В соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и со статьей 6 Положения о бюджетном процессе в городе Искитиме Новосибирской области, утвержденного решением Совета депутатов города Искитима Новосибирской области от 31.05.2017 N 82, в целях подготовки документов и материалов, представляемых в Совет депутатов города Искитима Новосибирской области одновременно с проектом бюджета города Искитима Новосибирской области, администрация города Искитима постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики города Искитима Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Руководителям структурных подразделений администрации города Искитима Новосибирской области при подготовке расчетов и разработке предложений в проект бюджета города Искитима Новосибирской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики города Искитима Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
3. Разместить постановление на официальном сайте администрации города Искитима Новосибирской области.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника управления финансов и налоговой политики администрации города Искитима Новосибирской области Двойченко Е.А.
Глава города Искитима |
С.В. Завражин |
Утверждены
постановлением администрации
города Искитима
Новосибирской области
от 20.10.2023 N 2102
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Искитима Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики города Искитима Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления) разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Положения о бюджетном процессе в городе Искитиме Новосибирской области, на основе действующего федерального и регионального налогового законодательства, в целях формирования задач бюджетной и налоговой политики на среднесрочный период, условий и подходов, принимаемых при составлении проекта бюджета города Искитима Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (далее - бюджет города), с учетом сложившейся экономической ситуации как в Новосибирской области, так и в городе Искитиме Новосибирской области, а также тенденций его развития.
При подготовке Основных направлений учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", решения, принятые в 2023 году Президентом Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, приоритеты социально-экономического развития Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, одобренные Правительством Новосибирской области и основных параметрах прогноза социально-экономического развития города Искитима на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Целью Основных направлений является определение условий, принимаемых для составления проекта бюджета города на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров бюджета города, а также обеспечение прозрачности и открытости бюджетного планирования. Основные направления содержат задачи и приоритетные направления бюджетной и налоговой политики в области доходов, расходов и управления муниципальным долгом.
2. Налоговая политика
На протяжении 2022 года экономическое развитие города Искитима соответствовало общим тенденциям Российской Федерации: обострение геополитических событий, введение беспрецедентных санкций со стороны недружественных государств обозначили необходимость изменения выбранных ранее направлений развития.
В кратчайшие сроки были разработаны меры по обеспечению устойчивости экономики как на региональном, так и на местном уровнях. Оперативность их реализации позволили нивелировать большинство негативных факторов и обеспечить устойчивость экономики города, сохранив стабильную динамику на уровне постпандемийного 2021 года.
Плановые назначения доходной части бюджета города Искитима на 2022 год утверждены в объеме 2 983 036,2 тыс. рублей, в том числе по межбюджетным трансфертам из областного бюджета - 2 356 969,4 тыс. рублей. Исполнение по доходным источникам по состоянию на 01.01.2023 составляет 2 879 350,1 тыс. рублей или 96,5% годового плана.
Бюджет города Искитима на 2022 год по налоговым и неналоговым доходам принят в объеме 626 066,8 тыс. рублей, что составляет 112,3% к уровню 2021 года. По состоянию на 01.01.2023 года налоговых и неналоговых доходов поступило 685 272,8 тыс. рублей, что составляет 109,5% годовых назначений. В аналогичном периоде прошлого года поступления налоговых и неналоговых доходов составили 581 291,1 тыс. рублей. По отношению к прошлому году наблюдается увеличение поступлений на 103 981,7 тыс. рублей, темп роста 117,9%.
Налоговые доходы на 2022 год запланированы в сумме 533 953,6 тыс. рублей, поступления по состоянию на 01.01.2023 составили 582 965,4 тыс. рублей или 109,2% плановых назначений на год. По отношению к аналогичному периоду 2021 года поступления увеличились на 98 427,3 тыс. рублей, темп роста 120,3%.
Неналоговые доходы запланированы на 2022 год в сумме 92 113,2 тыс. рублей, поступления по состоянию на 01.01.2023 составили 102 307,4 тыс. рублей или 111,1% к годовому плану. По отношению к аналогичному периоду 2021 года поступления увеличились на 5 554,4 тыс. рублей, темп роста 105,7%.
