Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к прогнозу
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск на среднесрочный период 2024 - 2028 годов
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск сформирован с учетом следующих основных документов на 2024 год и на плановый период до 2028 года:
- Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023;
- Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474);
- прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года;
- основных параметров сценарных условий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;
- предварительного прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов;
- прогноза социально-экономического развития Мурманской области на период до 2035 года;
- плана мероприятий по приоритетным направлениям развития Мурманской области до 2024 года и на период до 2030 года "На Севере - жить!";
- муниципальных программ города Мурманска и государственных программ Мурманской области, реализуемых на территории муниципалитета;
- сведений исполнительных органов государственной власти Мурманской области, территориальных подразделений иных органов власти;
- информации предприятий, в том числе об инвестиционных проектах, планах развития;
- статистической информации, предоставляемой Мурманскстатом.
Прогноз является ориентиром социально-экономического развития города Мурманска при принятии управленческих решений.
Прогноз составлен в двух вариантах:
- первый вариант (консервативный) предполагает усиление влияния санкционного режима и более медленное восстановление экономики города;
- второй вариант (базовый) предусматривает умеренные траектории развития экономики с учетом относительно оптимистических изменений внешних условий, дальнейшей адаптации экономики в текущей геополитической обстановке. Кроме того, базовый вариант прогноза предполагает разработку мастер-плана развития опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации, расположенных на территории Мурманской области, в том числе разработку мастер-плана Мурманской агломерации (в соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина от 18.08.2023 N Пр-1626).
Демографические показатели
Динамика показателей естественного движения населения города Мурманска в 2022 году по отношению к 2021 году характеризуется сокращением числа родившихся (на 6,9%) при сокращении числа умерших (на 26,1%). При этом показатель естественного прироста населения в 2022 году, как и в 2021 году, принял отрицательное значение, что позволяет констатировать преобладание негативных тенденций развития демографической ситуации в городе Мурманске.
В 2022 году родилось 2 116 детей, что на 157 детей меньше, чем в 2021 году. На фоне сокращения среднегодовой численности населения города Мурманска коэффициент рождаемости в городе также снизился - с 8,09 человек на 1 000 населения в 2021 году до 7,88 человек на 1 000 населения в 2022 году. В 2023 году уровень рождаемости по оценке составит 7,85 человек на 1 000 населения.
В прогнозном периоде ожидается постепенный рост числа родившихся, что обусловлено мерами, принимаемыми в целях улучшения демографической обстановки, в том числе в рамках мероприятий муниципальных программ города Мурманска, направленных на реализацию на территории города национальных проектов Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474.
В наибольшей степени на увеличение рождаемости ориентирована реализация на территории муниципального образования город Мурманск двух региональных проектов:
1. Региональный проект "Жилье" в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", который предусматривает обеспечение объектами коммунальной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство. В целях реализации регионального проекта в период 2020 - 2021 годов заключено и исполнено два договора на технологическое присоединение земельных участков к сетям электроснабжения и два договора на технологическое присоединение к сетям водоснабжения. Кроме того, заключено два договора на присоединение земельных участков к сетям водоснабжения (в 2020 и 2022 годах). Срок завершения работ по договорам - II полугодие 2023 года и I квартал 2024 года.
2. Региональный проект "Современная школа" в рамках национального проекта "Образование", который предусматривает мероприятия по строительству двух школ, отвечающих наиболее современным образовательным стандартам: на 500 мест по улице Советской и на 800 мест по переулку Казарменному. Указанные школы планируются к вводу в эксплуатацию в 2024 году, что позволит в среднесрочной перспективе обеспечить высокую конкурентоспособность системы общего образования города Мурманска.
Кроме того, положительное влияние на демографическую ситуацию в городе Мурманске оказывают результаты реализации мероприятий регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" (национальный проект "Демография"), в рамках которого в 2022 году введены в эксплуатацию два современных учреждения дошкольного образования: детский сад на 196 мест в районе домов 31 и 32 по улице Достоевского (открытие состоялось 01.09.2022) и детский сад на 80 мест в районе дома 44 по улице Капитана Орликовой (открытие состоялось 09.01.2023).
В среднесрочной перспективе ожидается положительное влияние на уровень рождаемости реализации комплекса мер, принимаемых на региональном (адресные выплаты, льготная ипотека и т.д.) и федеральном уровнях (реализация и совершенствование программы материнского (семейного) капитала).
Кроме того, повышению уровня рождаемости во многом способствует повышение качества родовспоможения и медицинской помощи, оказываемой женщинам во время беременности и родов (в частности, за счет реализации программы "Родовой сертификат").
В рамках муниципальных программ города Мурманска, в целях поддержки уровня рождаемости, реализуются мероприятия по предоставлению молодым и многодетным семьям социальных выплат на приобретение жилья (муниципальные программы города Мурманска "Управление имуществом и жилищная политика" на 2018 - 2024 годы, "Жилищная политика" на 2023 - 2028 годы).
В 2022 году молодым и многодетным семьям выдано 157 Свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на общую сумму 142 782,5 тыс. рублей. С использованием социальной выплаты улучшили свои жилищные условия 145 семей. Также 23 семьям в 2022 году предоставлены дополнительные социальные выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка, 45 семьям предоставлена единовременная денежная выплата на улучшение жилищных условий.
В период 2023 - 2028 годов планируется улучшение жилищных условий 701 семьи путем выдачи Свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, 960 семей - путем предоставления единовременной денежной выплаты. Дополнительно предусмотрено предоставление 138 семьям дополнительной социальной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка. Указанный комплекс мер зарекомендовал себя в качестве одного из наиболее эффективных средств стимулирования рождаемости, в связи с чем дальнейшая его реализация позволяет ожидать снижения темпов сокращения уровня рождаемости в среднесрочной перспективе. Вместе с тем, положительные эффекты применения указанных выше мер поддержки рождаемости будет сдерживаться миграционным оттоком населения и сокращением доли населения репродуктивного возраста.
В связи с вышеизложенным в 2028 году общий коэффициент рождаемости предположительно составит 9,82 человек на 1 000 населения в базовом варианте прогнозе (9,47 человек на 1 000 населения - в консервативном варианте).
Коэффициент смертности в 2022 году составил 13,39 человек на 1 000 населения. В 2022 год умерло 3 597 человек, что значительно ниже уровня предыдущего года (на 26,1%). Значительное сокращение смертности в большей степени обусловлено завершением пандемии коронавирусной инфекции 2020 - 2021 годов.
Благодаря стабилизации эпидемиологической обстановки, повышению качества медицинской помощи, а также сокращению доли населения старше трудоспособного возраста ожидается, что в среднесрочной перспективе уровень смертности продолжит снижение. В текущем году коэффициент смертности предположительно составит 12,83 человек на 1 000 населения, в 2028 - 9,81 человек на 1 000 населения в базовом варианте прогноза (10,04 человек на 1 000 населения - в консервативном варианте).
В результате описанных выше тенденций уровень естественной убыли населения предположительно сократится с 5,51 человек на 1 000 населения в 2022 году до 4,98 человек на 1 000 населения в 2023 году. В 2028 году естественный прирост предположительно составит 0,01 человек на 1 000 населения в базовом варианте прогноза (-0,57 человек на 1 000 населения - в консервативном варианте).
Миграционный отток населения в количественном выражении демонстрирует устойчивую тенденцию к сокращению. В 2022 году миграционная убыль населения сократилась на 381 человека и составила 810 человек или 68% к уровню 2021 года.
Анализ механического движения населения демонстрирует незначительное увеличение числа выбывших при опережающем увеличении числа прибывших. Возрастает доля прибывших трудоспособного возраста, которая составила 70,5% от общего числа прибывших в 2021 году, 70,8% - в 2022 году и, с учетом итогов первого полугодия текущего года, предположительно увеличится до 71,95% в 2023 году.
Основной источник роста числа прибывших - увеличивающаяся потребность в трудовых ресурсах для реализации крупных инвестиционных проектов в рамках развития города Мурманска в составе Мурманской агломерации, а также в качестве важного транспортного узла и одного из центров развития Арктической зоны РФ (в том числе в составе территории опережающего развития "Столица Арктики").
Кроме того, увеличение числа прибывших является важным результатом реализации мер, направленных на повышение уровня жизни населения в рамках муниципальных программ города Мурманска, направленных на повышение комфорта городской среды, развитие системы образования, поддержку малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и т.д., а также региональных проектов, направленных на достижение целей национальных проектов Российской Федерации, и позволяет ожидать сглаживания отрицательного тренда механического движения населения в среднесрочном периоде.
В 2022 году был отмечен рост как числа прибывших - на 875 человек или 9,8% к 2021 году до 9 803 человек, так и числа выбывших - на 494 человека или на 4,9% к 2021 году до 10 613 человек.
