В соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном округе Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного решением Думы Ямальского района от 25 ноября 2021 года N 68, руководствуясь частью 3 статьи 36, пунктом 5 части 1 статьи 52 Устава муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа, распоряжением Главы Ямальского района от 13 ноября 2023 года N 2553-о "О возложении исполнения обязанностей", Администрация Ямальского района постановляет:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа на 2024 - 2026 годы согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Отделу документационного обеспечения Управления делами Администрации Ямальского района обеспечить опубликование настоящего постановления в муниципальной общественно-политической газете "Время Ямала" и размещение на официальном сайте муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://yam.yanao.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Департамента финансов Администрации Ямальского района.
Заместитель Главы Администрации Ямальского района |
А.В. Алисеевич |
Утверждены
постановлением
Администрации Ямальского района
от 14 ноября 2023 г. N 1059
Основные направления
бюджетной и налоговой политики муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа на 2024 - 2026 годы
Раздел I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Ямальский район) на 2024 - 2026 годы подготовлены в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном округе Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного решением Думы Ямальского района от 25 ноября 2021 года N 68.
Основные направления бюджетной и налоговой политики Ямальского района на 2024 - 2026 годы подготовлены на основе федерального и регионального законодательства в рамках процедуры составления проекта бюджета Ямальского района (далее - местный бюджет) на предстоящий бюджетный цикл с учетом преемственности базовых целей и задач бюджетной и налоговой политики на 2023 - 2025 годы.
Бюджетная и налоговая политика Ямальского района на среднесрочную перспективу ориентирована на реализацию основных задач, определенных в положениях Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), а также постановлением Администрации Ямальского района от 03 ноября 2023 года N 1031 "Об одобрении Прогноза социально-экономического развития муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов".
Целью основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального округа является определение условий, используемых при составлении проекта местного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров местного бюджета.
Раздел II. Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2022 году и в первой половине 2023 года
В 2023 году продолжается адаптация экономики к изменившимся внешним условиям, в том числе к введенным санкциям, и переход к новой модели экономического роста. На позитивный характер формирующихся тенденций решающее влияние оказывает реализация на местном уровне комплекса мер, направленных на обеспечение районных интересов, включая поддержку экономики и социальной сферы.
Бюджетная и налоговая политика в 2022 году и первой половине 2023 года, как и в предыдущие периоды, ориентирована на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы муниципального округа, развитие экономики и социальной стабильности, инвестиционного потенциала района и поддержку предпринимательской активности.
Оценка параметров местного бюджета за истекший период 2023 года показывает, что складывающиеся в настоящее время показатели его исполнения в целом обеспечивают устойчивость местного бюджета, способствуя поддержанию экономической стабильности.
В целях минимизации указанных рисков активизирована работа по повышению качества прогноза социально-экономического развития муниципального округа для объективной оценки показателей доходов и расходов, закладываемых при формировании местного бюджета.
Итогами реализации бюджетной и налоговой политики в Ямальском районе были мероприятия, проводимые для увеличения собственного доходного потенциала. В 2022 году проводилась работа по выявлению и постановке на налоговый учет обособленных подразделений, осуществляющих деятельность на территории Ямальского района, головные организации которых расположены за пределами Ямальского района с целью поступления платежей в местный бюджет. Встали на налоговый учет 45 организаций. Доля дополнительного дохода в общем объеме налога на доходы физических лиц от этих организаций составила 7,38%. В 2022 году были заключены 22 новых соглашения об установлении сервитута. В общем объеме налоговых и неналоговых доходов доля сервитута составила 5,62%. Проводились мероприятия по повышению качества администрирования неналоговых доходов, увеличение их собираемости и проведение претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по неналоговым доходам. Осуществлялось взаимодействие с предприятиями топливно-энергетического комплекса, осуществляющими деятельность на территории Ямальского района, по заключению соглашений об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи на социально-экономическое развитие Ямальского района. Доля спонсорских средств в общем объеме составила 2%.
В целях снижения расходов плательщиков, финансируемых из местного бюджета, введены льготы по земельному налогу для органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных) органов Администрации Ямальского района. Проведенная в 2023 году оценка эффективности льготы за 2022 год показала, что налоговая льгота по земельному налогу эффективна. Сумма экономии за 2022 год по земельному налогу составила 88,3 млн. рублей.
