г. Краснодар |
|
06 мая 2021 г. |
Дело N А32-37596/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Драбо Т.Н., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контейнерный терминал "НУТЭП"" (ИНН 2315024369, ОГРН 1142315018427) на принятые в порядке упрощенного производства решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А32-37596/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Контейнерный терминал "НУТЭП"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264; далее - таможня) от 11.08.2020 N 10317000-612/2020 о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 5 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 02.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2021, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выраженного в предоставлении в таможню в электронном виде отчетности по форме ДО-2 с нарушением срока, установленного Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ), приказом Федеральной таможенной службы от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - приказ N 444), которым определены порядок помещения товаров на временное хранение, формы отчетности, представляемые владельцами складов временного хранения, порядок и сроки ее предоставления, а также отражаемая в ней информация. Суды установили соблюдение сроков и процедуры привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, вина общества во вмененном ему правонарушении отсутствует, поскольку программная ошибка, повлекшая несвоевременное поступление в таможню отчетности, не является результатом противоправных действий/бездействий общества, а является следствием действий Федеральной таможенной службы, не обеспечившей участникам информационного обмена предусмотренные законом условия для выполнения ими установленных таможенным законодательством правил и норм при внесении изменений требований к программному обеспечению, посредством которого предоставляется отчетность по форме ДО-2. Суды не указали мотивы, по которым отклонили доводы общества об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, квалифицируемого по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не оценили представленные в материалы дела доказательства и доводы общества.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможня не представила в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что решение суда и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 03.07.2019 в порт Новороссийск на теплоходе прибыл товар, который 03.07.2019 выгружен с борта судна и помещен на территорию зоны таможенного контроля (далее - ЗТК) общества; отчетность, формируемая при принятии товаров на временное хранение по форме ДО-1, принята и зарегистрирована в таможне с присвоением регистрационного номера 10317110/030719/0024552.
В соответствии с ДО-1 N 10317110/030719/0024552 на территорию иного места временного хранения - ЗТК общества 03.07.2019 помещен прибывший на теплоходе в порт Новороссийск товар.
04 июля 2019 года в 23 часа 51 минуту находящийся в контейнерах N CBHU9411107, UETU5398727 товар выдан с территории иного места временного хранения - ЗТК общества на основании ТД N 10317110/040719/0010827.
Сформированная обществом 05.07.2019 электронная отчетность по форме ДО-2 N 37124 о выдаче товара с территории иного места временного хранения принята и зарегистрирована в таможне 15.07.2019 в 13 часов 39 минут с присвоением регистрационного номера 10317110/150719/0040060.
Полагая, что в нарушение статьи 400 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статей 13, 90, 92 Закона N 289-ФЗ и приказа N 444 общество предоставило в таможню отчетность по форме ДО-2 N 10317110/150719/0040060 с нарушением установленного срока (товар выдан с территории иного места временного хранения - ЗТК общества 04.07.2019 в 23 часа 51 минуту, а отчетность по форме ДО-2 представлена в таможню 15.07.2019, то есть по истечении 11 дней после фактической выдачи товара с территории ЗТК), таможня составила протокол об административном правонарушении от 30.07.2020 N 10317000-612/2020 и вынесла постановление от 11.08.2020 N 10317000-612/2020 о привлечении общества к административной ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 5 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление таможни в арбитражный суд.
Определением суда от 04.09.2020 заявление общества принято, возбуждено производство по делу, рассмотрение дела назначено в порядке упрощенного производства; дело в судах первой и апелляционной инстанций рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде кассационной инстанции дело рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебные акты приняты с нарушением статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которой арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, что повлияло на исход дела и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Отказав обществу в удовлетворении заявления, суды сделали вывод его о виновных действиях, квалифицируемых по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность, в том числе за нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пункту 3 приложения N 5 к приказу N 444 отчетность по форме ДО-2 представляется по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24.01.2008 N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет"" (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2008, регистрационный N 11201) (далее - приказ N 52), и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного.
В силу пункта 4 приложения N 5 к приказу N 444 отчетность, формируемая при выдаче товаров со склада временного хранения (далее - СВХ) по форме ДО-2, предоставляется владельцем СВХ таможенному посту не позднее следующего рабочего дня, следующего за днем фактического вывоза товара с территории СВХ.
В приложении N 5 к приказу N 444 установлено, что отчетность предоставляется владельцами СВХ по структуре и форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме.
Суды указали, что объективная сторона совершенного обществом административного правонарушения по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае выражена в предоставлении в таможню отчетности по форме ДО-2 (ДО-2 N 10317110/150719/0040060) с нарушением установленного срока, а именно: товар выдан с территории ЗТК общества 04.07.2019 в 23 часа 51 минуту, а отчетность по форме ДО-2 представлена в таможню лишь 15.07.2019, то есть по истечении 11 дней после фактической выдачи товара с территории ЗТК. При этом общество обладало информацией о дате фактической выдачи товара с территории ЗТК - 04.07.2019, однако отчетность представило 15.07.2019.
Суды указали, что вина общества выражена в том, что имея возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, общество не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Общество имело возможность предоставить в таможню отчетность по форме ДО-2, формируемую при выдаче товаров с территории иного места временного хранения, в установленный срок, однако нарушило этот срок.
