Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Красноярского края
от 25.10.2023 N 856-п
Модель
системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемая в Красноярском крае в 2023 году
1. Основные положения
1.1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемая в Красноярском крае в 2023 году (далее - модель, граждане, нуждающиеся в уходе), разработана в целях реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода (далее - СДУ) за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество.
Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.
1.2. Внедрение СДУ осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также закона Красноярского края от 16.12.2014 N 7-3023 "Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае" (далее - Закон края N 7-3023) и иных нормативных правовых актов Красноярского края.
1.3. В СДУ включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в СДУ обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
1.4. В модели используются следующие понятия:
1) СДУ - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам, нуждающимся в уходе, основанная на межведомственном взаимодействии;
2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;
3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;
4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лица старше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
6) граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей.
1.5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона N 442-ФЗ, и модели соответственно.
2. Цели и задачи внедрения СДУ
2.1. Цели внедрения СДУ - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.
2.2. Задачи внедрения СДУ:
1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в СДУ;
2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
5) организация содействия гражданам, осуществляющим уход;
6) создание и развитие инфраструктуры СДУ;
7) подготовка (переподготовка) кадров для СДУ;
8) организация межведомственного взаимодействия в рамках СДУ, включая отработку механизмов обеспечения согласованности действий уполномоченных органов, указанных в подпункте 1 пункта 3.1 модели, уполномоченных организаций, указанных в подпункте 2 пункта 3.1 модели, и их работников;
9) обеспечение информационной поддержки СДУ;
10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию СДУ.
3. Участники СДУ
3.1. Участниками СДУ в Красноярском крае являются:
1) уполномоченные органы:
министерство социальной политики Красноярского края;
министерство здравоохранения Красноярского края;
министерство образования Красноярского края;
2) уполномоченные организации, находящиеся на территории Красноярского края (далее - уполномоченные организации):
краевые государственные учреждения социального обслуживания, подведомственные министерству социальной политики Красноярского края (далее - поставщики социальных услуг);
медицинские организации, подведомственные исполнительному органу государственной власти края, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (далее - медицинские организации);
региональные и территориальные координационные центры, созданные в учреждениях, подведомственных министерству социальной политики Красноярского края (далее - министерство), не являющихся поставщиками социальных услуг;
3) работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых в рамках СДУ гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования СДУ;
4) граждане, осуществляющие уход;
5) граждане, нуждающиеся в уходе.
4. Принципы работы в СДУ
4.1. Деятельность уполномоченных органов и уполномоченных организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников СДУ основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:
1) единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников СДУ;
2) приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;
3) разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников СДУ;
4) синхронизация действий, которые согласованы всеми участниками СДУ, не дублируются и не противоречат друг другу;
5) коллегиальность решений, которые прорабатываются и принимаются участниками СДУ совместно;
6) коллективная ответственность за результат, который достигается общими усилиями участников СДУ;
7) конфиденциальность информации, получаемой и передаваемой в процессе межведомственного взаимодействия.
4.2. Деятельность работников уполномоченных организаций в рамках СДУ осуществляется с согласия граждан, нуждающихся в уходе, и основывается на следующих принципах: ответственность, компетентность, индивидуальность, добровольность, конфиденциальность.
4.3. Медицинские организации предоставляют информацию, содержащую сведения, составляющие врачебную тайну, при наличии письменного согласия гражданина (его законного представителя) на разглашение таких сведений.
5. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, включение их в СДУ
5.1. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, - процесс обработки информации о потенциальных получателях социальных услуг, поступившей в министерство, краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения" (далее - КГКУ "УСЗН") или в территориальный координационный центр, посредством:
1) государственной межведомственной информационной системы Красноярского края "Адресная социальная помощь" (далее - ГМИС "АСП") и единой системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках информационного обмена сведениями о гражданах, нуждающихся в уходе, выявленных:
при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при посещении гражданином участкового врача или иного врача, проведении диагностических исследований и лечебных процедур в медицинских организациях;
при взаимодействии с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и исполнительными органами Красноярского края, органами местного самоуправления;
2) обращения граждан, их законных представителей или иных лиц, действующих в их интересах:
на "горячую линию" или "телефон доверия" уполномоченных органов и уполномоченных организаций;
на единый портал государственных и муниципальных услуг или краевой портал государственных и муниципальных услуг;
3) проведения опросов (анкетирования), поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых министерством, КГКУ "УСЗН", органами местного самоуправления, поставщиками социальных услуг, общественными организациями, добровольческими (волонтерскими) организациями, добровольцами (волонтерами).
