г. Краснодар |
|
19 мая 2021 г. |
Дело N А53-11907/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании заявителя - юртового казачьего общества "Сальск" Окружного казачьего общества Сальский округ Войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" (ИНН 6153028332, ОГРН 1136100004028), органа, осуществляющего публичные полномочия - управления имущественных отношений администрации Сальского района Ростовской области (ИНН 6153908601, ОГРН 1036153000212) и третьих лиц: Жукова Дмитрия Михайловича, Литвинова Владимира Николаевича, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу юртового казачьего общества "Сальск" Окружного казачьего общества Сальский округ Войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2020 и постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по делу N А53-11907/2020, установил следующее.
Юртовое казачье общество "Сальск" Окружного казачьего общества Сальский округ Войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское" (далее - казачье общество, заявитель) обратилось в Сальский городской суд Ростовской области к управлению имущественных отношений администрации Сальского района Ростовской области (далее - управление, уполномоченный орган) с административным исковым заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005, 61:34:0600012:409, изложенного в письме от 16.09.2019 N 95.2.4/3064;
- возложить на управление обязанность по предоставлению указанных земельных участков в аренду заявителю.
Заявление основано на положениях статей 39.11, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Требования мотивированы незаконностью решения уполномоченного органа об отказе в заключении с казачьим обществом договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005 и 61:34:0600012:409. Данное решение нарушает права (интересы) заявителя, обладающего правом на заключение договоров аренды без проведения торгов.
Решением Сальского городского суда Ростовской области от 18.11.2019 по делу N 2а-1453/2019 в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 26.02.2020 по делу N 33а-2502/2020 решение от 18.11.2019 отменено, административное дело по иску казачьего общества передано по подсудности в Арбитражный суд Ростовской области.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2020 заявление казачьего общества принято к производству.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Жуков Дмитрий Михайлович и Литвинов Владимир Николаевич.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021, в удовлетворении заявления отказано.
Суды установили, что 25.07.2019 казачье общество обратилось в администрацию Сальского района Ростовской области (далее - администрация) с двумя заявлениям о предоставлении в аренду без торгов земельных участков: площадью 150 тыс. кв. м с кадастровым номером 61:34:0600005:1005 по адресу: Ростовская область Сальский район, в кадастровом квартале 61:34:60 00 05 с условным центром в п. Гигант отд. N 12, поле IX, уч. 1; площадью 526 тыс. кв. м с кадастровым номером 61:34:0600012:409 по адресу: Ростовская область, Сальский район, в кадастровом квартале 61:34:60 00 12 с условным центром в п. Рыбасово, бр. N 2, поле II к. Заявления поданы казачьим обществом на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Управление в письме от 16.09.2019 N 95.2.4/3064 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005, 61:34:0600012:409 отказало со ссылкой на пункт 11 статьи 39.16 Земельного кодекса. Отказ мотивирован включением испрашиваемых участков в перечень земельных участков для предоставления в аренду путем проведения аукциона, утвержденный постановлением администрации от 17.06.2019 N 864. Уполномоченный орган также указал, что начатые конкурсные процедуры приостанавливались в связи с судебными разбирательствами и возобновляются после рассмотрения дела Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом. Полагая, что решение управления от 16.09.2019 N 95.2.4/3064 об отказе в предоставлении земельных участков в аренду (без торгов) незаконно и нарушает права (интересы) казачьего общества, последнее оспорило его в судебном порядке. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статей 1, 39.6, 39.1, 39.16, 78 Земельного кодекса, статей 2, 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Суды установили, что земельные участки с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005 и 61:34:0600012:409 были предметом спора в Арбитражном суде Ростовской области. ООО "Туриловское" обратилось в арбитражный суд к управлению с заявлением о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в собственность за плату и обязании заключить договоры купли-продажи этих участков. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2019 по делу N А53-35759/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Таким образом, ООО "Туриловское", отстаивая в судебном порядке свои интересы, проявило заинтересованность в получении спорных земельных участков. Администрацией принято постановление от 17.06.2019 N 864 "Об утверждении к опубликованию перечня земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Сальского района, для проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков". В данный перечень включены земельные участки с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005 и 61:34:0600012:409. Во исполнение постановления от 17.06.2019 N 864 на сайте www.torgi.gov.ru размещено 02.10.2019 извещение о проведении открытого аукциона по реализации права на заключение договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005 и 61:34:0600012:409. Начатые конкурсные процедуры приостанавливались в связи с судебными разбирательствами и были возобновлены после рассмотрения дела в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде. На основании протокола N 17 о результатах аукциона 19.11.2019 заключен договор аренды N 18, по условиям которого управлением предоставлен Жукову Д.