г. Краснодар |
|
19 апреля 2021 г. |
Дело N А61-750/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Немцевой А.С., при участии в судебном заседании от истца по первоначальному иску - министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1502008943, ОГРН 1021500576426) - Дзахоева М.С. (доверенность от 19.06.2020), от ответчика по встречному иску - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мисикова Ахсарбека Магометовича (ИНН 150900250738, ОГРНИП 319151300004702) - Парсиева А.К. (доверенность от 06.06.2019), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Цуциева Асланбека Муратовича - Парсиева А.К. (доверенностьот 06.06.2019), в отсутствие ответчиков по первоначальному иску: министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1513060134, ОГРН 1161513053404), сельскохозяйственного производственного кооператива "Ардон" (ИНН 1514002640, ОГРН 1061514012944), территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1502046674, ОГРН 1031500254961), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания, администрации местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания, общества с ограниченной ответственностью "Троица", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания и индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мисикова Ахсарбека Магометовича на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.12.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по делу N А61-750/2019, установил следующее.
Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство имущества) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к министерству природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство природы) и СПК "Ардон" (далее - кооператив), в котором просило:
- признать недействительной (ничтожной) сделкой договор от 14.06.2013 N 10 аренды лесного участка с условным номером 90:210:05:0219, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Ардонский район, Кировское лесничество, Ардонское участковое лесничество, квартал 7, выделы 43, 10, 44, 49, 17, 50, 51. 18, 19, 20 и 52, заключенный комитетом лесного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (правопредшественник министерства природы) и кооперативом;
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на часть земельного участка площадью 801 699 кв. м с кадастровым номером 15:06:000000:0027 с координатами характерных точек границ, приведенных в исковом заявлении (с учетом уточнения первоначально заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Определениями от 28.02.2019, 26.03.2019, 16.04.2019, 11.06.2019 и 25.07.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (далее - территориальное управление), управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Северная Осетия - Алания (далее - кадастровая палата), администрация местного самоуправления муниципального образования Ардонский район Республики Северная Осетия - Алания (далее - администрация), ООО "Троица", индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Цуциев Асланбек Муратович (далее - предприниматель) и индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мисиков Ахсарбек Магометович (далее - глава хозяйства).
Министерство природы и кооператив предъявили встречное исковое заявление к министерству имущества, в котором просили признать отсутствующим право собственности Республики Северная Осетия - Алания на земельный участок лесного фонда N 10 с условным номером 90:210:05:0219 общей площадью 43,6 га, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Ардонский район, Кировское лесничество, Ардонское участковое лесничество, квартал 7, выделы 43, 10, 44, 49, 17, 50, 51, 18, 19, 20 и 52, входящий в состав земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 15:06:000000:0027 (площадью 23 470 000 кв. м), а также исключить соответствующие сведения из государственного реестра недвижимости (т. 3, л. д. 11 - 16, 18 - 22).
В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции министерство природы в порядке статьи 49 Кодекса заявило ходатайство об уточнении встречных требований, согласно которому просило истребовать из его чужого незаконного владения министерства имущества и главы хозяйства часть земельного участка площадью 80,1699 га с кадастровым номером 15:06:0010201:124 в соответствии с координатами поворотных точек, приведенными в заключении филиала "Рослесинфорг "Воронежлеспроект"" от 18.11.2015 N 12, а также исключить из ЕГРН сведения о границах данного земельного участка (т. 4, л. д. 82 - 84, 101 -107).
