г. Краснодар |
|
17 мая 2021 г. |
Дело N А32-21184/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Соловьева Е.Г.,
судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В.,
в отсутствие истца - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), ответчиков: Краснодарской региональной научно-экологической общественной организации "Экомониторинг" (ИНН 2315980011, ОГРН 1112300001780), Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А32-21184/2020,
установил следующее.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к КРНЭОО "Экомониторинг" (далее - организация) и Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), в котором просило:
- признать недействительным подписанный ответчиками договор от 26.05.2014 N 14-03а-027 аренды лесного участка с кадастровым номером 23:47:0116011:397;
- применить последствия недействительности (ничтожности) этой сделки в виде возложения на организацию обязанности вернуть управлению указанный участок и погашения в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) записи об обременении данного участка арендной в пользу организации.
Иск основан на статьях 166 - 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), положениях Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормах Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) и мотивирован тем, что с момента принятия городской Думой муниципального образования город Новороссийск решения от 22.11.2011 N 158 "Об утверждении генерального плана городского округа муниципального образования город Новороссийск" (далее - решение от 22.11.2011 N 158), которым спорный лесной участок переведен в земли населенных пунктов, министерство было не вправе им распоряжаться.
Решением от 04.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.02.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0116011:397 переведен из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов 18.05.2020, поэтому на момент совершения спорной сделки он относился к категории земель лесного фонда (находился в ведении министерства). Управлением пропущен срок исковой давности, о применении которой заявила организация.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, вывод судебных инстанций о соответствии спорного договора аренды закону не основан на фактических обстоятельствах дела и сделан при неправильном применении судами норм материального права. Решением от 22.11.2011 N 158 в границы земель населенных пунктов переведены земли лесного фонда Новороссийского лесничества, в том числе квартала 71А выделов 18, 22, 29 Абрауского участкового лесничества, арендованные организацией. Данное решение признано законным вступившими в законную силу судебными актами судов общей юрисдикции. Изменения в сведения о границах населенного пункта - село Абрау-Дюрсо внесены 31.10.2012. С указанной даты министерство было не вправе распоряжаться спорным участком. Вывод судов о пропуске управлением срока исковой давности несостоятелен, поскольку об отсутствии у министерства полномочий по распоряжению земельным участком истец узнал из обращения Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 17.04.2020 N 7-18-116ж-2020.
В отзывах на кассационную жалобу организация и министерство указали на ее несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
Лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, поэтому жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, министерство (арендодатель) и организация (арендатор) по результатам публичных процедур подписали договор от 26.05.2014 N 14-03а-027 аренды лесного участка площадью 1,34 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Новороссийское лесничество, Абраусское участковое лесничество, квартал 71А, части выделов: 18, 22, 29, для осуществления научно-исследовательской деятельности на основании статьи 40 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс).
Решением от 22.11.2011 N 158 утвержден генеральный план городского округа, которым предусмотрено расширение с. Абрау-Дюрсо за счет включения в его границы земель лесного фонда, в том числе названного лесного участка.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда города Новороссийска от 09.06.2015 по делу N 2-2274/15, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 01.10.2015 по делу N 33-21199/2015, Федеральному агентству лесного хозяйства отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим решения от 22.11.2011 N 158. Судебные инстанции признали законными процедуры согласования и утверждения проекта генерального плана городского округа, в том числе в части, касающейся включения спорного лесного участка в границы с. Абрау-Дюрсо.
В обращении Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры от 17.04.2020 N 7-18-116ж-2020 по вопросу проверки доводов обращения Пархоменко Ю.В. о незаконном использовании организацией лесного участка с кадастровым номером 23:47:0116011:397 управлению предложено рассмотреть вопрос об обращении в арбитражный суд с иском о признании данного соглашения недействительным.
Управление, ссылаясь на то, что с момента изменения категории земель лесного фонда на земли населенного пункта (22.11.2011), министерство не обладало полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:47:0116011:397, в связи с чем договор аренды лесного участка от 26.05.2014 N 14-03а-027 является недействительным, обратилось с иском в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Согласно статье 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -Гражданский кодекс) сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу статьи 168 Гражданского кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса).
На основании пункта 2 статьи 16 Земельного кодекса разграничение государственной собственности на землю (федеральную, региональную и муниципальную) осуществляется в соответствии с федеральными законами. В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами или соответствующее право возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса).
Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности отнесены земельные участки, предоставленные некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, и иные предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1 статьи 3.1 данного Закона).
Как указано в пункте 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района уполномочены законодателем на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения.
Земли лесного фонда (входящие в него земельные участки) отнесены к федеральной собственности.
Согласно статьям 7, 67, 69, 91 и 92 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, границы которого определены на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади. Сведения о лесных участках вносятся в государственный лесной реестр. Последний ведется на основании материалов лесоустройства (топографических карт, фотопланшетов, описаний). Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую осуществляется Правительством Российской Федерации. Перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в установленном порядке (статья 8 Земельного кодекса).
В пункте 3 статьи 5 Закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земельных участков из одной категории в другую признается состоявшимся с даты внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН. Включение земельных участков в границы населенных пунктов является их переводом из других категорий в земли населенных пунктов (пункт 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ). Перевод земельных участков в составе земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта (пункт 1 статьи 11 Закона N 172-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1, пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса, пунктом 3 части 3, пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установление (изменение) границ населенных пунктов путем утверждения (изменения) генерального плана городского округа, поселения по сути является решением о переводе земельных участков иных категорий в категорию земель населенных пунктов. Принятие дополнительного решения о переводе земельного участка из одной категории в другую (о включении земельного участка в границы населенного пункта) не требуется. Перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, должны содержать материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме. Включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0116011:397 переведен из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов 18.05.2020 (дата внесения сведений об изменении категории земельного участка в ЕГРН; письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 02.07.2020 N 13-420/023438), в связи с чем на момент совершения спорной сделки (26.05.2014) он относился к категории земель лесного фонда, суды пришли к верному выводу о наличии у министерства права по распоряжению данным участком на момент заключения договора аренды, а также учитывая пропуск управлением срока исковой давности (о применении которой заявила организация), отказали в удовлетворении иска.
Довод заявителя о том, что министерство было не вправе распоряжаться спорным участком с момента принятия решения от 22.11.2011 N 158, подлежит отклонению, поскольку изменение границ муниципального образования (поселения) не влечет за собой автоматического изменения статуса земель лесного фонда, а служит лишь основанием для начала процедуры перевода их в нелесные земли (изъятия из земель лесного фонда). Право федеральной собственности на такие участки не прекращается (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П, постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 N 16490/07).
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы, касающиеся фактических обстоятельств данного спора и доказательственной базы по делу, не могут являться основанием для отмены судебных актов в суде кассационной инстанции, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Переоценка доказательств и установленных судами обстоятельств дела в суде кассационной инстанции не допускается.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А32-21184/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.