В текущем году ожидается увеличение миграционного прироста населения с -3,02 человек на 1 000 населения в 2022 году до 0,19 человек на 1 000 населения в 2023 году.
По итогам проведения Всероссийской переписи населения среднегодовая численность населения города Мурманска составила в 2022 году 268,57 тыс. человек. С учетом наблюдаемых в первом полугодии 2023 года уровней естественного и механического движения населения ожидаемая среднегодовая численность населения в 2023 году составит 266,78 тыс. человек.
На улучшение демографической ситуации и развитие человеческого потенциала направлены муниципальные программы города Мурманска в сфере образования, социальной поддержки, градостроительной политики, культуры и т.д., в рамках которых обеспечивается поддержка молодых и многодетных семей, защита социально уязвимых категорий граждан, развитие семейных форм устройства детей и т.д.
В результате проводимой работы удалось достичь значительного сокращения миграционного оттока населения за счет увеличения числа прибывших при снижении количества выбывших.
С учетом уже достигнутых результатов и имеющихся планов стратегического развития города Мурманска ожидается, что к 2026 году удастся переломить отрицательный демографический тренд и добиться стабильного увеличения среднегодовой численности населения города Мурманска. В 2028 году среднегодовая численность населения предположительно составит 267,57 тыс. человек в базовом варианте прогноза (266,77 тыс. человек - в консервативном варианте).
Ключевым риском ухудшения демографической ситуации, учтенным в консервативном варианте прогноза, может стать сокращение темпов экономического развития Мурманской области, привлекающего трудовые ресурсы для реализации инвестиционных проектов, а также увеличение доли населения старше трудоспособного возраста при сохранении показателя ожидаемой продолжительности жизни на неизменном уровне.
Производство товаров и услуг
Начало 2022 года характеризовалось положительной динамикой развития экономики. Однако после введения странами Запада в феврале 2022 года первых ограничительных мер в отношении России внешние условия для российской экономики стали ухудшаться. При этом по мере наращивания санкционного давления влияние на экономику становилось все более выраженным.
В связи с этим траектория развития города Мурманска в среднесрочной перспективе характеризуется повышенной степенью неопределенности, связанной, в первую очередь, со степенью влияния антироссийских санкций на экономику города и скоростью ее восстановления.
В 2022 году темп роста промышленного производства составил 70% к 2021 году. Индекс промышленного производства в сопоставимых ценах с учетом среднеобластных индексов-дефляторов по основным видам экономической деятельности составил 82,1% к 2021 году.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по видам деятельности, относящимся к промышленному производству по крупным и средним предприятиям, в 2022 году составил 138,4 млрд рублей.
В структуре отгруженной промышленной продукции на долю добычи полезных ископаемых приходилось 2,4%, обрабатывающих производств - 86,0%, обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха - 8,1%, водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 3,5%.
Основную долю в структуре отгрузки обрабатывающей промышленности (69,3 млрд рублей или 58,3%) занимает производство пищевых продуктов. Вместе с тем, объем производства пищевых продуктов показал значительное снижение по сравнению с прошлым годом на фоне отрицательной динамики вылова водных биологических ресурсов. Основу пищевой промышленности занимает переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков. К крупнейшим предприятиям рыбопромышленного комплекса города Мурманска можно отнести ПАО "Мурманский траловый флот", ЗАО "Арктиксервис", АО "Карат-1", ООО "Антей Север", ООО "СЗРК-Мурманск", АО "Таурус", АО "Рыбпроминвест", ООО Компания "Мурман СиФуд".
Следует отметить, что в июне 2023 года в рамках Петербургского международного экономического форума Правительство Мурманской области, АО "Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики" и ООО "САФФАРМ" подписали соглашение о сотрудничестве, которое предусматривает строительство фармацевтического комплекса и завода активных фармацевтических ингредиентов. В августе 2023 года ООО "САФФАРМ" получило статус резидента Арктической зоны Российской Федерации 7 (далее - резидент АЗ РФ). В 2024 - 2027 годах в городе Мурманске планируется строительство фармацевтического комплекса из трех блоков общей площадью более 14 тыс. кв. м. Создание современного высокотехнологичного фармацевтического производства удовлетворит внутренний спрос на антибиотики, вакцины, витамины, минералы, аминокислоты, в том числе гормональные и онкопрепараты. Импортозамещающая продукция будет поставляться в государственные больницы и аптеки России и стран СНГ. Предусмотрена поэтапная - в течение трех лет - реализация проекта мощностью свыше 1,3 млрд единиц лекарственных средств и 1,8 тыс. тонн в год активных фармацевтических ингредиентов с возможностью дальнейшего расширения до 6 тыс. тонн в год. Запуск предприятия позволит трудоустроить 280 северян. Реализация данного проекта даст рост объема обрабатывающей промышленности в среднесрочной перспективе.
------------------------------
7 В августе 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ".
------------------------------
Из обрабатывающих отраслей в 2022 году существенное снижение отмечено в обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производства изделий из соломки и материалов для плетения (18,7% к 2021 году), производстве текстильных изделий (47,5% к 2021 году), ремонте и монтаже машин и оборудования (59,7%).
Снижение производства в сфере "Ремонт и монтаж машин и оборудования" обусловлено изменением объемом заказов. К наиболее крупным предприятиям данной сферы можно отнести АО "82СРЗ", филиал "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка".
Реализация проектов филиала "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка" по реконструкции и техническому перевооружению двухкамерного сухого дока позволит увеличить производственные мощности предприятий и обеспечить рост промышленного производства по видам деятельности "Производство прочих транспортных средств и оборудования" и "Ремонт и монтаж машин и оборудования" в 2023 - 2028 годах.
Стоит отметить, что в настоящее время Губернатором Мурманской области и председателем Совета директоров компании S7 Group подписано соглашение о сотрудничестве в развитии Мурманского судоремонтного завода Морского флота. Компания займется развитием промышленных мощностей и созданием современного предприятия по судоремонту. Подготовкой квалифицированного персонала займется Мурманский арктический университет (далее - МАУ) при взаимодействии с S7 Group. Компания передаст МАУ компьютерный класс для обучения будущих инженеров.
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Правительство Мурманской области заключили соглашение о сотрудничестве при создании арктического судоремонтного кластера в городе Мурманске. В рамках соглашения стороны планируют активно взаимодействовать при реализации проекта по созданию и развитию кластера по ремонту и сервисному обслуживанию гражданских судов в Арктическом регионе. Одно из направлений сотрудничества - формирование на базе существующей площадки в Мурманской области современного высокотехнологичного комплекса по ремонту торгового и рыбопромыслового флота. Создание судоремонтного кластера будет способствовать социально-экономическому развитию города Мурманска и Мурманской области в целом, притоку инвестиций, созданию новых рабочих мест и формированию центров компетенций.
В рамках реновации территории Мурманского морского рыбного порта в стадии рассмотрения находится проект по созданию международного логистического рыбного терминала, реализация которого будет способствовать содействию развитию логистического потенциала Северного морского пути и созданию необходимых условий для развития промышленной, транспортно-логистической инфраструктуры в рыбной отрасли.
Значительный рост по сравнению с прошлым годом отмечен в полиграфической деятельности и копировании носителей информации (в 6,4 раза), производстве одежды (в 1,9 раза), готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (в 1,3 раза), мебели (в 1,2 раза).
Согласно Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.06.2020 N 1512-р, промышленные предприятия являются ключевыми работодателями, успешно совмещающими рост производительности труда и увеличение занятости. Так, среднесписочная численность работников по виду деятельности "Обрабатывающие производства" на конец 2022 года составила 7 783 человека (93,2% к 2021 году), рост среднемесячной номинально начисленной заработной платы составил 8% по сравнению с 2021 годом - 90,7 тыс. рублей.
Стратегией развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2019 N 2798-р, определены приоритеты, цели, задачи и целевые показатели, направленные на обеспечение динамичного развития рыбохозяйственного комплекса, обновление производственных фондов, создание благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций в отрасль.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2017 N 632 "О подготовке и заключении договора о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства" в городе Мурманске с 2019 года реализуются инвестиционные проекты по строительству рыбодобывающих судов и рыбоперерабатывающих заводов.
Кроме того, модернизация рыбохозяйственного комплекса в городе Мурманске включена в Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645.
Так резидентом АЗ РФ ООО "Антей Север" проведена комплексная модернизация и переоборудование краболовного судна "Мурман-2". Главное преимущество данного судна - это современная фабрика по производству варено-мороженной продукции мощностью до 30 тонн в сутки.