Определением от 21.08.2019 суд привлек к участию в деле главу хозяйства в качестве соответчика по встречному иску (т. 4, л. д. 101 - 107).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 10.12.2019 исковое заявление министерства имущества удовлетворено частично, в удовлетворении исковых требований министерства природы и кооператива отказано. Признан недействительным договор от 14.06.2013 N 10 аренды лесного участка с условным номером 90:210:05:0219, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Ардонский район, Кировское лесничество, Ардонское участковое лесничество, квартал 7, выделы 43, 10, 44, 49, 17, 50, 51. 18, 19, 20 и 52, заключенный комитетом лесного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (правопредшественник министерства природы) и кооперативом. В удовлетворении остальной части заявленных министерством имущества требований отказано. В решении также указано, что судебный акт является основанием для погашения в ЕГРН записи о регистрации договора от 14.06.2013 N 10 аренды лесного участка. С кооператива в доход федерального бюджета взыскано 3 тыс. рублей государственной пошлины. Суд установил, что границы земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010201:124, используемого главой хозяйства по договору аренды от 16.11.2018, и земельного участка, предоставленного кооперативу по договору аренды лесного участка N 10, фактически совпадают. Спорная территория относится к землям сельскохозяйственного назначения, поскольку находилась в пользовании предприятия республиканской собственности и не входила в состав земель лесного фонда (соответствующие доказательства не представлены). В силу пункта 2 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) спорный участок является собственностью Республики Северная Осетия - Алания. Данное обстоятельство исключает возможность удовлетворения встречных исковых требований и служит основанием для признания договора аренды лесного участка от 14.06.2013 N 10 недействительной (ничтожной) сделкой. Довод ответчика о пропуске министерством имущества срока исковой давности суд отклонил. Отказывая в удовлетворении требования о признании отсутствующим права федеральной собственности на часть земельного участка с кадастровым номером 15:06:000000:0027 в координатах характерных точек границ, приведенных в заявлении, суд указал на отсутствие документального подтверждения регистрации такого права в границах координат земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010201:124.
На основании определения от 10.03.2020 апелляционный суд изменил статус территориального управления с третьего лица на ответчика по требованию министерства имущества о признании отсутствующим права федеральной собственности на часть земельного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:27 и перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции (т. 6, л. д. 119 - 125).
Апелляционный суд определением от 19.08.2020 привлек к участию в деле территориальное управление в качестве соистца по встречному исковому заявлению министерства природы и кооператива (т. 8, л. д. 83 - 86).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 решение от 10.12.2019 отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления министерства имущества и удовлетворении встречного искового заявления министерства природы, кооператива и территориального управления. Апелляционный суд признал отсутствующим право собственности Республики Северная Осетия - Алания на земельный участок лесного фонда N 10 общей площадью 43,6 га с условным номером 90:210:05:0219, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Ардонский район, Кировское лесничество, Ардонское участковое лесничество, квартал 7, выделы 43, 10, 44, 49, 17, 50, 51, 18, 19, 20, 52, входящий в состав земельного участка лесного фонда площадью 23 470 000 кв. м с кадастровым номером 15:06:000000:0027, а также указал на необходимость исключения сведений о праве республиканской собственности на данные земельные участки из ЕГРН. Из незаконного владения министерства имущества и главы хозяйства истребована часть земельного участка площадью 80,1699 га с кадастровым номером 15:06:0010201:124 в координатах поворотных точек, приведенных в заключении филиала "Рослесинфорг "Воронежлеспроект"" от 18.11.2015 N 12. Апелляционный суд указал на необходимость исключения из ЕГРН сведений о границах земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010201:124. Судебный акт мотивирован следующим. В соответствии с приказом Минэкономравития России от 18.09.2013 N 538 и приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49 территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации - Республики Северная Осетия - Алания. На основании статей 82 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) министерство природы осуществляет права владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда на территории Республики Северная Осетия - Алания в части администрирования платы за пользование участками лесного фонда. Принадлежность земельного участка с кадастровым номером 15:06:000000:0027 к федеральному уровню собственности в силу закона подтверждена вступившим в законную силу судебным актом по делу N А61-1364/2009. Данное обстоятельство позволило апелляционному суду заключить о наличии оснований для удовлетворения требований министерства природы, кооператива и территориального управления, исключающих обоснованность требований министерства имущества.
В кассационной жалобе глава хозяйства, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судом выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить апелляционное постановление, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Податель жалобы указывает, что спорная территория с 02.04.2018 фактически находится во владении и пользовании главы хозяйства на основании договора аренды. Требования министерства природы, кооператива и территориального управления являются виндикационными, поэтому к ним применим общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). При разрешении дела в судах первой и апелляционной инстанций министерство имущества и глава хозяйства заявляли о выбытии спорного участка из владения федерального собственника и необходимости применения срока исковой давности. Апелляционный суд данное заявление надлежащим образом не разрешил.
В кассационной жалобе министерство имущества, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что иск об истребовании из незаконного владения министерства имущества и главы хозяйства земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010201:124 и о признания отсутствующим права собственности Республики Северная Осетия - Алания заявлены ненадлежащим истцом - министерством природы.
В соответствии с положениями статей 82 и 83 Лесного кодекса надлежащим истцом по встречному исковому заявлению является территориальное управление. Кроме того, данные требования заявлены за пределами установленного законом срока исковой давности. Министерство имущества также указывает, что требование о признания права отсутствующим может быть заявлено только владеющим собственником. Земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010201:124 относится к республиканской собственности, поскольку первоначально предоставлен совхозу "Ардон". Обстоятельства, установленные в рамках дела N А61-1364/2009, не являются преюдициальными для настоящего дела.
