Решение Калининградского областного суда от 16 марта 2023 г. N 3а-95/2023
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "С.К." к Министерству экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области об оспаривании Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы, утвержденных приказами от 26 декабря 2019 года N 204, от 16 декабря 2020 года N 177 и от 27 декабря 2021 года N 199 в части включения нежилого помещения с кадастровым номером N 1, установил:
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2022 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N 1, расположенное по адресу: <адрес>, включено под пунктами 2742, 8026 и 2609 соответственно в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы.
ООО "С.К.", являвшееся в данных налоговых периодах собственником нежилого помещения с кадастровым номером N 1, просит признать не действующими с даты принятия названные пункты Перечней, считая, что такое правовое регулирование противоречит налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы юридического лица как налогоплательщика, незаконно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в большем размере.
Требования мотивированы тем, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), не имеет назначения и наименования, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а обследование с целью установления вида его фактического использования перед началом налоговых периодов 2020, 2021 и 2022 годов административным ответчиком не проводилось, в этой связи включение нежилого помещения с кадастровым номером N 1 в оспариваемые Перечни противоречит пункту 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании представитель ООО "С.К." К.А.Х. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске; настаивал, что нежилое помещение с кадастровым номером N 1 не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям пункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. просила в административном иске отказать, поддержала представленный письменный отзыв, согласно которому нежилое помещение с кадастровым номером N 1 отвечает критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 и пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, так как по данным из открытых источников, технической документации и сведениям из ЕГРН, находится в расположенном в центре города Калининграда одном из зданий крупнейшего торгового комплекса, включенном в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы, поскольку 83,6% площади здания от его общей площади, составляющей 23530,5 кв. м, относится к торговле, общепиту, офисам и их инфраструктуре (подземные и наземные парковки).
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора Ч.К.И., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ определено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
После принятия такого закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных, в частности, в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.
Постановлениями Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года N 625 и от 24 ноября 2021 года N 753 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Калининградской области по состоянию соответственно на 1 января 2016 года (подлежала применению для целей налогообложения с 1 января 2018 года по 31 декабря 2021 года включительно) и по состоянию на 1 января 2021 года (подлежащая применению для целей налогообложения с 1 января 2022 года).
Законом Калининградской области от 27 ноября 2003 года N 336 "О налоге на имущество организаций" установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2017 году и в последующие годы:
в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (подпункт 2 пункта 2 статьи 1.1);
нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 2 статьи 1.1).
В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость имущества, налоговая ставка устанавливается в следующих размерах: в 2016 году - 0,75 процента, в 2017 году - 1,0 процента, в 2018 году - 1,5 процента, в 2019 году - 1,5 процента и последующие годы - 2,0 процента (пункт 2 статьи 2 Закона области).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Калининградской области от 27 февраля 2019 года N 136 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области" предусмотрено, что Министерство экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 96 статьи 12 Положения).
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26 декабря 2019 года N 204 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год.
Под пунктом 2742 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N 1.
Приказ от 26 декабря 2019 года N 204 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2019 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16 декабря 2020 года N 177 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Под пунктом 8026 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N 1.
Приказ от 16 декабря 2020 года N 177 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21 декабря 2020 года.
Приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27 декабря 2021 года N 199 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Под пунктом 2609 в данный Перечень включен объект с кадастровым номером N 1.
Приказ от 27 декабря 2021 года N 199 размещен на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 27 декабря 2021 года.
Все вышеперечисленные Перечни вступили в силу с 1 января очередного налогового периода и обнародованы до этой даты.
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области в пределах его компетенции, официально опубликованы, по мотиву нарушения порядка принятия не оспариваются административным истцом.