Кроме того, резидентами АЗ РФ ООО "Фростер", ООО "Альфа Трейд" и ООО "Эта-трейд" планируется строительство четырех новых краболовных судов для освоения водных биологических ресурсов в Северном бассейне. Проектами предусмотрено создание 152 новых рабочих мест (экипажи судов), включая высококвалифицированных специалистов, что повлечет рост заработной платы, налогов и отчислений в региональный и в местный бюджеты.
Резидентом АЗ РФ ООО "ЛАЙФИКС ФУДС" планируется реализация проекта по вылову гидробионтов и морских водорослей в Северном рыбохозяйственном бассейне, их переработке и реализации.
С 2017 года продолжается строительство рыболовных траулеров (12 единиц - сроки реализации инвестиционных проектов 2017 - 2023 годы) под инвестиционные квоты в рамках реализации Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", что позволит увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью и сохранить развитие пищевой промышленности в базовом варианте прогноза.
Наиболее прибыльной сферой производства товаров и услуг остается сфера рыбоводства, рыболовства. Чистая прибыль организаций (без субъектов МСП) по виду экономической деятельности "Рыболовство и рыбоводство" составила 29 208,4 млн рублей. Средняя заработная плата в данной сфере остается одной из самых высоких в городе - 233,4 тыс. рублей (105,0% к 2021 году), которая в 2,4 раза превышает среднемесячную номинально начисленную заработную плату по городу (97,0 тыс. рублей).
Однако, в 2022 году объем отгруженной продукции предприятиями рыболовства, рыбоводства в действующих ценах значительно снизился до 73 144,7 млн рублей (70,9% к 2021 году).
Развитию рыбной промышленности в прогнозном периоде будет способствовать реализация инвестиционных проектов в рамках выделенных инвестквот.
В сфере рыболовства продолжается государственная поддержка организаций, занимающихся товарным выращиванием рыбы, в форме предоставления субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие аквакультуры, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса".
С учетом вышеизложенного темп роста производственных показателей предприятий рыболовства, рыбоводства в 2024 - 2028 годах составит 103,7-106,1% ежегодно.
Индекс производства в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха с учетом областного индекса-дефлятора в 2022 году составил 99,6%. Объем производства в 2022 году по данному виду экономической деятельности составил 11,2 млрд рублей, или 102,6% к 2021 году. На начало 2023 года количество организаций составило 37 единиц (92,5% к началу 2022 года).
В связи с тем, что основным потребителем теплоэнергии, сжиженного газа и воды является население, численность которого сохраняет устойчивую тенденцию к снижению, а большую часть электроэнергии потребляют промышленные предприятия, дальнейшее развитие сферы производства и распределения электроэнергии, газа и воды будет в большей степени зависеть от экономической активности и состояния промышленных предприятий города. Рост энергопотребления будет также сдерживать реализация мер по повышению энергоэффективности экономики, разработка и внедрение энергосберегающих технологий, выбытие неэффективных мощностей, сокращение потерь энергии.
Для развития материально-технической базы объектов электроснабжения, обеспечения энергетической безопасности, надежного и качественного электроснабжения существующих потребителей и перспективных площадок застройки, создания технической возможности для подключения к электрическим сетям новых потребителей в городе, повышения эффективности работы систем централизованного теплоснабжения и повышения надежности теплоснабжения потребителей реализуются инвестиционные проекты по строительству и реконструкции объектов электроснабжения Мурманского филиала ПАО "Россети Северо-Запад", филиала "КолАтомЭнергоСбыт", АО "МОЭСК".
Продолжается реализация программы перевода на закрытую систему теплоснабжения (горячего водоснабжения) многоквартирных домов (далее - МКД) в Ленинском административном округе, целью которой является приведение качества горячего водоснабжения в 447 МКД Ленинского административного округа в соответствие с установленными требованиями. Стоимость проекта - около 2,5 млрд рублей. В период 2021 - 2022 годов переведено 136 МКД на закрытую систему теплоснабжения.
В стадии реализации находится инвестиционный проект АО "Мурманская ТЭЦ" по реконструкции и модернизации существующих источников теплоснабжения, повышению экологической и энергетической эффективности, обеспечению физической защиты предприятия, реконструкции тепловых сетей.
Таким образом, в прогнозном периоде ожидается сохранение объема производства по виду деятельности "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", темп роста в 2024 - 2028 годах составит 104,1-117,6%.
Объем производства в сфере водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений составил в 2022 году 4,9 млрд рублей, что ниже уровня 2021 года на 18,6%. Индекс производства составил 92,0%.
Перспективы развития в данной сфере связаны с реализацией программы по переключению систем водоснабжения, расположенных на Западном берегу Кольского залива, к централизованной системе водоснабжения города Мурманска. Целью программы является приведение качества питьевой воды в районах Дровяном и Абрам-Мысе города Мурманска в соответствие с установленными требованиями.
Кроме того, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина о необходимости модернизации действующих котельных, работающих на угле и мазуте, при их переводе на биотопливо, и строительства новых котельных, использующих такое сырье, рассматривается вопрос заключения концессионного соглашения в отношении объектов производства, передачи и распределения тепловой энергии потребителям района Дровяного города Мурманска.
В прогнозном периоде ожидается сохранение объема производства по виду деятельности "Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", темп роста в 2024 - 2028 годах составит 103,8-125,4%.
Устойчивому развитию города Мурманска в среднесрочной перспективе будет способствовать реализация задач, которые можно разделить на первоочередные и стратегические.
К первоочередным задачам относятся адаптация экономики в условиях внешнеэкономического давления.
В первую очередь этому будет способствовать реализация одобренного плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Мурманской области (далее - План), который включает более 60 мер поддержки во всех отраслях. Основной задачей Плана является облегчение и ускорение адаптации экономики к новым условиям.
Достижению стратегических задач, обеспечивающих условия для дальнейшего развития экономики региона в среднесрочной перспективе, будет способствовать реализация национальных проектов и выполнение задач, поставленных в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474.
Социально-экономическое развитие города Мурманска в среднесрочной перспективе будет также определяться эффективностью реализации мер, направленных на развитие импортозамещения, повышение конкурентоспособности, стимулирование инвестиционной активности, стабилизацию ситуации на рынке труда.
Основным механизмом решения поставленных задач будет реализация национальных проектов и мероприятий муниципальных программ города Мурманска.
Кроме того, к стратегическим задачам следует отнести планируемое развитие опорных арктических населенных пунктов. В соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина от 18.08.2023 N Пр-1626 необходимо подготовить мастер-планы развития для опорных арктических населенных пунктов до 2035 года. Практическую реализацию необходимо начать уже с 2025 года. Город Мурманск будет входить в состав Мурманской агломерации.
Планируется ряд мер господдержки опорным населенным пунктам АЗ РФ, которые будут направлены на сохранение опорных населенных пунктов как важнейших населенных центров Арктики. Пакет мер будет включать в себя меры по комфортизации городской среды и ликвидации последствий сокращения численности населения в последние десятилетия, а также по обеспечению социально-экономического развития квалифицированных кадров.
Благодаря указанным мерам удастся стабилизировать ситуацию в экономике.
Таким образом, в базовом варианте прогноза планируется сохранение роста индекса промышленного производства на уровне 101-103%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, относящимся к промышленному производству по крупным и средним предприятиям, в 2028 году предположительно составит 196 млрд рублей в консервативном варианте прогноза, в базовом - 235 млрд рублей.
К потенциальным рискам, которые могут повлечь за собой недостижение прогнозных показателей, можно отнести:
- сохранение неопределенности экономической ситуации, рисков, возникших вследствие санкционного давления;
- рост цен на импортное сырье, материалы и оборудование, отказ от сотрудничества зарубежных партнеров на фоне санкций;
- сохраняющиеся санитарно-эпидемиологические риски;
- нестабильный курс рубля;
- невысокий уровень потребительского спроса на фоне сокращения реальных доходов населения и ограничения поставок импортных товаров;
- отсрочка реализации инвестиционных проектов на территории города Мурманска;
- принятие собственниками предприятий на территории города Мурманска управленческих решений, которые могут оказать негативное влияние на социально-экономическое положение города.
Рынок товаров и услуг
На потребительском рынке города Мурманска сохраняется стабильная ситуация, осуществляется строительство и модернизация торговых объектов. В его структуре преобладает сфера торговли, где зарегистрирована третья часть всех организаций, действующих на территории муниципального образования.
В 2022 году в городе функционировало 1 886 объектов розничной торговли, из них: 1 555 стационарных магазинов (из них 754 продовольственных и 801 непродовольственных), 203 нестационарных торговых объекта (кроме нестационарных торговых объектов (далее - НТО), реализующих продукцию общественного питания) и 128 аптечных киосков. Более 21% стационарных торговых объектов приходится на продовольственные и промышленные магазины федеральных торговых сетей.
