной организации.
Некачественно выполненная проектная продукция, несоответствующая заданию на проектирование и стандартам качества, выполненная с отступлениями от нормативных документов, заказчиком не принимается и возвращается на доработку без изменения календарных сроков выполнения работ и понижением стоимости работ по контракту на сумму, предусмотренную пунктами 4.6 и 4.7 контракта (пункт 4.3. контракта).
Исполнитель обязуется представить вместе с проектом положительное заключение государственной экспертизы. Получение положительного экспертного заключения и подписание акта сдачи-приемки проектной продукции не освобождает исполнителя от ответственности за конечный результат по воплощению результатов работ в натуре при условии выполнения строительно-монтажных работ в точном соответствии с разработанной по контракту проектной продукцией (пункт 4.18 контракта).
Порядок расторжения контракта определен главой 6 контракта.
Расторжение контракта возможно в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случаях, если исполнитель, по мнению заказчика, выполняет работу настолько медленно относительно плана-графика производства и финансирования работ (нарушения исполнителем сроков выполнения отдельных видов работ, предусмотренных планом-графиком производства и финансирования работ более чем на 5 календарных дней), что окончание ее к сроку становится явно невозможным. При этом заказчик вправе потребовать возмещения убытков за срыв графика работ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить исполнителю разумный по мнению заказчика срок для устранения недостатков и при неисполнении исполнителем в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет исполнителя, а также потребовать возмещения убытков.
Невыполнение работы надлежащим образом означает необеспечение требуемого качества работ (работа, несоответствующая заданию на проектирование и стандартам качества, выполненная с отступлениями от нормативных документов) один и более раз. При этом соответствующими документами являются двусторонний акт заказчика и исполнителя о выявленных нарушениях по качеству работ; или одно и более предписание заказчика и/или представителей заказчика.
Заказчик в обязательном порядке принимает решение об одностороннем расторжении контракта, если в ходе его исполнения будет установлено, что исполнитель не соответствует установленным конкурсной документацией требованиям к участнику закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта. При расторжении контракта заказчик оплачивает исполнителю только работы, выполненные и принятые заказчиком до расторжения контракта, без возмещения убытков.
Согласно пункту 7.1 контракта возврат проектной продукции на доработку оформляется совместным протоколом экспертизы заказчика и исполнителя с установлением сроков доработки.
В силу пункта 7.2 контракта заказчик должен изучать представляемые исполнителем документы и своевременно принимать решения, относящиеся к его компетенции, чтобы избежать задержек выполнения работ.
В соответствии с пунктом 7.4 контракта стороны договорились, что все сообщения, письма, касающиеся выполнения работ по контракту могут быть направлены по факсу или по электронной почте на электронный адрес или номер телефона, указанные сторонами в разделе 8 контракта.
Срок действия государственного контракта с момента подписания контракта до 31.08.2019 (пункт 8.1 контракта).
Планом-графиком производства и финансирования работ (приложение N 2 к контракту) предусмотрены сроки выполнения этапов и сдачи проектной продукции. Задание на разработку проектной документации по объекту утверждено 22.04.2019.
Учреждение направило обществу письмо от 01.07.2019 N 44.2-1462/19, в котором просило в срок до 02.07.2019 предоставить объективную информацию о причинах срыва установленных сроков выполнения работ и фактической дате представления материалов.
В письме от 28.06.2019 N 22, полученном учреждением 02.07.2019, общество указало, что обязательства по срокам сдачи документации по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги Хасавюрт - Тлох на участке км 26 - км 32" будут выполнены в соответствии с контрактом. Нарушение промежуточного срока представления результатов инженерных изысканий связано со сжатыми сроками исполнения заказа и взаимосвязанностью с этапом проектной документации. Исполнение промежуточного срока представления проектной документации, общество просило согласовать на 17.06.2019 (срок по контракту - 12.07.2019).
В письме от 31.07.2019 N 46, полученном учреждением 31.07.2019, общество сообщило, что отчеты по инженерным изысканиям и проектная документация по объекту переданы в технический отдел 22.07.2019. При этом документация по объекту в электронном формате загружена на сайт ГАУ РД "Государственная экспертиза проектов", номер загрузки 1941.
В письме от 02.08.2019 N 44.2-1862/19 учреждение указало, что направленная обществом проектная документация представлена не в полном объеме и принятые технические решения не согласованы с заказчиком, в связи с этим учреждение вынуждено принять в отношении общества меры, предусмотренные действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
В письме от 13.08.2019 N 23 (получено учреждением 14.08.2019) общество просило учреждение принять сметную документацию по объекту (том 9), указав, что все отчеты по инженерным изысканиям и разделы проектной документации по объекту ранее переданы в технический отдел 22.07.2019.
В письме от 14.08.2019 (получено учреждением 16.08.2019) общество сообщило, что до сих пор не подписаны накладные приема-передачи проектной и технической документации, в связи с чем задерживается прохождение государственной экспертизы по объекту. Кроме того, начиная с 06.08.2019 экспертиза требует предоставить измененные задания на проектирование и утвержденный заказчиком документ, подтверждающий бюджетные капитальные вложения.
Учреждение в письме от 16.08.2019 N 44.2-2000/19 указало обществу, что проектная документация должна отвечать требованиям к составу и содержанию разделов проектной документации, установленным Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87. Проектная документация, упомянутая в письме общества от 14.08.2019 N 24, представлена не в полном объеме (отсутствовала смета на строительство; Раздел 9), что является основанием отказа в принятии и подписании акта приемки-сдачи.
Разделы 9 "Смета на строительство" по данным объектам проектной документации направлены на рассмотрение учреждению 14.08.2019.