Безвозмездные поступления из областного бюджета поступили в объеме 2 241 345,2 тыс. рублей, что составляет 95,1%.
Основываясь на динамике поступлений, бюджетная и налоговая политика на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов в области доходов бюджета города ориентирована на сохранение и развитие доходных источников с учетом консервативной оценки доходного потенциала. В случае улучшения макроэкономических показателей и поступления доходов сверх запланированной суммы, дополнительные средства будут направлены на финансирование приоритетных задач.
2024 год - год завершения адаптационного периода после вызовов 2022 - 2023 годов и выход экономической системы на динамику допандемийного периода. Основными факторами, влияющими на налоговую политику предстоящего периода, являются, во-первых, продолжающаяся работа по реализации мероприятий, направленных на обеспечение стабильных условий ведения предпринимательской деятельности, а во-вторых, значительная работа по настройке налоговой сферы, проведенная в прошлые годы. В связи с этим налоговая политика 2024 года характеризуется как "политика наблюдения" - оценка принятых решений, необходимость принятия дополнительных решений.
Основной задачей в предстоящем периоде 2024 года и плановом периоде 2025 - 2026 годов будет обеспечение принципов равенства и справедливости налогообложения за счет своевременной актуализации налоговых условий.
В трехлетней перспективе 2024 - 2026 годов приоритеты города Искитима Новосибирской области в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Они определены с учетом принятых и планируемых к принятию изменений федерального и регионального законодательства. Основными целями налоговой политики являются увеличение налогового потенциала посредством реализации мер, направленных на повышение собираемости налогов и сборов, снижение масштабов уклонения от налогов, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.
Восстановление экономической ситуации в 2022 году и первой половине 2023 года позволяет продолжить в 2024 году ряд направлений, начатых ранее.
Этому будет способствовать проведение следующих мероприятий:
1. Продолжение работы по развитию доходного потенциала города Искитима.
Реализация данного направления будет осуществляться путем обеспечения качественного прогнозирования и выполнения установленного плана по поступлению доходов бюджета города, координации мер по обеспечению в полном объеме запланированных налоговых и неналоговых поступлений. Повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам бюджета города.
Увеличение доходного потенциала напрямую зависит от конструктивного взаимодействия и скоординированных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления с администраторами доходов, осуществление которого будет продолжено в рамках деятельности комиссий по контролю за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств в бюджет, а так же в рамках работы по легализации объектов налогообложения.
2. Укрепление доходной части бюджета.
В целях увеличения доходов бюджета города основная работа должна быть направлена на изыскание дополнительных резервов доходного потенциала и обеспечение своевременного поступления платежей в бюджет города.
В целях укрепления доходной части бюджета города органам местного самоуправления совместно с налоговыми органами необходимо обеспечить исполнение планов мероприятий, направленных на уменьшение задолженности по имущественным налогам физических лиц, а также проведение мониторинга поступлений по налоговым и неналоговым платежам в бюджет города в целях своевременного принятия мер по обеспечению сбалансированности местного бюджета.
3. Повышение собираемости налогов и снижение уровня недоимки.
Повышенное внимание следует уделить администрированию налога на доходы физических лиц, который является основным источником формирования доходной части бюджета города. Необходимо усилить взаимодействие органов местного самоуправления с налоговыми органами в части мониторинга за соблюдением действующего налогового законодательства, укрепления платежной дисциплины, проводить мероприятия, направленные на выявление и пресечение схем минимизации налогов, совершенствование методов контроля легализации "теневой" заработной платы, содействие вовлечению граждан Российской Федерации в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости.
В случае внесения изменений в налоговое законодательство на федеральном уровне, касающихся местных видов налогов, необходимо своевременно вносить необходимые изменения в нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Следует продолжить работу межведомственной комиссии по своевременному поступлению платежей в бюджеты бюджетной системы. Кроме того, продолжить обеспечение мер, направленных на погашение недоимки организациями-контрагентами по договорам, оплачиваемым за счет средств бюджетной системы.