По предварительной оценке, в 2023 году количество объектов розничной торговли составит 1 889 в связи с незначительным снижением количества стационарных и увеличением НТО. Прогноз на 2024 - 2028 годы имеет также умеренную положительную динамику, учитывающую количество планируемых к вводу в эксплуатацию стационарных объектов и меры, направленные на увеличение количества НТО (определение новых мест размещения НТО, возмещение затрат на приобретение новых НТО, на технологическое присоединение и пр.).
Обеспеченность населения торговыми площадями (с учетом стационарных торговых объектов) в 2022 году составляла 1 147,1 кв. м на 1 000 жителей, что превышало действующий норматив в 1,7 раза. В 2023 - 2028 годах не ожидается значительного увеличения площади торговых объектов в связи с умеренными темпами строительства стационарных торговых объектов.
Оборот розничной торговли (включая субъекты малого предпринимательства) по итогам 2022 года составил 89,5 млрд рублей, индекс физического объема составил 99,8% (в сопоставимых ценах). Оценка и прогноз объема оборота розничной торговли демонстрируют положительную динамику и свидетельствуют об увеличении платежеспособного спроса населения при умеренном росте цен на товары.
Сфера общественного питания включает 281 предприятие, в том числе 172 - рестораны, кафе, бары, 22 - столовые, закусочные, 83 - предприятия общественного питания закрытого типа и четыре мобильных объекта, реализующих продукцию общественного питания. По оценке на 2023 год количество предприятий увеличится до 290 объектов, дальнейший прогноз предполагает ежегодное увеличение на три-четыре объекта, главным образом за счет роста популярности мобильных объектов общественного питания (фудтраков).
Объем потребления платных услуг населением в 2022 году составил 29,9 млрд рублей, индекс физического объема - 103,1% (в сопоставимых ценах). Ожидаемый объем платных услуг населению прогнозируется с умеренной положительной динамикой. Данная тенденция обусловлена незначительным ростом цен на бытовые услуги в связи с высокой конкуренцией и перенасыщением рынка.
Инфраструктура гостеприимства города включает 45 объектов коллективного размещения (гостиницы, отели и мини-отели, хостелы). Число размещенных в них туристов за три года выросло на 84%, с 96,5 тыс. человек в 2020 году до 177,7 тыс. человек в 2022 году. Несмотря на увеличивающийся поток туристов, в среднесрочном периоде не прогнозируется значительного роста количества объектов коллективного размещения. Сдерживающим фактором является стремительно развивающийся рынок аренды жилья.
Малое и среднее предпринимательство
По данным Единого реестра субъектов МСП количество субъектов на 01.01.2023 составило 14 306 единиц (что на 0,7% выше уровня 2021 года), в том числе 6 265 юридических лиц и 8 041 индивидуальный предприниматель.
На территории города Мурманска представлено более 80 видов экономической деятельности, осуществляемых (или задекларированных) субъектами МСП, наиболее привлекательными из которых являются: торговля, строительство, обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом. Крупнейшим сегментом малого бизнеса является оптовая и розничная торговля. Так, в текущем периоде количество субъектов МСП, имеющих в качестве основного вида деятельности торговлю, составляет 4 079 единиц или 29% от общего количества субъектов МСП в городе Мурманске.
Средний бизнес, помимо торговли, отдает предпочтение сферам рыболовства, рыбоводства, транспортировки и хранения, а также обрабатывающим производствам. В указанных сферах работают более 70% всех зарегистрированных в городе средних предприятий.
Наименее привлекательной сферой для малого и среднего бизнеса в городе остается производственный сектор экономики, что обусловлено, прежде всего, более высоким уровнем затрат на электроэнергию и топливо, заработную плату, необходимость выплат компенсационного характера, связанных с условиями работы в районах Крайнего Севера.
Неблагоприятным фактором, влияющим на уровень развития МСП в городе Мурманске, остается отток молодежи, имеющей высокий предпринимательский потенциал. Правительством региона предпринимаются меры, направленные на улучшение уровня образования, открытие современных востребованных программ обучения, формирование рабочих мест для молодежи с достойной заработной платой.
С 2020 года осуществляется государственная поддержка предпринимательской деятельности в АЗ РФ и территории опережающего развития "Столица Арктики" (далее - ТОР), в границы которой вошел город Мурманск. Поддержка для резидентов АЗ РФ и ТОР включает большой пакет административных и налоговых преференций, предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, без торгов, по льготным ставкам аренды и выкупа, разрабатываются и реализуются механизмы для привлечения инвестиций.
Новый импульс развития в сфере предпринимательства в последние годы приобрела туристическая деятельность. На сегодняшний день на территории города Мурманска зарегистрировано 154 туристических агентств и операторов, которые реализуют большое количество городских экскурсий, в том числе связанных с военным прошлым города Мурманска, обзорных экскурсий по городу с дегустацией морских деликатесов, пеших и лыжных маршрутов по природным достопримечательностям.
В настоящее время на территории города Мурманска резидентами АЗ РФ реализуются 13 крупных инвестиционных проектов, имеющих туристическую направленность, среди которых строительство всесезонного лыжного спортивного центра с комплексом трамплинов, базы спорта и отдыха на озере Среднем, яхт-клуба, домиков для отдыха и парка развлечений, объектов придорожного сервиса и мест для временного размещения туристов.
В целях поддержки бизнес-сообщества администрацией города Мурманска реализуется подпрограмма 2 "Развитие и поддержка МСП в городе Мурманске" муниципальной программы города Мурманска "Развитие конкурентоспособной экономики" на 2023 - 2028 годы, в рамках которой оказывается информационная, консультационная, имущественная и финансовая поддержка начинающим и уже действующим предпринимателям.
Наиболее востребованной и эффективной является прямая финансовая поддержка субъектов МСП города Мурманска в виде субсидий и грантов, предоставляемых в рамках программных мероприятий. В целях расширения доступа предпринимателей и самозанятых граждан к мерам финансовой поддержки в 2023 году запущен новый муниципальный конкурс по возмещению затрат. Новая мера поддержки предусматривает расширенный перечень затрат, на обеспечение которых может предоставляться субсидия, в частности - затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей, нового оборудования для обязательной маркировки товаров, фудтраков, новых автоприцепов, киосков и павильонов, размещенных в том числе на территории удаленных районов (Росляково, Абрам-Мыс, Дровяное), оплатой паушального взноса, благоустройством территории.
Среднесписочная численность работников по малым и средним предприятиям прогнозируется с учетом динамики показателей демографии и рынка труда. В настоящее время предприятия МСП предпринимательства испытывают недостаток квалифицированных кадров в сфере строительства, торговли, общественного питания и др. Данная тенденция является сдерживающим фактором развития бизнеса и увеличения численности работников.
С учетом мер поддержки малого и среднего бизнеса со стороны органов власти различных уровней, а также ростом количества зарегистрированных плательщиков налога на профессиональный доход в прогнозном периоде ожидается умеренная положительная динамика количества субъектов малого предпринимательства.
Инвестиции и строительство
Объем инвестиций в основной капитал за 2022 год составил 90 845,3 млн рублей (99,02% к 2021 году).
Отмечено снижение доли собственных средств до 26,3 млрд рублей (69,9% к 2021 году) и рост привлеченных средств до 64,5 млрд рублей (119,6% к 2021 году).
В 2022 году наиболее инвестиционно-активными были предприятия в сфере транспортировки и хранения, на долю которых пришелся 41,0%, увеличившие капиталовложения до 36,0 млрд рублей, в области деятельности профессиональной, научной и технической, на долю которых пришлось 13,7%, увеличившие капиталовложения до 12,1 млрд рублей, в сфере обрабатывающих производств, на долю которых пришлось 10,2%, увеличившие капиталовложения до 9,0 млрд рублей, в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздухом, на долю которых пришлось 8,1%, увеличившие капиталовложения до 7,1 млрд рублей.
За 2022 год значительное снижение инвестиций в основной капитал по сравнению с 2021 годом отмечено в области информации и связи до 1,8 млрд рублей (20,8% к 2021 году), сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства до 6,8 млрд рублей (57,5% к 2021 году), торговли оптовой и розничной, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов до 991,4 млн рублей (61,2% к 2021 году).
Деятельность администрации города Мурманска в сфере инвестиционной политики направлена на достижение стратегической цели - повышение инвестиционной привлекательности города Мурманска и развитие его как деловой столицы Заполярья.
В данной сфере действовала подпрограмма "Повышение инвестиционной и туристской привлекательности города Мурманска" муниципальной программы города Мурманска "Развитие конкурентоспособной экономики" на 2018 - 2024 годы, на реализацию мероприятий которой в 2022 году направлено 2 199,0 тыс. рублей.
