Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Д. Катрышева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.Д. Катрышев оспаривает конституционность следующих положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону):
пунктов 3 и 4, устанавливающих варианты определения расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа и содержащих перечень включаемых в нее периодов;
пункта 9, согласно которому конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 данного Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 данного Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 данного Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 названной статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
По мнению заявителя, с 2010 года являющегося получателем досрочной трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости, оспариваемые законоположения, примененные в его деле судами общей юрисдикции, нарушают его права, закрепленные в статье 75 (часть 6) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривая несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц, закрепляет в том числе формулу определения данного размера, в которую включен стажевый коэффициент и порядок его расчета, а также позволяет выбрать наиболее благоприятный для застрахованных лиц вариант исчисления размера пенсии.
В частности, в пункте 3 данной статьи закреплен такой вариант, при котором общий трудовой стаж определяется в календарном порядке с учетом продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, а в пункте 4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года, - исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются в том числе периоды подготовки к профессиональной деятельности, а также предусмотрен учет периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере. Гражданам, которые были заняты на работах с особыми условиями труда и имели на указанную дату полный общий трудовой стаж, а также полный стаж на соответствующих видах работ, предоставлено право выбора вида стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера пенсионного обеспечения (пункт 9).
Таким образом, оспариваемые А.Д. Катрышевым положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закрепляют порядок реализации права на пенсионное обеспечение, направлены на учет интересов застрахованных лиц и сохранение прав, приобретенных ими до введения в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а потому не могут расцениваться как нарушающие его конституционные права.
Как следует из представленных материалов, нарушение своих прав заявитель связывает с отказом правоприменительных органов произвести расчет размера его пенсии на основании пункта 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", несмотря на отсутствие у него на 1 января 2002 года стажа на соответствующих видах работ необходимой продолжительности. Однако разрешение этого вопроса связано с проверкой фактических обстоятельств дела А.Д. Катрышева, в том числе с установлением того, выполнены ли им условия, необходимые для расчета размера пенсии с применением указанной нормы, что не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Катрышева Анатолия Дмитриевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 31 октября 2023 г. N 2776-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Катрышева Анатолия Дмитриевича на нарушение его конституционных прав пунктами 3, 4 и 9 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-