В письме N 55 (получено учреждением 23.08.2019) общество также направило договоры субподряда N 12п и 13п на согласование и подписание с исполнителем работ.
Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации не получено.
11 февраля 2020 года учреждение приняло решение N 44.2-313/20 об одностороннем отказе от исполнения контракта, указав, что в соответствии с планом-графиком производства и финансирования работ исполнитель обязан представить заказчику проектную документацию с положительным заключением государственной экспертизы 31.07.2019. На 11.02.2020 исполнителем не выполнены обязательства по контракту и не сданы заказчику. На основании части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пункта 6.3 контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решением УФАС по Республике Дагестан от 13.04.2020 N РНП-05-28 учреждению отказано во включении сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Полагая односторонний отказ учреждения от исполнения контракта незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суды правомерно руководствовались следующим.
Согласно статье 759 Гражданского кодекса по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Положениями статьи 762 Гражданского кодекса предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором, уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 761 Гражданского кодекса подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ.
Статьей 721 Гражданского кодекса предусмотрено, что качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре, или определенными обычно предъявляемыми требованиями, в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, является обязательным.
Получение положительного заключения экспертизы является необходимым элементом результата работ по контракту, достижение и передача которого исполнителем обусловливают возникновение права последнего на оплату работ в полном объеме.
Суды установили, что решением от 11.02.2020 N 44.2-313/20 заказчик расторг контракт, поскольку в соответствии с планом-графиком производства и финансирования работ исполнитель обязан представить заказчику проектную документацию с положительным заключением государственной экспертизы 31.07.2019. Однако на 11.02.2020 подрядчик не выполнил возложенные на него обязательства, нарушил сроки выполнения работ, в связи с чем на основании части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пункта 6.3 контракта заказчик принял данное решение.
В силу пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 405 Гражданского кодекса должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (статья 406 Гражданского кодекса).
Пунктом 1 статьи 718 Гражданского кодекса установлено, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В пункте 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, также указано, что при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Следовательно, существенными обстоятельствами, подлежащими установлению по рассматриваемому спору, являются наличие или отсутствие причинной связи между несовершением заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, и просрочкой выполнения работ со стороны подрядчика
Как установили суды и следует из переписки сторон, исполнитель обязан представить заказчику проектную документацию на инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания и инженерно-экологические изыскания до 28.06.2019, а в срок до 31.07.2019 провести государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В письме от 31.07.2019 N 46, полученном учреждением 31.07.2019, общество сообщило, что отчеты по инженерным изысканиям и проектная документация по объекту переданы в технический отдел 22.07.2019. При этом документация по объекту в электронном формате загружена на сайт ГАУ РД "Государственная экспертиза проектов", номер загрузки 1941.
В письме от 02.08.2019 N 44.2-1862/19 учреждение указало, что направленная обществом проектная документация представлена не в полном объеме и принятые технические решения не согласованы с заказчиком, в связи с этим учреждение вынуждено принять в отношении общества меры, предусмотренные действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
В письме от 13.08.2019 N 23, полученном учреждением 14.08.2019, общество просило учреждение принять сметную документацию по объекту том 9, при этом указав, что все отчеты по инженерным изысканиям и разделы проектной документации по объекту ранее были переданы в технический отдел 22.07.2019.
В письме от 14.08.2019, полученном учреждением 16.08.2019, общество сообщило, что до сих пор не подписаны накладные приема-передачи проектной и технической документации, в связи с чем задерживается прохождение государственной экспертизы по объекту. С 06.08.2019 на экспертизу необходимо предоставить измененные задания на проектирования и утвержденный заказчиком документ, подтверждающий бюджетные капитальные вложения.
Ответ на указанное письмо учреждение не направило и не представило необходимые документы.
Пунктом 7.1 контракта установлено, что возврат проектной продукции на доработку оформляется совместным протоколом экспертизы заказчика и исполнителя с установлением сроков доработки.
Заказчик должен изучать представляемые исполнителем документы и своевременно принимать решения, относящиеся к его компетенции, чтобы избежать задержек выполнения работ (пункт 7.2 контракта).
В нарушение указанных положений заказчик не направил замечания по представленной проектной документации и возврат проектной продукции на доработку не оформлен совместным протоколом экспертизы заказчика и исполнителя.
Как видно из письма ГАУ РД "Государственная экспертиза проектов" от 15.08.2019 N 01-08/18, проектная документации возвращена ввиду отсутствия документов от главного распорядителя бюджетных средств, содержащего происхождение бюджетных ассигнований, задания на проектирование (т. 2, л. д. 29 - 30).
Доказательства устранения указанных нарушений, возникших по вине заказчика, в материалах дела отсутствуют.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы доказательства, учитывая поведение сторон и их переписку, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Довод заявителя о том, что исполнитель не направил комплект проектной или другой документации с сопроводительными письмом на проверку заказчику, противоречит содержанию письма от 02.08.2019 N 44.2-1862/19, в котором учреждение указало на направление обществом проектной документации.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции. Переоценка установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 20.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по делу N А15-1680/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.И. Афонина |
Судьи |
О.Л. Рассказов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 405 Гражданского кодекса должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. Кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (статья 406 Гражданского кодекса).
Пунктом 1 статьи 718 Гражданского кодекса установлено, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
...
Заказчик должен изучать представляемые исполнителем документы и своевременно принимать решения, относящиеся к его компетенции, чтобы избежать задержек выполнения работ (пункт 7.2 контракта).
В нарушение указанных положений заказчик не направил замечания по представленной проектной документации и возврат проектной продукции на доработку не оформлен совместным протоколом экспертизы заказчика и исполнителя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2021 г. N Ф08-2880/21 по делу N А15-1680/2020