Особенно важным направлением работы в 2024 году является недопущение снижения уровня собираемости налогов с физических лиц. Поскольку в Новосибирской области все больше наблюдается тенденция получения жителями налоговых уведомлений в электронном виде, необходимо обеспечить полноценную осведомленность граждан о наличии у них налоговых обязательств посредством использования электронных ресурсов.
На сегодняшний день сохраняет свою актуальность вопрос информированности граждан о возможности входа в сервис посредством учетной записи на портале государственных услуг Российской Федерации.
Для своевременного и полного исполнения физическими лицами обязанностей по уплате имущественных налогов в бюджеты бюджетной системы будет продолжено проведение информационной кампании администрацией города Искитима совместно с учреждениями и организациями города, осведомляющей граждан о сроках и порядке уплаты имущественных налогов, а также о необходимости погашения уже имеющейся налоговой задолженности. Проведение информационной кампании о порядке и сроках уплаты имущественных налогов физическими лицами, а также о необходимости погашения уже имеющейся задолженности, в совокупности с иными мерами работы с гражданами-налогоплательщиками, способствовало увеличению собираемости.
В 2022 году информационные материалы размещены:
на информационных стендах предприятий и учреждений - печатные листовки в количестве 112 единиц;
в салонах пассажирского общественного транспорта, в автобусных остановках - печатные листовки в количестве 35 единиц;
на официальных сайтах учреждений, организаций, а также администрации города - макеты листовок в количестве 40 единицы;
в социальных сетях - макеты листовок и пресс-релизы в количестве 40 единиц;
в средствах массовой информации (местные печатные издания) - 13.
В 2022 году в рамках проведения информационных кампаний был сделан акцент на популяризации среди населения города возможных способов проверки налоговой задолженности налогоплательщиками, в том числе посредством использования сервиса "Личный кабинет налогоплательщика". Популяризация сервиса, вызвана возрастающим интересом и удобством взаимодействия налогоплательщиков с налоговой службой в электронном формате. Недоимка по имущественным налогам физических лиц за год сократилась на 4,2% или на 1 382,2 тыс. рублей. Показатель собираемости имущественных налогов с физических лиц в 2022 году составил 88,3%.
4. Стимулирование развития сферы малого и среднего предпринимательства.
В 2022 году основой в налоговой политики стало обеспечение комфортных условий ведения предпринимательской деятельности.
Так, были ослаблены меры контроля и административной ответственности за правонарушения в сфере налогов. Для отдельных групп налогоплательщиков были реализованы льготные кредиты, отсрочки по уплате налоговых платежей и иные меры стабилизации финансового положения.
Основной целью оказания финансовой поддержки в рамках муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Искитиме" в сложной экономической ситуации является содействие развитию безубыточных субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМ и СП), обеспечивающих необходимый уровень заработной платы, рост выручки, сохранение и увеличение количества рабочих мест, рост налоговых платежей. В 2022 году на реализацию мероприятий муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Искитиме" было предусмотрено 326 700 руб., из них 126 700 руб. из областного бюджета и 200 000 руб. из местного бюджета. Оказана финансовая поддержка ИП Первухин Максим Иванович.
В 2023 году на реализацию мероприятий муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Искитиме" предусмотрено 1215208,4 руб., из них 708055,40 руб. из областного бюджета и 507153,00 руб. из местного бюджета. По состоянию на 06.10.2023 оказана финансовая поддержка ООО "Автофуд". Вид деятельности - деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания. Форма поддержки - субсидирование затрат по субарендным платежам офисных и производственных помещений. Сумма поддержки - 260 627 руб.
Еще одним элементом механизма поддержки малого бизнеса является имущественная поддержка. В 2022 году действовали 105 договоров аренды муниципального имущества, актуализирован перечень муниципального имущества, переданного СМ и СП, включающий 62 объекта, общей площадью 27,9 тыс. кв. м.