Отзывы на кассационные жалобы в суд округа не поступили.
Заседание арбитражного суда округа проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания (статья 153.1 Кодекса).
В судебном заседании представители министерства имущества, главы хозяйства и предпринимателя поддержали доводы жалоб и настаивали на их удовлетворении.
Изучив материалы дела и доводы жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, в 1984 году совхозу "Ардон" выдан государственный акт серии А-I N 930940 о закреплении за ним на праве бессрочного и бесплатного пользования 6099,79 га земель сельскохозяйственного назначения в целях сельскохозяйственного производства (т. 1, л. д. 47 - 59).
Решением малого Совета Ардонского Совета народных депутатов от 22.11.1993 N 38-214 "О замене государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей совхозу "Ардон" Ардонского района СО ССР" на основании технического отчета по межхозяйственному землеустройству и плана границ землепользования, составленных Северо-Осетинским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием института Севкавгипрозем, утверждены границы землепользования совхоза "Ардон". Данным документом установлено, что в границах землепользования совхоза "Ардон" находится 742 745 га; в постоянное (бессрочное) пользование совхоза "Ардон" передано 3886,81 га; утвержден перечень постороннего землепользования в данных границах (т. 4, л. д. 133; т. 5, л. д. 38 - 96).
Сведения о земельном участке сельскохозяйственного назначения, предназначенном для сельскохозяйственного производства, площадью 953 890 кв. м с кадастровым номером 15:06:0010201:124, внесены в государственный кадастр недвижимости 21.03.2013 (т. 1, л. д. 57).
22 апреля 2013 года зарегистрировано право республиканской собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения общей площадью 953 890 кв. м с кадастровым номером 15:06:0010201:124, расположенный по адресу: Республики Северная Осетия - Алания, Ардонский район, севернее г. Ардон.
Совхоз "Ардон" (впоследствии реорганизован в ГУП "Ардон") прекратил свою деятельность в связи с его исключением 18.03.2016 из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (т. 5, л. д. 30).
Распоряжением министерства имущества от 12.02.2018 N 67 право постоянного (бессрочного) пользования ГУП "Ардон" на земельный участком площадью 953 890 кв. м с кадастровым номером 15:06:0010201:124 прекращено (т. 1, л. д. 45).
На основании распоряжения министерства имущества от 02.04.2018 N 156 земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010201:124 предоставлен на 15 лет в аренду предпринимателю, заключен договор аренды от 02.04.2018 N 8А/3. На основании соглашения от 16.11.2018 права и обязанности арендатора данного земельного участка перешли к главе хозяйства (т. 1, л. д. 28 -32, 34 - 38). Договор аренды и соглашение прошли процедуру государственной регистрации (т. 1, л. д. 58).
Постановлением администрации от 05.09.1994 N 184 "Об организации лесного хозяйства в Ардонском районе Республики Северная Осетия - Алания" предусмотрена передача с согласия землепользователей лесных, кустарниковых угодий, поймы рек в ведение создаваемого лесничества.
На основании постановления администрации от 16.01.1995 N 5 комитету по лесу Республики Северная Осетия - Алания переданы лесные угодья площадью 3733 га, в том числе: лесные угодья - 1206 га, участок воспроизводства - 415 га, поймы рек - 817 га, кустарниковые угодья - 1205 га (т. 4, л. д. 49).
Приказом комитета по лесному хозяйству Республики Северная Осетия - Алания от 27.01.1995 N 5 на базе принятых колхозных и совхозных земель общей площадью 3733 га организовано Ардонское лесничество (т. 4, л. д. 47).
Постановлением администрации от 15.12.2005 N 299 государственному учреждению "Ардонский лесхоз" переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования земли государственного лесного фонда площадью 2347 га.
Агентство лесного хозяйства по Республике Северная Осетия - Алания с сопроводительным письмом от 19.12.2005 N 107/597 направило в адрес кадастровой палаты документы для проведения государственного учета участков лесного фонда лесхозов на территории республики по упрощенной процедуре землеустройства, предусмотренной Методическими указаниями по проведению землеустройства и подготовки документов для проведения государственного кадастрового учета при разграничении государственной собственности на землю.