В целях реализации инвестиционной политики в городе Мурманске в 2022 году актуализированы инвестиционный паспорт города, реестр и каталог инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации в городе Мурманске. В целях информационной и консультационной поддержки инвесторов и популяризации предпринимательской деятельности обеспечено функционирование инвестиционного портала города Мурманска, который в 2022 году посетил 1 541 человек (количество просмотров портала составило 3 191 единицу).
По итогам мониторинга обращений инвесторов в 2022 году восемь инвестиционных проектов заявлены инициаторами впервые:
- устройство открытой складской площадки для хранения контейнеров (ПАО "ГМК "Норильский никель");
- устройство железнодорожных путей необщего пользования на площадке N 2 Мурманского транспортного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель";
- реконструкция акватории причала N 1 Мурманского транспортного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель" (реализация проекта начнется в 2025 году);
- создание в городе Мурманске многофункционального комплекса по добыче, хранению и переработке краба и рыбы, строительство новых и модернизация существующих краболовных судов, переработка биоотходов, производство сырья для выпуска фармацевтической/фармакологической продукции и компонентов для кормов с/х животных (ООО "Антей Север");
- реализация технических мероприятий для перехода потребителей на закрытую систему теплоснабжения (АО "Мурманэнергосбыт");
- повышение эффективности работы систем централизованного теплоснабжения, реализация технических мероприятий для перехода потребителей на закрытую систему теплоснабжения (горячего водоснабжения): котельная "Северная" города Мурманска;
- модернизация МБОУ г. Мурманска СОШ N 1 (проект реализован в 2023 году);
- замена оконных блоков в общеобразовательных учреждениях города Мурманска.
В части поддержки развития муниципально-частного партнерства следует отметить, что в настоящее время инвестиционный проект "Строительство крытого катка с искусственным льдом МАУ ГСЦ "Авангард", реализованный в рамках концессионного соглашения с ООО "Пропаганда" от 25.02.2019, находится в эксплуатационной фазе. Кроме того, в объект концессионного соглашения включен новый элемент: отдельно стоящее здание физкультурно-оздоровительного комплекса (в соответствии с постановлением администрации города Мурманска от 27.12.2022 N 4387). Планируется строительство физкультурно-спортивного комплекса, расположенного в непосредственной близости от крытого катка "Метеор", общей площадью около 1 000 кв. м с единовременной пропускной способностью 40 - 50 человек.
В сфере культуры одним из приоритетных является проект реконструкции объекта культурного наследия здания кинотеатра "Родина", который станет современным культурно-досуговым центром притяжения детей и молодежи. Благодаря подписанному соглашению о сотрудничестве между Мурманской областью и ПАО "НОВАТЭК" данный проект будет реализован.
В 2022 году успешно реализованы и перешли в категорию "завершенные" пять инвестпроектов, в том числе:
- строительство детского сада на 80 мест в районе дома 44 по улице Капитана Орликовой;
- офтальмологический центр Мурманской области;
- строительство детского сада на 196 мест в районе домов 31, 32 по улице Достоевского;
- комплексное развитие СК "Долина Уюта" в городе Мурманске;
- строительство подстанции "Мурманская".
Инвестиционные проекты, реализуемые и планируемые к реализации на территории города Мурманска за счет средств бюджета муниципального образования город Мурманск, включены в муниципальные программы города Мурманска.
Администрация города Мурманска проводит активную инвестиционную политику, направленную на создание условий для привлечения инвесторов и формирование конкурентоспособной экономики.
В целях привлечения дополнительных инвестиций в 2022 году предоставлены льготы по арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на развитие основных средств АО "Отель "АРКТИКА", ООО "ПоларСтрой", АО "Фармация Мурманска", МРООГО "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", АО "Мурманскавтотранс", АО "Электротранспорт города Мурманска", АО "Бюро спецобслуживания", МРОО "Физкультурно-оздоровительная организация "Здоровый город". Кроме того, предоставлена льгота по арендной плате за пользование муниципальным имуществом в городе Мурманске АО "Мурманскавтотранс".
Ежегодно в соответствии со Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р) формируется рейтинг органов местного самоуправления Мурманской области по содействию развитию конкуренции и обеспечению благоприятного инвестиционного климата. В 2023 году по итогам 2022 года город Мурманск занял первое место среди городских округов Мурманской области, количество баллов по результатам данного рейтинга составило 165,5 баллов, среднее значение среди городских округов - 133,56 баллов.
Мурманская область является лидером по количеству привлеченных резидентов преференциальных режимов в Арктической зоне.
Показателями эффективности преференциальных режимов являются реализация новых проектов, создание новых рабочих мест и перспективы, которые открываются для людей, живущих на Севере.
Так, в настоящее время в реестр резидентов ТОР "Столица Арктики" включены семь организаций, в том числе одна из них реализует инвестиционный проект на территории муниципального образования город Мурманск (ООО "Ренейссанс Арктик" с проектом "Создание и оборудование технологического комплекса для производства и укрупнительной сборки металлоконструкций (сабдэков) и трубопроводных узлов"). Планируется создание 3 979 новых рабочих мест. Общий объем инвестиций составит более 222,07 млрд рублей.
На территории города Мурманска зарегистрировано 95 резидентов АЗ РФ, общий объем инвестиций составляет 40,1 млрд рублей. Большинство компаний реализуют проекты в сфере МСП, туризма.
Крупнейшие инвестиционные проекты в городе планируются к реализации ведущими транспортными предприятиями города в целях развития портовой инфраструктуры: строительство головного ледокола "Лидер" и серийных универсальных атомных ледоколов ФГУП "Атомфлот", модернизация технологического оборудования и реконструкция причалов и объектов портовой инфраструктуры АО "Мурманский морской торговый порт", реконструкция акватории причалов и устройство железнодорожных путей Мурманским транспортным филиалом ПАО "ГМК "Норильский никель", реконструкция и техническое перевооружение двухкамерного сухого дока на "35 судоремонтном заводе - филиале АО "ЦС "Звездочка", г. Мурманск", обновление подвижного состава транспортного парка АО "Электротранспорт города Мурманска".
В целях дальнейшего развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования город Мурманск администрацией города Мурманска сформирован перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в 2023 году (утвержден постановлением администрации города Мурманска от 28.12.2022 N 4409).
В 2023 году в городе Мурманске реализуются восемь региональных проектов, направленных на достижение показателей пяти национальных проектов, которые предусмотрены Указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474:
1. Региональный проект "Культурная среда".
В 2023 году проектом предусмотрено:
- создание одной модельной библиотеки на базе информационного интеллект-центра N 5 МБУК "Центральная детская библиотека города Мурманска";
- оснащение МБУ ДО ДШИ N 1 г. Мурманска музыкальными инструментами, оборудованием и учебными материалами;
- проведение капитального ремонта здания по адресу: улица Полярной дивизии, дом 1/16 под размещение художественной школы;
- строительство здания центра культурного развития в городе Мурманске на улице Аскольдовцев.
2. Региональный проект "Современная школа".
В рамках реализации регионального проекта "Современная школа" выполняются мероприятия по строительству школы на 500 мест в районе улицы Советской.
3. Региональный проект "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации".
Проектом предусмотрено проведение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных учреждениях города Мурманска (49 учреждений).
4. Региональный проект "Жилье".
Проектом предусмотрено обеспечение земельных участков под строительство, предназначенных для предоставления на безвозмездной основе многодетным семьям, объектами коммунальной инфраструктуры.
5. Региональный проект "Формирование комфортной городской среды".
В 2023 году проектом предусмотрено:
- комплексное благоустройство семи дворовых территорий;
- комплексное благоустройство трех общественных территорий (зеленой зоны вдоль ручья Чистого, территории озера Семеновского "Домик Моржей", экологической тропы на территории спортивного комплекса "Снежинка").
В 2024 году планируется комплексное благоустройство 18 дворовых и двух общественных территорий.
6. Региональный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".
7. Региональный проект "Чистая страна". Проектом предусмотрено выполнение работ по рекультивации городской свалки твердых отходов.
8. Региональный проект "Дорожная сеть".
В 2023 году проектом предусмотрено проведение ремонта 18 автомобильных дорог протяженностью 14,35 км (срок выполнения работ по контракту - 30.09.2023).
На реализацию региональных проектов на территории города Мурманска заключены соответствующие соглашения.
В прогнозном периоде инвестиционная активность в регионе продолжится благодаря главным генераторам инвестиционного роста - сформированным пакетам "арктических преференций" и преференциям для резидентов ТОР "Столица Арктики".
Предположительно, в 2023 году индекс физического объема инвестиций составит 90,8%. Незначительная волатильность интенсивности роста и снижения в течение прогнозного периода будет обусловлена изменением характера выполняемых работ в зависимости от этапов реализации инвестиционных проектов.