В 2023 году действуют 39 договоров аренды муниципального имущества, перечень муниципального имущества, переданного СМ и СП, включающий 28 объектов, общей площадью 2910,87 тыс. кв. м.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества", в связи с принятием распоряжения Губернатора Новосибирской области от 16.03.2020 N 44-р "О противодействии завозу и распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Новосибирской области" и постановления Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 N 72-п "О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области", администрацией города Искитима Новосибирской области приняты нормативно-правовые акты:
- Постановление от 20.05.2020 N 582 "Об отсрочке уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества";
- Постановление от 26.05.2020 N 612 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в режиме повышенной готовности на территории города Искитима Новосибирской области";
- Постановление от 08.07.2020 N 799 "Об освобождении от уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества".
Предоставлена отсрочка (или освобождение) по уплате арендной платы:
- ООО "Прогресс" (с 01.04.2022 года по 28.02.2023 года льгота по арендной плате имущества, с 01.03.2023 года по 31.01.2024 года льгота по арендной плате имущества);
- индивидуальному предпринимателю Блинову Антону Евгеньевичу (с 01.10.2021 года по 31.08.2022 года льгота по арендной плате имущества, 09.06.2022 года договор расторгнут, в связи с выкупом);
- ООО "ЖЭУ Центральное" (с 01.08.2022 года по 30.06.2023 года льгота по арендной плате имущества, с 01.07.2023 года по 31.05.2024 года льгота по арендной плате имущества);
- ООО "ЖЭУ-2" (01.08.2022 года по 30.06.2023 года льгота по арендной плате имущества);
- ООО СФ "Запад" (с 01.10.2023 года по 31.08.2024 года льгота по арендной плате имущества).
Субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающимся социально значимыми видами деятельности, приведенными в приложении 1 к Положению "О порядке предоставления в аренду муниципального имущества, находящегося в собственности города Искитима Новосибирской области", предоставляется льгота по арендной плате в виде применения понижающего коэффициента, корректирующего величину размера арендной платы, равного 0,75.
Ежегодно организуется участие СМ и СП в зональных оптово-розничных универсальных ярмарках. В 2023 году на территории города Искитима была проведена оптово-розничная ярмарка. На проведение оптово-розничной ярмарки были выделены 500 тыс. руб. из местного бюджета.
В целях обеспечения информирования субъектов малого бизнеса специалистами управления экономического развития администрации города Искитима постоянно осуществляется информационно-консультационный прием СМ и СП по различным вопросам ведения бизнеса. Всего в 2022 году получили консультацию по различным вопросам 131 представитель малого бизнеса. Систематически ведется обновление раздела "Малый бизнес" сайта администрации города.
5. Повышение эффективности в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Реализация данного направления должна осуществляться путем:
- утверждения прогнозного плана приватизации муниципального имущества города Искитима;
- осуществления контроля за использованием муниципального имущества города Искитима, переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение муниципальным учреждениям и муниципальным предприятиям, а также муниципального имущества города Искитима и земельных участков, сданных в аренду;
- проведения анализа показателей эффективности использования и управления муниципальным имуществом города Искитима за отчетный период для принятия эффективных решений по управлению и использованию муниципального имущества.
6. Продолжение работы по повышению эффективности межбюджетных отношений с Новосибирской областью.
Развитие взаимоотношений с органами государственной власти должно быть по-прежнему направлено на активное привлечение в город Искитим федеральных и областных трансфертов для решения вопросов местного значения.
В связи с чем, органам местного самоуправления города Искитима необходимо обеспечивать отстаивание интересов города Искитима при рассмотрении и обсуждении проектов областных и федеральных законов, иных проектов нормативных правовых актов по вопросам бюджетной и налоговой политики. Также следует обеспечивать своевременную защиту в соответствующих министерствах Новосибирской области заявок и предложений по участию города Искитима в государственных программах, конкурсах и проектах, направленных на выделение дополнительных межбюджетных трансфертов, добиваться полноценного финансового обеспечения переданных городу Искитиму государственных полномочий за счет средств из областного бюджета.
Налоговая политика города Искитима Новосибирской области соответствует основным концепциям региональной налоговой политики.
3. Бюджетная политика
Основной задачей бюджетной политики в 2022 году являлось своевременное реагирование на новые вызовы, а также достижение приоритетных целей социально-экономического развития и обеспечение сбалансированности в условиях:
обострения геополитической ситуации и неопределенности глубины и продолжительности влияния антироссийских санкций на экономику;
продолжающегося с 2021 года усиления инфляционного давления в масштабах, превышающих первоначальные прогнозы;
возникновения новых расходных обязательств, финансовое обеспечение которых сложно прогнозируемо.