Постановлением администрации от 20.01.2006 N 6 государственному учреждению "Ардонский лесхоз" в порядке статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) из земель лесного фонда предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 15:06:000000:0027 площадью 2347 га, расположенный на территории Ардонского района, для ведения лесного хозяйства. В пункте 4 данного постановления указано, что постановление администрации от 15.12.2005 N 299 считается утратившим силу.
На основании данного постановления 17.04.2006 зарегистрировано право федеральной собственности на предназначенный для лесоразведения земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 15:06:000000:0027 площадью 23 470 000 кв. м (т. 2, л. д. 31, 38).
Апелляционный суд установил, что на основании постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 21.12.2007 N 316 государственное учреждение "Ардонский лесхоз" преобразовано путем слияния в государственное учреждение "Ирлес", которое в свою очередь прекратило деятельность 21.06.2012 на основании судебного акта о ликвидации юридического лица (т. 8, л. д. 20 - 30).
На основании протокола открытого аукциона от 29.05.2013 комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (арендодатель) и кооператив (арендатор) 14.06.2013 заключили договор N 10 аренды части лесного участка с кадастровым номером 15:06:0000000:27, а именно: лесной участок площадью 43,6 га, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, Ардонский район, Кировское лесничество, Ардонское участковое лесничество, квартал 7, выделы 43, 10, 44, 49, 17, 50, 51, 18, 19, 51, 52 (условный номер 90:210:05:0219). Границы лесного участка определены на схеме (приложение N 1 к договору). Срок действия договора установлен с 14.06.2013 по 13.06.2062. Договор аренды прошел процедуру государственной регистрации 30.08.2013 и исполнялся сторонами (т. 4, л. д. 8 - 35).
Апелляционный суд также установил, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010201:124, предоставленный главе хозяйства по договору аренды от 16.11.2018, и часть земельного участка (кадастровый номер 15:06:0000000:27), предоставленного кооперативу по договору аренды лесного участка от 14.06.2013 N 10, полностью совпадают, что подтверждено заключением кадастрового инженера от 01.04.2019 N 01/14 (т. 2, л. д. 65).
Глава хозяйства 28.12.2018 обратился в министерство имущества с письмом об отсутствии возможности использовать земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010201:124, поскольку его часть используется кооперативом (т. 1, л. д. 43).
Министерство имущества, указывая, что спорный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения и является республиканской собственностью, обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
Встречные исковые требованием мотивированы тем, что предоставленный главе хозяйства в аренду земельный участок относится к землям лесного фонда и является федеральной собственностью.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (действует с 1 января 2017 года), пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22)).
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 постановления N 10/22).
Выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Предъявление иска о признании права или обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11).
Иск о признании права отсутствующим не может заменять собой виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2016 N 19-КГ15-47).
Возможность обращения с требованием о признании права (обременения) на недвижимое имущество отсутствующим предоставлена лицу, в чьем владении находится спорное имущество. Следовательно, удовлетворение такого требования возможно, если истец является владеющим собственником недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРН (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2015 N 5-КГ15-36).
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (статья 301 Гражданского кодекса). Согласно содержащимся в пункте 32 постановления N 10/22 разъяснениям, применяя статью 301 Гражданского кодекса, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Рассмотрением виндикационного иска обеспечивается возможность соединения права и фактического владения, а также защита владельца правилами об исковой давности, что гарантирует всем участникам спора защиту их прав, интересов, а также стабильность гражданского оборота (пункт 58 постановления N 10/22, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 N 3039/07 и от 27.01.2009 N 10527/08). В отсутствие фактического владения надлежащим способом защиты нарушенного права является виндикационный иск (статья 301 Гражданского кодекса, пункты 32, 36 постановления N 10/22).
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
При разрешении спора в суде первой инстанции установлено, что участок с кадастровым номером 15:06:0010201:124 находится во владении главы хозяйства (т. 7, л. д. 119 - 129). При этом данный участок налагается на участок лесного фонда (обход N 3), что видно из представленных в дело материалов лесоустройства Кировского лесничества Ардонского участкового лесничества (т. 2, л. д. 131, 132).
Из письма управления от 26.09.2018 N 05-37/2467 следует, что в связи с отсутствием сведений о границах ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 15:06:000000:0027 возникло пересечение с границами земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010201:124. При межевании земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010201:124 не истребована информация государственного фонда данных, полученная в результате землеустройства, что является нарушением пункта 21 Требований о подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412, действовавший в рассматриваемый период (т. 3, л. д. 61, 62).
