г. Краснодар |
|
19 апреля 2021 г. |
Дело N А63-23584/2019 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А.,
рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет (уведомления, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Колхоз "Терновский"" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А63-23584/2019,
установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз "Терновский"" (далее - колхоз) обратился к Управлению Федеральной службы по ветеринарному фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю и Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании незаконным отмене постановления от 25.11.2019 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 10.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 90 тыс. рублей штрафа за сокрытие от органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор, сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных либо несвоевременное извещение указанных органов о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных, а также несвоевременное принятие либо непринятие мер по локализации этих падежа и заболеваний.
Решением суда от 18..11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.01.2021, в удовлетворении требования отказано по мотиву наличия в действиях колхоза вмененного нарушения, соблюдения процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении и срока давности привлечения к ответственности.
В кассационной жалобе колхоз просит отменить судебные акты, удовлетворить требование, ссылаясь на нарушение порядка проведения проверки, уведомление органов ветеринарной службы об опасных заболеваниях животных и внезапном падеже свиней.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы жалобы, считает ее подлежащей отклонению.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что управление по сообщению УФСБ России по Ставропольскому краю 14.10.2019 обнаружило на территории свинотоварной фермы N 3 колхоза трупов тысячи свиней, захороненных 29.09.2019 в землю. В присутствии представителей колхоза отобрано двадцать проб патологического материала от двадцати трупов свиней и направлено на исследование в Ставропольскую межобластную ветеринарную лабораторию, по результатам которого в пятнадцати пробах обнаружен вирус африканской чумы свиней. Проверкой также выявлено, что в колхозе в сентябре 2019 года пало по хозяйству девяносто десять свиней, что не отражено в отчетах. Первого ноября 2019 года в отношении колхоза составлен протокол об административном правонарушении и 25.11.2019 он признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.7 Кодекса.
Статьей 18 Федерального закона от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) установлено, что ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, они обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
В силу статьи 8 Закона о ветеринарии государственный ветеринарный надзор - это деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии. Он осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона о ветеринарии должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в частности, вносить предложения в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации: о создании в установленном законодательством Российской Федерации порядке чрезвычайных противоэпизоотических комиссий; о введении на отдельных территориях Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных болезней животных; принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям.
Статьей 17 Закона о ветеринарии регулируется порядок проведения в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации. Копия представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, одновременно с направлением данного представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляется в федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора.
В случае появления угрозы возникновения и распространения заразных, за исключением особо опасных, болезней животных решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) может быть также принято руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия.
В решении об установлении ограничительных мероприятий (карантина) должен быть указан перечень ограничений на оборот животных, продуктов животноводства, кормов и кормовых добавок, а также срок, на который устанавливаются ограничительные мероприятия (карантин).
Для оперативного руководства деятельностью юридических и физических лиц по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных болезней животных и координации указанной деятельности органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают в установленном порядке специальные комиссии.
Приказом Министерства сельхоза России от 16.11.2006 N 422 утверждены Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (далее - Правила), их пункты 1.1, 1.4, 27 следует, что вопрос о вводе (ввозе) в организации и населенные пункты, выводе (вывозе) из них животных и птицы, продуктов, продукции и сырья животного и растительного происхождения, в период карантина и после карантинного периода (период ограничений) отнесен к компетенции специальной комиссии. Эти обстоятельства и установленный порядок поведения в случае вспышки заболевания среди свиней колхоз должен был и не мог не знать в силу осуществления специализированной сельхоздеятельности.
Суд счел доказанным, что колхоз нарушил Правила определения зоосанитарного статуса (компартмента) свиноводческих хозяйств, утвержденные Приказом Министерства сельского хозяйства России от 23.07.2010 N 258, не доказал соблюдение пункта 2.7 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" N 13-7-2/469, утвержденных Минсельхозом России 04.12.1995.
В соответствии с Перечнем заразных и иных болезней животных, утвержденных приказом Минсельхоза России от 09.03.2011 N 62 африканская чума свиней является особо опасной болезнью животных, создающая угрозу ее широкого распространения и массовых потерь свинопоголовья. Правила борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных регулируются "Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней", утвержденной Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21.11.1980 (далее - Инструкция).
Пунктами 6.1, 6.2 Инструкции карантин с неблагополучного по африканской чуме свиней хозяйства, пункта, района (области, края, республики) снимают через 30 дней после уничтожения всех свиней в эпизоотическом очаге и убоя свиней в первой угрожаемой зоне, проведения других мероприятий, предусмотренных Инструкцией, и предоставления комиссии о полноте проведения всех мероприятий. Специальная комиссия по борьбе с АЧС решает все вопросы, связанные с ликвидацией болезни и недопущением ее распространения, в частности, связанные с решением вопросов экспорта, импорта, перевозок, выездов, координации действий между ведомствами и службами по ведению сельского хозяйства в условиях карантина (пункт 4.3 Инструкции).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд сделал обоснованный вывод о наличии в действиях колхоза вмененного ему нарушения, соблюдении процедуры проверки и срока давности привлечения к ответственности. Довод колхоза о нарушении управлением Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не основан на нормах права. Дело об административном правонарушении было возбуждено в результате непосредственного обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, при получении им достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного Кодексом.
Часть 1 статьи 28.1 Кодекса об административных правонарушениях относит к поводам к возбуждению дела об административном правонарушении: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Исходя из статьи 23.14 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе и статьей 10.7 Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор. Следовательно, Россельхознадзор является уполномоченным органом по рассмотрению этой категории дел и составлению соответствующих протоколов об административном правонарушении.
Довод об отсутствии вины в связи с направлением сообщения о падеже свиней в ветеринарную службу получил надлежащую правовую оценку. Сообщение о возможном очаге заболевания в неуполномоченный орган (ГБУ СК "Изобильненская райСББЖ" не обладает властно-распорядительными полномочиями) не устраняет обязанность направить сведения об этом компетентному органу. Колхоз как организация, профессионально занимающаяся сельскохозяйственной деятельностью, не предпринял мер к выполнению возложенных на него обязанностей, в том числе по соблюдению ветеринарных правил. Колхоз также не изолировал павших и живых свиней в помещениях, в которых они находились, захоронил трупы павших животных с клиническими признаками африканской чумы, пробы и диагностические исследования с целью установления конкретного заболевания не производил. К тому же доказательств прекращения убоя животных, всего передвижения и перегруппировки животных с 29.09.2019 по 14.10.2019 колхоз не представил. Совершение этого нарушения также подтверждается судебными актами по арбитражным делам N А63-23582/2019 и А63-23590/2019.
Суд правильно установил обстоятельства дела, выводы об их наличии соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Нормы права к ним применены правильно. Доводы жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для пересмотра в порядке кассационного производства обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.11.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А63-23584/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.