В 2023 году продолжается адаптация экономики к изменившимся условиям, в том числе к введенным санкциям, и переход к новой модели устойчивого роста. На позитивный характер формирующихся тенденций решающее влияние продолжает оказывать реализация комплекса мер, направленных на поддержку экономики и социальной сферы.
Среди ключевых итогов реализации задач, поставленных в 2022 - 2023 годах, следует отметить следующее:
1. В сфере социальной поддержки и поддержки доходов населения.
1.1. Ускорение в 2022 году темпов роста начисленной заработной платы в среднем по наемным работникам потребовало направить дополнительные средства на обеспечение контрольных соотношений оплаты труда "указных" категорий работников бюджетной сферы, что позволило обеспечить темп роста среднегодовой заработной платы по таким категориям работников на уровне 112,0% к уровню 2021 года. В 2023 году средства запланированы исходя из планируемого темпа роста заработной платы - 111,0%.
В целях обеспечения конкурентоспособности уровня оплаты труда работников учреждений "неуказных" категорий в условиях ускорения темпов инфляции в 2022 году фонды оплаты труда муниципальных учреждений проиндексированы дважды: на 10,0% с 1 июля 2022 года и на 4,0% с 1 октября 2022 года.
В 2023 году также планируется проведение двухэтапной индексации фондов оплаты труда "неуказных" категорий работников бюджетной сферы с 1 августа и с 1 октября 2023 года.
Эти решения - результат последовательного проведения политики опережающего роста заработных плат относительно увеличения стоимости жизни, направленные на повышение благосостояния и улучшение качества жизни граждан как ключевой задачи бюджетной политики.
1.2. Важнейшими критериями социальной поддержки выступают принципы нуждаемости, адресности помощи и простоты ее получения.
В рамках муниципальной программы "Социальная поддержка жителей города Искитима" обеспечивается поддержка особо нуждающихся слоев населения. За счет средств местного бюджета оказывается материальная помощь в связи с затратами на дорогостоящее лечение и приобретение лекарственных препаратов, на обеспечение пожаробезопасности жилья, приобретение дров и угля для одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов. Уникальная мера поддержки оказывается гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - единовременная финансовая помощь на восстановление индивидуальных жилых домов, пострадавших в результате пожара, стихийного бедствия и чрезвычайной ситуации.
Получателями мер социальной поддержки, прежде всего, являются малообеспеченные категории населения - одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды, многодетные семьи и семьи с детьми. Меры поддержки за счет местного бюджета дополняет широкий спектр действующих в Новосибирской области мер социальной поддержки.
В 2023 году сумма средств на оказание материальной помощи значительно увеличена, более чем в 1,5 раза, расширен и круг получателей материальной помощи.
1.2.1. Поддержка семей с детьми - приоритет государственной политики и он распространяется и на организацию летнего отдыха и оздоровления детей. Областная субсидия на реализацию мероприятий по отдыху и оздоровлению детей позволяет обеспечить бесплатными путевками в лагеря дневного пребывания и загородные оздоровительные лагеря детей из семей в трудной жизненной ситуации. Ежегодно в лагерях всех видов отдыхает до 56% детей из категории трудная жизненная ситуация. Сумма средств бюджета составляет ежегодно более 3,5 млн. рублей.
1.2.2. Продолжается решение одной из приоритетных в сфере социальной поддержки отдельных категорий граждан задач по поэтапному обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.
В целях решения указанной задачи финансирование на приобретение жилья за счет средств областного бюджета в 2022 году составило 31,9 млн. рублей, в 2023 году на эти цели выделено 42,6 млн. рублей. Жилье получили за 2 года 26 человек из числа детей-сирот.
2. Развитие управленческого функционала и эффективности бюджетных расходов.
