В целях внедрения модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в Республике Карелия, в рамках отдельных мероприятий федерального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения "Старшее поколение" национального проекта "Демография", приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, в форме социального обслуживания на дому.
И.о. Министра |
И.С. Скрыников |
Утвержден
приказом Министерства
социальной защиты
Республики Карелия
от 17 ноября 2023 года N 680-П
Порядок
предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, в форме социального обслуживания на дому
1. Настоящий порядок устанавливает правила предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, в форме социального обслуживания на дому гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, которым установлен первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе (далее - Порядок).
2. Социальные услуги по уходу, включаемые в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются в целях обеспечения гражданам, нуждающимся в уходе (далее соответственно - социальные услуги по уходу, граждане), поддержки их жизнедеятельности, а также содействия гражданам, осуществляющим уход на основе родственных, соседских или дружеских связей (далее - лица из числа ближайшего окружения).
3. Предоставление социальных услуг по уходу поставщиком социальных услуг осуществляется по месту жительства или месту пребывания гражданина.
4. Социальные услуги по уходу поставщиком социальных услуг предоставляются гражданам в соответствии с дополнением к индивидуальной программе предоставления социальных услуг (далее - дополнение к индивидуальной программе) и на основании договора, заключенного между гражданином и поставщиком социальных услуг.
5. Дополнение к индивидуальной программе является неотъемлемой частью договора о предоставлении социальных услуг.
6. Дополнение к индивидуальной программе для гражданина, его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
7. Сроки, условия и перечень предоставляемых поставщиком социальных услуг гражданину социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, устанавливаются в соответствии со сроками, условиями и перечнем, предусмотренными дополнением к индивидуальной программе.
8. Социальные услуги по уходу предоставляются гражданам в виде ассистирующих действий (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей, в том числе посредством мотивирования, инструктирования) или замещающих действий (действия за гражданина, не способного полностью или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности), или в их сочетании.
9. Предоставление социальных услуг по уходу осуществляется помощником по уходу, который является работником поставщика социальных услуг и обладает знаниями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, а также личными качествами, обеспечивающими способность выполнять возложенные на него задачи.
10. Социальные услуги по уходу предоставляются помощником по уходу в соответствии со стандартами социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - стандарты).
11. Помощник по уходу при предоставлении социальных услуг по уходу:
1) обеспечивает гражданину безопасность, надлежащий уход и условия, поддерживает его жизнедеятельность;
2) использует в общении с гражданином альтернативную и дополнительную коммуникацию (при необходимости);
3) применяет при обеспечении ухода технические средства реабилитации и средства ухода (при необходимости);
4) побуждает гражданина к поддержанию двигательной и социальной активности, посильной занятости;
5) согласовывает с гражданином выполнение предстоящих действий (с учетом его мнения);
6) информирует об ухудшении состояния здоровья гражданина и других экстренных ситуациях организатора ухода, социального координатора, лиц из числа ближайшего окружения, профильные экстренные службы;
7) соблюдает личную гигиену и санитарную безопасность, несет личную ответственность за результаты своей деятельности;
8) осуществляет заполнение дневника ухода за гражданином, нуждающемся в уходе, форма которого предусмотрена приложением 1 к Порядку (далее - дневник ухода), в том числе с использованием специализированного мобильного приложения (при наличии).
12. Заполнение дневника ухода осуществляется всеми помощниками по уходу, задействованными в предоставлении данных услуг.
13. Дневник ухода включает:
1) основные цели ухода за гражданином;
2) перечень медицинских рекомендаций, получаемых в медицинских организациях;
3) индивидуальные особенности гражданина (отношения, предпочтения, привычки);
4) график работы помощников по уходу;
5) план-отчет предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
6) формы листов наблюдения за состоянием гражданина.
14. При заполнении дневника ухода помощник по уходу осуществляет ежедневный учет предоставленных социальных услуг по уходу, в том числе в части наблюдения за общим состоянием гражданина и выполнения медицинских рекомендаций.
