Письмо Управления МНС по г. Москве от 26 июня 2003 г. N 11-17/34334
Вопрос: Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Правильно ли такое толкование п. 4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, при котором зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей возможен без вынесения решения налогового органа?
Ответ: Согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
В соответствии с п. 4 ст. 78 Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Пунктом 3 раздела Х Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 (далее - Рекомендации), предусмотрено, что операция зачета переплат по одному налогу в погашение задолженности по другим налогам (сборам) проводится налоговым органом как по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, так и самостоятельно налоговым органом в соответствии с положениями Кодекса.
О всех проведенных операциях по зачету переплат, осуществленных без заявления налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента, налоговые органы в соответствии со статьями 78 и 79 Кодекса уведомляют налогоплательщика (плательщика сборов), налогового агента не позднее двух недель со дня утверждения руководителем (его заместителем) налогового органа заключения по форме N 21 (приложение N 2 к Рекомендациям).
При отсутствии расхождений между суммами, заявленными налогоплательщиком (плательщиком сборов), налоговым агентом к зачету или возврату, и данными карточек лицевого счета этого налогоплательщика (плательщика сбора), налогового агента налоговый орган выносит решение о зачете или возврате в виде заключения по форме N 21 и направляет его на исполнение в орган федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Инструкцией "О порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации", утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.12.99 N 91н (далее - Инструкция), устанавливается единый порядок ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, поступивших на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, открытые в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях. Согласно п. 9 раздела II Инструкции зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм доходов осуществляется на основании заключений налоговых органов.
Исходя из изложенного выше, зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется инспекцией на основании решения налогового органа в виде заключения по форме N 21.
Заместитель руководителя Управления МНС России |
Ю.А. Мавашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по г. Москве от 26 июня 2003 г. N 11-17/34334
Текст письма официально опубликован не был
На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 19, октябрь 2003 г.