Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2023 г. N 70-КГ23-2-К7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 сентября 2023 г. кассационную жалобу начальника Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска Калининой Елены Ивановны на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 сентября 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 г.
по делу N 2-1328/2022 Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа по иску Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска к Джандаровой Виктории Геннадьевне об установлении факта непроживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, о взыскании излишне выплаченных социальных пособий.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., объяснения представителя Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска по доверенности Елисеевой О.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Управление социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска (далее также - орган социальной защиты населения) 26 апреля 2022 г. обратилось в суд с иском к Джандаровой Виктории Геннадьевне, в котором просило установить факт непроживания Джандаровой В.Г. и её несовершеннолетних детей Джандаровой А.С., ... года рождения, Резниченко И.С., ... года рождения, Резниченко С.С., ... года рождения, и Резниченко М.С., ... года рождения, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 1 июня 2020 г. по настоящее время, взыскать с Джандаровой В.Г. излишне выплаченные ей денежные суммы в качестве мер социальной поддержки за период с 1 июня 2020 г. по 30 апреля 2022 г. в размере 656 717, 43 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Джандарова В.Г. с 2007 года состоит на учёте в Управлении социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска и является получателем мер социальной поддержки: ежемесячного пособия на детей; натуральной помощи в виде денежной выплаты на приобретение топлива, продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды, обуви, медикаментов; государственной социальной помощи в виде ежемесячной адресной социальной помощи; жилищно-коммунальной выплаты; единовременного пособия на обучающегося в образовательной организации к 1 сентября.
Названные меры социальной поддержки предоставлялись Джандаровой В.Г. на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2004 г. N 74-ЗАО "О пособии на ребёнка", с 1 января 2019 г. - Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 г. N 109-ЗАО "О пособии на ребёнка и ежемесячной денежной выплате на ребёнка", Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2006 г. N 55-ЗАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе", Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2006 г. N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе".
6 июля 2020 г. Джандарова В.Г. посредством портала государственных услуг обратилась в Управление социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска с заявлением о назначении пособия на несовершеннолетних детей Резниченко И.С. и Резниченко С.С., кроме того, 31 марта и 26 мая 2021 г. - с заявлением о продлении выплаты пособий на несовершеннолетних детей Джандарову А.С. и Резниченко М.С. При подаче заявлений Джандарова В.Г. указывала, что она и её дети зарегистрированы и проживают на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по адресу: ...
Меры социальной поддержки предоставлялись Джандаровой В.Г. ежемесячно, денежные средства перечислялись на её расчётный счёт в банке.
Однако при проверке представленных Джандаровой В.Г. сведений о месте жительства её и детей Управлением социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска было установлено, что дети Джандаровой В.Г. обучаются в образовательных учреждениях Республики Казахстан, образовательные учреждения г. Ноябрьска в 2020-2021 годах не посещали.
По запросу Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска сотрудниками отдела Министерства внутренних дел России по г. Ноябрьску был осуществлён выезд по адресу регистрации Джандаровой В.Г. (...), в ходе которого установлено, что Джандарова В.Г. около двух лет по указанному адресу не проживает, в квартире проживают сотрудники общества с ограниченной ответственностью "Римера-Сервис"; по данным информационных баз, Джандарова В.Г. и её несовершеннолетние дети выехали за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа в мае 2020 года.
Из общедоступной информации, размещённой в форме открытых данных в сети "Интернет", Управлению социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска стало известно, что Джандарова В.Г. проживает в ... Республики Казахстан, является кондитером, специалистом по шоу-тортам, сооснователем кондитерской "Cake on wheels", ведущей проекта на телеканале Muzzone, проводит мастер-классы в г. Нур-Султане, является членом Совета матерей при Ассамблее народа Казахстана. При этом в Управлении социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска Джандарова В.Г. и её несовершеннолетние дети состоят на учёте в качестве малоимущей семьи, проживающей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, которая по независящим от неё причинам имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленного в автономном округе. Каких-либо данных о получении дохода от названной деятельности, а также от сдачи квартиры Джандарова В.Г. в Управление социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска не представляет.