По итогам 2022 года местный бюджет по доходам исполнен в сумме 9 276 млн. рублей или 100%,в том числе: налоговых и неналоговых доходов в сумме 2 577 млн. рублей или 101,54%, безвозмездных поступлений в сумме 6 699 млн. рублей или 99,49% от годового плана, утвержденного решением Думы Ямальского района от 10 декабря 2021 года N 74 "О бюджете муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" с учетом изменений.
Таблица 1
Анализ доходов Ямальского района за 2022 год
млн. рублей | |||||
N п/п |
Показатель |
Утверждённый годовой план |
Исполнено |
Исполнение утвержденного плана, % |
Доля в общем объёме доходов, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Налоговые доходы и неналоговые доходы |
2 538 |
2 577 |
101,54% |
28,00% |
1.1 |
Налог на доходы физических лиц |
2 213 |
2 235 |
101,00% |
24,00% |
1.2. |
Налоги на совокупный доход |
68 |
69 |
101,47% |
0,80% |
1.3. |
Прочие налоговые доходы |
17 |
18 |
105,88% |
0,20% |
1.4. |
Неналоговые доходы |
239 |
253 |
105,85% |
3,00% |
2. |
Безвозмездные поступления |
6 733 |
6 699 |
99,49% |
72,00% |
2.1. |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
6 570 |
6 533 |
99,43% |
70,00% |
2.2 |
Прочие безвозмездные поступления |
163 |
182 |
111,00% |
2,00% |
3. |
Итого доходы |
9 272 |
9 276 |
100,00% |
100,00% |
В структуре доходов местного бюджета по итогам 2022 года наибольшую долю занимают безвозмездные поступлений 72%, а на налоговые и неналоговых доходы пришлось 28%.
Таблица 2
Анализ доходов Ямальского района за 1 полугодие 2023 года
млн. рублей | |||||
N |
Наименование доходов бюджета |
Уточнённый годовой план |
Исполнено за 1 полугодие 2023 года |
Доля в общем объеме доходов, % |
Исполнение утвержденного плана, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
1. |
Налоговые доходы |
2 139 |
1 302 |
28,7% |
60,86% |
1.1. |
Налог на доходы физических лиц |
2 057 |
1 248 |
27,47% |
60,68% |
2. |
Неналоговые доходы |
289 |
274 |
6,0 0% |
94,80% |
3. |
Безвозмездные поступления |
8 062 |
2 967 |
65,30% |
36,80% |
4. |
Итого доходов |
10 490 |
4 543 |
100% |
43,30% |
За первое полугодие 2023 года местный бюджет исполнен по доходам в сумме 4 543 млн. рублей или 43,30%. Основным источником доходов местного бюджета по налоговым и неналоговым доходам в 2023 году является налог на доходы физических лиц, что составляет 27,47%.
По итогам 2022 года местный бюджет по расходам исполнен в сумме 8 866 млн рублей, что составляет 96% годового плана, утвержденного решением Думы Ямальского района от 10 декабря 2021 года N 74 "О бюджете муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", с учетом внесенных изменений.
Таблица 3
Анализ расходов местного бюджета за 2022 год
Раздел |
Наименование раздела |
Утверждено, млн рублей |
Исполнено, млн рублей |
Доля в общем объеме расходов, % |
Исполнение утвержденного плана, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
01 |
Общегосударственные вопросы |
779 |
747 |
8,40% |
95,90% |
02 |
Национальная оборона |
1 |
1 |
0,02% |
99,89% |
03 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
115 |
112 |
1,24% |
97,34% |
04 |
Национальная экономика |
1 427 |
1 275 |
15,38% |
89,34% |
05 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
1 804 |
1 622 |
19,45% |
89,90% |
07 |
Образование |
3 994 |
3 981 |
43,07% |
99,66% |
08 |
Культура, кинематография |
373 |
365 |
4,02% |
97,99% |
10 |
Социальная политика |
405 |
397 |
4,37% |
97,94% |
11 |
Физическая культура и спорт |
331 |
322 |
3,56% |
97,34% |
12 |
Средства массовой информации |
45 |
45 |
0,49% |
100,00% |
Итого расходов |
9 274 |
8 866 |
100,00% |
95,61% |
Основным инструментом реализации Стратегии социально-экономического развития Ямальского района до 2035 года, утвержденной решением Думы Ямальского района от 12 декабря 2022 года N 92, являются муниципальные программы Ямальского района. В 2022 году начался второй этап их реализации в обновленном формате, в соответствии с которым в перечень и структуру муниципальных программ Ямальского района были внесены существенные изменения:
перечень муниципальных программ, их цели, показатели и результаты приведены в соответствие с направлениями и структурными элементами Стратегии;
учтены новые положения федерального законодательства в сфере программно-целевого планирования (выделены проектная и процессная части, структура и основные элементы приведены в соответствии с федеральными требованиями);
приоритетные направления, цели и задачи согласованы с приоритетами и целями развития социально-экономического развития ЯНАО, сформулированными в Стратегии социально-экономического развития ЯНАО на период до 2035 года, а также в других долгосрочных отраслевых стратегиях и стратегических документах, принятых и утвержденных на федеральном и региональном уровне;
оптимизирована структура муниципальных программ Ямальского района (сокращен объем, основные разделы переведены в доступную табличную форму, проведена инвентаризация показателей).
