Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф08-3726/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
26 февраля 2021 г. |
дело N А32-34803/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Деминой Я.А., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания Синициной М.Г.,
при участии:
от государственного казенного учреждения Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края": представитель Фендриков А.Н. по доверенности от 25.09.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.12.2020 по делу N А32-34803/2020
по заявлению государственного казенного учреждения Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по городу Краснодару, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара Краснодарского края, об оспаривании действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" (далее - заявитель, юридическое лицо, учреждение, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы N 2 по городу Краснодару (далее- инспекция, налоговый орган) о признании незаконным отказа Инспекции федеральной налоговой службы N 2 по городу Краснодару удовлетворить заявление государственного казенного учреждения Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" от 29.06.2020 N 09-05/111 о списании в доход бюджета дебиторской задолженности в общей сумме 84 756,19 рублей, возникшей в результате переплаты страховых взносов за период до 01.01.2017, отраженного в письме от 20.07.2020 N 19-2-01/00357; об обязании Инспекцию федеральной налоговой службы N 2 по городу Краснодару списать в доход бюджета переплату страховых взносов в общей сумме 84 756,19 рублей, произведенную государственным казенным учреждением Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" в ПФ РФ до 01.01.2017 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что право на списание излишне уплаченных страховых взносов законом не предусмотрено.
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, поскольку истребуемые заявителем действия налогового органа относятся к изменению учетных данных о денежных средства, а не к самим денежным средствам. Также заявитель указывает на то, что в отсутствие проведение смены учетных данных им не может быть получено финансирование за счет бюджетных средств, что нарушает его права.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по городу Краснодару возражала в отношении заявленных доводов, просила решение суда оставить без изменения. Также инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя, которое в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено судом.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН 1032305690185, ИНН 2310080867, адрес (место нахождения): Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Железнодорожная, д. 49, состоит на учете в Инспекции федеральной налоговой службы N 2 по городу Краснодару.
Согласно справки о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 31.12.2016 за государственным казенным учреждением Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" числится переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее ОМС) в сумме 84 765,19 рублей, в том числе:
- 65 062,00 рублей - ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за расчетные периоды 2002 - 2009 годы;
- 19 665,00 рублей - ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии за расчетные периоды 2002 - 2009 годы;
- 9,93 рублей - ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии за расчетные периоды 2010 - 2016 годы;
- 10,25 рублей - ОПС, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии за расчетные периоды 2010 - 2016 годы;
- 9,69 рублей - страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет ФФОМС;
- 8,32 рублей - страховые взносы на ОМС, зачисляемые в бюджет ТФОМС за период до 01.01.2012 года.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара Краснодарского края по заявлению юридического лица от 25.05.2020 N 6107 приняло решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 27.05.2020 N 033F07200004602 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (обязательное медицинское страхование), пеням, штрафам по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2017 года, в размере: 84 765,19 рублей, в связи с несоблюдением срока, предусмотренного пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 24 июли 2009 года N 212-ФЗ (платежи имеют истекший трехлетний срок для подачи заявления на возврат).
Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" обратилось в Инспекцию федеральной налоговой службы N 2 по городу Краснодару с заявлением от 29.06.2020 N 09-05/111 о списании дебиторской задолженности по указанным КБК: КБК 18210202031060000160 на сумму 65 062 руб. 00 коп., КБК 18210202032060000160 на сумму 19 665 руб. 00 коп., КБК 18210202010060000160 на сумму 9 руб. 93 коп., КБК 18210202020060000160 на сумму 10 руб. 25 коп., КБК 18210202101080011160 на сумму 18 руб. 01 коп.
ИФНС России N 2 по городу Краснодару, рассмотрев обращение учреждения от 29.06.2020 N 09-05/111 (входящий налогового органа N 23273) по вопросу списания переплаты по налогам, сообщила, что в связи с тем, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих основания для списания излишне уплаченных сумм платежей в бюджетную систему Российской Федерации, списание переплаты по налогам не предоставляется возможным.