На основании полученных сведений Управлением социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска 7 апреля 2022 г. принято решение о приостановке выплаты Джандаровой В.Г. единовременного пособия на обучающегося в образовательной организации к 1 сентября - Джандарову А.С., Резниченко С.С. - с 1 апреля 2022 г., пособия на детей Джандарову А.С., Резниченко С.С., Резниченко И.С. - с 1 мая 2022 г.; жилищно-коммунальной выплаты - с 1 апреля 2022 г. Управлением социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска также принято решение о приостановке осуществления Джандаровой В.Г. возмещения расходов на оплату проезда на городском транспорте учащимся образовательных учреждений - с 1 июня 2021 г. и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг - с 1 октября 2021 г.
Ссылаясь на нормативные положения законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа (Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 г. N 109-ЗАО "О пособии на ребёнка и ежемесячной денежной выплате на ребёнка", Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2006 г. N 55-ЗАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе", Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2006 г. N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе"), Управление социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска считает, что Джандарова В.Г. с даты выезда в Республику Казахстан не имеет права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных названными нормативными актами, поскольку эти меры социальной поддержки предоставляются только тем гражданам, которые фактически проживают на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Джандарова В.Г., действуя недобросовестно, без законных на то оснований (фактически проживала совместно с несовершеннолетними детьми за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, скрыла сведения о получении дохода) за период с 1 июня 2020 г. по 30 апреля 2022 г. получила меры социальной поддержки на общую сумму 656 717,43 руб., что является неосновательным обогащением с её стороны, и указанная сумма подлежит возврату на основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ответчик Джандарова В.Г. в суде иск не признала.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2022 г. исковые требования Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 сентября 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 г. решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе начальника Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска Калининой Е.И. ставится вопрос о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 10 апреля 2023 г. судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 1 августа 2023 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации ответчик Джандарова В.Г., надлежащим образом извещённая о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, не явилась, сведений о причинах неявки не представила. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь частью 4 статьи 390 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на неё Джандаровой В.Г., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Джандарова В.Г. является матерью несовершеннолетних детей: Джандаровой А.С., ... года рождения, Резниченко И.С., ... года рождения, Резниченко С.С., ... года рождения и Резниченко М.С., ... года рождения.
Джандарова В.Г. и её дети являются гражданами Российской Федерации.
Джандарова В.Г. с 2007 года состоит на учёте в Управлении социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска и является получателем мер социальной поддержки:
ежемесячного пособия на детей Джандарову А.С., Резниченко И.С., Резниченко С.С., Резниченко М.С.;
натуральной помощи в виде денежной выплаты на приобретение топлива, продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды, обуви, медикаментов;
жилищно-коммунальной выплаты;
единовременного пособия на обучающегося в образовательной организации к 1 сентября (на Резниченко С.С., Резниченко И.С., Джандарову А.С.);
ежемесячной адресной социальной помощи.
С 2013 года семья Джандаровой В.Г. имеет статус многодетной.
Джандарова В.Г. и её несовершеннолетние дети Джандарова А.С., Резниченко И.С., Резниченко С.С., Резниченко М.С. с 18 августа 2017 г. зарегистрированы по месту жительства в квартире по адресу: ... Собственником этой квартиры является Джандарова В.Г.
10 апреля 2019 г. Управлением социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска с Джандаровой В.Г. был заключён социальный контракт для оказания государственной социальной помощи по реализации программы социальной адаптации в целях стимулирования активных действий малоимущей семьи по преодолению трудной жизненной ситуации, в соответствии с которым Джандаровой В.Г. выплачены денежные средства в размере 16 270,80 руб. единовременно за период с 1 мая 2019 г. по 30 апреля 2020 г.
6 июля 2020 г. Джандарова В.Г. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска с заявлением о назначении пособия на несовершеннолетних детей Резниченко И.С. и Резниченко С.С., а также с заявлением о продлении выплаты пособий на детей Джандарову А.С. и Резниченко М.С., указав, что она и её дети зарегистрированы и проживают на территории Ямало-Ненецкого автономного округа по адресу: ...