За первое полугодие 2023 года местный бюджет по доходам исполнен в сумме 4 543 млн. рублей, или 43,30% годового плана; по расходам исполнение составляет 4337 млн рублей, или 38% годового плана.
В 2022 году в Ямальском районе реализовывались 22 муниципальные программы с общим объемом финансирования 9,2 млрд рублей, что составило 99,5% от расходов местного бюджета. Непрограммная часть местного бюджета выше уровня 2021 года на 0,4%.
Основные направления реализации муниципальных программ соответствовали приоритетам социально-экономического развития, установленным программными и стратегическими документами Правительства Российской Федерации.
Структура программной и непрограммной части местного бюджета в 2022 году
Как и в предыдущих отчетных периодах в структуре программной части местного бюджета с совокупной долей более 76% от общего объема расходов бюджета выступают следующие муниципальные программы:
"Развитие образования" - 45%;
"Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства" - 13%;
"Обеспечение качественным жильем" - 7%;
"Совершенствование муниципального управления" - 6%;
"Основные направления градостроительной политики" - 5%.
Оценка эффективности реализации муниципальных программ Ямальского района в 2022 году проводилась в соответствии с постановлением Администрации Ямальского района от 17 июня 2022 года N 703 "О муниципальных программах муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа" на основе докладов и отчетов, представленных ответственными исполнителями муниципальных программ Ямальского района.
По итогам проведенной оценки муниципальных программ Ямальского района Управлением экономики Администрации Ямальского района составлен рейтинг эффективности реализации муниципальных программ Ямальского района. По итогам рейтинга большей части программ присвоен высокий уровень эффективности. Программы и мероприятия, входящие в состав муниципальных программ, соответствуют приоритетам социально-экономического развития Ямальского района, определенным Стратегией социально-экономического развития Ямальского района.
Сбалансированность местного бюджета напрямую зависит от качества и эффективности планирования местного бюджета и осуществления расходов. Главные распорядители средств местного бюджета при исполнении бюджетных параметров полагаются на реальные возможности бюджета и продолжают политику приоритизации расходов с полным обеспечением расходных обязательств, прежде всего, по первоочередным и социально значимым направлениям.
Ведущую роль в системе межбюджетного регулирования в муниципальном округе сохраняет финансовая помощь из окружного бюджета в виде дотаций местному бюджету, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов на софинансирование вопросов местного значения.
Межбюджетные трансферты в местном бюджете из окружного бюджета в 2022 году составили 7,5 млрд рублей.
В рамках предоставленных бюджетных средств Ямальский район оперативно выполняет задачи, поставленные для достижения целей на которые направляются данные средства, а главные распорядители бюджетных средств местного бюджета контролируют преимущественно выполнение показателей результативности. Иными словами, предоставление субсидии в большей степени ориентировано на контроль результатов, а не расходов.
Реализация майских Указов Президента Российской Федерации (далее - майские Указы) от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики",от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей 2012 - 2017 годы" по повышению оплаты труда имеет наивысший приоритет при исполнении расходных обязательств Ямальского района.
За 2022 год и 1 полугодие 2023 года показатели майских Указов, в части повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы, выполнены в полном объеме. Все целевые показатели повышения заработной платы отдельным категориям бюджетной сферы установленные планами мероприятий, "дорожными картами", полностью достигнуты.
В 2022 году сохранен действующий порядок выполнения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, на которых распространяется действие "майских" Указов Президента Российской Федерации.
Кроме того, с 01 октября 2022 года произведено повышение оплаты труда на 4 % работников муниципальных учреждений Ямальского района, на которых не распространяется действие Указов в части повышения оплаты труда.