М. земельный участок с кадастровым номером 61:34:0600012:409. На основании протокола N 16 о результатах аукциона 29.11.2019 заключен договор аренды N 17, по условиям которого управлением предоставлен Литвинову В.Н. земельный участок с кадастровым номером 61:34:6000005:1005. Материалами дела подтверждена заинтересованность в указанных земельных участках не только заявителя, но и иных лиц, которые подали заявки на участие в аукционе и приняли участие в торгах. Доводы казачьего общества о том, что поданное им заявление о предоставлении земельных участков без торгов было единственным, поскольку ООО "Туриловское" было отказано в заключении договоров купли-продажи решением арбитражного суда, вступившим в законную силу на дату обращения заявителя в управление, а иные лица с соответствующими заявлениями не обращались, отклонены судами. Льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных категорий субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. По итогам публикации о проведении аукциона на право заключения договора аренды спорных земельных участков после возобновления таких мероприятий администрацией, заинтересованность в указанных земельных участках проявили третьи лица. Это с очевидностью свидетельствует о наличии конкуренции и, как следствие, о необходимости соблюдения процедуры публичного предложения права аренды посредством проведения аукциона. Установив, что решение о предоставлении спорных участков посредством публичных процедур принято уполномоченным органом до обращения казачьего общества, а на эти участки претендовали иные лица, судебные инстанции пришли к выводу о необходимости заключения договоров аренды исключительно на торгах. Казачье общество могло претендовать на земельные участки с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005 и 61:34:0600012:409 по общим правилам (посредством участия в торгах). Заявителю было известно о проведении аукциона в отношении прав на земельные участки, однако он не подал заявление об участии в торгах. Доказательств признания в установленном законом порядке результатов открытого аукциона недействительными казачьим обществом не представлено. При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу о доказанности управлением соответствия его решения требованиям закона, что исключает удовлетворение требований казачьего общества. Судебные инстанции проверили и дали оценку доводу заявителя о несоответствии оспариваемого им отказа управления положениям пункта 3 статьи 16.1 Областного закона от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" (далее - Закон N 19-ЗС). Управлением ведется реестр свободных земельных участков, по состоянию на 01.08.2019 площадь свободных участков составила 1 589 778 кв. м, что составляет 158,98 га. Суды согласились с утверждением уполномоченного органа о том, что 15% от площади свободных земельных участков составляют 23,84 га. В свою очередь казачьему обществу уже предоставлено 110 га земель сельскохозяйственных угодий, что является более 15% и превышает предел, предусмотренный пунктом 3 статьи 16.1 Закона N 19-ЗС. Таким образом, казачьему обществу предоставлены земельные участки сельскохозяйственного назначения в преимущественном порядке в утвержденном размере на территории соответствующего муниципального района. Немотивированное предоставление земельного участка по требованию льготного заявителя считается недопустимым исходя из критериев и оснований, определенных законодательством. Казачье общество не обосновало, что испрашиваемые им земельные участки необходимы и обязательны для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории Сальского района как это предусмотрено положениями подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Материалами дела подтверждено, что казачьему обществу предоставлен на праве аренды земельный участок площадью 110 га с кадастровым номером 61:34:0600005:130 из категории земель сельскохозяйственного назначения на основании пункта 1 статьи 16.1 Закона N 19-ЗС. Данный участок предоставлен заявителю в преимущественном порядке для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ. Однако, согласно письму Управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды, по оперативным данным в 2019 году средняя урожайность озимой пшеницы в Сальском районе составила 38,2 ц/га. В ООО "Юг-5", арендующем смежный земельный участок с кадастровым номером 61:34:0600001:1, средняя урожайность озимой пшеницы составила 41,8 ц/га. У казачьего общества средняя урожайность составила 26,5 ц/га, что является ниже установленной среднерайонной нормы урожайности на 31%, что является административным правонарушением. Согласно акту обследования земельного участка от 13.10.2020, комиссией установлен факт дискования поверхности почвы, при развороте трактора на окраине поля усматриваются кучи сухой, сорной, дикорастущей растительности, что подтверждает ранее выявленное нарушение. Ввиду законности отказа в предоставлении земельных участков на льготных основаниях, недоказанности казачьим обществом нуждаемости в их предоставлении, ссылки заявителя на Указ Президента России от 09.08.2020 N 505 "Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы", не приняты судом апелляционной инстанции.