При обращении за предоставлением мер социальной поддержки Джандарова В.Г. уведомлялась Управлением социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска о том, что при изменении обстоятельств, влекущих прекращение государственной социальной помощи, она обязана сообщить об этих обстоятельствах органу социальной защиты населения в течение двух недель после их наступления.
Согласно акту об установлении факта проживания (непроживания) от 12 августа 2021 г., составленному работниками Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска, ими был совершён выход по адресу: ..., с целью установления факта проживания (непроживания) Джандаровой В.Г. и её несовершеннолетних детей как получателей мер социальной поддержки по этому адресу. В жилом помещении, расположенном по указанному адресу, находился мужчина, который сообщил, что организация, в которой он работает, - общество с ограниченной ответственностью "Римера-Сервис" - предоставляет это жилое помещение для его проживания, какой-либо другой информацией он не располагает.
13 августа 2021 г. Управление социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска обратилось в Отдел Министерства внутренних дел России по г. Ноябрьску с заявлением об оказании содействия в проверке факта проживания (непроживания) Джандаровой В.Г. и её несовершеннолетних детей по адресу: ...
В ходе проведённой по заявлению Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска проверки сотрудниками Отдела Министерства внутренних дел России по г. Ноябрьску установлено, что в названной квартире Джандарова В.Г. с несовершеннолетними детьми не проживает, в квартире проживает сотрудник общества с ограниченной ответственностью "Римера-Сервис". По информационным базам данных, Джандарова В.Г. убыла за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа в мае 2020 года.
В возбуждении уголовного дела в отношении Джандаровой В.Г. по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество при получении выплат), было отказано на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (отсутствие в деянии состава преступления).
В материалах дела имеются справки от 11 и от 26 марта 2020 г., выданные коммунальным государственным учреждением "Школа-лицей N ... акимата города ... Республики Казахстан, о том, что несовершеннолетние Резниченко И. и Резниченко С. обучаются в указанном учебном заведении, в ... классе, Джандарова А. - в ... классе.
В справках от 28 июня 2021 г., выданных коммунальным государственным учреждением "Школа-лицей N ..." акимата города ... Республики Казахстан, указано, что несовершеннолетние Резниченко И. и Резниченко С. обучаются в указанном учреждении, в ... классе, Джандарова А. - в ... классе.
По информации, изложенной в справке товарищества с ограниченной ответственностью "Asem Astana 2017" (г. Нур-Султан Республики Казахстан"), несовершеннолетняя Резниченко М. посещает детский сад "Smartactivekids".
По сведениям Департамента образования администрации г. Ноябрьска несовершеннолетние дети Джандаровой В.Г. (Джандарова А., Резниченко С., Резниченко И., Резниченко М.) в 2020-2021 учебном году муниципальные образовательные организации г. Ноябрьска не посещали.
По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, сведения о работе Джандаровой В.Г. в периоды с 1 января по 31 декабря 2019 г. и с 1 января по 31 декабря 2020 г. отсутствуют.
В материалах дела также имеются распечатки из открытых источников в сети "Интернет" о ведении Джандаровой В.Г. деятельности на территории Республики Казахстан в качестве кондитера, специалиста по шоу-тортам, организатора мастер-классов, ведущей на телевидении (телеканал MUZZON), и о том, что Джандарова В.Г. является членом Совета матерей при Ассамблее народа Казахстана.
7 апреля 2022 г. Управлением социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска в отношении Джанжаровой В.Г. как получателя социальных выплат вынесены следующие решения:
об отмене с 1 апреля 2022 г. выплат в возмещение расходов оплаты жилья, коммунальных услуг и топлива (жилищно-коммунальная выплата) по причине "отмена выплаты по закону";
о приостановлении с 1 июня 2021 г. выплаты субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по адресу: ..., по причине "истечение срока выплаты";
об отмене с 1 октября 2020 г. выплаты в возмещение расходов на оплату проезда на городском транспорте учащимся образовательных учреждений на Джандарову А.С. по причине "отмена выплаты по закону";
об отмене с 1 апреля 2022 г. единовременного пособия на обучающегося в образовательной организации к 1 сентября на Джандарову А.С., Резниченко С.С. по причине "отмена выплаты по закону";
об отмене с 1 мая 2022 г. пособия на ребёнка по Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 г. N 109-3АО "О пособии на ребёнка и ежемесячной денежной выплате на ребёнка" на Джандарову А.С., Резниченко С.С., Резниченко М.С. по причине "отмена выплаты по закону".