5.2. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в СДУ является поданное в письменной или электронной форме заявление данного гражданина, его законного или уполномоченного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в министерство или КГКУ "УСЗН", либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
5.3. Заявление о предоставлении социального обслуживания подается по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 N 159н "Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг".
5.4. Основанием для включения в СДУ является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
5.5. Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в СДУ осуществляется на основании договора о предоставлении социального обслуживания.
5.6. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и его включение в СДУ предполагают проведение следующих мероприятий:
1) определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений;
2) установление при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, уровня нуждаемости в уходе;
3) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;
4) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, иных социальных услуг и социального сопровождения (с его согласия);
5) составление территориальным координационным центром проектов индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - индивидуальная программа) и дополнения к индивидуальной программе;
6) утверждение КГКУ "УСЗН" индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.
5.7. Основаниями для исключения гражданина из СДУ являются утрата данным гражданином права на социальное обслуживание либо отказ от социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
5.8. Решение о предоставлении социального обслуживания и включении гражданина в СДУ или об отказе от социального обслуживания принимается КГКУ "УСЗН" в соответствии с положениями Федерального закона N 442-ФЗ.
6. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу
6.1. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости, которые являются работниками территориального координационного центра (далее - эксперт по оценке нуждаемости), с учетом сведений, полученных в том числе в порядке информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия в СДУ.
6.2. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется в соответствии с Порядком определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, предусмотренным приложением N 1 к модели, а также Алгоритмом действий экспертов по оценке нуждаемости при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, предусмотренным приложением N 2 к модели.
6.3. При определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, используется анкета-опросник для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - анкета-опросник), образец формы которой предусмотрен приложением N 3 к модели.
6.4. Анкета-опросник - документ, на основании которого принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, согласно заявлению о предоставлении социального обслуживания, поданному гражданином или его законным представителем, или обращению в его интересах лиц, указанных в статье 14 Федерального закона N 442-ФЗ, либо об отказе в социальном обслуживании.
6.5. В анкете-опроснике содержатся вопросы о жизнедеятельности гражданина, условиях его проживания, финансовом положении, ближайшем окружении, состоянии здоровья и способности самостоятельно выполнять наиболее значимые действия повседневной жизни, оценочная шкала индивидуальной потребности в уходе, а также перечень рекомендуемых социальных услуг, в том числе социальных услуг по уходу. Правила заполнения анкеты-опросника предусмотрены приложением N 4 к модели.
6.6. Результатом определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, установление ему уровня нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и иных социальных услуг.
6.7. При признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, исходя из индивидуальной потребности ему устанавливается первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
6.8. В случае возникновения обстоятельств, которые улучшили либо ухудшили или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина, нуждающегося в уходе, пересматривается индивидуальная потребность гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, с последующим подбором социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (не реже одного раза в год).
6.9. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости.
6.10. Эксперт по оценке нуждаемости обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере";
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления экспертной деятельности по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к модели.
7. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода
7.1. Подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется экспертами по оценке нуждаемости в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и уровнем его нуждаемости в уходе.
7.2. При подборе социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, и определении условий их предоставления учитываются следующие параметры:
1) характер ухода - потребность в замещающих действиях (действия за гражданина, нуждающегося в уходе, не способного полностью или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности) или ассистирующих действиях (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей, в том числе посредством мотивирования, инструктирования), или в их сочетании;
2) периодичность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение недели (от одного раза до нескольких раз);
3) интенсивность ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение дня (от одного раза до нескольких раз);
4) продолжительность ухода - объем часов, требуемый для предоставления социальных услуг по уходу в неделю и в день;
5) время предоставления ухода - потребность в социальных услугах по уходу в течение суток (в дневное время, в ночное время);
6) график предоставления социальных услуг по уходу (с учетом возможностей граждан, осуществляющих уход, из числа ближайшего окружения).
7.3. При определении оптимальных условий предоставления гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, рекомендуется исходить из приоритетности сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде (дома, в семье) и учитывать обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.
7.4. Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется по месту жительства или месту пребывания гражданина, нуждающегося в уходе.
7.5. В случае если при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в форме социального обслуживания на дому не достигаются цели социального обслуживания, поскольку потребность гражданина, нуждающегося в уходе, превышает максимальный объем социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода (28 часов в неделю), и при этом гражданин отказывается от иных социальных услуг, предоставление которых будет способствовать его дальнейшему проживанию дома, рекомендуется предлагать гражданину стационарную форму социального обслуживания.
