Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Одними из основных принципов муниципальной службы являются профессионализм и компетентность муниципальных служащих, а также ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Муниципальная службы должна быть основана на профессионализме и высокой квалификации муниципальных служащих, которые, выполняя управленческие функции, выступают представителями власти, действуют в интересах государства и общества.
Развитие института муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы Тюменской области, финансируемыми соответственно за счет средств местного бюджета и регионального бюджета. От качества подготовки и компетентности муниципальных служащих, их добросовестного отношения к должностным обязанностям во многом зависит профессионализм муниципальной службы, авторитет в обществе.
Необходимость реализации Программы обусловлена имеющимися проблемами, возникающими в сфере муниципальной службы и сдерживающими развитие муниципальной службы в Нижнетавдинском муниципальном районе:
1. Недостаточность условий для расширения формата управления кадровым составом муниципальной службы.
Причины возникновения проблемы:
- кадровый резерв формируется на все должности муниципальной службы Администрации района. Однако, молодые специалисты, заявляясь в кадровый резерв, не имеют достаточного опыта и знаний для замещения должностей муниципальной службы;
- недостаточная степень внедрения современных информационных технологий, направленных на формирование собственного банка данных соискателей, желающих начать трудовую деятельность на муниципальной службе. Это приводит к длительному закрытию вакантных должностей муниципальной службы. В течение месяца с даты открытия вакансии на практике закрывается лишь 10% вакансий на должности муниципальной службы;
- отток специалистов со стажем до трех лет муниципальной службы, длительный срок адаптации муниципальных служащих (социально-психологической, профессиональной), приводящие к снижению эффективности деятельности органов местного самоуправления. Так, в 2021 и в 2022 годах в первый год после трудоустройства расторгли трудовые договоры, от общего числа уволенных с муниципальной службы по собственной инициативе, 33,3% муниципальных служащих; в 2023 году - 40% муниципальных служащих.
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) в числе приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы определяет:
- назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности;
- содействие продвижению по службе муниципальных служащих;
- применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении.
В связи с этим, для решения указанной проблемы необходимо формировать, совершенствовать и применять современные механизмы подбора кадров муниципальной службы, дополнительно к кадровому резерву сформировать базу электронных резюме, которая позволит в короткие сроки осуществлять поиск квалифицированных специалистов, с открытием к ней доступа руководителям структурных подразделений Администрации района.
В целях оказания практической помощи муниципальным служащим в приобретении необходимых профессиональных навыков и опыта работы необходимо развивать профессиональную адаптацию граждан, принятых на муниципальную службу, через наставничество в части обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей, в том числе расширения или освоения новых профессиональных знаний, овладения новыми практическими навыками. Наставничество обеспечит преемственность и передачу накопленного профессионального опыта молодым специалистам.
Реализация указанных мероприятий будет способствовать:
- сокращению сроков закрытия вакансий разного уровня должностей муниципальной службы;
- достижению единообразного подхода к наставничеству, снижению процента текучести кадров со стажем муниципальной службы менее одного года, сокращение сроков адаптации.
2. Недостаточность очной формы обучения и устаревание методов для профессионального развития муниципальных служащих.
Причины возникновения проблемы:
- низкая степень внедрения современных информационных технологий, направленных на повышение профессиональной компетентности муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности. В связи с постоянным обновлением законодательной базы и появлением новых инновационных технологий требуется и повышение профессионального уровня муниципальных служащих. Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, муниципальные служащие должны иметь высокий уровень профессиональной, деловой и моральной подготовки;
- качество профессионального обучения муниципальных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития муниципальной службы.
В соответствии с Федеральным законом N 25-ФЗ муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особого профессионализма, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования.
Для решения указанной проблемы необходимо внедрение более гибкой системы получения новых и обновления имеющихся у муниципальных служащих знаний, умений и навыков, переход к системе их непрерывного профессионального развития, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий:
- мониторинг дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- разработка и внедрение новых форм профессионального развития муниципальных служащих, предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий;
- обеспечение доступа муниципальным служащим к образовательным платформам для освоения обучающих курсов с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения;
- мониторинг эффективности программ дополнительного образования.
Реализация указанных мероприятий будет способствовать:
- достижению непрерывного профессионального обучения и повышению квалификации, возможности самостоятельного профессионального развития с использованием единой информационной системы, предусматривающей как получение муниципальными служащими дополнительного профессионального образования, так и возможность участия в иных мероприятиях образовательного характера (семинарах, тренингах, мастер-классах и т.п.).
Основаниями для направления муниципального служащего на обучение по программам дополнительного профессионального образования за счет местного бюджета являются: решение представителя нанимателя (работодателя), назначение (перевод) муниципального служащего на руководящую должность муниципальной службы в порядке должностного роста; поступление гражданина на муниципальную службу впервые; рекомендации аттестационной комиссии.
Основаниями для направления муниципальных служащих на внутреннее обучение могут быть: личное волеизъявление муниципального служащего; рекомендация непосредственного руководителя; рекомендация по результатам аттестации.
Основаниями для направления муниципальных служащих для участия в иных (внешних) мероприятиях по профессиональному развитию могут быть: решение представителя нанимателя (работодателя) в целях нематериальной мотивации и поощрения; решение представителя нанимателя (работодателя) в целях необходимости принятия участия в обучении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.