г. Краснодар |
|
04 мая 2021 г. |
Дело N А53-9401/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от истца - товарищества собственников жилья "Орбита" (ИНН 6161038542, ОГРН 1036161005528) - Алифанова В.М. (доверенность от 25.03.2020), в отсутствие ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН 6164229538, ОГРН 1046164044156), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, администрации города Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Орбита" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021 по делу N А53-9401/2020, установил следующее.
ТСЖ "Орбита" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление) о понуждении восстановить на государственном кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером 61:44:010301:124, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, д. 24 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г. Ростова-на-Дону (далее - администрация), департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:010301:124 снят с государственного кадастрового учета на основании части 3 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и пункта 181 приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 "Об установлении Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (далее - приказ N 943). Судебные инстанции также указали, что согласно статье 11 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в общедолевую собственность домовладельцев бесплатно. Распоряжением департамента от 27.04.2004 N 824 "О предоставлении в собственность земельного участка по адресу: ул. Орбитальная, 24" на домовладельцев - собственников недвижимого имущества в кондоминиуме возлагалась обязанность обеспечить выполнение работ по землеустройству, предоставлению сведений и государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 61:44:010301:24. Доказательства выполнения указанных работ по землеустройству собственниками недвижимого имущества материалы дела не содержат. Избранный истцом способ защиты не приведет к восстановлению прав истца, учитывая отсутствие установленных и согласованных границ земельного участка с кадастровым номером 61:44:0010301:24, в том виде, в котором участок и сведения о нем существовали в ЕРГН на момент снятия с кадастрового учета и присвоения статуса "архивный".
В кассационной жалобе товарищество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление, направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что на спорном земельном участке находится многоквартирный жилой дом, право собственности на квартиры в котором зарегистрировано в установленном порядке. Названное обстоятельство не учтено судами при оценке действий управления по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 61:44:010301:124. Отсутствие сведений о данном объекте в ЕГРН препятствует оформлению прав на земельный участок, необходимый для обслуживания и эксплуатации многоквартирного жилого дома.
В отзыве управление указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель товарищества на удовлетворении кассационной жалобы настаивал.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и апелляционное постановление следует отменить.
Как видно из материалов дела, 22.08.2003 постановлением мэра города Ростова-на-Дону N 1799 утвержден акт приемки в эксплуатацию жилого дома (застройщик - ОАО "Севкавэлектроремонт"), расположенного по адресу: город Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 24 (строительное пятно 7 - 29 СЖР) в Ворошиловском районе (т. 1, л. д. 108, 109).
Распоряжением департамента от 27.04.2004 N 824 земельный участок площадью 0,2883 га (кадастровый номер 61:44:010301:0124) предоставлен для эксплуатации жилых и нежилых помещений в общую долевую собственность бесплатно собственникам недвижимого имущества в кондоминиуме, расположенном по адресу: Ростовская область, город Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 24 (ТСЖ "Орбита"), в границах, указанных в кадастровой карте земельного участка (т. 1, л. д. 107).
Суды указали, что земельный участок с кадастровым номером 61:44:010301:0124, имеющий адресный ориентир: г. Ростов-на-Дону, Ворошиловский район, 7 мкр. СЖР (пятно 7 - 29), площадью 2883 кв. м с видом разрешенного использования "под жилую застройку многоэтажную" являлся ранее учтенным земельным участком, с датой постановки на кадастровый учет - 27.03.1997. Участок снят с кадастрового учета 13.08.2018.
Товарищество обратилось в орган кадастрового учета с заявлением о признании недостоверной записи о присвоении земельному участку с кадастровым номером 61:44:010301:124 статуса "архивный" и внесении изменений в кадастровые сведения о земельном участке площадью 2883 кв. м (кадастровый номер 61:44:010301:124), расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, 24, на статус "актуальный".
В письме от 23.01.2020 N 14-0134 управление сообщило о снятии 13.08.2018 земельного участка с кадастровым номером 61:44:010301:124 с кадастрового учета в соответствии с правилами части 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ и подпункта 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом N 943.