В 2028 году объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, предположительно, составит 96,2 млрд рублей в консервативном варианте прогноза, 108,9 млрд рублей в базовом варианте прогноза.
Продолжится реализация проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла", включающего строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры на западном и восточном берегу Кольского залива.
В 2022 году решение о газификации Мурманской области магистральным природным газом поддержано Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. ПАО "Газпром" приступил к проектированию магистрального газопровода "Волхов - Мурманск".
В рамках федерального проекта "Инфраструктурное меню" в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры между публично-правовой компанией "Фонд развития территорий", Мурманской областью и АО "Мурманэнергосбыт" заключено соглашение о реализации проекта "Капитальный ремонт линейных объектов г. Мурманска" (срок реализации проекта - 2022 - 2024 годы).
Характер интенсивности роста в прогнозном периоде в основном будет зависеть от этапов реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе с выходом активной фазы инвестирования по ряду проектов за пределы прогнозного периода, а также от влияния ограничительных мер, введенных в отношении Российской Федерации, на деятельность предприятий, реализующих инвестиционные проекты в регионе.
К основным рискам недостижения прогнозных значений показателей относятся:
- отсрочка реализации инвестиционных проектов на территории города Мурманска;
- сокращение объемов и/или перенос сроков планового финансирования проектов, реализуемых за счет средств федерального и областного бюджетов.
Объем работ строительного подряда в действующих ценах увеличился до 17 515,0 млн рублей (в 4,4 раз больше, чем в 2021 году). Увеличение связано с изменением объема работ на объектах обрабатывающих производств и транспортной инфраструктуры. За 2022 год введено 50 зданий общей площадью 22,4 тыс. кв. м (92,3% к 2021 году), в том числе 17 жилых домов (включая индивидуальные жилые дома, построенные населением, введенные в эксплуатацию в установленном порядке) общей площадью 5,1 тыс. кв. м (в 1,6 раз больше, чем в 2021 году). Также введено 33 нежилых здания (113,8% к 2021 году) общей площадью 17,3 тыс. кв. м, включая 20 коммерческих и пять промышленных зданий.
В течение 2022 года выданы разрешения на ввод в эксплуатацию следующих наиболее крупных социально-значимых объектов:
- "Автоматизированный радиотехнический пост (АРТП) "Обзор". Стальная башня." ФГУП Росморпорт;
- "Строительство детского сада на 80 мест в районе дома 44 по улице Капитана Орликовой в городе Мурманске";
- "Строительство детского сада в районе домов 31, 32 по улице Достоевского в городе Мурманске";
- "Реконструкция здания магазина под предприятие общественного питания вместимостью до 50 посадочных мест по улице Маклакова, 48а, г. Мурманск";
- "Строительство рыбообрабатывающего завода производительностью более 25 тонн готовой рыбной продукции в сутки "Рыбообрабатывающий комплекс "Арктика";
- "Многоквартирный жилой дом, расположенный в Октябрьском административном округе г. Мурманска, рядом с домом 49/1 по улице Старостина";
- "Магазин по улице Бочкова, д. 19, г. Мурманск. Реконструкция";
- "База отдыха по адресу: г. Мурманск".
Выданы разрешения на строительство следующих объектов:
- "Магазин по улице Калинина, д. 37, г. Мурманск";
- "Административное здание по адресу: г. Мурманск, улица Капитана Копытова";
- "Жилой дом в г. Мурманске по улице Павлова";
- "Предприятие общественного питания по адресу г. Мурманск, жилой район Росляково, улица Заводская";
- "Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Мурманск, улица Бредова, д. 9".
Строительство и ввод в эксплуатацию данных объектов обеспечат рост объема работ строительного подряда в прогнозном периоде.
Сальдированный финансовый результат (прибыль, убыток) деятельности крупных и средних предприятий
Наблюдается значительное снижение в 2022 году сальдированного финансового результата деятельности организаций до 62,0 млрд рублей (59,9% к 2021 году). Данное снижение обусловлено уменьшением прибыли предприятий в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха, а также в сфере строительства.
Положительный финансовый результат сложился в сфере транспортировки и хранения - 87,0 млрд рублей, сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства - 80,6 млрд рублей, обрабатывающих производств - 4,9 млрд рублей, деятельности по операциям с недвижимым имуществом - 5,6 млрд рублей, деятельности гостиниц и предприятий общественного питания - 314,7 млн рублей, торговле оптовой и розничной, ремонту автотранспортных средств и мотоциклов - 514 млн рублей. Общее количество прибыльных организаций составило 83 единицы (83% к 2021 году), сумма прибыли - 81,9 млрд рублей (81,9%).
В 2022 году отмечено увеличение дебиторской задолженности до 197,7 млрд рублей (104,7% по сравнению с 2021 годом). Кредиторская задолженность увеличилась до 124,6 млрд рублей (112,7% к 2021 году). Суммарная задолженность по обязательствам организаций на конец 2022 года составила 544,6 млрд рублей, в том числе по полученным займам и кредитам - 420,0 млрд рублей.
В прогнозном периоде ожидается рост сальдированного финансового результата в среднем на 4% ежегодно. В 2028 году прогнозное значение показателя - 122,1 млрд рублей (в базовом варианте прогноза).
Труд и занятость
Несмотря на негативное влияние антироссийских санкций и сокращение темпов роста экономики в целом по стране, обусловленное необходимостью перестройки производственных процессов и переориентации логистических цепочек с учетом геополитической обстановки, рынок труда города Мурманска демонстрирует в 2022 году стабильную тенденцию к росту.
Вместе с тем, развитие рынка труда несколько сдерживается негативными демографическими тенденциями, в частности, сокращением численности трудоспособного населения. В 2022 году среднегодовая численность трудоспособного населения составила 159,56 тыс. человек, сократившись по сравнению с 2021 годом на 3,8 тыс. человек или 2,3%. Вместе с тем, доля населения в трудоспособном возрасте несколько увеличилась: с 58,14% до 59,41% от общей численности населения, что обусловлено увеличением числа прибывших граждан в трудоспособном возрасте.
В дальнейшем ожидается устойчивый рост численности населения в трудоспособном возрасте благодаря положительному сальдо миграции и естественного прироста.
Таким образом, в 2023 году среднегодовая численность населения в трудоспособном возрасте предположительно составит 159,22 тыс. человек, в 2028 году - 168,90 тыс. человек в базовом варианте прогноза (168,21 тыс. человек - в консервативном варианте).
Численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) в 2022 году составила 89,4 тыс. человек, увеличившись к уровню 2021 года (88,8 тыс. человек) на 0,7%.
В 2023 году вследствие адаптации экономики к новым условиям ведения хозяйственной деятельности, вызванным внешнеэкономической ситуацией, а также в связи со стабильным увеличение потребности работодателей в трудовых ресурсах, обусловленным ростом инвестиционной активности в регионе, численность работников организаций предположительно продолжит расти и составит 89,8 тыс. человек.
В среднесрочной перспективе отрицательное влияние общего сокращения численности населения в трудоспособном возрасте будет сдерживать дальнейший рост числа работников организаций. Вместе с тем увеличение числа компаний-резидентов ТОР "Столица Арктики", реализация арктического пакета преференций и прогнозируемое дальнейшее повышение инвестиционной активности на территории региона позволяют ожидать, что численность работников в среднесрочной перспективе возрастет до 95,2 тыс. человек в 2028 году в базовом варианте прогноза (до 90,5 тыс. человек - в консервативном варианте).
Улучшению ситуации на рынке труда способствует реализация Плана мероприятий, направленного на повышение в 2023 году уровня занятости населения, проживающего на территории муниципального образования город Мурманск, и снижение численности граждан, состоящих на учете в Мурманском кадровом центре Государственного областного бюджетного учреждения (далее - ГОБУ) Центр занятости населения Мурманской области.
В 2022 году среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в службах занятости населения, снизилась и составила 1,19 тыс. человек, что меньше показателя 2021 года на 52,4%. Уровень безработицы (к трудоспособному населению) снизился на 0,8 процентных пунктов и составил 0,7%. В связи с устойчивым развитием сферы занятости и общей адаптацией экономики региона к новым геополитическим реалиям ожидается, что уровень безработицы продолжит снижение, составит 0,5% в 2023 году и сохранится на этом уровне до 2028 года (в консервативном варианте прогноза, учитывающем риски снижения темпов экономического роста). Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в ГОБУ Центр занятости населения Мурманской области, предположительно составит 0,85 тыс. человек в 2023 году и 0,83 тыс. человек в 2028 году.
Размер среднемесячной заработной платы работников организаций города в 2022 году в номинальном выражении увеличился на 11,8% и составил 97 004,9 рублей.
Рост среднемесячной начисленной заработной платы в реальном выражении отмечен в следующих отраслях:
- добыча полезных ископаемых (на 41,4%);
- деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги (на 9,6%);
- деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (на 2,8%).
В прогнозном периоде с учетом действующих мер прогнозируется дальнейший рост среднемесячной заработной платы. Ожидается, что в 2028 году номинальная среднемесячная заработная плата предположительно составит 154 357,8 рублей.
Развитие социальной сферы
Одним из приоритетных направлений развития социальной сферы является повышение доступности качественного образования для всех категорий граждан, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
Система образования города Мурманска представлена дифференцированной сетью образовательных учреждений. В 2022 году функционировало 141 муниципальное образовательное учреждение и учреждения образования, в том числе:
- 49 общеобразовательных учреждений (с 01.07.2020 приостановлена образовательная деятельность МБОУ г. Мурманска "Средняя общеобразовательная школа N 1" в целях планового ремонта инженерных сетей на период капитального ремонта), из них: 32 общеобразовательные школы, девять гимназий, четыре лицея, четыре прогимназии;
- 68 дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ);
- 19 учреждений дополнительного образования, в том числе: 11 детско-юношеских спортивных школ, центр детского и юношеского туризма, детский морской центр, три дома детского творчества, центр патриотического воспитания "Юная Гвардия", центр профессиональной ориентации "ПрофСтарт", МБУ ДО г. Мурманска "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи";
- МБУ ДПО г. Мурманска "Городской информационно-методический центр работников образования";
- четыре прочих учреждения, обеспечивающих предоставление услуг (выполнение работ) в сфере образования.
В 2022 году в муниципальных ДОУ услугу дошкольного образования получали 15 035 воспитанников муниципальных ДОУ и ОУ, реализующих программы дошкольного образования (44 человека получали услуги дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях). Численность воспитанников муниципальных ДОУ сократилась в 2022 году по сравнению с 2021 годом на 1 170 человек. Уменьшение численности воспитанников муниципальных ДОУ обусловлено уменьшением численности детей дошкольного возраста, проживающих в городе Мурманске. В 2023 году численность воспитанников ДОУ предположительно составит 13 815 человек.
Вместе с тем, в связи с преодолением отрицательных демографических тенденций (увеличением числа родившихся, преобладанием лиц репродуктивного возраста в составе прибывших) ожидается постепенное увеличение численности воспитанников ДОУ в среднесрочной перспективе - до 14 096 человек в 2028 году в базовом варианте прогноза (до 13 956 человек - в консервативном варианте).
В городе Мурманске полностью решена проблема предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях детям в возрасте от трех до семи лет.
Одним из наиболее эффективных направлений повышения доступности дошкольного образования является внедрение его вариативных форм. С этой целью в муниципальных ДОУ функционируют:
- центры игровой поддержки ребенка в количестве 22 единиц;
- консультативные пункты в девяти ДОУ.
В центрах игровой поддержки ребенка и консультативных пунктах детьми, не посещающими детский сад, осваиваются образовательные программы дошкольного образования, а также предоставляется консультативная помощь родителям.
Также в ДОУ функционируют 35 логопедических пунктов, в которых по адаптированной программе обучались более 800 детей.
В целях повышения обеспеченности населения города Мурманска местами в ДОУ в 2022 году введены в эксплуатацию детские сады на 80 мест в районе улицы Капитана Орликовой и на 196 мест в районе улицы Достоевского в рамках регионального проекта "Содействие занятости" (национальный проект "Демография"). В результате этого обеспеченность населения местами в ДОУ возросла с 83,23 мест на 100 детей дошкольного возраста в 2021 году до 93,8 мест в 2022 году (количество мест в ДОУ увеличилось с 15 355 мест в 2021 году до 15 551 места в 2022 году).
С учетом отрицательных демографических тенденций ожидается, что обеспеченность населения местами в ДОУ возрастет до 96,24 мест на 100 детей дошкольного возраста в 2023 году. В среднесрочном периоде в связи с увеличением числа детей дошкольного возраста в базовом варианте прогноза обеспеченность местами в ДОУ незначительно сократится до 96,14 мест на 100 детей дошкольного возраста в 2028 году.
Сеть муниципальных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, создает условия для получения качественного образования и позволяет в полной мере обеспечивать социальный заказ. Основное общее образование обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия для воспитания и формирования личности обучающегося, для развития его способности к социальному самоопределению.
В 2022 году средняя численность обучающихся общеобразовательных учреждений (дневных и вечерних) составила 30 875 человек (101,3% к уровню 2021 года).
Федеральный государственный образовательный стандарт реализован на всем уровне начального общего образования, осуществляется поэтапный переход на Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования.
С учетом данных ведомственной статистики за первое полугодие 2023 года ожидается, что в 2023 году общее количество обучающихся общеобразовательных учреждений составит 30 688 человек. В прогнозном периоде в связи с незначительным улучшением демографической обстановки ожидается умеренное увеличение численности обучающихся до 32 426 человек в 2028 году в базовом варианте прогноза (до 31 481 человека - в консервативном варианте).
При этом достаточно высокой остается доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях. Так, в 2022 году данный показатель составил 98,68% (на 1,12 процентного пункта больше, чем в 2021 году). В 2023 году ожидается, что в одну смену будут заниматься 98,92% обучающихся общеобразовательных учреждений. В прогнозном периоде значение данного показателя предположительно останется неизменным.
Численность обучающихся по программам среднего профессионального образования в 2022 году составила 10 754 человека, увеличившись к уровню предыдущего года на 166 человек. В прогнозном периоде ожидается, что значение показателя продолжит расти и составит 11 589 человек в 2028 году в базовом варианте прогноза (10 679 человек - в консервативном варианте).
Численность обучающихся по программам высшего образования в 2022 году увеличилось на 50 человек по сравнению с 2021 годом и составила 5 711 человек. В прогнозном периоде за счет повышения конкурентоспособности мурманских учреждений высшего образования и сокращения оттока молодежи ожидается, что численность обучающихся по программам высшего образования составит 4 977 человек в 2028 году в базовом варианте прогноза (4 822 человека - в консервативном варианте).
В 2022 году в городе Мурманске функционировали 32 общедоступные (публичные) библиотеки, в том числе: три областные библиотеки, две муниципальные центральные библиотеки с 29 филиалами, из которых 12 - детских.
В настоящее время в городе создана новая современная модель библиотеки - информационный интеллект-центр. Основным направлением развития библиотек является автоматизация всех информационных и библиотечно-библиографических процессов. На территории муниципального образования осуществляют свою деятельность 17 информационных интеллект-центров, обеспечивающих доступ различных категорий граждан к литературе и информации в сети Интернет.
В рамках национального проекта "Культура" в 2019 - 2022 годах на базе МБУК "Центральная детская библиотека города Мурманска" и МБУК "Центральная городская библиотека г. Мурманска" открыты семь модельных библиотек.
В 2022 году обеспеченность общедоступными библиотеками в расчете на 100 тыс. человек населения возросла на 1,4% к уровню 2021 года и составила 11,92 единиц. В 2023 году данный показатель предположительно составит 11,99 единиц на 100 тыс. человек населения. Ввиду постепенного увеличения численности населения города Мурманска в прогнозном периоде ожидается уменьшение значения показателя обеспеченности общедоступными библиотеками до 11,96 единиц на 100 тыс. населения в 2028 году (в базовом варианте прогноза).
В 2022 году в городе Мурманске осуществляли деятельность шесть учреждений культурно-досугового типа, в том числе два областных учреждения (ГОАУК "Мурманский областной Дворец культуры и народного творчества им. С.М. Кирова", ГУК "Мурманский дом культуры железнодорожников Октябрьской железной дороги МПС РФ") и четыре муниципальных учреждения (МБУК "Дом культуры "Первомайский" г. Мурманска", МАУК "Дом культуры Ленинского округа г. Мурманска", МБУК "Центр досуга и семейного творчества", МБУК "Дворец культуры Судоремонтник").
Показатель обеспеченности населения учреждениями культурно-досугового типа в 2022 году незначительно увеличился за счет сокращения численности населения и составил 2,23 единиц на 100 тыс. населения против 2,14 единиц в 2021 году. В 2023 году с учетом уменьшения численности населения города Мурманска обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа предположительно составит 2,25 единиц на 100 тыс. населения. В прогнозном периоде значение данного показателя сократится до 2,25 единиц на 100 тыс. населения в 2028 году (в базовом варианте прогноза) ввиду постепенного увеличения численности населения.
