г. Краснодар |
|
20 апреля 2021 г. |
Дело N А32-25795/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Крутько Е.В. (доверенность от 02.02.2021), в отсутствие заинтересованных лиц: администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края (ИНН 2325006961, ОГРН 1022303448155), федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510), третьих лиц: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея, открытого акционерного общества "Российские железные дороги", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2020 по делу N А32-25795/2019, установил следующее.
ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края (далее - администрация), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), в котором просило:
- признать незаконными действия муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 площадью 6 тыс. кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, станица Тверская, ул. Ленинградская, 20 г;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об указанном земельном участке (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея и ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество).
Решением от 20.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.10.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву избрания заявителем ненадлежащего способа защиты права, а также в связи с пропуском срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для оспаривания действий (бездействия) заинтересованных лиц.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению заявителя, вывод судов об избрании ненадлежащего способа защиты права является ошибочным. Постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 является незаконной, что подтверждается графическими сведениями ЕГРН, в соответствии с которыми имеется пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 с границами ранее сформированного земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658, в установленном порядке выделенного войсковой части 40771 в соответствии с государственным актом и находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации. На сегодняшний день в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 сведения о зарегистрированных правах и ограничениях отсутствуют. По данным публичной кадастровой карты, в границы земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658 входит земельный участок с кадастровым номером 23:02:0102001:1594; эти обстоятельства отражены в письме и отзыве кадастровой палаты. Учитывая отсутствие правообладателя спорного земельного участка, а также выявленный факт пересечения его границ с другим участком, заявитель лишен возможности обратиться в суд с требованиями о прекращении права либо истребовании земельного участка. Заявленные требования сводятся к защите права собственности, а не к оспариванию постановления главы администрации от 17.06.2008 N 1524 "Об утверждении границ земельного участка, расположенного по адресу: Апшеронский район, станица Тверская, ул. Ленинградская, 20г".
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, поэтому кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, земельный участок полосы отвода в границах Апшеронского района с кадастровым номером 23:02:0000000:3 площадью 9 880 тыс. кв. м является собственностью Российской Федерации.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республики Адыгея предоставило данный участок в аренду обществу на 49 лет (договор от 03.10.2005 N 7700000202).
При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ указанного участка установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:02:0102001:1658 и 23:02:0102001:1594 включают в себя часть земельного участка полосы отвода железной дороги с кадастровым номером 23:02:0000000:3. При этом кадастровым инженером сделано предположение о наличии кадастровой ошибки у смежного земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658, а также земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658.
Общество обратилось к учреждению с письмом от 02.07.2015 N 481/НРИтер-2 о рассмотрении вопроса, связанного с корректировкой границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658.
В письме от 26.02.2018 N 02151/01-10 кадастровая палата сообщила, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594. По мнению регистрирующего органа, данное обстоятельство является следствием реестровой ошибки.
Земельный участок с кадастровым номером 23:02:0102001:1658 площадью 12 тыс. кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, ст. Тверская, с видом разрешенного использования: для строительства разгрузочного пути и тупиков для объекта ДМ-8, принадлежит на праве собственности Российской Федерации и зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за учреждением (государственный акт на право пользования землей от 03.01.1977 серии А-I N 179251).
Согласно сведениям ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658 пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594.
Земельный участок с кадастровым номером 23:02:0102001:1594, расположенный по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, ст. Тверская, ул. Ленинградская, 20-г, площадью 6 тыс. кв. м, с видом разрешенного использования: для строительства временной производственной базы образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и поставлен на государственный кадастровый учет 24.07.2008 в результате рассмотрения заявления от 10.07.2008 N 02/08-1797 и представленных документов: постановление главы администрации от 17.06.2008 N 1524 "Об утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: Апшеронский район, ст. Тверская, ул. Ленинградская, 20г", описание земельных участков, подготовленное МП МО Апшеронский район "Архитектурно-градостроительный центр".
Право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 прекращено 05.10.2018.