Товарищество, указывая, что действия управления не соответствуют закону, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Отношения, связанные с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", с 01.01.2017 - Законом N 218-ФЗ.
В силу части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Законом сведений об объектах недвижимости.
Земельный участок, как объект недвижимости, участвующий в гражданском обороте, в силу положений статей 130, 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, части 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, подлежит государственному кадастровому учету с внесением сведений о нем в ЕГРН.
В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Последовательность действий регистрирующего органа при снятии с кадастрового учета таких земельных участков определена пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом N 943.
В отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:
1) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или ЕГРН сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Законом о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус "архивная";
2) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРН сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений об отсутствии в ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок или записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок и о том, что информация о данном земельном участке также направлена в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения государственной собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется "актуальный";
3) при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 01.03.2008, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРН сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус "архивная".
Письмом от 10.09.2019 N Д23и-30808 Минэкономразвития России разъяснило порядок снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 01.03.2008, установленный пунктом 181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом N 943. Земельные участки, учтенные до 01.03.2008, могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий:
1) в отношении таких земельных участков в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки;
2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости;
3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке, являющемся исходным для таких участков и соответственно наличия или отсутствия в государственном кадастре недвижимости или ЕГРН сведений о правообладателе на исходный земельный участок: в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 01.03.2008; в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 01.03.2008 и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований товарищества, исходили из соответствия действий управления в отношении спорного участка положениям части 3 статьи 70 Закона и подпункта 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом N 943.
В то же время, суды, разрешая заявленные требования, не учли следующее. Товарищество указывает, что в границах спорного земельного участка находится многоквартирный жилой дом, который в установленном порядке введен в эксплуатацию. Земельный участок площадью 0,2883 га с кадастровым номером 61:44:010301:0124 предоставлен в общую долевую собственность собственникам имущества в кондоминиуме (т. 1, л. д. 107 - 109).
В соответствии со статьями 289 и 290 Гражданского кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В суд апелляционной инстанции представлены свидетельства о государственной регистрации права на квартиры, расположенные в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Орбитальная, д. 24. При этом в свидетельствах о государственной регистрации права часть кадастрового (или условного) номера квартиры в многоквартирном доме совпадает с кадастровым номером земельного участка ("61:44:010301:0124:"; т. 2, л. д. 22 - 35).
Таким образом, судам при разрешении заявленных требований следовало проверить действия управления на предмет соответствия положениям подпункта 2 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного приказом N 943, а также дать оценку доводам товарищества о том, что с государственного кадастрового учета снят земельный участок, сведения о площади и кадастровом номере которого указаны в акте уполномоченного органа о предоставлении участка общую долевую собственность (т. 1, л. д. 107). При оценке доводов управления об избрании товариществом ненадлежащего способа защиты нарушенного права следует учитывать, что сведения о земельном участке при отсутствии спора о праве могут быть восстановлены на государственном кадастровом учете в качестве применении последствия признания незаконными действий органа государственной регистрации. Восстановление сведений об участке в ЕГРН позволяет в установленном законом порядке уточнить его границы и осуществить государственную регистрацию права в соответствии с правоустанавливающим документом.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 33 постановления от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов суда первой или апелляционной инстанции об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства, являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части. В этом случае дело направляется на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу.
Поскольку выводы, приведенные в обжалуемых судебных актах, не основаны на содержании и оценке совокупности представленных в дело доказательств, решение и постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, правильно квалифицировать требования товарищества, установить и исследовать существенные для рассмотрения дела обстоятельства с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, в том числе дать надлежащую правовую оценку доводам товарищества о нарушении управлением порядка снятия с государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом, возможности восстановления нарушенного права в рамках избранного способа судебной защиты, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2021 по делу N А53-9401/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 33 постановления от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов суда первой или апелляционной инстанции об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства, являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части. В этом случае дело направляется на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 мая 2021 г. N Ф08-3557/21 по делу N А53-9401/2020