В сфере физической культуры и спорта в результате проводимых в городе Мурманске официальных физкультурных и спортивных мероприятий (более 140 мероприятий в год), активной пропаганды спорта в СМИ удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличился на 1 процентный пункт по сравнению с уровнем 2021 года и составил 54,2%. Увеличению данного показателя также способствовало активное вовлечение населения города Мурманска в занятия физической культурой и спортом по месту жительства на спортивных объектах МАУ ГСЦ "Авангард" и создание нового крупного объекта спорта: крытого катка с искусственным льдом МАУ ГСЦ "Авангард", расположенного по адресу: город Мурманск, улица Капитана Орликовой, 9 микрорайон.
В связи с популярностью данного спортивного объекта принято решение о включении в предмет концессионного соглашения дополнительного объекта: отдельно стоящего здания физкультурно-оздоровительного комплекса площадью около 1 000 кв. м с пропускной способностью не менее 40 человек в час при учебно-тренировочном процессе. Объект планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году.
Также с учетом успешного опыта реализации вышеуказанного проекта рассматривается возможность расширения применения механизма концессии при создании новых объектов спорта, отвечающих современным стандартам подготовки спортсменов и предоставляющих жителям города широкие возможности для занятия различными видами спорта.
В рамках концессионного соглашения планируется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса на улице Старостина, спортклуба быстрого доступа "Моя Станция", а также плавательного бассейна на проспекте Кольском в городе Мурманске.
Кроме того, в рамках проекта "Новый Мурманск" будет создан центр здоровья и отдыха "Арктический акватермальный физкультурно-оздоровительный комплекс" с аквапарком. Он будет размещен в районе улицы Подгорной и станет первым объектом проекта "Новый Мурманск".
Также резидентом АЗ РФ ООО "ЦЛП НОРЕБО" реализуется проект по строительству всесезонного лыжного спортивного центра с комплексом трамплинов, который позволит обеспечивать круглогодичный тренировочный процесс для спортсменов различного уровня.
Таким образом, с учетом описанных выше мер по развитию материально-технической базы спорта города Мурманска, а также данных ведомственной статистики за первое полугодие текущего года ожидается увеличение удельного веса населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, до 56,2% от общей численности населения в 2023 году и до 67,3% населения в 2028 году.
В 2022 году в эксплуатацию введено 4,6 тыс. кв. м жилых помещений. Ожидается, что в текущем году в эксплуатацию будет введено порядка 6,34 тыс. кв. м жилых помещений. Предполагается, что в прогнозном периоде за счет планируемой реализации проектов жилищного строительства в районе улиц Анатолия Бредова, Кирпичной и Успенского (Ленинский административный округ города Мурманска) в 2024 - 2025 годах, а также программы развития жилищного строительства в районах Жилстроя, Больничного городка, Промзоны и на Абрам-Мысе в последующие годы объем ежегодно вводимого в эксплуатацию жилья увеличится до 46,0 тыс. кв. м в 2028 году в базовом варианте прогноза (до 21,0 тыс. кв. м - в консервативном варианте).
Следует отметить, что ключевым приоритетом для города является кардинальная перезагрузка развития жилищного строительства, работа которого серьезно осложняется объективными факторами: отсутствие собственного производства строительных материалов и, как следствие, их высокая стоимость, дефицит кадров для гражданского строительства.
Реализуется проект развития жилищного строительства в микрорайонах "Больничный район" и "1 микрорайон" в городе Мурманске, в рамках которого после расселения аварийного жилищного фонда планируется высвобождение территории под реализацию проектов жилищного строительства как силами частных инвесторов, так и за счет бюджетных средств, а также предусмотрена модернизация сопутствующей инфраструктуры. Срок поэтапной реализации проекта - 2022 - 2028 годы.
Кроме этого, с 01.08.2021 на территории Мурманской области реализуется программа по предоставлению гражданам земельных участков в безвозмездное пользование "Гектар Арктики".
Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир в 2022 году увеличилась по сравнению с 2021 годом на 1,1% и составила 28,1 кв. м на одного жителя. С учетом планируемых объемов ввода жилья ожидается, что в 2023 году средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир незначительно увеличится и составит 28,12 кв. м на человека.
В прогнозном периоде ожидается увеличение темпов роста объемов жилищного строительства. В связи с этим ожидается увеличение обеспеченности населения площадью жилых квартир до 30,24 кв. м на одного жителя к 2028 году в базовом варианте прогноза (до 28,89 кв. м на одного жителя - в консервативном варианте прогноза).
На реализацию мер по сокращению площади аварийного жилого фонда направлена реализация муниципальных программ города Мурманска "Управление имуществом и жилищная политика" на 2018 - 2024 годы и "Жилищная политика" на 2023 - 2028 годы.
В рамках муниципальной программы города Мурманска "Управление имуществом и жилищная политика" на 2018 - 2024 годы в 2022 году расселено 298 человек с высвобождением 110 жилых помещений в аварийных домах общей площадью 4087 кв. м.
В 2022 году, несмотря на реализуемые в рамках указанной муниципальной программы города Мурманска мероприятия, общая площадь аварийного жилищного фонда увеличилась на 5,7% по сравнению с 2021 годом: значение показателя составило 137 393,7 кв. м, или 1,83% от общей площади жилого фонда (против 1,73% в 2021 году).
Ожидается, что в результате принимаемых мер по сокращению непригодного для проживания жилищного фонда к концу текущего года общая площадь аварийного жилищного фонда сократится до 133 920,7 кв. м (до 1,79% от общей площади жилого фонда). В прогнозном периоде доля площади аварийного жилищного фонда в общей площади жилого фонда предположительно сократится до 1,69% к 2028 году в базовом варианте прогноза (до 1,72% - в консервативном варианте прогноза).
Уровень собираемости платежей за жилье и коммунальные услуги в 2022 году составил 93,2%, что выше уровня 2021 года на 0,5 процентных пункта. Данные ведомственной статистики о фактическом возмещении населением затрат за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в первом полугодии 2023 года позволяют предположить, что в текущем году уровень собираемости платежей сократится до 89,2%.
В прогнозном периоде на фоне прогнозируемого роста реальных располагаемых доходов населения ожидается, что уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги перейдет к росту и достигнет 91,5% к 2028 году.
Протяженность автодорог общего пользования местного значения в городе Мурманске в 2022 году составляет 178,9 км (дороги с усовершенствованным твердым покрытием). В текущем году протяженность дорог общего пользования увеличилась до 205,4 км (в т.ч. 204,57 км дорог с усовершенствованным покрытием) за счет принятия в муниципальную собственность дворовых проездов. Ожидается, что указанное значение в прогнозном периоде останется неизменным.
Доходы бюджета
Бюджет города Мурманска по налоговым и неналоговым доходам за 2022 год исполнен в сумме 9 538 918,2 тыс. рублей, что по сравнению с 2021 годом ниже на 1 807 309,0 тыс. рублей или на 15,9%.
Снижение поступлений в 2022 году в основном связано с уменьшением следующих видов налоговых доходов:
- налога на доходы физических лиц - за счет снижения доходов, полученных физическими лицами в виде дивидендов от долевого участия в организациях рыбопромышленной отрасли, на деятельность которых в отчетном году оказало влияние сокращение экспортных поставок рыбной продукции, а также доходов, полученных от источников, находящихся за пределами Российской Федерации;
- единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) - за счет уменьшения выручки налогоплательщиков в связи с введением в отношении Российской Федерации санкций, оказывающих влияние на финансово-хозяйственную деятельность организаций рыбопромышленной отрасли (в том числе закрытие морских портов для выгрузки крабовой продукции и ограничения по валютным операциям), а также ростом расходов на ремонт и приобретение судов.
Оценка поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2023 году составляет 9 024 307,1 тыс. рублей, что по сравнению с исполнением за 2022 год ниже на 514 611,1 тыс. рублей или на 5,4%.
Основные причины снижения поступлений в 2023 году:
- уменьшение объема поступления ЕСХН в связи со снижением выручки налогоплательщиков и сложившихся убытков по итогам 2022 года;
- уменьшение объема поступления земельного налога в связи со снижением с 01.01.2023 кадастровой стоимости земельных участков у учреждений, финансируемых за счет средств областного и местного бюджетов;
- уменьшение поступлений по доходам в виде дивидендов по акциям, принадлежащим городским округам, в связи с перечислением в декабре 2022 года дивидендов в размере 140 000,0 тыс. рублей по решению судебного органа.
Прогноз поступлений налоговых и неналоговых доходов в 2024 - 2028 годах разработан с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, прогноза индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению по Мурманской области на 2024 - 2026 года, а также информации, представленной главными администраторами доходов бюджета города Мурманска.
В связи с отсутствием в данных источниках информации о показателях, связанных с оптимистичным сценарием социально-экономического развития, базовый сценарий на период до 2028 года принят равным консервативному.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.