Согласно заключению от 18.11.2015 N 12, подготовленному филиалом ФГБУ "Рослесинфорг "Воронежлеспроект"", площадь пересечения (наложения) участка лесного фонда и земельного участка сельскохозяйственного назначения составляет 80,1699 га (т. 4, л. д. 36 - 43).
В силу статьи 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли относятся к землям лесного фонда Российской Федерации. Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года определено, что все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Действующим в настоящее время законодательством также установлено, что земли лесного фонда, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статья 8 Лесного кодекса, статья 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Правомерность передачи (в том числе фактической) спорных земель в состав земель, закрепленных на праве (постоянного) бессрочного пользования за лесхозом (лесничеством), на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, подтверждена представленными в дело доказательствами (т. 4, л. д. 45 - 49). Основания для формирования и предоставления земельного участка за счет земель, включенных в установленном порядке в состав лесного фонда, у министерства имущества отсутствовали.
Таким образом, часть площадью 80,1699 га (координаты поворотных точек которой приведены в заключении от 18.11.2015 N 12) принадлежащего Российской Федерации земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 15:06:000000:0027 незаконно выбыла из владения федерального собственника, поэтому суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил виндикационные требования, заявленные во встречном иске. Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010201:124 сформирован за счет территории, которая находилась в постоянном (бессрочном) пользовании лесхоза и в силу закона относилась к федеральному уровню собственности. Территориальное управление поддержало требования министерства природы.
Установленные обстоятельства, подтвержденные представленными в материалы дела доказательствами (т. 2, л. д. 11 - 40, 131, 132), позволили апелляционному суду заключить о наличии оснований для возложения на министерство имущества и главу хозяйства обязанности освободить спорный лесной участок. При этом суд апелляционной инстанции правомерно сослался на обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 12.10.2009 по делу N А61-1364/2009. Участие в настоящем деле новых лиц - предпринимателя и главы хозяйства (арендаторы участка) не свидетельствует о неправильном применении судом апелляционной инстанции части 2 статьи 69 Кодекса. Частичное несовпадение состава участников настоящего спора с составом участников ранее рассмотренного арбитражным судом дела не влечет утрату обязательности решения арбитражного суда для лиц, принимавших участие в рассмотрении такого дела, что следует из правовой позиции сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2017 N 36-КГ16-26.
Министерство имущества и глава хозяйства, ссылаясь на план землепользования совхоза Ардон 1993 года (т. 5, л. д. 11, 12, 95), не учитывают обстоятельства последующей передачи в 1995 году части земель Ардонскому лесничеству (т. 4, л. д. 47 - 49), что требовало корректировки и плана землепользования совхоза. Указывая на отсутствие границ участка лесного фонда, министерство и глава хозяйства не учитывают содержание выписки из ЕГРН от 29.09.2020 о земельном участке с кадастровым номером 15:06:0010201:124, в которой содержится запись о том, что граница названного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т. 7, л. д. 132).
При этом в силу статьи 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости (пункт 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").
Из положений части 3 статьи 70.1 Лесного кодекса следует, что местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
При отсутствии в ЕГРН сведений о границах лесного участка, местоположение, границы и площадь такого участка возможно определить на основании материалов лесоустройства.
Приобщенное к материалам дела заключение о координатах и площади пересечения (наложения) участков от 18.11.2015 N 12 ответчиками по виндикационному иску не оспорено, доказательства, позволяющие опровергнуть содержащиеся в нем сведения, не представлены.
Доводы о пропуске срока исковой давности для предъявления виндикационного иска суд округа отклоняет.
В силу статьи 195 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года (статья 196 Гражданского кодекса). Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком, является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Применительно к иску о виндикации (статья 301 Гражданского кодекса) срок давности начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о том, что недвижимое имущество выбыло из его владения и его право на названное имущество нарушено.
Пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" содержит следующее разъяснение. Срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Министерство имущества и глава хозяйства, ссылаясь на государственную регистрацию прав на земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010201:124 и заключение о пересечении границ участков от 18.11.2015 N 12, не учитывают, что наличие в реестре сведений о регистрации права собственности субъекта Российской Федерации в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения не означает, что собственник лесного участка утратил владением им. Утрата владения не может отождествляться с внесением в реестр записи об ином правообладателе, поскольку под лишением владения понимается именно утрата фактического владения вещью. Если истец не лишен фактического владения, то исковая давность не течет.