ООО "С.К." считает включение принадлежащего ему на праве собственности объекта с кадастровым номером N 1 в указанные Перечни не основанным на подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, поскольку по сведениям ЕГРН данный объект имеет наименование "нежилое помещение", назначение "нежилое", расположен в здании, ни наименование которого - "административное здание", ни разрешенное использование земельного участка, на котором оно расположено, - "под встроенные помещения, используемые под офис в административно-торговом комплексе" - не являются безусловным основанием для включения рассматриваемого объекта в Перечни, а вид фактического использования нежилого помещения в установленном порядке до его включения в Перечень на соответствующий налоговый период административным ответчиком не устанавливался.
Представитель Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Н.Н.В. дала пояснения о том, что нежилое помещение с кадастровым номером N 1 правомерно включено в оспариваемые Перечни, поскольку подпадает как под условия, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, так как находится в здании торгового центра, включенном в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021, 2022 годы, так и под условия подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку площадь нежилого помещения более 20% фактически используется для размещения офисов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1);
- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, если оно входит в состав здания, обладающего признаками административно-делового или торгового центра, или является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании, не относящемся ни к административно-деловому, ни к торговому центру.
Материалами дела подтверждено, что объект с кадастровым номером N 1, принадлежащий с 16 октября 2014 года на праве собственности ООО "С.К.", поставлен на кадастровый учет 27 мая 2010 года, имеет наименование "нежилое помещение", назначение "нежилое" и находится в нежилом здании с кадастровым номером с N 2 (л.д. 33-34).
По сведениям ЕГРН, нежилое здание с кадастровым номером N 2, наименование "административное здание", год завершения строительства 2005 (инвентарный номер 42574), поставлено на кадастровый учет 27 мая 2010 года, расположено по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером N 3, категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования "под встроенные помещения, используемые под офис в административно-торговом комплексе" (л.д. 35-36).
В силу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов).
Административное здание с кадастровым номером N 2 включено соответственно под пунктами 5030, 8027, 2578 в названные выше Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы, оспариваемые административным истцом только в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером N 1, расположенного в этом здании.
Те же нормативные правовые акты в части включения в них административного здания с кадастровым номером N 2 не оспорены и являются действующими.
Как следует из письменного отзыва Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области, административный ответчик включил здание с кадастровым номером N 2 в указанные Перечни исходя из его предназначения и фактического использования в качестве торгового центра, а также данных технического паспорта здания, сведений из ЕГРН о здании и земельном участке, информации из открытых источников.
Административный ответчик сослался на то, что, согласно официального сайта торгового комплекса "М-а.", Торговый комплекс "М-а." - крупнейший торговый комплекс в историческом центре города Калининграда, представляет собой единый комплекс зданий торговых центров "М-а. Центр", "М.М.", "М-а. Дом" и торговой галереи "С.", связанных общей территорией, многоуровневой подземной (220 кв. м) и наземной (180 кв. м) парковками, подземным пешеходным переходом.
Из сведений официального сайта, данных лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, выданной ООО "В.Б.", административный ответчик сделал вывод о том, что в налоговые периоды 2020, 2021, 2022 годов в здании "М.М." (кадастровый номер N 2), общей площадью 23530,5 кв. м, в котором расположено нежилое помещение с кадастровым номером N 1,
- первые три этажа занимает Торгово-развлекательная галерея с входящими в неё супермаркетом "В." (16% от общей площади всего здания), гипермаркетом бытовой техники "У.", музеем познавательных наук "Э.", пекарней;
- три этажа (с четвертого по шестой) включают в себя офисную часть, в которую входят ГКУ КО "И.Ц." (1,13% от общей площади здания), ГКУ КО "М.Ц.П.Г.У." (1,82% от общей площади здания), фонды "Г.Ф." (0,26% от общей площади здания), "Ф.Мф." (микрокредитная компания) (0,18% от общей площади здания), "Ц.П.П. (микрокредитная компания)" (6,86%) (л.д. 114-118).