На момент подачи заявления в отношении указанного земельного участка сведения о зарегистрированных правах и ограничениях в ЕГРН отсутствуют.
Учреждение, полагая, что действия заинтересованных лиц по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 являются незаконными, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом N 218-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 218-ФЗ данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
В силу части 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений.
Исходя из части 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы.
Государственным кадастровым учетом недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
На основании части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном этим законом порядке.
Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).
Верховный Суд Российской Федерации в своем определении от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 указал, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
При этом в ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Отказывая в иске, суды исходили из того, что пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658 с границами земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 произошло вследствие реестровой (кадастровой) ошибки, порядок исправления которой регламентирован статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Поскольку такое требование (об исправлении реестровой ошибки) в рамках рассматриваемого дела не заявлено, суды сочли, что учреждением избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Кроме того, суды сослались на то, что о пересечении границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:02:0102001:1658 и 23:02:0102001:1594 учреждение узнало из письма кадастровой палаты от 26.02.2018 N 02151/01-10, а в суд обратилось 31.05.2019, то есть с пропуском предусмотренного частью 4 статьи 198 Кодекса срока.
В то же время суды не учли следующее.
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом N 218-ФЗ (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 названного Закона).
Вывод судебных инстанций о том, что пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:02:0102001:1658 и 23:02:0102001:1594 обусловлено наличием в ЕГРН реестровой ошибки, неверен, поскольку данное обстоятельство связано с действиями (бездействием) регистрирующего органа, поставившего 24.07.2008 на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 23:02:0102001:1594 без учета сведений о наличии земельного участка с кадастровым номером 23:02:0102001:1658 (ранее учтенный).
Управление привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Управление как орган кадастрового учета при правовой экспертизе представленных документов должно было установить соответствие (несоответствие) схемы расположения образуемого земельного участка положениям статей 11.7, 11.10 Земельного кодекса, а в случае несоответствия - приостановить осуществление кадастрового учета и отказать в его осуществлении.
Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении закона при образовании и постановке на кадастровый учет образуемого земельного участка, могут служить основанием для вывода о незаконности соответствующего решения управления, а в этом случае на управление может быть возложена обязанность снять образуемый земельный участок с государственного кадастрового учета.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 "Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" изложено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Позиция заявителя по делу сводится к тому, что наличие сведений о спорном земельном участке в государственном кадастре недвижимости нарушает права и законные интересы учреждения, иных способов защиты нарушенного права (помимо обращения в арбитражный суд) данное лицо не имеет, отсутствие оснований, предусмотренных в Законе N 218-ФЗ, для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка, не должно служить препятствием судебной защите.
При этом вывод судов о пропуске заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 Кодекса срока нельзя признать верным, поскольку из самого письма кадастровой палаты от 26.02.2018 N 02151/01-10 заявитель мог узнать лишь о пересечении границ спорных участков, а не о нарушенном праве.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, судам надлежало учесть отсутствие иного способа, позволяющего заявителю защитить свое нарушенное право.
В связи с ошибочными выводами судов об избрании учреждением ненадлежащего способа защиты права, его требования фактически не рассмотрены.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Кодекса основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, исследовать имеющиеся в материалах дела (дополнительно представленные лицами, участвующими в деле) доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, дать оценку их доводам (возражениям), разрешить спор при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2020 по делу N А32-25795/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 "Об оформлении кадастровых дел, аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках" изложено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Позиция заявителя по делу сводится к тому, что наличие сведений о спорном земельном участке в государственном кадастре недвижимости нарушает права и законные интересы учреждения, иных способов защиты нарушенного права (помимо обращения в арбитражный суд) данное лицо не имеет, отсутствие оснований, предусмотренных в Законе N 218-ФЗ, для снятия с кадастрового учета спорного земельного участка, не должно служить препятствием судебной защите.
...
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, исследовать имеющиеся в материалах дела (дополнительно представленные лицами, участвующими в деле) доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, дать оценку их доводам (возражениям), разрешить спор при правильном применении норм материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 апреля 2021 г. N Ф08-12062/20 по делу N А32-25795/2019