2 апреля 2022 г. Джандарова В.Г. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска с письменным заявлением о восстановлении ей всех социальных выплат, поскольку она не работает, на территории Республики Казахстан в зимний период осуществляет уход за бабушкой, ... года рождения, в летний период проживает у своей матери, квартиру по адресу: ..., сдаёт организации по причине отсутствия заработка, она и её дети постоянно прописаны на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и место жительства менять не собираются.
Джандаровой В.Г. за период с 1 июня 2020 г. по 30 апреля 2022 г. в качестве мер социальной поддержки (жилищно-коммунальная выплата, пособие на детей, адресная социальная помощь, единовременное пособие на обучающегося в образовательной организации к 1 сентября, натуральная помощь в виде денежной выплаты на приобретение топлива, продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды, обуви, медикаментов) органом социальной защиты населения выплачена сумма в размере 656 717,43 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска об установлении факта непроживания Джандаровой В.Г. и её несовершеннолетних детей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, о взыскании излишне выплаченных социальных пособий, суд первой инстанции сослался на нормативные положения законов Ямало-Ненецкого автономного округа, регулирующих основания и порядок предоставления гражданам, проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, мер социальной поддержки, на статьи 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Джандарова В.Г. и её несовершеннолетние дети являются гражданами Российской Федерации, зарегистрированы по месту жительства в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа, вида на жительство в Республике Казахстан не имеют, факт выезда Джандаровой В.Г. и её несовершеннолетних детей на другое постоянное место жительства в другое государство своего подтверждения не нашёл.
Суд первой инстанции учёл объяснения Джандаровой В.Г. о том, что в Республике Казахстан проживает её бабушка, которой в силу возраста и состояния здоровья требуется уход и за которой она ухаживает в зимнее время, а летом с детьми проживает у своей матери в г. Ноябрьске, поскольку принадлежащую ей квартиру она сдаёт ввиду отсутствия иных доходов, и указал на то, что эти обстоятельства Управлением социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска не опровергнуты.
Суд первой инстанции полагал, что выплата Джандаровой В.Г. пособий за период с июня 2020 г. по апрель 2022 г. не явилась результатом её недобросовестности и совершения ею умышленных действий по сокрытию сведений при получении спорных выплат, вследствие чего пришёл к выводу об отсутствии оснований квалифицировать полученные Джандаровой В.Г. социальные выплаты как неосновательное обогащение, отказав Управлению социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска во взыскании с Джандаровой В.Г. полученных ею денежных средств в качестве мер социальной поддержки за период с 1 июня 2020 г. по 30 апреля 2022 г. в сумме 656 717, 43 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Кассационный суд общей юрисдикции не установил нарушения либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций, а также кассационного суда общей юрисдикции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
1. Как усматривается из материалов дела, в спорный период (с 1 июня 2020 г. по 30 апреля 2022 г.) Джандарова В.Г. являлась получателем мер социальной поддержки на территории субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа, предусмотренных законами данного субъекта Российской Федерации:
ежемесячного пособия на детей на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 г. N 109-ЗАО "О пособии на ребёнка и ежемесячной денежной выплате на ребёнка" 1;
------------------------------
1Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 г. N 109-ЗАО "О пособии на ребёнка и ежемесячной выплате на ребёнка" утратил силу с 1 января 2023 г. в связи с принятием Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2022 г. N 130-ЗАО "О признании утратившими силу некоторых законов Ямало-Ненецкого автономного округа и положений законов Ямало-Ненецкого автономного округа в сфере социальной поддержки населения".
------------------------------
государственной социальной помощи в виде ежемесячной адресной социальной помощи, натуральной помощи в виде денежной выплаты на приобретение топлива, продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды, обуви, медикаментов на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2006 г. N 55-ЗАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе";
жилищно-коммунальной выплаты и единовременного пособия на обучающегося в образовательной организации к 1 сентября на основании Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2006 г. N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе".