Таблица 4
N п/п |
Категории работников бюджетного сектора экономики |
Целевой показатель, % |
Исполнение дорожных карт, % |
Среднемесячная заработная плата, рублей |
Целевой показатель, % |
Исполнение дорожных карт, % |
Среднемесячная заработная плата, рублей |
за 2022 год |
за 1 полугодие 2023 года |
||||||
1. |
Педагогические работники образовательных учреждений общего образования |
100 |
103,8 |
121 573,1 |
100 |
128,0 |
163 294,8 |
2. |
Педагогические работники образовательных учреждений дошкольного образования |
100 |
100,4 |
99 401,1 |
100 |
110,5 |
120 660,0 |
3. |
Педагогические работники образовательных учреждений дополнительного образования |
100 |
103,2 |
124 667,2 |
100 |
114,4 |
152 153,8 |
4. |
Работники учреждений культуры |
100 |
102 |
119 522,1 |
100 |
105,2 |
134 119,7 |
В Ямальском районе в 2022 году реализовывались 9 региональных проектов в рамках 5 национальных проектов, на реализацию которых было направлено 234,27 млн. рублей (за счет всех источников финансирования).
В рамках реализации национальных проектов в 2022 году в Ямальском районе проведены следующие значимые мероприятия:
переселение граждан из аварийного, признанного непригодным для проживания жилищного фонда (было расселено 3 семьи);
благоустройство территории набережной в районе ул. Кугаевского в с. Яр-Сале;
предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам, имеющим трех и более детей, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно (24 семьи);
обеспечение жильем молодых семей (в 2022 году 12 молодых семей были обеспечены жильем);
реализован проект по модернизации отделения "Центральная библиотека";
реализованы мероприятия по обеспечению спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
установлено 137 точек доступа Wi-Fi, 7 серверов и 20 ip-видеокамер на входных группах общеобразовательных организаций;
обеспечение деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях;
приобретены мультимедийный комплекс, автогородок для изучения ПДД, светоотражающие элементы.
В школах Ямальского района открываются центры образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста". Первый центр - в Новопортовской школе - интернате - открыт в 2019 году, Ямальская и Салемальская школы - интернаты начали работу центров с 2020 года, Мыскаменская школа-интернат и МБОУ "Сеяхинская ШИ" - с 01 сентября 2022 года.
На реализацию 10 региональных проектов в рамках 5 национальных проектов в 2023 году предусмотрено 165 млн. рублей.
Несмотря на текущую макроэкономическую ситуацию в стране, в Ямальском районе сохраняются ранее намеченные планы. В 2023 году в рамках национальных проектов продолжены работы по:
переселению граждан из аварийного, признанного непригодным для проживания жилищного фонда, обеспечению жильем молодых семей;
реализации мероприятий по благоустройству мест массового отдыха населения;
модернизации объектов культуры;
переоснащению сельских школ компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением;
обеспечение выездных мероприятий в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки.
В целях поддержки участников специальной военной операции установлены:
дополнительные меры социальной поддержки в форме осуществления текущего ремонта занимаемого ими жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального округа;
ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан;
обеспечение граждан, призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации;
материальная помощь для семей участников специальной военной операции из числа коренных малочисленных народов Севера.
Основными целями Адресной инвестиционной программы муниципального округа Ямальский район является создание комфортных условий проживания людей в условиях Крайнего Севера.
Строительный комплекс во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач по обеспечению безопасных, благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий проживания, участвует в создании основных фондов всех отраслей народного хозяйства.
В населенных пунктах района в рамках Адресно-инвестиционной программы Ямальского района продолжится строительство объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, строительство улично-дорожной сети, жилого фонда.
По состоянию на 01 января 2023 года в рамках реализации мероприятий Адресной инвестиционной программы муниципального округа Ямальский район введено в эксплуатацию 12 объектов.
В 2023 году завершился пятый цикл мониторинга развития инициативного бюджетирования на территории Ямальского района, который продемонстрировал устойчивую положительную динамику как показателей, связанных с участием граждан в принятии бюджетных решений, так и расходах бюджетных средств на реализацию инициативных проектов, имеющих приоритетное значение для жителей сельский поселений Ямальского района и определяемых с учётом их мнения.
Наблюдается увеличение расходов на реализацию инициативных проектов на 25% по отношению к предыдущему отчетному периоду.