15. Помощник по уходу заполняет отчет о предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому (далее - отчет). Форма отчета предусмотрена приложением 2 к Порядку.
16. Отчет заполняется ежемесячно и передается организатору ухода. Данные о предоставлении гражданину социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, вносятся в отчет всеми помощниками по уходу, задействованными в предоставлении данных услуг.
17. Подбор помощников по уходу, инструктаж, координация и контроль их деятельности осуществляются организатором по уходу, который обладает знаниями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, а также личными качествами, обеспечивающими способность выполнять возложенные на него задачи.
18. Организатор ухода осуществляет обеспечение помощников по уходу:
1) средствами индивидуальной защиты (лицевая маска для защиты дыхательных путей, медицинские перчатки, бахилы, специальная одежда и обувь), дезинфицирующими средствами, антисептиками;
2) вспомогательными средствами, облегчающими осуществление ухода за гражданином (пояс вспомогательный для перемещения/пояс-ремень, скользящая простынь/скользящий рукав, диск поворотный для пересаживания и др.).
19. Организатор ухода осуществляет прием и рассмотрение жалоб и заявлений гражданина, его законного представителя, лиц из числа ближайшего окружения, принимает меры к разрешению конфликтных ситуаций и устранению выявленных нарушений.
20. При поступлении от помощника по уходу информации о возникновении у обслуживаемого им гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, организатор ухода инициирует обращение в территориальный координационный центр для рассмотрения вопроса о пересмотре дополнения к индивидуальной программе и индивидуальной программы предоставления социальных услуг.
21. Поставщик социальных услуг:
1) организует подготовку помощников по уходу и организаторов ухода, совершенствует технологии работы;
2) обеспечивает качество предоставляемых гражданину социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в соответствии со стандартами и Порядком;
3) осуществляет контроль предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, контроль за деятельностью организаторов ухода;
4) взаимодействует с медицинскими организациями в целях получения и выполнения медицинских рекомендаций, необходимых для предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
5) взаимодействует со структурными подразделениями организации и иными организациями в целях совершенствования качества организации и предоставления гражданам социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
6) взаимодействует с гражданином и его ближайшим окружением в целях совершенствования условий предоставления гражданам социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
Приложение 1
к Порядку
Дневник ухода
за гражданином, нуждающемся в уходе
Фамилия _________________________________________________________________
Имя _____________________________________________________________________
Отчество ________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________
Уровень нуждаемости _____________________________________________________
Помощник по уходу _______________________________________________________
Помощник по уходу <1> ___________________________________________________
Дата составления дневника ухода _________________________________________
Организатор ухода _______________________________________________________
Основные цели ухода
Цель (на период действия дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг) |
Дата выбора цели |
Ожидаемый результат |
Дата осуществления контроля <2> |
Фактический результат |
Поддержание здоровья, предотвращение его ухудшения |
|
|
|
|
Поддержание интереса к жизни, предотвращение его потери |
|
|
|
|
Поддержание активности и мобильности, предотвращение нездорового образа жизни |
|
|
|
|
Поддержание навыков самообслуживания, предотвращение их утраты |
|
|
|
|
Поддержание коммуникативных навыков и когнитивных функций, предотвращение их утраты или снижения |
|
|
|
|
Иная цель (указать) |
|
|
|
|
------------------------------
<1> При предоставлении гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, более чем двумя помощниками по уходу в Дневник ухода дополнительно вносится соответствующий раздел по числу помощников по уходу, задействованных в предоставлении указанных услуг.
<2> Организатор ухода осуществляет контрольные визиты к гражданам с третьим уровнем нуждаемости в уходе - 1 раз в месяц, со вторым уровнем нуждаемости в уходе - 1 раз в квартал, с первым уровнем нуждаемости в уходе - 1 раз в полгода.