Сведения о том, что с 2013 по 2018 годы земельный участок с кадастровым номером 15:06:0010201:124 использовался для производства сельскохозяйственной продукции в материалах дела отсутствуют. Письмо министерства сельского хозяйства Республики Северная Осетия - Алания от 18.09.2019 (т. 4, л. д. 112) такие обстоятельства не подтверждает с учетом установленных обстоятельств передачи в 1995 году части земель, указанных в государственном акте совхоза. Из представленных в деле доказательств следует, что федеральный собственник должен был узнать об утрате владения лесным участком не ранее фактической передачи его части в пользование предпринимателю и главе хозяйства на основании договора аренды от 02.04.2018 (т. 1, л. д. 43; т. 3, л. д. 81 - 84).
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения может быть предъявлен не ранее фактической утраты владения, поэтому с учетом названных обстоятельств в данном случае срок исковой давности по виндикационному иску очевидно не пропущен.
Иных доказательств того, что представитель собственника и (или) соответствующий лесхоз узнали (должны были узнать) о выбытии части спорного участка лесного фонда из владения Российской Федерации ранее 2018 года, материалы дела не содержат.
Соответствующие доводы кассационных жалоб не свидетельствуют о наличии оснований для отмены апелляционного постановления.
В то же время, удовлетворяя требование о признании права отсутствующим, суд апелляционной инстанции не учел, что при утрате владения спорной частью лесного участка надлежащим способом защиты является виндикационный иск. В удовлетворении содержащегося во встречном иске требования о признании отсутствующим права собственности республики на участок лесного фонда следует отказать. Кроме того, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 15:06:000000:0027, поэтому при удовлетворении виндикационного иска апелляционному суду следовало указать на истребование из чужого незаконного владения части этого участка в соответствии с координатами поворотных точек, приведенными в заключении филиала "Рослесинфорг "Воронежлеспроект"" от 18.11.2015 N 12 (т. 4, л. д. 36 - 43). При этом в силу разъяснений, приведенных в абзаце втором пункта 52 постановления N 10/22, удовлетворение виндикациионного иска влечет внесение (корректировку) соответствующих записей в ЕГРН о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 15:06:0010201:124, что позволит исключить пересечение (наложение) спорных участков.
С учетом изложенного постановление апелляционного суда следует изменить на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса, изложив абзацы третий и четвертый резолютивной части постановления от 30.12.2020 в новой редакции.
Основания для удовлетворения первоначальных исковых требований отсутствуют, на что правильного указал суд апелляционной инстанции. При наличии спора о праве положения части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не исключают необходимость исследования вопросов законности формирования участков и возникновения прав на них, что и было произведено апелляционным судом в рамках настоящего дела.
С учетом результата рассмотрения кассационной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на главу хозяйства (статья 110 Кодекса). Министерство имущества от уплаты государственной пошлины по жалобе освобождено.
В связи с завершением производства по кассационным жалобам приостановление исполнения судебного акта, принятое на основании определения суда округа от 01.03.2021, следует отменить (часть 4 статьи 283 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по делу N А61-750/2019 изменить. Абзацы третий и четвертый резолютивной части постановления от 30.12.2020 изложить в следующей редакции:
"Истребовать из незаконного владения министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания и главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мисикова Ахсарбека Магометовича (ИНН 150900250738, ОГРНИП 319151300004702) часть площадью 80,1699 га земельного участка лесного фонда с кадастровым номером 15:06:000000:0027 в соответствии с координатами поворотных точек, приведенными в заключении филиала "Рослесинфорг "Воронежлеспроект"" от 18.11.2015 N 12.
В удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказать".
В остальной части постановление от 30.12.2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Приостановление исполнения судебного акта, принятое на основании определения суда округа от 01.03.2021, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основания для удовлетворения первоначальных исковых требований отсутствуют, на что правильного указал суд апелляционной инстанции. При наличии спора о праве положения части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не исключают необходимость исследования вопросов законности формирования участков и возникновения прав на них, что и было произведено апелляционным судом в рамках настоящего дела.
...
В связи с завершением производства по кассационным жалобам приостановление исполнения судебного акта, принятое на основании определения суда округа от 01.03.2021, следует отменить (часть 4 статьи 283 Кодекса).
...
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 по делу N А61-750/2019 изменить. Абзацы третий и четвертый резолютивной части постановления от 30.12.2020 изложить в следующей редакции:
...
В удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказать".
В остальной части постановление от 30.12.2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 апреля 2021 г. N Ф08-2280/21 по делу N А61-750/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2280/2021
30.12.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-222/20
10.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-750/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-750/19