В 2022 году в рамках проекта "Уютный Ямал" реализовано 8 инициативных проектов, предложенных и отобранных жителями сельских поселений в Ямальском районе.
Особого внимания заслуживают и темпы развития школьного партисипаторного бюджетирования.
Школьное партисипаторное бюджетирование представляет собой форму непосредственного участия учащихся общеобразовательных организаций в решении вопросов локального значения путем определения направлений расходования бюджетных средств.
Школьное партисипаторное бюджетирование позволяет:
научиться работать в команде;
развивать навыки проведения исследования;
презентовать свои идеи публично;
повысить финансовую грамотность и понять бюджетные процессы;
развить чувство социальной ответственности.
С 2022 года Губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа было принято решение о реализации школьного партисипаторного бюджетирования во всех образовательных учреждениях округа. В ямальских школах активно реализуются проекты школьного партисипаторного бюджетирования, благодаря которому у школьников тоже появилась возможность непосредственного участия в самоуправлении посредством определения направлений расходования бюджетных средств на реализацию наиболее значимых инициатив. В 2022 году реализовано 13 проектов школьного партисипаторного бюджетирования.
В настоящее время одним из приоритетных вопросов в современном обществе является вопрос доверия к органам власти со стороны общественности, поэтому необходимо обеспечить возможность обратной связи между органами местного самоуправления и общественностью одновременно с реализацией принципа прозрачности (открытости) деятельности муниципальных органов.
Тема инициативного бюджетирования вошла в повестку нескольких последних заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления. По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, состоявшемся 20 апреля 2023 года, рекомендации о включении в государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы мероприятий по реализации проектов инициативного бюджетирования были включены в Перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления от 04 июня 2023 года N ПР-1111.
Проект "Уютный Ямал" - инструмент коммуникации населения и власти на территории Ямальского района.
Важным направлением развития инициативного бюджетирования стала и интеграция с механизмами по повышению финансовой грамотности населения.
В 2022 году в Ямальском районе проводились мероприятия, направленные на повышение финансовой и бюджетной грамотности населения, 29 педагогических работников общеобразовательных организаций прошли курсы повышения квалификации и (или) профессиональную переподготовку в области финансовой грамотности.
В отчетном периоде продолжена работа по проведению оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, направленная на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах их деятельности, а также на выявление проблем, связанных с исполнением полномочий участников бюджетного процесса.
Мониторинг охватывает все элементы бюджетного процесса и позволяет выявить не только положительные стороны в деятельности главных распорядителей средств местного бюджета, но и имеющиеся у них недостатки, определить круг проблем, негативно влияющих на качество исполнения полномочий участников бюджетного процесса. Результаты мониторинга оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств учитываются при оценке их деятельности.
Все результаты проведения мониторинга качества финансового менеджмента и сводный рейтинг главных распорядителей бюджетных средств размещены на официальном сайте Ямальского района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При реализации бюджетной политики Ямальского района удалось обеспечить на должном уровне исполнение Департаментом финансов Администрации Ямальского района полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю.
Результаты контрольной деятельности за 2022 год характеризуются следующими показателями.
Проведено 20 контрольных мероприятий, объем проверенных средств составил 1 905 274 тыс. рублей, выявлено нарушений на сумму 686 тыс. рублей.
По результатам проведенных проверок выдано 4 предписания и 20 представлений, которые исполнены (исполняются) объектами контроля в установленные сроки, а также составлено и направлено в суд 3 протокола об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ - нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ - нарушение сроков исполнения представления).
В 2023 году внутренний муниципальный финансовый контроль осуществляется Департаментом финансов Администрации Ямальского района в стандартных условиях.
Реализация бюджетной и налоговой политики Ямальского района позволяет установить новые задачи совершенствования общественных финансов для достижения более качественного уровня жизни населения Ямальского района.
Раздел III. Основные направления налоговой политики Ямальского района на 2024 - 2026 годы
Приоритетом в области налоговой политики является дальнейшее повышение эффективности и обеспечение стабильности налоговой системы, с учетом действующих и планируемых к введению норм федерального и регионального законодательства.
В 2024 - 2026 годах налоговая политика будет реализовываться по следующим основным направлениям:
1. Повышение качества администрирования доходов, а именно:
повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов местного бюджета и выполнение в полном объёме утвержденных годовых назначений по доходам;
работа по выявлению для постановки на налоговый учет обособленных подразделений, осуществляющих деятельность на территории Ямальского района, головные организации которых расположены за пределами Ямальского района с целью поступления платежей в местный бюджет;
повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами на территории Ямальского района, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению;
проведение претензионно-исковой работы по взысканию задолженности неналоговых доходов.