Казачье общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит проверить, не нарушены ли судами первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся основанием для отмены судебных актов. Полагает, что указанные акты подлежат отмене как принятые с неправильным применением (нарушением) судами норм права, а также несоответствием выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Как усматривается из постановления администрации от 17.06.2019 N 864, утвержден к опубликованию перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Сальского района, для проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, в том числе, испрашиваемых земельных участков. Постановление от 17.06.2019 принято в отношении и земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1995 и 61:34:0600012409 в период, когда шло судебное разбирательство в Пятнадцатом арбитражном апелляционном суде по жалобе ООО "Туриловское". Следовательно, администрация не вправе была включать спорные земельные участки, в отношении которых идет судебное разбирательство, в перечень. Кроме того, данное постановление не было размещено на сайте администрации и не публиковалось в средствах массовой информации. На момент обращения казачьего общества (25.07.2019) с заявлением и на момент отказа управления в предоставлении земельных участков (16.09.2019) постановление апелляционного суда вступило в законную силу, ООО "Туриловское" отказано в заключении договоров. Следовательно, заявление казачьего общества о предоставлении земельных участков в аренду было единственным, больше в администрацию с аналогичными заявлениями никто не обращался. Суды указали на то, что казачье общество могло претендовать на земельные участки посредством участия в аукционе. Однако заместителем начальника управления и победителем на торгах являются родные братья Жуковы. Поэтому ни казачье общество, ни ООО "Туриловское" не обращались с заявлениями на общих основаниях, так как полагали исход торгов предопределенным. Не согласен заявитель и с пониманием (толкованием) судами положений Закона N 19-ЗС, исходившими из того, что испрашиваемые земельные участки должны предоставляться из числа (реестра) свободных земель. Однако в статье 16.1 названного Закона указано, что земельные участки предоставляются в процентном соотношении от общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории соответствующего муниципального района. Общая площадь сельскохозяйственных угодий Сальского района составляет 305 478,3 га. Таким образом, казачье общество вправе претендовать на получение в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005 и 61:34:0600012:409 в преимущественном порядке (без торгов) на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Управление в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Уполномоченный орган отметил, что заинтересованность в земельных участках с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005 и 61:34:0600012:409 проявило не только казачье общество, но и ООО "Туриловское", ранее использовавшее их в своей сельскохозяйственной деятельности. Предоставление спорных участков казачьему обществу в льготном порядке, то есть без проведения торгов, лишает потенциальных желающих принять участие в конкурентной борьбе за право доступа к земельному ресурсу, что приводит к ограничению конкуренции. Действия управления, направленные на подготовку и проведение аукциона, и его решение об отказе в предоставлении земельных участков в преимущественном порядке, направлены на недопущение ограничения конкуренции и улучшение бюджета (уменьшение дефицита) Сальского района. Действиями по проведению аукциона на право заключения договоров аренды управление реализовывало меры, направленные на снижение уровня дотационности бюджета и обеспечивало рост неналоговых доходов местного бюджета. Предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения в преимущественном порядке без проведения торгов приведет к образованию в бюджете Сальского района выпадающих доходов, что не позволит произвести социально-значимые расходы на территории муниципального образования. В результате проведенных торгов в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005 и 61:34:0600012:409 стоимость арендной платы составила 1 258 140 рублей, что в 10 раз превышает начальную цену предмета аукциона. Это еще раз подтверждает целесообразность принятого решения об отказе в предоставлении земельных участков в преимущественном порядке и действий, направленных на проведение открытого аукциона на право заключения договоров аренды. О заинтересованности в указанных земельных участках не только заявителя, но и иных лиц, свидетельствуют результаты проведения аукциона. Казачьему обществу уже предоставлено на праве аренды 110 га земельных участков сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, в преимущественном порядке (без торгов). Претендовать на спорные земельные участки казачье общество могло по общим правилам, то есть посредством участия в аукционе. Какие-либо препятствия в подаче заявления на участие в аукционе у казачьего общества отсутствовали. Заявитель не обосновал нуждаемость в предоставления ему испрашиваемых земельных участков для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории Сальского района. При принятии решения об отказе в предоставлении земельных участков в преимущественном порядке имел значение и тот факт, что казачье общество не обладает необходимыми ресурсами для самостоятельной обработки земельных участков без передачи в субаренду, что недопустимо.