------------------------------
Перечень медицинских рекомендаций <1>
Рекомендации |
Рекомендации |
Листы наблюдения за состоянием |
Прием лекарственных препаратов |
|
Лист контроля приема лекарств (форма N 1) |
Соблюдение питьевого режима |
|
Лист контроля приема воды (форма N 2) |
Соблюдение диеты |
|
Лист контроля питания (форма N 3) |
Соблюдение двигательного режима и физической активности |
|
Лист контроля физической нагрузки (форма N 4) |
Профилактика пролежней и застойных явлений |
|
Лист контроля смены положения тела (форма N 5) |
Соблюдение иных медицинских рекомендаций, в том числе: | ||
измерение температуры тела |
|
Лист контроля температуры тела (форма N 6) |
измерение артериального давления |
|
Лист контроля артериального давления и пульса (форма N 7) |
измерение частоты сердечных сокращений (пульс) |
|
Лист контроля артериального давления и пульса (форма N 7) |
измерение уровня глюкозы крови |
|
Лист контроля уровня глюкозы крови (форма N 8) |
измерение насыщения крови кислородом (сатурация) |
|
Лист контроля сатурации (форма N 9) |
осмотр кожных покровов |
|
Лист контроля кожных покровов (форма N 10) |
фиксация наличия болей |
|
Лист контроля наличия боли (форма N 11) |
фиксация работы органов малого таза |
|
Лист контроля дефекации/мочеиспускания (форма N 12) |
иное (указать) |
|
Лист исполнения медицинских рекомендаций (форма N 13) |
------------------------------
<1> Вносятся сведения, полученные в медицинских организациях.
------------------------------
Индивидуальные особенности гражданина (отношения, предпочтения, привычки)
Особенности |
Пояснение |
Особенности |
Пояснение |
С кем общается |
|
С кем не общается |
|
Интересные темы для общения |
|
Запретные темы для общения |
|
Любимые занятия |
|
Нелюбимые занятия |
|
Чему радуется |
|
Чего боится |
|
В чем нуждается |
|
Чего стесняется |
|
Что важно соблюдать |
|
Чего делать нельзя |
|
Предпочтения в еде |
|
Неупотребляемые продукты |
|
Отношение к личной гигиене |
|
||
Отношение к прикосновениям |
|
||
Наличие вредных привычек |
|
||
Наличие ритуалов (правил) |
|
График работы помощников по уходу
за ______________ 20___ г.
(месяц)
N посещения |
Время начала и окончания посещения |
ФИО помощников по уходу (по дням недели) <1> |
||||||
ПН |
ВТ |
CP |
ЧТ |
ПТ |
СБ |
ВС |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
План-отчет
предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода
за ______________ 20___ г.
(месяц)
Наименование социальной услуги по уходу <2> |
Объем и периодичность социальной услуги по уходу |
N посещения |
Отметка о выполнении |
|||||||||||||||||||||||||||||||
число месяца | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
||||
день недели (пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
------------------------------
<1> Вносятся ФИО всех помощников по уходу, которые обслуживают гражданина, нуждающегося в уходе.
<2> Перечень социальных услуг по уходу заполняется в соответствии с дополнением к индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
------------------------------
Формы
листов наблюдения за состоянием гражданина
Форма N 1
Лист контроля приема лекарств
Дата назначения |
Наименование лекарства |
Лекарственная форма |
Условия приема |
Часы приема, дозировка |
Дата отмены |
|||
утро |
день |
вечер |
ночь |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма N 2
Лист контроля приема воды
Дата, время |
Объем (мл.) |
Примечание <1> |
|
|
|
|
|
|
------------------------------
<1> В графу "Примечание" вносятся особенности состояния гражданина.
