г. Краснодар |
|
18 мая 2021 г. |
Дело N А32-11867/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (ИНН 2309003547, ОГРН 1022301436629) - Бадицкой В.В. и Холодного В.А. (доверенности от 29.01.2021), в отсутствие заинтересованных лиц: администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310032246, ОГРН 1022301606799), Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (ИНН 2310041258, ОГРН 1022301172475), третьего лица - Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А32-11867/2019, установил следующее.
ОАО "Краснодарское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - общество, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) и Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее - департамент), в котором просило:
- признать незаконным решение администрации от 20.12.2018 N 29293/26 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Шоссе Нефтяников, 38/5;
- возложить на администрацию обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления данного участка и утверждении схемы его расположения под принадлежащим обществу железнодорожным путем N 31а с кадастровым номером 23:43:0201040:1176 протяженностью 201 м (уточненные требования).
Заявление основано на статьях 11.10, 39.6, 39.14, 39.15, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормах Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) и мотивировано незаконностью решения уполномоченного органа, отказавшего в предварительном согласовании предоставления земельного участка обществу, являющемуся собственником расположенного на нем сооружения (железнодорожного пути).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар.
Решением от 15.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на соответствие принятого заинтересованным лицом решения положениям Земельного кодекса. Суды исходили из того, что железнодорожный путь N 31а проходит по территории между земельными участками с кадастровыми номерами 23:43:0201040:1021, 23:43:0201040:1190 и 23:43:0201040:1 и фактически представляет собой часть единого железнодорожного пути, значительно большей протяженности. Указанный железнодорожный путь фактически расположен на открытом проезде между производственными зданиями и разделяет земельные участки с кадастровыми номерами 23:43:0201040:502 и 23:43:0201040:1190 с видами разрешенного использования "для эксплуатации зданий и сооружений мебельной фабрики", то есть проходит по территории производственной базы. Формирование земельного участка под таким железнодорожным путем (по сути представляющим собой элемент технологической инфраструктуры, стационарно соединенное с землей технологическое приспособление для линейного перемещения грузов по производственной территории предприятий) и его последующее предоставление владельцу такого пути в аренду повлечет разделение земельных участков с разрешенным использованием "для эксплуатации зданий и сооружений мебельной фабрики" и ликвидацию сложившегося проезда (места разворота и стоянки транспорта) между производственными зданиями. Аренда земельного участка наделяет арендатора исключительным правом владения этим участком и контроля доступа на него, то есть данный земельный участок после предоставления его в аренду фактически выбывает из территории общего пользования и уже не может использоваться собственниками смежных объектов для свободного проезда (разворота, стоянки).
В кассационной жалобе предприятие просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, вывод судов о законности действий (бездействия) администрации является ошибочным. Отказ администрации не содержит мотивированных аргументов о несоответствии представленной обществом схемы требованиям к ее оформлению. Уполномоченный орган не представил доказательства наличия красных линий с целью установления границ территории общего пользования, планируемой под размещение транспортной инфраструктуры; утвержденной документации по планировке территории (проект планировки, проект межевания). Срок окончания резервирования спорного земельного участка истек 23.12.2011. В данный момент в распоряжении заявителя отсутствуют нормативные документы, подтверждающие резервирование земельного участка, расположенного под объектом недвижимого имущества, под развитие сетей железнодорожного транспорта муниципального или федерального значений. Сведения, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар относительно резервирования участка под муниципальные нужды, являются неактуальными. Отказ в удовлетворении заявления по приведенным судами мотивам лишает заявителя возможности реализовать исключительное право на приобретение в собственность или аренду земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости. Права смежных землепользователей могут учитываться в рамках иных гражданско-правовых институтов. Суды не выяснили, кто является собственником (арендатором) земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0201040:502 и 23:43:0201040:1190, не привлекли их к участию в деле. Суд первой инстанции вышел за пределы рассмотрения дела.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.04.2021 судебное разбирательство отложено до 15 часов 40 минут 11.05.2021, о чем на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сделано публичное извещение.
Отзывы на жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы, просили отменить принятые по делу судебные акты.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как видно из материалов дела, общество является собственником сооружения железнодорожного транспорта (путь N 31а 1963 года постройки протяженностью 201 м, кадастровый номер 23:43:0201040:1176), расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный округ, ул. Шоссе Нефтяников, 38/5.
В целях формирования земельного участка под указанным объектом общество обратилось в администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1400 кв. м.
