г. Краснодар |
|
21 апреля 2021 г. |
Дело N А32-30970/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мещерина А.И. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании представителей истца - федерального казенного учреждения "Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры" (ИНН 7702331944, ОГРН 1027739457745) - Басанцевой Д.Ю. (доверенность от 15.11.2020), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Агро" (ИНН 36662175167, ОГРН 1123668019661) - Лывина А.С. (доверенность от 03.10.2018), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Таманская производственно-логистическая компания", третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства железнодорожного транспорта, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Дирекция государственного заказчика по реализации комплексных проектов развития транспортной инфраструктуры" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по делу N А32-30970/2018, установил следующее.
ФКУ "Ространсмодернизация" (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Агро" (далее - общество), ООО "Таманская производственно-логистическая компания" (далее - компания) об определении размера возмещения за изымаемый земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2727 площадью 4733 кв. м, образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:2094 площадью 34 264 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Темрюкский р-н, в границах АФ "Южная".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - агентство).
Решением от 09.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2020, иск удовлетворен, определено возмещение за изымаемый земельный участок в размере 1003 тыс. рублей, из которых: рыночная стоимость доли 30000/37400 общества составила 804 545 рублей, рыночная стоимость доли 7400/37400 компании - 198 455 рублей. Судебные акты мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением от 02.08.2018 по делу N А32-22662/2018 изъят для государственных нужд земельный участок (кадастровый номер 23:30:0000000:2727), образованный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:2094. За изымаемый для государственных или муниципальных нужд земельный участок правообладателю предоставляется возмещение. В адрес ответчиков учреждение направило проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд, а также отчет от 25.10.2017 N 0096КР2017-Т2727 об оценке размера возмещения, согласно которому рыночная стоимость земельного участка составила 80 461 рубль, размер убытков в виде затрат на государственную регистрацию права собственности - 200 рублей. Ответчики с размером выкупной стоимости не согласились, проект соглашения не подписали. По результатам трех судебных экспертиз определен размер возмещения за изымаемый объект. Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласился, не усмотрев оснований для назначения по делу четвертой судебной экспертизы, отклонив доводы учреждения относительно заключения эксперта. Довод истца об исключении убытков (стоимость государственной пошлины за регистрацию права собственности) из величины размера возмещения отклонен апелляционным судом с указанием, что решение суда в указанной части не нарушает прав учреждения, ответчиками не обжаловано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение от 09.09.2020 и апелляционное постановление от 25.12.2020, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав в обоснование своих доводов, что суды не дали надлежащей оценки допущенным экспертом нарушениям, которые привели к завышению результатов оценки. Учреждение представило в материалы дела подробные возражения и описание нарушений федеральных стандартов оценки, допущенных при проведении экспертизы. Заключение эксперта от 02.12.2019 N 5-Э/2019 является необоснованным, поскольку эксперт намеренно исключил предложения, представленные на рынке недвижимости Темрюкского района, о продаже земельных участков по более низким ценам, выбрав аналоги из более высокого диапазона цен; неверно определил размер убытков в виде затрат на регистрацию права. Согласно налоговому законодательству государственная пошлина за регистрацию каждой доли составляет 100 рублей, следовательно, величина убытков равна 200 рублям. Возражения ответчиков относительно заключения эксперта от 31.05.2019 N 0595 несостоятельны. Материалы дела не содержат документов, подтверждающих размер ущерба или убытков, понесенных ответчиками, суды сделали ошибочный вывод о недостоверности второй судебной экспертизы. В рамках аналогичных споров судебные инстанции устанавливают размер выплат от 27 до 34 рублей за квадратный метр, тогда как ответчики требуют возмещение в 7 раз больше. В решении от 09.09.2020 суд первой инстанции не мотивировал исключение убытков из величины размера возмещения, в свою очередь апелляционная коллегия неправомерно отказала в назначении новой судебной экспертизы.
В отзыве на кассационную жалобу общество поддержало выводы судебных инстанций, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали позиции своих доверителей. Компания и агентство явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено на основании статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей учреждения и общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Согласно материалам дела, в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596, а также уставом, утвержденным распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20.05.2011 N ИЛ-55-р, Федеральное казенное учреждение "Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России"" является государственным заказчиком по реализации проекта "Создание сухогрузного района морского порта Тамань", в рамках которой осуществляется строительство железнодорожного подхода к транспортному переходу через Керченский пролив.
В соответствии с распоряжением агентства от 26.12.2016 N ВЧ-130-р "Об утверждении откорректированной документации по планировке территории (проекта планировки территории, проекта межевания территории) для строительства объектов железнодорожного транспорта, создаваемых в рамках реализации проекта "Создание сухогрузного района морского порта Тамань"", утверждены границы полосы отвода железной дороги по проекту.