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 г. N 109-ЗАО "О пособии на ребёнка и ежемесячной денежной выплате на ребёнка" (далее - Закон ЯНАО "О пособии на ребёнка и ежемесячной денежной выплате на ребёнка"), как следует из статьи 1 этого закона, в соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" 2 регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой пособия на ребёнка в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ), а также в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" регулирует отношения, связанные с назначением и осуществлением ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата).
------------------------------
2Статья 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" утратила силу с 1 января 2023 г. на основании Федерального закона от 21 ноября 2022 г. N 455-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
------------------------------
В части 1 статьи 2 Закона ЯНАО "О пособии на ребёнка и ежемесячной денежной выплате на ребёнка" указано, что право на пособие на ребёнка, ежемесячную выплату имеет один из родителей (усыновителей, опекунов), постоянно проживающий на территории автономного округа, на каждого рождённого, усыновлённого, принятого под опеку, совместно постоянно проживающего с ним ребёнка в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную постановлением Правительства автономного округа на дату обращения за назначением пособия на ребёнка, ежемесячной выплаты (истечения двенадцати месяцев выплаты пособия на ребёнка, осуществления ежемесячной выплаты).
Получатели пособия на ребёнка, получатели ежемесячной выплаты обязаны в течение двух недель с момента возникновения обстоятельств, влекущих изменение размеров пособий или прекращение выплаты пособия на ребёнка или осуществления ежемесячной выплаты, извещать уполномоченные органы об указанных обстоятельствах (часть 2 статьи 6 Закона ЯНАО "О пособии на ребёнка и ежемесячной денежной выплате на ребёнка").
Согласно статье 7 Закона ЯНАО "О пособии на ребёнка и ежемесячной денежной выплате на ребёнка" уполномоченные органы имеют право на выборочную проверку правильности сообщённых получателем пособия на ребёнка сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы запрашивают и безвозмездно получают информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией. Излишне выплаченные суммы пособия на ребёнка удерживаются в порядке, установленном Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Получатели пособия на ребёнка вправе добровольно возвратить излишне выплаченные суммы пособия на ребёнка единовременно в полном объёме. При прекращении выплаты пособия на ребёнка оставшаяся задолженность взыскивается с получателя пособия на ребёнка в судебном порядке или может быть возвращена получателем пособия на ребёнка добровольно.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей, либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением счётной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2006 г. N 55-ЗАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон ЯНАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе") установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи семьям и одиноко проживающим гражданам, в том числе малоимущим, по месту жительства либо по месту пребывания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Исходя из положений статьи 2 названного закона к малоимущим семьям для целей этого закона относятся семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума на душу населения, утверждённого постановлением Правительства автономного округа, к многодетным семьям относятся семьи, имеющие в своём составе трёх и более несовершеннолетних детей.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона ЯНАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трёх месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации (часть 2 статьи 6 Закона ЯНАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе").
При прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют право на оказание государственной социальной помощи в виде ежемесячной адресной социальной помощи в соответствии со статьёй 6.1 названного закона (абзац второй части 6 статьи 6 Закона ЯНАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе").
Государственная социальная помощь в виде ежемесячной адресной социальной помощи оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам (часть 1 статьи 6.1 Закона ЯНАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе").
Статьёй 8 Закона ЯНАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" (в редакции, действовавшей до 1 января 2022 г.) было предусмотрено оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде натуральной помощи (топлива, продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды, обуви, медикаментов).
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2022 г. N 42-ЗАО с 1 января 2022 г. в статью 8 Закона ЯНАО "О государственной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" внесены изменения, согласно которым малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам оказывается государственная социальная помощь в виде денежной выплаты на приобретение топлива, продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды, обуви, медикаментов.
Согласно части 1 статьи 17 Закона ЯНАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе" граждане, обратившиеся за оказанием государственной социальной помощи, обязаны в течение двух недель с момента возникновения обстоятельств, влекущих изменение размеров или прекращение оказания государственной социальной помощи, извещать органы, уполномоченные на предоставление государственной социальной помощи, об указанных обстоятельствах.