2. Поддержка предпринимательской активности, в том числе посредством предоставления местных налоговых льгот в целях стимулирования развития инвестиционного потенциала.
В Ямальском районе в полном объеме сохранятся меры поддержки для малого и среднего предпринимательства в виде льгот по уплате земельного налога:
для налогоплательщиков, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов в форме капитальных вложений;
для резидентов Арктической зоны Российской Федерации, реализующих инвестиционные проекты в туристической сфере.
На уровне законодательства автономного округа для малого и среднего предпринимательства установлена налоговая ставка в размере 1% для налогоплательщиков применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы осуществляющих деятельность в области информации и связи.
3. Снижение расходов плательщиков, финансируемых из местного бюджета, путем предоставления льготы по земельному налогу для:
органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных) органов Администрации Ямальского района;
муниципальных казённых и бюджетных учреждений Ямальского района.
Раздел IV. Цели и задачи бюджетной политики на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов
В условиях санкций и ограничений главной целью бюджетной политики определена важность сохранения устойчивости и сбалансированности местного бюджета.
Важно и на ближайший трехлетний цикл и в дальнейшем сохранить линию на устойчивость и сбалансированность бюджета, что позволит уверенно, последовательно решать намеченные задачи по модернизации экономики и социальной сферы по другим важнейшим направлениям развития.
Основным приоритетом бюджетной политики Ямальского района является достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных в Указах N 474, N 204, и стратегических задач социально-экономического развития Ямальского района.
К приоритетным направлениям расходов в сфере национальной экономики относятся: повышение инвестиционной активности, решение вопросов импортозамещения и продовольственной безопасности Ямальского района, формирование современной инфраструктуры, повышение комфортности и индекса качества проживания граждан, обеспечение роста производительности труда, повышение качества предпринимательского климата и эффективной занятости населения.
Основные направления бюджетной политики на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов ориентированы на преемственность базовых целей и задач, поставленных в основных направлениях бюджетной политики в предыдущие годы. С учетом влияния текущей экономической и политической ситуации, беспрецедентного санкционного давления, бюджетная политика Ямальского района на 2024 - 2026 годы будет реализована по следующим основным направлениям:
1) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ямальского района;
2) достижение национальных целей развития страны, установленных Указами N 474 и N 204, путем реализации мероприятий на территории Ямальского района в рамках региональных проектов;
3) дальнейшее развитие программно-целевого бюджетного планирования путем совершенствования муниципальных программ муниципального округа с учетом новых принципов и подходов, предусмотренных постановлением N 786;
4) развитие механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и жителей Ямальского района за счет вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, реализация мероприятий, направленных на совершенствование и расширение практик реализации инициативных проектов (проект "Уютный Ямал");
5) совершенствование организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ямальского района.
В текущих условиях обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ямальского района позволит сохранить необходимый уровень финансового обеспечения расходов местного бюджета, формирующих качество жизни жителей района, а также создать условия для дальнейшего развития.
Особенно важно аккуратно подходить к прогнозированию. Не опираться в оценках на нереалистичные предпосылки. И принимать новые расходные обязательства исходя из возможностей, а не иллюзий. Каждый рубль местного бюджета должен расходоваться максимально эффективно.
В этой связи при формировании местного бюджета необходимо обеспечить в полном объеме финансирование принятых ранее действующих расходных обязательств, а принятие новых расходных обязательств должно проводиться с учетом их эффективности и целесообразности реализации в пределах имеющихся ресурсов.
Как и ранее, бюджетная политика в части расходов местного бюджета будет отвечать принципам консервативного бюджетного планирования и будет направлена на дальнейшее повышение эффективности расходов местного бюджета. Ключевым требованием к расходной части местного бюджета на предстоящий бюджетный цикл будет достаточность финансовых ресурсов для эффективного исполнения возложенных на органы местного самоуправления Ямальского района полномочий с максимальной отдачей.
Для реализации данных подходов главные распорядители бюджетных средств обязаны выстроить систему приоритизации принятых расходных обязательств, увязав объемы бюджетных расходов с целями и задачами социально-экономического развития муниципального округа, где главный приоритет отдан улучшению повседневной жизни населения.
Устойчивость и сбалансированность бюджетной системы муниципального округа напрямую зависят от качества и эффективности планирования местного бюджета, которое должно основываться на его реальных возможностях с полным и своевременным обеспечением расходных обязательств, прежде всего, по первоочередным и социально-значимым направлениям расходов посредством следующих мероприятий:
осуществление бюджетных расходов с учетом возможностей доходной базы бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;
сохранение достигнутых соотношений к среднемесячному доходу от трудовой деятельности средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, поименованных в Указах Президента Российской Федерации;
формирование муниципальных программ Ямальского района исходя из четко определенных целей и задач социально-экономического развития;
совершенствование принятия бюджетных решений, направленных на исключение излишних процедур и механизмов в части предоставления и распределения финансовых ресурсов, исполнения местного бюджета, реализации мероприятий, направленных на решение вопросов, относящихся к приоритетным расходным обязательствам;
обеспечение гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или приоритетов за счет повышения оперативности принятия решений в бюджетной сфере;
продолжение работы по инвентаризации принятых расходных обязательств на предмет соответствия приоритетам социально-экономического развития Ямальского района.
2. Достижение национальных целей развития страны, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", путем реализации мероприятий в рамках региональных проектов.
В предстоящий бюджетный цикл Администрацией Ямальского района будет продолжена активная работа над национальными целями, утвержденными Указом N 204 и Указом N 474.
Несмотря на мобилизацию управленческих и финансовых ресурсов на решение проблем, вызванных беспрецедентными экономическими и финансовыми санкциями западных стран, национальные проекты не снимаются с повестки дня. Напротив, сложившаяся обстановка требует усиления координации работ по их исполнению. При этом очевидно, что цели и прочие параметры многих национальных, федеральных и региональных проектов должны быть скорректированы.
В 2024 году продолжится достижение ключевых приоритетных направлений в сфере образования. Стратегической целью ямальского образования по-прежнему будет являться доступная и эффективная система образования с высокотехнологичной, комфортной и безбарьерной средой, предоставляющая возможность получения всестороннего развития детей и подростков и качественные условия для непрерывного обучения в течение всей жизни.
Учитывая достигнутые положительные результаты в области реализации семейно-демографической политики, а также имеющиеся негативные тенденции, приоритетными направлениями в сфере реализации семейно-демографической политики в муниципальном округе будут являться обеспечение мер по народосбережению и поддержке семей с детьми, повышения рождаемости, в том числе предоставление мер экономического стимулирования рождаемости и укрепление института семьи, поощрение ответственного родительства и развитие сферы статусной поддержки семей, имеющих позитивный опыт семейной жизни.
Данное направление деятельности в полной мере соответствуют одной из национальных целей - сохранение населения, здоровье и благополучие людей, обозначенной в Указе Президента Российской Федерации.
При предоставлении мер социальной поддержки населению в Ямальском районе в период до 2026 года приоритетными направлениями станут:
повышение охвата бедного населения программами предоставления мер социальной поддержки;
выполнение гарантированных государством социальных обязательств по поддержке граждан, проживающих на территории района.
В Ямальском районе продолжится работа по реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей национальных проектов. Обеспечение достижения национальных целей, обозначенных Указом Президента Российской Федерации, остается приоритетной задачей и на предстоящий трехлетний бюджетный цикл.
В 2024 году в местном бюджете предусмотрены следующие мероприятия:
обеспечение деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организации в рамках регионального проекта "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" национального проекта "Образование";
обеспечение ввода жилья в Ямальском районе в рамках регионального проекта "Жилье" национального проекта "Жилье и городская среда";
формирование комфортной городской среды;
создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва;
безопасность дорожного движения.
Достижение общенациональных целей развития в районе требует формирования современной, гибкой и эффективной системы управления. Основным предметом управления станет реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий, направленных на достижение общенациональных целей, которые реализуются на местном уровне.
3. Дальнейшее развитие программно-целевого бюджетного планирования путем совершенствования муниципальных программ Ямальского района с учетом новых принципов и подходов.
На муниципальном уровне продолжится совершенствование программно-целевого метода планирования бюджетных расходов в соответствии с опубликованными в феврале 2023 года Методическими рекомендациями Минэкономразвития России и Министерства финансов Российской Федерации по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, доведенными письмом Минэкономразвития России N 3493-ПК/Д19и, Минфина России N 26-02-06/9321 от 06 февраля 2023 года.