------------------------------
Форма N 3
Лист контроля питания
Дата и время |
Приготовленная еда |
Съедено (да/нет) |
Примечание |
Иная еда |
Съедено (да/нет) |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма N 4
Лист контроля физической нагрузки
Дата и время |
Вид |
Объем (мин.) |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма N 5
Лист контроля смены положения тела
Дата и время |
Вид (поза) |
Длительность (мин.) |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма N 6
Лист контроля температуры тела
Дата, время |
Температура ( оС) |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
Форма N 7
Лист контроля артериального давления и пульса
Дата, время |
Артериальное давление |
Пульс |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма N 8
Лист контроля уровня глюкозы крови <1>
Дата, время |
Уровень глюкозы крови (ммоль/л) |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
------------------------------
<1> Помощником по уходу измерение уровня глюкозы крови не осуществляется, в лист вносятся показатели.
------------------------------
Форма N 9
Лист контроля уровня сатурации
Дата, время |
Уровень сатурации (%) |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
Форма N 10
Лист контроля кожных покровов
Дата, время |
Состояние кожных покровов |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
Форма N 11
Лист контроля наличия боли
Дата, время |
Место локализации боли |
Характер боли |
Интенсивность боли |
Какие действия предприняты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма N 12
Лист контроля дефекации/мочеиспускания
Дата, время |
Факт дефекации |
Примечание |
Факт мочеиспускания |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма N 13
Лист исполнения врачебных назначений
Дата назначения |
Вид назначения |
Условия исполнения |
Дата отмены |
||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Приложение 2
к Порядку
Отчет
о предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный
пакет долговременного ухода, предоставляемых гражданину
бесплатно в форме социального обслуживания на дому
за ______________ 20___ г.
(месяц)
_________________________________________________ N ___________________
(дата составления)
Поставщик социальных услуг: _____________________________________________
(наименование организации)
Получатель социальных услуг по уходу: ___________________________________
(ФИО)
Дополнение к индивидуальной программе от __________________ N ___________
1. Отчет помощника по уходу: ____________________________________________
(ФИО)
1.1. Общее количество дней за отчетный период, в течение которых гражданину предоставлены социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода |
|
1.2. Общее время, затраченное на предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в отчетный период (в минутах) |
|
1.3. Перечень предоставленных в отчетный период социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода (в единицах) | |
Наименование <1> |
Общее количество |
|
|
------------------------------
<1> Перечень социальных услуг по уходу заполняется в соответствии с дополнением к индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
------------------------------
1.4. Отметка о затруднениях при предоставлении социальных услуг по уходу,
включенных в социальный пакет долговременного ухода, в отчетный период
(при наличии)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Помощник по уходу: Получатель социальных услуг по уходу:
___________ ___________________ ___________ ___________________
(подпись) (ФИО) (подпись) (ФИО)
2. Отчет помощника по уходу: <1> ________________________________________
(ФИО)
2.1. Общее количество дней за отчетный период, в течение которых гражданину предоставлены социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода |
|
2.2. Общее время, затраченное на предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в отчетный период (в минутах) |
|
2.3. Перечень предоставленных в отчетный период социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода (в единицах) | |
Наименование <2> |
Общее количество |
|
|
2.4. Отметка о затруднениях при предоставлении социальных услуг по уходу,
включенных в социальный пакет долговременного ухода, в отчетный период
(при наличии)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Помощник по уходу: Получатель социальных услуг по уходу:
___________ ___________________ ___________ ___________________
(подпись) (ФИО) (подпись) (ФИО)
Организатор ухода: ___________ ___________________
(подпись) (ФИО)
м.п. ___________________
(дата)
------------------------------
<1> При предоставлении гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, более чем двумя помощниками по уходу в отчет дополнительно вносится соответствующий раздел по числу помощников по уходу, задействованных в предоставлении указанных услуг.
<2> Перечень социальных услуг по уходу заполняется в соответствии с дополнением к индивидуальной программе предоставления социальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной защиты Республики Карелия от 17 ноября 2023 г. N 680-П "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, в форме социального обслуживания на дому"
Вступает в силу с 21 ноября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 20 ноября 2023 г. N 1001202311200003