От третьих лиц отзывы на жалобу не поступили.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), Арбитражный суд Северо-Кавказского не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 25.07.2019 казачье общество обратилось в администрацию с двумя заявлениям о предоставлении в аренду без торгов земельных участков: площадью 150 тыс. кв. м с кадастровым номером 61:34:0600005:1005 по адресу: Ростовская область Сальский район, в кадастровом квартале 61:34:60 00 05 с условным центром в п. Гигант отд. N 12, поле IX, уч. 1; площадью 526 тыс. кв. м с кадастровым номером 61:34:0600012:409 по адресу: Ростовская область, Сальский район, в кадастровом квартале 61:34:60 00 12 с условным центром в п. Рыбасово, бр. N 2, поле II к. Заявления поданы казачьим обществом на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Управление в письме от 16.09.2019 N 95.2.4/3064 в предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005, 61:34:0600012:409 отказало со ссылкой на пункт 11 статьи 39.16 Земельного кодекса. Отказ мотивирован включением испрашиваемых участков в перечень земельных участков для предоставления в аренду путем проведения аукциона, утвержденный постановлением администрации от 17.06.2019 N 864. Уполномоченный орган также указал, что начатые конкурсные процедуры приостанавливались в связи с судебными разбирательствами и возобновляются после рассмотрения дела Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом.
Полагая, что решение управления от 16.09.2019 N 95.2.4/3064 об отказе в предоставлении земельных участков в аренду (без торгов) незаконно и нарушает права (интересы) казачьего общества, последнее оспорило его в судебном порядке.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
При рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемое решение, а также устанавливает, нарушает ли такое решение права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается (пункт 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Статьей 39.6 Земельного кодекса определены основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Без проведения торгов договор аренды может быть заключен, в том числе, с казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Статьей 16.1 Закона N 19-ЗС предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с настоящей статьей. К таким территориям относятся территории муниципальных районов. Максимальный размер общей площади земельных участков, предоставляемых в аренду казачьим обществам, устанавливается в размере половины от среднерайонной нормы, установленной для бесплатной передачи земли в собственность граждан при реорганизации сельскохозяйственных предприятий, на каждого члена хуторского, станичного, городского казачьего общества, но не может превышать 15 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории соответствующего муниципального района.
В пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020) приведены разъяснения по применению подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. В нем указано, что земельный участок для осуществления сельскохозяйственного производства предоставляется казачьему обществу в аренду без торгов в пределах территорий, установленных законом субъекта Российской Федерации, исключительно в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования с учетом нуждаемости такого общества в земельном участке.
Вопросы предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса. Перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельный участок предоставлен на праве аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель арендных прав (подпункт 2 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Названное законоположение принято в рамках дискреции законодателя и призвано обеспечить защиту прав арендаторов и стабильность арендных отношений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.10.2016 N 2325-О).
При наличии заявок нескольких субъектов, заинтересованных в предоставлении сформированных земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, требуется реализация публичных процедур при предоставлении участков в аренду, направленных на обеспечение законных прав и интересов неограниченного круга лиц. Льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных категорий субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2014 N 308-ЭС14-1222).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили следующее. Испрашиваемые казачьим обществом земельные участки находились в судебном споре (дело N А53-35759/2018) по заявлению арендатора (ООО "Туриловское") о признании незаконным отказа управления в предоставлении земельных участков в собственность за плату и обязании последнего направить проекты договоров купли-продажи. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2019, вступившим в законную силу, ООО "Туриловское" отказано в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу о том, что арендные отношения по договорам от 03.03.2008 N 46 и N 47 прекратились в связи с заявлениями арендодателя об отказе от договоров, ранее возобновленных на неопределенный срок. Администрацией принято постановление от 17.06.2019 N 864 "Об утверждении к опубликованию перечня земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Сальского района, для проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков". В данный перечень включены земельные участки с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005 и 61:34:0600012:409. Таким образом, администрацией до обращения казачьего общества с заявлениями определена процедура предоставления указанных земельных участков путем публичного предложения права аренды. Оснований считать недействительным постановление администрации от 17.06.2019 N 864 судебные инстанции не усмотрели. То, что в отношении спорных участков шло судебное разбирательство в апелляционном суде по жалобе ООО "Туриловское", не свидетельствует о неправомерности их включения администрацией в перечень земельных участков для проведения аукциона на право заключения договоров аренды. При этом ранее начатые конкурсные процедуры приостанавливались в связи с судебными разбирательствами и были возобновлены после рассмотрения дела N А53-35759/2018 судом апелляционной инстанции. Во исполнение постановления администрации от 17.06.2019 N 864 на сайте www.torgi.gov.ru размещено 02.10.2019 извещение о проведении открытого аукциона по реализации права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005 и 61:34:0600012:409. По итогам проведенных 19.11.2019 и 29.11.2019 открытых аукционов с победителями заключены договоры аренды: N 18 с Жуковым Д.