Решением, изложенным в письме от 20.12.2018 N 29293/26, в удовлетворении заявления отказано по мотиву расположения участка в зоне планируемого к размещению объекта местного значения (автомобильная дорога); предназначения участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения; обращения с заявлением о предоставлении земельного участка неуполномоченного лица; несоответствия схемы земельного участка форме, формату или требованиям к ее подготовке (схема старого образца).
Предприятие, полагая, что отказ администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствует закону, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 этого Кодекса.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса без проведения торгов заключается договор аренды в отношении земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.20 Земельного кодекса. Если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Предоставление земельного участка начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок. После подготовки схемы расположения земельного участка процедура предоставления земельных участков предусматривает: подачу в уполномоченный орган заинтересованным лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 того же Кодекса, в случае, если участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (статья 39.14 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса).
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 39.10 Земельного кодекса оснований (пункт 1 статьи 39.15 названного Кодекса).
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка заинтересованным лицом прилагаются документы, указанные в пункте 2 статьи 39.15 Земельного кодекса. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления (пункт 4 статьи 39.15 Земельного кодекса).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 названной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, приведенных в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что общество не вправе претендовать на предоставление ему земельного участка только под частью (поставленной на кадастровый учет) железнодорожного пути большей протяженности, представляющего собой технологическое целое. Также суды отметили, что указанный железнодорожный путь фактически расположен на открытом проезде между зданиями производственной базы, а формирование земельного участка под таким железнодорожным путем и его последующее предоставление владельцу ликвидирует сложившийся проезд между производственными зданиями и выбытие такого участка из территории общего пользования.
В то же время суды не учли следующее.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 названной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 этого Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса.
Исходя из подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
Если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Общество, являющееся собственником объекта недвижимого имущества (железнодорожного пути N 31а с кадастровым номером 23:43:0201040:1176), прошедшего процедуру государственной регистрации и постановки на кадастровый учет части железнодорожного пути как отдельного объекта, вправе претендовать на предоставление ему земельного участка для эксплуатации именно этого объекта. Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка под принадлежащим обществу объектом недвижимости по мотиву того, что он представляет собой часть единого железнодорожного пути, не основан на нормах Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Исходя из содержания пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса и статьи 262 Гражданского кодекса, перечень территорий общего пользования не является закрытым.
Суды, указав на отнесение части земельного участка, занятого проездом между производственными зданиями базы, к территории общего пользования не привели нормативного обоснования для такого вывода. При этом материалы дела не содержат утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, подтверждающих отнесение части земельного участка, который просит сформировать заявитель, к территории общего пользования. Данные обстоятельства, требующие дополнительной проверки, должны были быть учтены судом при исследовании вопроса о включении в формируемый участок территории общего пользования, однако такая проверка судом в нарушение положений статей 15, 71 и 170 Кодекса должным образом не проведена.
Само по себе наличие сложившегося проезда через спорный земельный участок не может ограничивать право собственника объекта недвижимости на приобретение под ним земельного участка в собственность или в аренду.
При этом заявление предпринимателя на предмет наличия предусмотренных частью 8 статьи 39.15 Земельного кодекса оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в должной мере не проверялось.
Данные обстоятельства препятствуют суду кассационной инстанции признать выводы судов соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Кодекса основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 Кодекса).
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, исследовать имеющиеся в материалах дела (дополнительно представленные лицами, участвующими в деле) доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, дать оценку их доводам (возражениям), разрешить спор при правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.09.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А32-11867/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, указав на отнесение части земельного участка, занятого проездом между производственными зданиями базы, к территории общего пользования не привели нормативного обоснования для такого вывода. При этом материалы дела не содержат утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, подтверждающих отнесение части земельного участка, который просит сформировать заявитель, к территории общего пользования. Данные обстоятельства, требующие дополнительной проверки, должны были быть учтены судом при исследовании вопроса о включении в формируемый участок территории общего пользования, однако такая проверка судом в нарушение положений статей 15, 71 и 170 Кодекса должным образом не проведена.
Само по себе наличие сложившегося проезда через спорный земельный участок не может ограничивать право собственника объекта недвижимости на приобретение под ним земельного участка в собственность или в аренду.
При этом заявление предпринимателя на предмет наличия предусмотренных частью 8 статьи 39.15 Земельного кодекса оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в должной мере не проверялось.
...
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, исследовать имеющиеся в материалах дела (дополнительно представленные лицами, участвующими в деле) доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, дать оценку их доводам (возражениям), разрешить спор при правильном применении норм материального и процессуального права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2021 г. N Ф08-907/21 по делу N А32-11867/2019