При постановке данного вывода суды не оценили довод общества о том, что электронная отчетность по форме ДО-2 N 37124 о выдаче товара с территории иного места временного хранения сформирована и передана в таможню 05.07.2019 в 00 часов 35 минут, и в соответствии со скриншотом истории изменений состояний отчета по форме ДО-2 N 37124 указанный отчет зарегистрирован в таможне 05.07.2019, а поступление указанного отчета в таможню с нарушением срока (15.07.2019) произошло по не зависящим от общества причинам.
Суды не проверили довод общества о том, что с 01.07.2019 по 10.07.2019 имели место сбои во взаимодействии ИС "Контерра" (специализированная программа, предназначенная для обслуживания контейнерных терминалов, которая консолидирует информацию о грузах, поступающую в систему от морских перевозчиков, служб терминала и таможни и формирует отчеты ДО в соответствии с разработанным ФТС России Альбомом форматов) и программы "Монитор ЭД".
В свою очередь, сбои обусловлены необходимостью внесения в сокращенные сроки участниками информационного обмена в программное обеспечение значительных изменений в силу новых требований ФТС России (в части содержания и порядка предоставления отчетности в таможенные органы). Вместе с тем, ФТС России нарушила установленный приказом N 52 срок публикации информации о внесении изменений в техническую документацию, сократив срок внесения изменений в программное обеспечение с 6 месяцев до 20 дней и допустила запуск программных изменений без предусмотренных приказом N 52 испытаний.
Суды не указали, каким образом общество имело возможность узнать о техническом сбое в работе программного обеспечения, если, по утверждению общества, в ИС "Контерра" отразились сведения об успешной отправке обществом и регистрации таможней 05.07.2019 отчета по форме ДО-2 N 37124.
Суды отклонили довод общества об отсутствии вины в поступлении в таможню отчета по форме ДО-2 N 37124 с нарушением срока и сделали вывод о правомерном привлечении его к ответственности по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение срока представления в таможню отчетности по форме ДО-2.
Однако данный вывод сделан по формальным основаниям, без исследования представленных в материалы дела доказательств и без установления всех обстоятельств по делу, а также без учета представленной в материалы дела информации ИС ЭПС "Ролис" (информационная система электронного предоставления сведений "Ролис", посредством которой ООО "Ролис" (правообладатель специализированной программы "Контерра") обеспечивает электронное взаимодействие между обществом и таможней на основании договора от 30.01.2013 N 02-ФТС).
Как указано в письме ООО "Ролис" от 20.03.2020 N 20/3, в связи с отсутствием поддержки использовавшейся ранее схемы программного взаимодействия с "Монитором ЭД", ООО "Ролис" проводило срочные работы по доработке программного взаимодействия с "Монитором ЭД" для обеспечения полной работоспособности и устойчивости обмена данными в новом альбоме форматов. По окончании выполнения указанных работ и результатам проведения внутреннего аудита выявлено, что по некоторым отчетам ДО-2 от 03.07.2019, 04.07.2019, 05.07.2019 (в том числе по отчету ДО-2 от 05.07.2019 N 37124) имелось несоответствие состояния обмена фактической ситуации. Так, в частности, выявлено ошибочное привязывание к некоторым отчетам ДО данных об их отправке в таможню и сведений о факте их регистрации. Детальная проверка выявила, что данные отчеты ДО-2 из-за неправильных идентификаторов обмена в реальности не отправлены в таможню. После завершения проверки отчеты незамедлительно отправлены в таможню (т. 1 л. д. 132).
Суды не выяснили, могло ли общество знать об этом при том, что согласно скриншоту истории изменений состояний изменений отчетов ДО-2 N 37124 указанный отчет зарегистрирован в таможне 05.07.2019, и какие действия общество объективно должно было совершить в целях недопущения выявленных обстоятельств.
Сделав вывод о виновности действий общества в несвоевременном предоставлении в таможню отчетности по форме ДО-2, суды не оценили электронную переписку между ООО "Ролис" и службой поддержки ООО "СТМ" относительно технических сбоев в электронной программе, а также сведения об обновлениях программы "Монитор ЭД".
Суды не оценили доводы общества о том, что новая версия программы "Монитор ЭД" кардинально изменила алгоритмы работы с программой (относительно предыдущих версий "Монитор ЭД"), что нарушило взаимодействие "Монитор ЭД" с "Контеррой", при этом в новой версии "Монитор ЭД" были обнаружены внутренние ошибки. С 01.07.2019 по 11.07.2019 ООО "СТМ" и ООО "Ролис" устраняли причины нарушения взаимодействия и исправляли программные ошибки, параллельно обеспечивая обмен электронными документами между обществом и таможней.
Суды не проверили довод общества о том, что оно своевременно сформировало и подготовило к отправке соответствующий отчет и осуществило все штатные действия, необходимые для отправки отчета по форме ДО-2 N 37124, при этом в ИС "Контерра" сформировался соответствующий отчет ДО-2 с данными о регистрации указанного отчета в таможне N 10317110/050719/0038431. ООО "Ролис", контролировавшее процесс отправки по внутренним данным системы, также зафиксировало, что отчет по форме ДО-2 N 37124 отправлен обществом и зарегистрирован таможней 05.07.2019.
Так как решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, недостаточно обоснованы и содержат лишь отражение позиции таможни, изложенной в том числе в оспариваемом постановлении, преждевременен вывод судов о наличии вины общества в совершении правонарушения, квалифицируемого по статье 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В этой связи судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в силу части 2 статьи 287 Кодекса арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в суде первой или апелляционной инстанций либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какая норма материального права должна быть применена и какое решение, постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, в целях полного и всестороннего исследования всех обстоятельств по делу оценить доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А32-37596/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.