М. в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:34:0600012:409; N 17 с Литвиновым В.Н. в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:34:6000005:1005. Установив, что решение о предоставлении спорных участков посредством публичных процедур принято администрацией до обращения казачьего общества, участие в которых приняло несколько претендентов, судебные инстанции пришли к выводу о том, что в такой ситуации договор аренды должен заключаться на торгах. Заявитель имел возможность претендовать на спорные земельные участки по общим правилам, то есть посредством участия в открытом аукционе. Доказательств признания в установленном законом порядке торгов недействительными казачьим обществом не представлено. Немотивированное предоставление земельного участка по заявлению казачьего общества в льготном порядке (без торгов) недопустимо исходя из критериев и оснований, определенных законодательством. Заявитель не обосновал, что испрашиваемые им земельные участки необходимы и обязательны для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории Сальского района. При этом казачьему обществу уже предоставлен на праве аренды земельный участок площадью 110 га с кадастровым номером 61:34:0600005:130 из земель сельскохозяйственного назначения в преимущественном порядке для сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 19-ЗС). Согласно письму Управления сельского хозяйства и охраны окружающей среды, в 2019 году средняя урожайность озимой пшеницы в Сальском районе составила 38,2 ц/га. В ООО "Юг-5", арендующем земельный участок с кадастровым номером 61:34:0600001:1, граничащий с землями, находящимися в аренде у казачьего общества, средняя урожайность озимой пшеницы составила 41,8 ц/га. У казачьего общества средняя урожайность пшеницы составила 26,5 ц/га, что ниже установленной среднерайонной нормы урожайности на 31% и является административным правонарушением. Комиссионным актом обследования земельного участка от 13.10.2020 установлен факт дискования поверхности почвы, при развороте трактора на окраине поля усматриваются кучи сухой, сорной, дикорастущей растительности. С учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам об обязательности соблюдения публичной процедуры предоставления земельных участков в аренду и отсутствии, в связи с этим, оснований для удовлетворения требований, заявленных казачьим обществом на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы о незаконности решения управления об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005 и 61:34:0600012:409 в аренду казачьему обществу в льготном порядке (без торгов) подлежит отклонению судом округа с учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций. Приведенный довод, а также обстоятельства, на которые податель жалобы ссылался в их подтверждение, исследовались при разрешении спора судами, которыми отклонены с отражением в судебных актах мотивов их непринятия. Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса). Наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судами первой и апелляционной инстанций на основании доказательств по делу. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Довод кассационной жалобы казачьего общества о неправильном применении судами при разрешении спора положений пункта 3 статьи 16.1 Закона N 19-ЗС признается судебной коллегией обоснованным. Названной нормой определено, что максимальный размер общей площади земельных участков, предоставляемых в аренду казачьим обществам, не может превышать 15 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории соответствующего муниципального района. Однако данный (ошибочный) вывод не влияет на законность обжалуемых заявителем судебных актов в связи с установленными судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствами отсутствия у казачьего общества нуждаемости в земельных участках, испрашиваемых им исключительно в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не влияют на оценку законности принятых по делу судебных актов. Они не опровергают обоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу спора, которые при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовали и оценили представленные сторонами доказательства. Несогласие подателя жалобы с выводами судебных инстанций по существу спора само по себе не может служить основанием, достаточным для отмены обжалуемых им судебных актов.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Государственная пошлина уплачена казачьим обществом в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 12.03.2021).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2020 и постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 19.01.2021 по делу N А53-11907/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод кассационной жалобы о незаконности решения управления об отказе в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 61:34:0600005:1005 и 61:34:0600012:409 в аренду казачьему обществу в льготном порядке (без торгов) подлежит отклонению судом округа с учетом обстоятельств, установленных при разрешении спора судами первой и апелляционной инстанций. Приведенный довод, а также обстоятельства, на которые податель жалобы ссылался в их подтверждение, исследовались при разрешении спора судами, которыми отклонены с отражением в судебных актах мотивов их непринятия. Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса). Наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, устанавливается судами первой и апелляционной инстанций на основании доказательств по делу. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 мая 2021 г. N Ф08-4138/21 по делу N А53-11907/2020