г. Краснодар |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А32-34803/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного казенного учреждения Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" (ИНН 2310080867, ОГРН 1032305690185) - Фендрикова А.Н. (доверенность от 20.04.2021), от заинтересованного лица - инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по городу Краснодару (ИНН 2310023604, ОГРН 1042305724405) - Цыганковой Е.А. (доверенность от 11.12.2020), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - государственного учреждения - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара Краснодарского края (ИНН 2309077235, ОГРН 1022301431888), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 32054 6, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по делу N А32-34803/2020, установил следующее.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" (далее -учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы N 2 по городу Краснодару (далее - инспекция) о признании незаконным отказа в удовлетворении требования учреждения от 29.06.2020 N 09-05/111 о списании в доход бюджета 84 756 рублей 19 копеек дебиторской задолженности, возникшей в результате переплаты страховых взносов до 01.01.2017, отраженного в письме от 20.07.2020 N 19-2-01/00357; обязании инспекции списать в доход бюджета 84 756 рублей 19 копеек переплаты по страховым взносов учреждения в Пенсионный фонд до 01.01.2017 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.12.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.02.2021, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что право на списание излишне уплаченных страховых взносов законом не предусмотрено.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить решение суда от 11.12.2020 и постановление суда апелляционной инстанции от 26.02.2021, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Считает, что суд ошибся в предмете спора и предмете доказывания, отказав в удовлетворении требований, не заявляемым учреждением. Суд ошибочно расширил предмет спора и применил не применимые нормы права. Действия, именуемые учреждением как "списание в бюджет", направлены на исключение денежных средств из реестра задолженностей, прекращение отражения этих сведений, без изменения местонахождения денежных средств. Учреждение добивалось исключения из информационного ресурса инспекции сведений о денежных средствах, не требуя дальнейших действий с реальными денежными средствами, которые противоречат их правовой природе.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы и возражения, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил, что в справке о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на 31.12.2016 у учреждения отражена переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 84 765 рублей 19 копеек. Учреждение 29.06.2020 N 09-05-/111 обратилось в инспекцию с заявлением о списании 84 765 рублей 19 копеек переплаты в Пенсионный фонд России страховых взносов за период до 01.01.2017. Письмом от 20.07.2020 N 19-2-01/00357 инспекция отказала учреждению в списании задолженности по мотиву отсутствия в законе оснований списания излишне уплаченных платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Учреждение обратилось в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара Краснодарского края (далее - фонд) о возврате 84 765 рублей 19 копеек излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов. Решением от 27.05.2020 N 033F07200004602 фонд отказал в возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование) по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017: 84 765 рублей 19 копеек - из-за несоблюдения срока, предусмотренного пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (пропущен трехлетний срок возврат для подачи заявления на возврат страховых платежей).
Поскольку переплата по страховым взносам не списана и до настоящего времени числится на лицевом счете плательщика, учреждение обратилось в суд с указанными требованиями.
Отказывая учреждению в удовлетворении требований, суд правильно применил к рассматриваемым отношениям Федеральные законы от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"", указав, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ. В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, с 01.01.2017 между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 01.01.2017 отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор дохода бюджета в пределах своих бюджетных полномочий принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Суд согласился с позицией инспекции об отсутствии у нее законной возможности списания как излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд России, так как излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачислению во внебюджетный фонд, что следует из правовой природы спорных платежей. Пенсионный фонд, в свою очередь, отказал в списании в соответствующий бюджет излишне уплаченные страховые взносы по требованию плательщика, со дня уплаты которых прошло более трех лет, а у плательщика - право требовать такого списания. Списание, а по сути, - зачет в счет задолженности или предстоящих платежей (о чем фактически просит учреждение), невозможны в рассматриваемом случае из-за пропуска им установленного трехлетнего срока обращения в фонд с момента излишней уплаты страховых взносов. Исходя из указываемых учреждением целей восстановления предполагаемого нарушенного права, нецелесообразна и выдача инспекцией или фондом справки о состоянии расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами с указанием в ней сведений о наличии переплаты страховых взносов, срок возврата которой истек. О наличии препятствий получения такой справки после вступления судебных актов по настоящему делу в законную силу учреждение доводы е приводит, с таким вопросом в фонд и инспекцию не обращалось. Суд правомерно отметил, что законом предусмотрен механизм зачета и возврата сумм излишне уплаченного налога, которым учреждение не воспользовалось. С учетом изложенных конкретных обстоятельств обращение учреждения с требованием о списании сумм переплаты не порождает каких-либо обязанностей по списанию в бюджет суммы переплаты у инспекции или фонда. Сходный подход сформирован в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2020 N Ф05-17498/2020 по делу N А41-10062/2020.
Кассационная инстанция также учитывает, что учреждение требует списания излишне уплаченных страховых платежей на накопительную часть пенсии, что противоречит и их правовой природе. Такие платежи зачисляются на конкретные лицевые счета застрахованных Пенсионным фондом России лиц (в данном случае работников учреждения), формируют их дополнительную пенсию (плюсуемую к базовой социальной пенсии), и их возврат без волеизъявления застрахованных лиц по заявленным учреждением требованиям противоречит закону и установленному законодательством о пенсионном страховании порядку.
Доводы жалобы не основаны на нормах процессуального права, противоречат существу защищаемого права, проверены и им дана надлежащая правовая оценка, не опровергают правильность выводов суда первой и апелляционной инстанций, направлены на изменение как предмета, так и основания заявленных требований, что противоречит закону. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по делу N А32-34803/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд согласился с позицией инспекции об отсутствии у нее законной возможности списания как излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд России, так как излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачислению во внебюджетный фонд, что следует из правовой природы спорных платежей. Пенсионный фонд, в свою очередь, отказал в списании в соответствующий бюджет излишне уплаченные страховые взносы по требованию плательщика, со дня уплаты которых прошло более трех лет, а у плательщика - право требовать такого списания. Списание, а по сути, - зачет в счет задолженности или предстоящих платежей (о чем фактически просит учреждение), невозможны в рассматриваемом случае из-за пропуска им установленного трехлетнего срока обращения в фонд с момента излишней уплаты страховых взносов. Исходя из указываемых учреждением целей восстановления предполагаемого нарушенного права, нецелесообразна и выдача инспекцией или фондом справки о состоянии расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами с указанием в ней сведений о наличии переплаты страховых взносов, срок возврата которой истек. О наличии препятствий получения такой справки после вступления судебных актов по настоящему делу в законную силу учреждение доводы е приводит, с таким вопросом в фонд и инспекцию не обращалось. Суд правомерно отметил, что законом предусмотрен механизм зачета и возврата сумм излишне уплаченного налога, которым учреждение не воспользовалось. С учетом изложенных конкретных обстоятельств обращение учреждения с требованием о списании сумм переплаты не порождает каких-либо обязанностей по списанию в бюджет суммы переплаты у инспекции или фонда. Сходный подход сформирован в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2020 N Ф05-17498/2020 по делу N А41-10062/2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф08-3726/21 по делу N А32-34803/2020