г. Краснодар |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А15-963/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Посаженникова М.В., рассмотрев без вызова сторон кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4" (ИНН 2315078029, ОГРН 1022302390461) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А15-963/2020, установил следующее.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление N 4" (далее - предприятия, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - министерство) об оспаривании постановления от 26.02.2020 N 42 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 100 000 рублей штрафа.
Решением суда первой инстанции от 05.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.12.2020, в удовлетворении заявленных предприятием требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием в действиях заявителя состава вмененного ему правонарушения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой и постановление апелляционной инстанций.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно заключенному предприятием с ГКУ Республики Дагестан "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" государственному контракту от 05.11.2019 N ГК-011 заявитель принял на себя обязательства генподрядчика на выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства "Дошкольная образовательная организация на 100 мест в с. Араблинское Дербентского района Республики Дагестан" (далее - объект).
Министерством 05.02.2020 проведена проверка в отношении предприятия по указанному объекту капитального строительства.
В ходе проведения проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства строительный контроль качества производимых на объекте строительно-монтажных работ осуществляется не в полном объеме. В нарушение проектных требований в уровне фундаментов при устройстве железобетонных монолитных колонн не выдержан защитный слой бетона, который составляет от 1 до 7 миллиметров; не представлены журналы производства работ, акты скрытых работ, акты испытания материалов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления акта проверки от 05.02.2020 N 000029, протокола об административном правонарушении от 17.02.2020 N 000028 и вынесения постановления от 26.02.2020 N 42 о привлечении предприятия к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса в виде 100 000 рублей штрафа.
Предприятие, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Согласно части 1 статьи 9.4 Кодекса нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано проводить строительный контроль.
Согласно части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с данным Кодексом.
На основании анализа указанных норм права суды пришли к обоснованному выводу о том, что к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса, привлекается застройщик, подрядчик, субподрядная организация, непосредственно осуществляющая работы по строительству.
Судебными инстанциями правильно применены нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, Свод правил "СНиП 12-01-2004 "Организация строительства"", утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 781, Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения РД-11-02-2006, утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128, Санитарные правила и нормативы "СанПиН 2.2.3.1384-03. 2.2.3. Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.06.2003 N 141 и действовавшие в спорный период, а также Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 2247-р "Об определении ФГУП "Главное военно-строительное управление N 4" единственным исполнителем осуществляемых для нужд Республики Дагестан закупок работ по строительству объектов капитального строительства для образовательных организаций".
При этом суды установили, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт нарушения предприятием, как генеральным подрядчиком, требований действующего законодательства в области строительства, выразившийся в неосуществлении контроля и необеспечении соответствия выполняемых на спорном объекте капитального строительства работ требованиям проектной документации и строительных норм в отношении спорного объекта, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса.
Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению предприятием требований действующего законодательства в области строительства, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии обществом полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.
Нарушения норм права, указанные в статье 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом не установлены. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, вынесенных по настоящему делу, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А15-963/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебными инстанциями правильно применены нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, Свод правил "СНиП 12-01-2004 "Организация строительства"", утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 781, Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения РД-11-02-2006, утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128, Санитарные правила и нормативы "СанПиН 2.2.3.1384-03. 2.2.3. Гигиена труда. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.06.2003 N 141 и действовавшие в спорный период, а также Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 2247-р "Об определении ФГУП "Главное военно-строительное управление N 4" единственным исполнителем осуществляемых для нужд Республики Дагестан закупок работ по строительству объектов капитального строительства для образовательных организаций".
При этом суды установили, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт нарушения предприятием, как генеральным подрядчиком, требований действующего законодательства в области строительства, выразившийся в неосуществлении контроля и необеспечении соответствия выполняемых на спорном объекте капитального строительства работ требованиям проектной документации и строительных норм в отношении спорного объекта, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф08-2486/21 по делу N А15-963/2020