В связи с тем, что переплата по страховым взносам не была списана и до настоящего времени числится на лицевом счете плательщика, посчитав свои права нарушенными, заявитель обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу о признании незаконным отказа Инспекции федеральной налоговой службы N 2 по городу Краснодару удовлетворить заявление государственного казенного учреждения Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" от 29.06.2020 N 09-05/111 о списании в доход бюджета дебиторской задолженности в общей сумме 84 756,19 рублей, возникшей в результате переплаты страховых взносов за период до 01.01.2017, отраженного в письме от 20.07.2020 N 19-2-01/00357; об обязании Инспекцию федеральной налоговой службы N 2 по городу Краснодару списать в доход бюджета переплату страховых взносов в общей сумме 84 756,19 рублей, произведенную государственным казенным учреждением Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края" в ПФ РФ до 01.01.2017
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Таким образом, действия налогового органа могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия указанного акта закону и нарушения им прав и законных интересов заявителя. При этом нарушение должно быть реальным.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) с 01.01.2017 администрирование страховых взносов возложено на налоговые органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации передают налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, с 1 января 2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
Заявитель полагает, что исходя из принципов бюджетного законодательства, применяемых при финансировании государственного казенного учреждения, учитывая данные о расчетах заявителя с бюджетом, которые при этом используются, сохранение данных о дебиторской задолженности в информационных ресурсах заинтересованного лица влечет для заявителя неблагоприятные, отрицательные последствия при осуществлении финансирования его деятельности - недофинансированию.
Однако, в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор дохода бюджета в пределах своих бюджетных полномочий принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Излишне уплаченные страховые взносы технически не могут быть списаны Налоговым органом в бюджет, поскольку страховые взносы подлежат зачислению во внебюджетный фонд, а именно Пенсионный фонд Российской Федерации, что следует из правовой природы данных платежей.
Таким образом, права на списание излишне уплаченных страховых взносов Инспекции законом не предоставлено.
Законодательством не установлена обязанность налоговых органов или органов пенсионного фонда списывать в соответствующий бюджет излишне уплаченные страховые взносы по требованию плательщика, со дня уплаты которых прошло более трех лет, а у плательщика - право требовать такого списания.
Налоговый кодекс Российской Федерации не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, в налоговом законодательстве предусмотрено признание безнадежной и списание только недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
Таким образом, факт обращения заявителя с требованием о списании сумм переплаты не порождает каких-либо обязанностей по списанию в бюджет суммы переплаты ни у налогового органа, ни у органа пенсионного фонда.
Аналогичные выводы отражены в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2020 N Ф05-17498/2020 по делу N А41-10062/2020
Исходя из изложенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что законодательно установленная обязанность налоговых органов или органов пенсионного фонда списывать в соответствующий бюджет излишне уплаченные страховые взносы по требованию плательщика, со дня уплаты которых прошло более трех лет отсутствует.
Также судебная коллегия не усматривает нарушение прав заявителя, что в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является одним из обязательных оснований для оспаривания действий налогового органа.
То обстоятельство, что несписание переплаты не позволяет получить заявителю финансирование из бюджета как бюджетной организации, не свидетельствует о нарушении прав заявителя действиями налогового органа, поскольку вопросы финансирования опосредуют правоотношения бюджетного учреждения и распорядителя.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявителем не доказано ни нарушение налоговым органом норм законодательства, ни нарушение прав заявителя оспариваемыми действиями, в связи с чем отказ в удовлетворении заявленных требований является правомерным.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2020 по делу N А32-34803/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Я.А. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34803/2020
Истец: ГКУ КК "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта КК", Государственное казенное учреждение Краснодарского края "Централизованная бухгалтерия министерства физической культуры и спорта Краснодарского края"
Ответчик: ГУ ПФР в Центральном внутригородском округе г. Краснодара КК, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ВНУТРИГОДСКОМ ОКРУГЕ Г. КРАСНОДАРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ИФНС N2 по г. Краснодару