Излишне выплаченные по вине получателя суммы (в случае невыполнения обязательств, указанных в части 1 названной статьи, а также при оказании государственной социальной помощи по представленным фиктивным документам, документам с недостоверными сведениями) возвращаются им добровольно или взыскиваются в судебном порядке (часть 2 статьи 17 Закона ЯНАО "О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе").
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 ноября 2006 г. N 62-ЗАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" (далее - Закон ЯНАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе") установлены меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, постоянно проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе. В их числе многодетные семьи - семьи, имеющие в своем составе трёх и более несовершеннолетних детей (пункт 25 части 1 статьи 4 Закона ЯНАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе").
Из положений статьи 17 Закона ЯНАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" следует, что многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация расходов по оплате за коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, обращению с твёрдыми коммунальными отходами; единовременное пособие на учащегося, осваивающего образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования в образовательной организации, расположенной на территории автономного округа, либо в образовательной организации, расположенной за пределами автономного округа, на основании соответствующего заключения, выданного психолого-медико-педагогической комиссией, созданной исполнительным органом автономного округа, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Статьёй 22 Закона ЯНАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе" установлены обязательства и ответственность получателей мер социальной поддержки.
Граждане, обратившиеся за предоставлением мер социальной поддержки, обязаны в десятидневный срок извещать органы, уполномоченные на их предоставление, о возникновении обстоятельств, влекущих изменение размеров, приостановление или прекращение предоставления мер социальной поддержки (часть 1 статьи 22 Закона ЯНАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе").
Излишне выплаченные по вине получателя суммы (в случае невыполнения обязательств, указанных в части 1 названной статьи, а также при назначении мер социальной поддержки по представленным фиктивным документам, документам с недостоверными сведениями) возвращаются им добровольно или взыскиваются в судебном порядке (часть 2 статьи 22 Закона ЯНАО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе").
Из приведённых нормативных положений законодательства субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа - следует, что предусмотренные для определённых категорий граждан (малоимущие граждане, многодетные семьи и т.д.) законами этого субъекта Российской Федерации меры социальной поддержки предоставляются только тем гражданам, которые фактически проживают на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Ряд мер социальной поддержки на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, среди которых ежемесячная адресная социальная помощь, денежная выплата на приобретение топлива, продуктов питания, предметов первой необходимости, одежды, обуви, медикаментов, предоставляется фактически проживающим на территории Ямало-Ненецкого автономного округа малоимущим гражданам. При этом на получателей мер социальной поддержки возложена обязанность в установленные законодательством сроки сообщать органу социальной защиты населения об обстоятельствах, влекущих изменение размера, приостановление или прекращение предоставления мер социальной поддержки. В случае обнаружения органом социальной защиты населения перерасхода выплаченных получателю мер социальной поддержки денежных средств, а также назначения мер социальной поддержки, обусловленного предоставлением лицом недостоверных сведений или несвоевременным выполнением им обязанности по информированию органа социальной защиты населения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение предоставления мер социальной поддержки или изменение их размера, излишне выплаченные по вине получателя мер социальной поддержки денежные суммы могут быть взысканы с него в судебном порядке.
2. Обращаясь в суд с исковым заявлением об установлении факта непроживания Джандаровой В.Г. с детьми на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и о взыскании выплаченных ей в период с 1 июня 2020 г. по 30 апреля 2022 г. в качестве мер социальной поддержки денежных средств, Управление социальной защита населения администрации г. Ноябрьска указывало на то, что в действиях Джандаровой В.Г. при получении мер социальной поддержки имела место недобросовестность (не сообщила о том, что постоянно проживает вместе с детьми на территории Республики Казахстан, не представила сведений о наличии дохода), а полученные ею в качестве мер социальной поддержки денежные средства являются неосновательным обогащением с её стороны.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется и бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной форме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Таким образом, исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм законодательства субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа - об условиях и основаниях предоставления мер социальной поддержки на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, об обязанностях и ответственности получателей мер социальной поддержки в их взаимосвязи с нормами о неосновательном обогащении (статьи 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) с гражданина, которому назначены меры социальной поддержки, взыскание выплаченных ему денежных средств может быть произведено при установлении факта недобросовестности в его действиях при получении мер социальной поддержки, то есть в том случае, когда ущерб, причинённый органу социальной защиты населения перерасходом средств на предоставление гражданину мер социальной поддержки, явился следствием его противоправных действий (бездействия), недобросовестного неисполнения именно им возложенных на него законом обязанностей. Бремя доказывания недобросовестности со стороны гражданина при получении им мер социальной поддержки лежит на органе социальной защиты населения, обратившемся с требованиями в суд о взыскании в качестве неосновательного обогащения полученных гражданином мер социальной поддержки.
