г. Краснодар |
|
20 мая 2021 г. |
Дело N А32-18488/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Малыхиной М.Н. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" (ИНН 2312054894, ОГРН 1022301974420) - Сыч И.И. (доверенность от 19.02.2021), Молоковой А.О. (доверенность от 11.01.2021), от ответчика - индивидуального предпринимателя Минасяна Камо Вазгеновича (ИНН 231212578985, ОГРНИП 311231233900038) - Победы Е.В. (доверенность от 05.03.2021), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Центр услуг по управлению жилыми домами", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Минасяна Камо Вазгеновича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 по делу N А32-18488/2020, установил следующее.
АО "Автономная теплоэнергетическая компания" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю Минасяну К.В. (далее - предприниматель) о взыскании 405 854 рублей 41 копейки задолженности за тепловую энергию с 01.08.2016 по 31.03.2019, 110 778 рублей 35 копеек пеней с 25.09.2016 по 01.04.2020 (уточненные требования).
Решением от 07.12.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.02.2021, с ответчика в пользу истца взыскано 282 605 рублей 92 копейки задолженности с 01.05.2017 по 31.03.2019, 56 386 рублей 14 копеек пеней с 25.06.2017 по 01.04.2020, а также 8748 рублей 50 копеек расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано. Компании из федерального бюджета возвращено 663 рубля излишне уплаченной государственной пошлины.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению заявителя, заключенный сторонами договор прекратил свое действие в апреле 2014 года, в связи с чем поставка тепловой энергии ответчику и взимание с него платы истцом завершилось. Все начисления, которые осуществляет истец, производятся по договору, прекратившему свое действие. Досудебная претензия компанией предпринимателю не направлялась и не могла быть им получена. Выводы судов о наличии между сторонами фактически сложившихся правоотношениях противоречат нормам права и обстоятельствам дела. Кроме того, в силу норм действующего законодательства о теплоснабжении предприниматель с момента приобретения им права собственности на участок тепловой сети имеет статус теплоснабжающей организации без предъявления к нему каких-либо дополнительных критериев. Истец, являясь единой теплоснабжающей организацией, обязан инициировать заключение с ответчиком договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя и договора поставки тепловой энергии в целях компенсации потерь в сетях, однако данная обязанность компанией не исполнена. Истец отказался от заключения с ответчиком договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя до получения документов, подтверждающих установление тарифа, что необоснованно. Учитывая отсутствие (вследствие уклонения истца) заключенного сторонами договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, в установленный для конечных потребителей тариф не включены расходы по передаче тепловой энергии, куда включаются расходы по компенсации нормативных технологических потерь. Заявитель также указывает, что в действиях истца имеются признаки злоупотребления правом.
В отзыве компания просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 08.11.2012 и акта осмотра тепловых энергоустановок и тепловых сетей от 11.03.2013 N 254/09-Дт предприниматель является собственником тепловой сети протяженностью 660 метров, кадастровый номер 23:43:0000000:2601, расположенной по адресу г. Краснодар, ул. Мачуги, 82, о чем в ЕГРН 24.01.2014 внесена запись N 23-23-01/087/2014-095 (подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.02.2014 серии 23-АМ N 313829).
Ответчик обратился в компанию с заявлением о перезаключении договора на поставку тепловой энергии многоквартирному шестиэтажному дому, расположенному по адресу: г. Краснодар, ул. Мачуги, 82, в связи с тем, что он является собственником тепловых сетей, которые предоставляются им для транспортировки тепловой энергии.
В обоснование иска компания указывает, что все действия по заключению договора предприняты, оригинал договора направлен предпринимателю, однако подписанный ответчиком договор истцу не возвращен.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение предпринимателем обязательств по оплате потерь с 01.08.2016 по 31.03.2019, компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статьями 210, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), Методическими рекомендациями по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
В силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой организации, во владении которой находятся тепловые сети, обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях возложена на теплосетевые организации, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам.
Согласно пункту 113 Правил N 808 организация при присвоении ей статуса единой теплоснабжающей организации направляет теплосетевым организациям подписанные со своей стороны договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь в тепловых сетях.
В силу норм Закона о теплоснабжении и Правил N 808 организация, осуществляющая теплоснабжение потребителей, вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций. Собственник и владелец тепловых сетей должен возмещать стоимость потерь, возникающих в его сетях при транспортировке тепловой энергии. В противном случае теплоснабжающая организация, поставляя тепловую энергию, вынуждена была бы нести дополнительные расходы на тепловую энергию в объеме потерь в сетях, ей не принадлежащих.
Таким образом, как правильно указали суды, истец вправе получать плату за весь объем тепловой энергии, переданной в тепловые сети сторонних организаций.
С учетом изложенного независимо от наличия договора на компенсацию потерь тепловой энергии, возникших в сетях предпринимателя, именно на нем лежит обязанность по их оплате. Доводы ответчика об отсутствии у него такой обязанности не основаны на нормах права.
На основании пункта 34 Правил N 808 под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается 1 календарный месяц.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 808 потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Законом о теплоснабжении, за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения: 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.
Таким образом, в отсутствие договора между сторонами окончательный срок оплаты тепловых потерь по каждому расчетному периоду истекает 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В связи с заявлением ответчика в суде первой инстанции о применении исковой давности истец произвел перерасчет, в соответствии с которым сумма задолженности с 01.05.2017 по 31.03.2019 составила 282 605 рублей 92 копейки.
Представленный истцом расчет проверен судами и признан верным, в связи с чем иск удовлетворен в заявленном размере.
Суды также признали верным представленный компанией расчет пеней с 25.06.2017 по 01.04.2020 (с учетом заявления ответчика о применении исковой давности) и взыскали 56 386 рублей 14 копеек.
Довод предпринимателя о том, что истец необоснованно отказался от заключения с ответчиком договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя до получения документов, подтверждающих установление тарифа, в то время как для установления тарифа в регулирующий орган необходимо представить копию соответствующего договора, отклоняется судом округа по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила регулирования), для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, является исчерпывающим.
При этом пунктом 16 (1) Правил регулирования предусмотрено, что при установлении цен (тарифов) для организации, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае установления тарифов на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), документы, указанные в подпунктах "и" и "к" пункта 16 Правил регулирования, не представляются.
Подпунктами "и" и "к" пункта 16 Правил регулирования установлена необходимость предоставления в орган регулирования следующих документов:
и) копий документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов);
к) перечня договоров об осуществлении регулируемой деятельности (в том числе договоров теплоснабжения, и (или) договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и (или) договоров оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, и (или) договоров о подключении), в котором должны быть отражены сведения о лице, с которым заключен договор, предмете договора, дате заключения договора, сроке действия договора, объеме товаров (работ, услуг), реализуемых по договору, о виде и параметрах используемого теплоносителя.
Следовательно, в силу пункта 16 (1) Правил регулирования указанные документы заявитель при первоначальном установлении тарифа не должен представлять в орган регулирования.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой судами имеющихся в деле доказательств и направлены на их переоценку, которая не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2021 по делу N А32-18488/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила регулирования), для открытия дела об установлении цен (тарифов) перечень документов и материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, является исчерпывающим.
При этом пунктом 16 (1) Правил регулирования предусмотрено, что при установлении цен (тарифов) для организации, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае установления тарифов на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), документы, указанные в подпунктах "и" и "к" пункта 16 Правил регулирования, не представляются.
Подпунктами "и" и "к" пункта 16 Правил регулирования установлена необходимость предоставления в орган регулирования следующих документов:"
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2021 г. N Ф08-4204/21 по делу N А32-18488/2020