Сегодня на территории города Искитима существует обширная сеть муниципальных бюджетных учреждений. Учреждения развиваются, появляются новые требования к услугам, накапливаются проблемы, связанные с содержанием имущества. Развитие сети бюджетных учреждений часто сопровождается накоплением неэффективного, устаревшего функционала, не востребованного населением. Поэтому в задачу любой управленческой структуры входит периодическая оценка существующей сети на предмет эффективности ее деятельности. Принятие оптимизационных решений и их реализация дают как управленческий, так и бюджетные эффекты.
В 2023 году в условиях разработанной системы критериев оценки и проведенного анализа сети организаций, подведомственных органам власти, с точки зрения функциональной оправданности их деятельности была продолжена реализация принятых программ оптимизации учреждений.
В 2023 году проведена реорганизация муниципальных учреждений образования - их объединение по признакам схожести функций либо территориальной близости учреждений в случаях, когда объединение учреждений целесообразно (управленческий и бюджетный эффект от реализации превышают риски снижения качества услуг).
3. Комплексная оценка эффективности налоговых расходов.
В результате проведения мероприятий по оценке эффективности налоговых льгот, предусмотренных законодательством (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" и постановлением администрации города Искитима Новосибирской области от 31.01.2021 N 10 "Об установлении Порядка формирования перечня налоговых расходов города Искитима Новосибирской области и оценки налоговых расходов города Искитима Новосибирской области" (в ред. от 01.12 2021) в текущем году администрацией города Искитима Новосибирской области сформирована оценка налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами. Комплексная оценка, включающая в себя в том числе оценку эффективности, сформирована на основе данных, представленных кураторами налоговых расходов. По итогам проведенной оценки неэффективные налоговые льготы не выявлены.
В среднесрочном периоде сохранится преемственность приоритетов бюджетной политики предыдущего бюджетного цикла и нацеленность на обеспечение устойчивого социально-экономического развития города.
Бюджетная и налоговая политика на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу ориентирована, в первую очередь, на достижение стратегической цели - повышение качества жизни населения города Искитима Новосибирской области за счет создания условий для обеспечения граждан доступными и качественными муниципальными услугами и обеспечения социальной защищенности.
Основной целью бюджетной и налоговой политики остается обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города с учетом текущей экономической ситуации. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- сохранение и развитие доходных источников бюджета города;
- создание благоприятных условий для повышения уровня бюджетного потенциала города Искитима;
- осуществление бюджетных расходов исходя из необходимости безусловной реализации Указов Президента Российской Федерации и национальных проектов с учетом возможностей доходного потенциала города;
- сохранение социальной направленности бюджета города;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств;
- поддержание уровня долговой нагрузки на бюджет города на экономически безопасном уровне;
- повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Основные направления позволяют участникам бюджетного процесса определить ориентиры в бюджетной и налоговой сфере на трехлетний период, что будет способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории города Искитима Новосибирской области.
В условиях недостаточной динамики собственных доходов, с одной стороны, и ограниченными возможностями по покрытию дефицита бюджета, с другой стороны, в целях минимизации рисков несбалансированности в течение 2022 года администрацией города Искитима Новосибирской области неоднократно производилась работа по пересмотру расходной части бюджета города. Корректировки бюджета были направлены на оптимизацию и перераспределение расходов в целях консолидации средств на обязательствах приоритетного характера.
Принятые меры позволили обеспечить в полном объеме выполнение социально значимых обязательств. Положительные результаты проводимой политики в этом направлении свидетельствуют о ее целесообразности продолжения в 2024 - 2026 годах.
В условиях дефицитности, ограничений и повышенного риска несбалансированности бюджета особое значение приобретает степень эффективности использования бюджетных ресурсов.
Бюджетная политика в 2024 - 2026 годах должна быть направлена на повышение эффективности расходов и переориентацию бюджетных ассигнований в рамках существующих ограничений на обеспечение первоочередных расходов.
При формировании проекта бюджета города на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов особое внимание следует уделить решению следующих основных задач бюджетной политики:
1) Обеспечение безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе направленных на выполнение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации. Оптимизация и повышение эффективности использования финансовых ресурсов, осуществление взвешенного подхода к принятию новых расходных обязательств и сокращение неэффективных бюджетных расходов.
2) Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, поддержание объема долговой нагрузки на бюджет города на экономически безопасном уровне.
Для решения данной задачи формирование проекта бюджета города на очередную трехлетку должно основываться, прежде всего, на реалистичном прогнозе социально-экономического развития города Искитима Новосибирской области. Необходимо последовательное сокращение дефицита бюджета, в том числе за счет оптимизации бюджетных расходов. Учитывая, что потребность в финансовых средствах, как правило, превышает реальные возможности бюджета, необходимо просчитывать и предотвращать возможные риски несбалансированности бюджета города.
3) Совершенствование и дальнейшее развитие инструментов программно-целевого планирования с учетом приоритетов социально-экономического развития города и реальных возможностей бюджета города Искитима, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности реализации муниципальных программ.
4) Повышение эффективности и качества предоставляемых населению муниципальных услуг. Прежде всего, это относится к таким значимым для общества сферам как образование, социальное обслуживание, культура, физическая культура и спорт.
Ответственность главных распорядителей средств бюджета города должна осуществляться через контроль за выполнением муниципального задания на оказание муниципальных услуг в полном объеме.
5. Совершенствование системы межбюджетных отношений.
В целях совершенствования межбюджетных отношений основные усилия должны быть направлены на обеспечение сбалансированности как областного, так и местного бюджетов в связи с изменением федерального и регионального законодательства в части разграничения полномочий между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, улучшение совместной работы органов государственной власти Новосибирской области и администрации города Искитима, связанной с предоставлением и использованием целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
6. Повышение эффективности процедур проведения муниципальных закупок. Для этого необходимо продолжить осуществлять планирование закупок, постановку на учет обязательств и их оплату муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления города Искитима в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Этому также способствуют возложенные на финансовые органы контрольные функции в сфере закупок в части соответствия информации об объемах финансового обеспечения, включенного в планы закупок, утвержденного и доведенного до заказчика, а также соответствия информации об идентификационных кодах закупок и объеме финансового обеспечения для осуществления закупок.
7. Развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля.
Совершенствование системы внутреннего муниципального финансового контроля должно способствовать своевременному выявлению и предотвращению правонарушений. Продолжить переориентацию финансового контроля на оценку достижения целей и эффективности расходования бюджетных средств.
Для решения изложенных задач в очередном бюджетном периоде будут реализовываться следующие мероприятия:
1) Повышение качества муниципальных программ, формирование и исполнение "программного бюджета".
2) Повышение эффективности оказания муниципальных услуг. В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.
3) Обеспечение в полном объеме публичных нормативных обязательств.
4) Обеспечение исполнения социальных Указов Президента Российской Федерации, в том числе повышение заработной платы работникам муниципальных учреждений, исходя из параметров повышения, установленных в планах мероприятий изменений в отраслях социальной сферы ("дорожных карт").
5) Мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью оптимизации их расходов.
6) Обеспечение прозрачности (открытости) бюджета города Искитима за счет размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
7) Повышение информационной открытости бюджетного процесса города, в том числе в социальных сетях, в целях информирования граждан по вопросам формирования и исполнения бюджета.
В итоге бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни в городе Искитиме, повышение качества муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития города. Реализация поставленных задач создаст условия для последовательной и эффективной деятельности органов местного самоуправления и Совета депутатов города в среднесрочной перспективе.
В целях минимизации рисков несбалансированности бюджета города планирование расходной части на ближайшие три года должно основываться на жестко консервативном сценарии. Этот подход не только позволяет повысить точность бюджетного планирования, но предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных расходных обязательств. Сохранение консервативного подхода к формированию бюджетных расходов 2024 - 2026 годов принципиально важно для долгосрочной устойчивости муниципальных ресурсов. Перед администрацией города Искитима стоит сложная задача для того, чтобы не имея возможности наращивать общий объем расходов, тем не менее проводить работу по привлечению внешнего финансирования для реализации инвестиционных проектов в бюджетной сфере на территории города, в том числе за счет межбюджетных трансфертов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Искитима Новосибирской области от 20 октября 2023 г. N 2102 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Искитима Новосибирской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 20 октября 2023 г.
Опубликование:
-