Изложенные выше нормативные положения об основаниях и условиях предоставления гражданам мер социальной поддержки на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, об обязанностях и ответственности граждан при получении названных мер, а также об основаниях для взыскания выплаченных в качестве мер социальной поддержки денежных средств с их получателей судебными инстанциями применены неправильно, вследствие этого обстоятельства, имеющие значение для дела и, соответственно, влияющие на его исход, судами первой и апелляционной инстанций не установлены.
3. Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 1 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применён по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведённые в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (пункт 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По данному делу юридически значимым с учётом исковых требований Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска об установлении факта непроживания Джандаровой В.Г. и её несовершеннолетних детей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 1 июня 2020 г. по настоящее время и о взыскании с Джандаровой В.Г. как неосновательного обогащения выплаченных ей в качестве мер социальной поддержки за период с 1 июня 2020 г. по 30 апреля 2022 г. денежных сумм в размере 656 717,43 руб., возражений ответчика Джандаровой В.Г. относительно иска и подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права являлось установление следующих обстоятельств:
какие меры социальной поддержки и в какой сумме были получены Джандаровой В.Г. за период с 1 июня 2020 г. по 30 апреля 2022 г. в соответствии с нормативными актами субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа;
проживала ли Джандарова В.Г. вместе с несовершеннолетними детьми на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в период с 1 июня 2020 г. по 30 апреля 2022 г.;
уведомляла ли Джанжарова В.Г. о своём выезде на иное место жительства, находящееся за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа (если таковое имело место), орган социальной защиты населения, в данном случае - Управление социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска;
каков доход семьи Джандаровой В.Г., работает ли Джандарова В.Г. по трудовому договору, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность или иную деятельность, от которой имеет соответствующий доход;
имеет ли Джандарова В.Г. доход от сдачи в наём (аренду) принадлежащей ей на праве собственности квартиры по адресу: ..., и каков размер этого дохода;
информировала ли Джандарова В.Г. орган социальной защиты населения, в данном случае - Управление социальной защиты администрации г. Ноябрьска, о наличии у неё иного дохода, кроме получаемых мер социальной поддержки, а также о размере такого дохода;
имела ли место недобросовестность Джандаровой В.Г. при получении в период с 1 июня 2020 г. по 30 апреля 2022 г. мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на несовершеннолетних детей, натуральной помощи, ежемесячной адресной социальной помощи, назначенных Джандаровой В.Г. как малоимущей и проживающей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а также мер социальной поддержки в виде жилищно-коммунальной выплаты, единовременного пособия к 1 сентября на обучающегося в образовательной организации ребёнка, назначенных семье Джандаровой В.Г. как имеющей статус многодетной семьи, проживающей на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.
Суды первой и апелляционной инстанций не выполнили предусмотренные приведёнными выше нормами гражданского процессуального закона обязанности и, неправильно применив к спорным отношениям нормы материального права, названные юридически значимые обстоятельства не устанавливали, эти обстоятельства не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, какой-либо правовой оценки не получили.
Суды первой и апелляционной инстанций в нарушение норм гражданского процессуального законодательства о доказательствах и оценке доказательств (статьи 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) также оставили без исследования и оценки приводимые Управлением социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска доводы о недобросовестности Джандаровой В.Г. при получении мер социальной поддержки и представленные в их подтверждение доказательства о том, что Джандарова В.Г. с детьми с июня 2020 года не проживает на территории Российской Федерации, а выехала вместе с ними в Республику Казахстан; в спорный период с 1 июня 2020 г. по 30 апреля 2022 г., который составляет 679 дней, Джандарова В.Г. находилась в г. Ноябрьске всего 64 дня, то есть 90,57% времени Джандарова В.Г. с детьми находилась на территории Республики Казахстан; нахождение Джандаровой В.Г. и её дочери Джандаровой А. в сентябре 2021 г. в г. Ноябрьске было связано с оформлением паспорта гражданина Российской Федерации ввиду достижения Джандаровой А. ...-летнего возраста; несовершеннолетние дети Джандаровой В.Г. посещают образовательные учреждения в Республике Казахстан; сама Джандарова В.Г. ведёт активную профессиональную и общественную деятельность на территории Республики Казахстан, имеет доход от сдачи квартиры, расположенной в г. Ноябрьске, а также от своей деятельности в качестве кондитера, о чём при обращении за назначением мер социальной поддержки и позже орган социальной защиты населения не уведомила, достоверную информацию о месте своего постоянного проживания и о своём доходе в орган социальной защиты населения не предоставила.
Суждение судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии недобросовестности в действиях Джандаровой В.Г. при получении мер социальной поддержки на территории Ямало-Ненецкого автономного округа со ссылкой на объяснения Джандаровой В.Г. о том, что в Республике Казахстан проживает её бабушка, которой в силу возраста и состояния здоровья требуется уход и за которой она ухаживает в зимнее время, а летом с детьми проживает у своей матери в г. Ноябрьске, нельзя признать правомерным, поскольку это суждение в нарушение положений пунктов 1, 2 части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не основано на установленных по делу обстоятельствах.
Обстоятельства отнесения семьи Джандаровой В.Г. к малоимущим семьям в целях предоставления мер социальной поддержки в виде единовременного пособия на ребёнка, ежемесячной адресной социальной помощи, натуральной помощи по нормам законодательства Ямало-Ненецкого автономного округа, при наличии у Джандаровой В.Г. дохода от сдачи принадлежащей ей на праве собственности квартиры в наём (аренду), а также дохода от деятельности в качестве кондитера, судами первой и апелляционной инстанций также не устанавливались.
Вследствие этого выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что выплата Джандаровой В.Г. пособий за период с июня 2020 г. по апрель 2022 г. не явилась результатом её недобросовестности и совершения ею умышленных действий по сокрытию сведений при получении спорных выплат, и об отсутствии оснований квалифицировать полученные Джандаровой В.Г. социальные выплаты как неосновательное обогащение не соответствуют приведённому выше правовому регулированию спорных отношений.
Делая такой вывод, суды формально сослались на положения статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении, указав на то, что Джандарова В.Г. и её дети являются гражданами Российской Федерации, зарегистрированы по месту жительства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и вида на жительство в Республике Казахстан не имеют.
Однако суды первой и апелляционной инстанций не приняли во внимание, что предоставление гражданину мер социальной поддержки, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации - Ямало-Ненецкого автономного округа, связано с условием фактического проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а не с его регистрацией по месту жительства в органах регистрационного учёта либо наличием или отсутствием вида на жительства в ином государстве.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).
По смыслу приведённых нормативных положений, данные регистрационного учёта по месту жительства или по месту пребывания гражданина сами по себе не свидетельствует о месте жительства гражданина по адресу его регистрации. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учёта, что судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора во внимание принято не было.
Ввиду изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска к Джандаровой В.Г. об установлении факта непроживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа нельзя признать соответствующим закону.
Кассационный суд общей юрисдикции, проверяя по кассационной жалобе Управления социальной защиты населения администрации г. Ноябрьска законность решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, допущенные ими нарушения норм права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования статьи 379 6 и частей 1-3 статьи 379 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 сентября 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390 14, 390 15, 390 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2022 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 сентября 2022 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 декабря 2022 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в ином составе суда.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Фролкина С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 сентября 2023 г. N 70-КГ23-2-К7
Опубликование:
-