г. Краснодар |
|
21 мая 2021 г. |
Дело N А63-22189/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Гарант"" (ИНН 2636050586, ОГРН 1062635141293), ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ИНН 2635134160, ОГРН 1102635006462) и третьего лица - войсковой части 5559 (ИНН 2635080443, ОГРН 1052600346974), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по делу N А63-22189/2019, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Гарант"" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - управление) о взыскании 284 869 рублей 24 копеек задолженности по внесению платы за содержание, ремонт общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД) и коммунальные услуги с 01.01.2017 по 30.04.2017, а также 79 836 рублей 87 копеек неустойки.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена войсковая часть 5559.
Решением от 07.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.12.2020, иск удовлетворен частично: с управления в пользу компании взыскано 284 869 рублей 24 копейки задолженности, 79 369 рублей 05 копеек неустойки с 13.02.2017 по 25.09.2019. В удовлетворении остальной части иска отказано. Распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку распоряжением управления от 18.11.2016 N 1069 квартиры закреплены на праве оперативного управления за войсковой частью 5559; право оперативного управления войсковая часть 5559 на спорные помещения считается действительным, несмотря на отсутствие в спорный период его государственной регистрации, поэтому задолженность за жилищно-коммунальные услуги подлежит отнесению на войсковую часть 5559.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, истец является управляющей организацией, избранной 20.06.2015 общим собранием собственников помещений жилого дома, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Кулакова, 49/2.
Расположенные в указанном МКД квартиры N 20, 22, 24, 25, 31, 33, 51, 70, 78, 82, 87, 90, 91, 95, 98, 99, 103, 106, 107, 121, 122, 130, 131, 137, 138, 139 и 143 принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
В связи с неисполнением управлением с 01.01.2017 по 30.04.2017 обязанности по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, компания обратилась в арбитражный суд с иском.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательств, приняв во внимание обстоятельства, установленные судом по ранее рассмотренному делу N А63-8679/2017, руководствуясь положениями статей 131, 210, 249, 290, 296, 299, 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 37, 39, 46, 153 - 155, 157, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пришли к выводу о том, что бремя расходов по содержанию помещения лежит на управлении.
Распоряжением управления от 18.11.2016 N 1069 квартиры закреплены на праве оперативного управления за войсковой частью N 5559, однако переданы войсковой части 5559 по акту приема-передачи только 23.11.2017, государственная регистрация права оперативного управления на переданные квартиры произведена в августе 2018 года, то есть за пределами спорного периода.
Ссылка заявителя о том, что спорные помещения закреплены за войсковой частью 5559 на праве оперативного управления, которое возникает с момента издания управлением распоряжения от 18.11.2016 N 1069, а не с момента регистрации соответствующего вещного права в Едином государственном реестре недвижимости, отклоняется судом кассационной инстанции.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Передача помещений войсковой части 5559 и государственная регистрация права оперативного управления помещениями за ней производись за пределами искового периода.
Таким образом, учитывая положения статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также позицию Верховного Суда Российской Федерации согласно которой, обязанность вносить оплату за содержание общего имущества и коммунальные услуги у субъекта, обладающего имуществом на праве оперативного управления возникает с момента регистрации права оперативного управления, судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что лицом, обязанным вносить соответствующие платежи является собственник имущества.
Таким образом, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 07.09.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2020 по делу N А63-22189/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Передача помещений войсковой части 5559 и государственная регистрация права оперативного управления помещениями за ней производись за пределами искового периода.
Таким образом, учитывая положения статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также позицию Верховного Суда Российской Федерации согласно которой, обязанность вносить оплату за содержание общего имущества и коммунальные услуги у субъекта, обладающего имуществом на праве оперативного управления возникает с момента регистрации права оперативного управления, судами первой и апелляционной инстанций правомерно указано, что лицом, обязанным вносить соответствующие платежи является собственник имущества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 мая 2021 г. N Ф08-2482/21 по делу N А63-22189/2019