Письмом от 02.05.2017 N ИГ-05/1001 учреждение обратилось в агентство с заявлением об изъятии земельного участка для государственных нужд.
На основании указанного обращения и документации по планировке территории объекта "Создание сухогрузного района морского порта Тамань" издано распоряжение агентства от 15.06.2017 N ВЧ-37-р об изъятии 20 земельных участков для государственных нужд в целях реализации проекта "Создание сухогрузного района морского порта Тамань", в числе которых часть земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:2094, из которого образован земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2727 (пункт 1). Учреждению поручено обеспечить подготовку и заключить соглашение об изъятии земельных участков для государственных нужд в порядке, установленном земельным и гражданским законодательством (пункт 2).
Право собственности ответчиков на земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2094 подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24.10.2017 N 99/2017/32305340.
Письмами от 27.06.2017 N ЕЛ-35/4302-ИС, ЕЛ-35/4310-ИС ответчики уведомлены об изъятии земельного участка для нужд Российской Федерации с приложением копии распоряжения об изъятии.
Учреждение направило обществу и компании проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для государственных нужд, а также отчет от 25.10.2017 N 0096КР2017-Т2727 об оценке размера возмещения за земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2727, согласно которому размер возмещения за изымаемый земельный участок составил 80 661 рубль (80 461 рубль - рыночная стоимость земельного участка, 200 рублей - убытки в виде затрат на регистрацию права собственности).
Вступившим в законную силу решением от 02.08.2018 по делу N А32-22662/2018 рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 23:30:0000000:2727 изъят для государственных нужд.
В рамках настоящего дела рассматривается вопрос об определении стоимости возмещения за изъятый земельный участок.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса российской Федерации (далее - Земельный кодекс) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе со строительством объектов федерального значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов (автомобильные дороги федерального значения, объекты федерального транспорта и т.д.).
В силу пунктов 1, 2, 4 статьи 281 Гражданского кодекса и пункта 2 статьи 56.8 Земельного кодекса принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения, при определении размера которого в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка.
Пунктом 1 статьи 56.8 Земельного кодекса предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно статье 282 Гражданского кодекса, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, выкуп участка (принудительное изъятие) для государственных нужд может быть осуществлен по решению суда.
При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Пункт 5 статьи 56.8 Земельного кодекса устанавливает, что в целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка. В случае если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения. Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения.
В силу статьи 13 Закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью.
В пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, разъяснено, что выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора судом.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле (статья 82 Кодекса).
Ввиду наличия разногласий относительно порядка определения стоимости изъятия земельного участка по делу проведено три судебные экспертизы.
По итогам третьей судебной экспертизы установлено, что рыночная стоимость изымаемого земельного участка составляет 1003 тыс. рублей.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, включая заключение эксперта от 02.12.2019 N 5-Э/2019 (т. 6, л. д. 14 - 150; т. 7, л. д. 1 - 9), принимая во внимание пояснения эксперта, суды определили возмещение за изымаемый земельный участок в размере 1003 тыс. рублей (804 545 рублей - стоимость доли 30000/37400 общества и 198 455 рублей - стоимость доли 7400/37400 компании).
Возражения учреждения относительно допущенных при проведении экспертного исследования нарушений подробно исследованы апелляционным судом, соответствующие выводы приведены в постановлении суда второй инстанции.
Суд округа считает, что в данном случае обеспечена возможность определения справедливого размера возмещения за изъятый участок, необходимого для восстановления имущественных потерь ответчиков (статья 280, пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса). Ходатайство о назначении по делу четвертой экспертизы разрешено апелляционным судом в соответствии с правилами статьи 87 Кодекса. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по делу N А32-30970/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Кодекса, включая заключение эксперта от 02.12.2019 N 5-Э/2019 (т. 6, л. д. 14 - 150; т. 7, л. д. 1 - 9), принимая во внимание пояснения эксперта, суды определили возмещение за изымаемый земельный участок в размере 1003 тыс. рублей (804 545 рублей - стоимость доли 30000/37400 общества и 198 455 рублей - стоимость доли 7400/37400 компании).
...
Суд округа считает, что в данном случае обеспечена возможность определения справедливого размера возмещения за изъятый участок, необходимого для восстановления имущественных потерь ответчиков (статья 280, пункт 2 статьи 281 Гражданского кодекса). Ходатайство о назначении по делу четвертой экспертизы разрешено апелляционным судом в соответствии с правилами статьи 87 Кодекса. Нарушения, предусмотренные статьей 288 Кодекса, не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 апреля 2021 г. N Ф08-2452/21 по делу N А32-30970/2018