Таким образом, нежилое помещение с кадастровым номером N 1 расположено на шестом этаже торгового центра "М.М.", включенного в Перечни объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость в налоговые периоды 2020, 2021, 2022 годы, не оспоренные административным истцом в данной части, в этой связи соответствующий режим налогообложения распространяется и на входящее в торговый центр нежилое помещение с кадастровым номером N 1 в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, фактическое использование площади нежилого помещения с кадастровым номером N 1 для размещения офисов не отрицалось административным ответчиком (л.д. 50).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нежилое помещение с кадастровым номером N 1, площадью 708,5 кв. м, которое в налоговые периоды 2020, 2021, 2022 годов использовалось для размещения офисов, расположенное в здании торгового центра, включенном Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020, 2021, 2022 годы, обладает признаками, установленными подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в связи с чем нормативные правовые акты Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.
При таком положении суд не усматривает оснований согласиться с доводами стороны административного истца о несправедливом налогообложении нежилого помещения с кадастровым номером N 1.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в ряде решений (постановления от 22 июня 2009 года N 10-П, от 24 марта 2017 года N 9-П и от 2 июля 2020 года N 32-П; определения от 27 октября 2015 года N 2428-О, от 8 ноября 2018 года N 2796-О, от 2 июля 2019 года N 1831-О и N 1832-О и др.), конституционно-правовое содержание законодательства о налогах и сборах предполагает, в частности, что налоговые обязательства производны от экономической деятельности, а налоги должны быть установлены в их общей системе сообразно их существу, имея в виду экономическую обоснованность налогов и недопустимость их произвольного введения.
В обычной деловой обстановке офисно-торговую недвижимость с высокой вероятностью можно использовать как доходный объект, особенно в местах ее концентрации - в административно-деловых и (или) торговых центрах (комплексах). Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости подобного имущества в сравнении с другими видами недвижимости и учитывается в основаниях законодательных решений, касающихся повышенного налогообложения таких помещений, даже когда их используют по иному назначению, чем торговля и размещение (сдача в аренду) офисов, поскольку они входят в состав соответствующих центров (комплексов), сосредоточивающих потенциально доходную недвижимость (Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 ноября 2020 года N 46-П).
Согласно экспликации внутренних помещений литера VIII (нежилое помещение с кадастровым номером N 1) инвентарного дела на нежилой дом N по <адрес>, площадь нежилого помещения в размере 736,3 кв. м имеет назначение "торговое (подсобное)", а оставшаяся площадь - назначение "административное (основное)" (л.д. 60-62).
В соответствии с частью статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Суд отклоняет доводы представителя ООО "С.К." об отсутствии у административного истца доказательств, обосновывающих включение указанного объекта в оспариваемые Перечни и имевшихся в распоряжении Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области до составления Перечня на каждый налоговый период.
Представленные административным ответчиком в материалы дела документы, хотя и получены в 2023 году, являются относимыми к рассматриваемым налоговым периодам, а, соответственно, могут быть положены в основу выводов суда о фактическом использовании нежилого помещения с кадастровым номером N 1.
Кроме того, согласно пункту 10 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Калининградской области, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 01.07.2016 N 330, Перечень формируется уполномоченным органом на основании сведений, предоставляемых филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калининградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, сведений из открытых источников информации.
Таким образом, использование, кроме информации из компетентных органов, сведений из открытых источников, к которым относится и официальный сайт Торгового комплекса "М-а.", согласно которому вышеуказанное нежилое помещение расположено в Торговом центре "М.М.", является допустимым.
Обоснованность включения нежилого помещения с кадастровым номером N 1 в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020, 2021 и 2022 годы, подтверждена административным ответчиком надлежащими средствами доказывания.
Взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером N 1, имеет экономическое обоснование, принципы равенства и справедливости налогообложения, закрепленные статьям 19 (части 1 и 2) и 57 Конституции Российской Федерации, в отношении административного истца не нарушены.
При таких обстоятельствах суд полагает административные исковые требования ООО "С.К." не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО "С.К." об оспаривании в части Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 26.12.2019 N 204, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 16.12.2020 N 177, Приказа Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области от 27.12.2021 N 199.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 28 марта 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 16 марта 2023 г. N 3а-95/2023
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании