Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.Г. Глазко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Е.Г. Глазко оспаривает конституционность подпунктов "е" - "з" пункта 6.4 статьи 38 "Регистрация кандидатов, списков кандидатов, порядок назначения референдума" Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктов 6-8 части 7 статьи 37 "Регистрация кандидатов, муниципального списка кандидатов" Избирательного кодекса города Москвы (Закон города Москвы от 6 июля 2005 года N 38).
Как следует из представленных материалов, апелляционным определением, оставленным без изменения судом кассационной инстанции, признано незаконным решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования. Суды установили, что в представленных Е.Г. Глазко подписных листах в сведениях об избирателях, датах их внесения в подписной лист, сведениях о сборщике подписей обнаружены очевидные неоговоренные исправления, которые не могут быть отнесены к помаркам или особенностям почерка избирателей, сборщика подписей, поскольку имело место изменение первоначально указанных букв, цифр, в связи с чем восемь из представленных двадцати четырех подписей избирателей признаны недействительными. Таким образом, суды пришли к выводу о недостаточном количестве - при необходимых двадцати подписях - достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидатом. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации отказано в передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам этого суда.
По мнению Е.Г. Глазко, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 3 (части 1-3), 32 (часть 2), 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку они позволяют признавать недействительными:
подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист (если эти исправления специально не оговорены избирателями), когда такие исправления не могут поставить под сомнение дату внесения подписи избирателя в подписной лист;
подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях (если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей), когда такие исправления не ставят под сомнение ни идентификацию избирателя, ни его волеизъявление о поддержке выдвижения кандидата, не предусматривая возможности проверки судом при рассмотрении соответствующего дела достоверности подписей избирателей с неоговоренными исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях;
все подписи избирателей в подписном листе, если имеются исправления в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, специально не оговоренные этим лицом, когда такие исправления не ставят под сомнение идентификацию этого лица и достоверность его подписи, не предусматривая возможности проверки судом достоверности подписи лица, осуществляющего сбор подписей, если в сведениях об этом лице имеются неоговоренные исправления.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, часть 2), непосредственно не определяет порядок его реализации. Как следует из ее статей 71 (пункт "в"), 72 (пункт "н" части 1) и 76 (части 1 и 2), регулирование избирательного права и установление порядка проведения выборов входят в компетенцию законодателя.
Определяя порядок сбора подписей избирателей, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает в статье 37, в частности, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; данные об избирателе, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата; указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается; фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно; каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения; каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом; при заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (пункты 10-13).
Исходя из этого пункт 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона предусматривает, что недействительными признаются: подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, а также все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей (подпункты "е" - "з"). При этом согласно пункту 6.6 той же статьи специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м", "о" пункта 6.4 данной статьи. Недостаточное же количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является одним из оснований отказа в регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона).
Приведенное регулирование предопределяется необходимостью обеспечения равенства выдвинутых кандидатов, а также проведения качественной и своевременной проверки избирательной комиссией подписных листов в нормативно установленные сроки и обусловлено особым назначением подписных листов как избирательных документов, позволяющих выявлять уровень поддержки кандидатов избирателями, необходимый для их регистрации, направлено на обеспечение конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления при выдвижении и регистрации кандидатов и не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя. При этом, как следует из указанных законоположений, в качестве гарантии надлежащего осуществления кандидатом, действующим осмотрительно и ответственно, сбора подписей избирателей в свою поддержку и оформления подписных листов закреплено право избирателя, а также лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, делать в предусмотренных случаях специально оговоренные исправления в сведениях, которые вносятся в подписной лист.
Таким образом, оспариваемые положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и воспроизводящие их применительно к выборам органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве нормы Избирательного кодекса города Москвы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в его жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Глазко Евгения Геннадьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 31 октября 2023 г. N 2983-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Глазко Евгения Геннадьевича на нарушение его конституционных прав рядом положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Избирательного кодекса города Москвы"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-