Данный документ, давно анонсированный федеральными ведомствами, нацелен на синхронизацию методических и организационных подходов к разработке, утверждению и структуре муниципальных программ с действующими федеральными подходами и принципами, сформулированными в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации".
В Ямальском районе в среднесрочной перспективе планируется провести комплексную переработку правовой базы и корректировку параметров соответствующих программных документов, с тем чтобы не только обеспечить точечную корректировку отдельных положений, но и учесть единые принципы управления муниципальными программами, основанные на федеральных подходах.
В результате муниципальные программы будут основываться на следующих принципах:
1) обеспечение достижения целей и приоритетов социально-экономического развития Ямальского района, установленных документами стратегического планирования;
2) обеспечение планирования и реализации муниципальных программ с учетом необходимости достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом 474, и целевых показателей, их характеризующих;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Указом N 474"
3) максимальное включение в состав муниципальной программы всех инструментов и мероприятий в соответствующей отрасли и сфере;
4) синхронизация муниципальных программ с государственными программами автономного округа, влияющими на достижение показателей и выполнение (достижение) мероприятий (результатов) муниципальных программ;
5) учет показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления;
6) выделение в структуре муниципальных программ:
проектов, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений, определяемых, формируемых и реализуемых в соответствии с нормативными правовыми актами Ямальского района;
процессных мероприятий, реализуемых непрерывно либо на периодической основе;
7) закрепление должностного лица, ответственного за реализацию муниципальной программы, а также каждого структурного элемента такой программы.
4. Дальнейшее развитие механизмов взаимодействия органов местного самоуправления и жителей Ямальского района за счет вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, реализация мероприятий, направленных на совершенствование и расширение практик реализации инициативных проектов (проект "Уютный Ямал"), повышение финансовой грамотности.
Общественное участие в бюджетном процессе - это непрерывный процесс взаимодействия гражданского общества и органов власти, в основе которого лежат переговоры по поводу реализации законных прав, а также интересов граждан и социальных групп в бюджете.
В условиях финансовой нестабильности на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации особую актуальность приобретают вопросы привлечения жителей территории к местному самоуправлению и бюджетному планированию.
Но также остро встает вопрос о том, как получить от граждан идеи для развития территории и вовлечь их в процесс принятия решений.
Инициативное бюджетирование представляет совокупность бюджетных отношений между органами местного самоуправления, гражданами и субъектами бизнеса. Эти отношения основаны на инициативах граждан в планировании, движении и контроле бюджетных средств на реализацию проектов местного значения. К принципам инициативного бюджетирования относятся: встроенность, интеграция, инициативность, конкурсность, софинансирование и открытость. Его функциями выступают: коммуникативная, аналитическая, стимулирующая, обеспечительная, координационная и стабилизационная.
Основным инструментом взаимодействия гражданского общества и власти, обеспечения участия населения в бюджетном процессе, реализации механизма инициативного бюджетирования является проект "Уютный Ямал".
В целях дальнейшего совершенствования института инициативного бюджетирования, а, следовательно, и повышения открытости бюджета, повышения уровня доверия к власти, финансовой культуры населения в 2024 - 2026 годах планируется:
расширение практики вовлечения граждан в бюджетный процесс, в том числе за счет непрерывного обучения основам финансовой и бюджетной грамотности, развития практик школьного инициативного бюджетирования, распространения цифровых подходов;
совершенствование порядка и процедуры отбора инициативных проектов для их последующей реализации с учетом приобретенного опыта.
5. Совершенствование организации и осуществления внутреннего муниципального финансового контроля.
Актуальным направлением контрольной деятельности Департамента финансов Администрации Ямальского района остается контроль за расходованием и соблюдением целей, порядка и условий предоставления средств из местного бюджета.
Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в перспективе планируется практически полностью осуществлять в электронной форме (за исключением контрольных действий по фактическому изучению деятельности объектов контроля).
Цифровизация документооборота в области учета и отчетности государственных финансов неизбежно сказывается и на сфере муниципального финансового контроля.
В условиях цифровой трансформации путем внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления, продиктованной основными направлениями национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", планируется постоянно увеличивать количество контрольных действий, проводимых с использованием электронных информационных систем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 ноября 2023 г. N 1059 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципального округа Ямальский район Ямало-Ненецкого автономного округа на 2024 - 2026 годы"
Опубликование:
Официальный сайт Администрации Ямальского района (https://yam.yanao.ru/)