7.6. Срок предоставления гражданину, нуждающемуся в уходе, социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания при временном (на срок, определенный индивидуальной программой) круглосуточном проживании рекомендуется ограничивать временем, необходимым для достижения целей социального обслуживания.
7.7. Штатные расписания организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, формируются в соответствии с рекомендуемыми нормативами штатной численности, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.11.2014 N 940н "Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений".
8. Социальный пакет долговременного ухода
8.1. Социальный пакет долговременного ухода предоставляется бесплатно в форме социального обслуживания на дому гражданам, которым установлен первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
8.2. Перечень социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, предусмотрен приложением N 6 к модели.
8.3. К социальным услугам по уходу, включаемым в социальный пакет долговременного ухода, направленным на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, на сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием, относятся:
1) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку питания, включая приготовление или помощь при приготовлении и приеме пищи, кормление, соблюдение диеты, питьевого режима и так далее;
2) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку личной гигиены, включая утренний и вечерний туалет, купание, переодевание, смену абсорбирующего белья и другие гигиенические процедуры по уходу за телом и так далее;
3) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку мобильности, включая позиционирование, вертикализацию, передвижение и так далее;
4) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку состояния здоровья, включая наблюдение за общим состоянием здоровья, выполнение медицинских рекомендаций, помощь при подготовке лекарственных препаратов и их приеме, ведение дневника ухода;
5) социальные услуги по уходу, обеспечивающие поддержку социального функционирования гражданина, включая поддержку потребности в движении и общении, а также навыков, способствующих сохранению памяти, внимания, мышления и так далее.
8.4. Социальные услуги по уходу предоставляются в соответствии со Стандартами социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - стандарты), предусмотренными приложением N 7 к модели.
8.5. Стандарты устанавливают для каждой социальной услуги по уходу алгоритм, объем, периодичность и условия ее предоставления, а также оценку результатов и показатели качества социальной услуги по уходу. Объем и периодичность предоставления социальных услуг по уходу могут быть изменены в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина, нуждающегося в уходе.
8.6. Объем социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - объем социального пакета долговременного ухода), определяется в соответствии с уровнем нуждаемости гражданина в уходе и измеряется в часах (минутах) в неделю.
8.7. При установлении гражданину первого уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 14 часов в неделю (840 минут).
8.8. При установлении гражданину второго уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 21 часа в неделю (1260 минут).
8.9. При установлении гражданину третьего уровня нуждаемости в уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме до 28 часов в неделю (1680 минут).
8.10. Суммарное время, требуемое для предоставления всех социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода (далее - суммарное время), не может превышать предельный объем социального пакета долговременного ухода, установленный для каждого уровня нуждаемости в уходе.
8.11. В случае если суммарное время меньше объема социального пакета долговременного ухода, назначенного гражданину, то избыток времени используют для увеличения объема и периодичности предоставления наиболее трудоемких социальных услуг по уходу.
8.12. График предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, определяется по согласованию с гражданином, нуждающимся в уходе, или его законным представителем, а также с гражданином, осуществляющим уход (при наличии), и может составлять:
до 2 раз в день 3-7 дней в неделю при наличии у гражданина первого или второго уровня нуждаемости в уходе;
до 3 раз в день 5-7 дней в неделю при наличии у гражданина второго или третьего уровня нуждаемости в уходе.
8.13. Предоставление социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода, в форме социального обслуживания на дому, предусмотренным приложением N 8 к модели.
8.14. Социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, гражданину, нуждающемуся в уходе, предоставляются помощником по уходу, который является работником поставщика социальных услуг.
8.15. Помощник по уходу обязан:
1) соответствовать требованиям профессионального стандарта "Помощник по уходу";
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации в целях осуществления деятельности по предоставлению социальных услуг по уходу;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к модели.
8.16. Помощник по уходу заполняет отчет о предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому (далее - отчет), образец формы которого предусмотрен приложением N 10 к модели.
8.17. Отчет составляется по каждому гражданину, получающему социальный пакет долговременного ухода, один раз в месяц, его заполнение осуществляют все помощники по уходу, обеспечивающие предоставление социальных услуг по уходу.
8.18. Объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого поставщиком социальных услуг, не может быть меньше объема, предусмотренного дополнением к индивидуальной программе.
8.19. Поставщик социальных услуг не может предоставлять иные социальные услуги взамен социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предусмотренных дополнением к индивидуальной программе.
9. Предоставление гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг и социального сопровождения
9.1. Гражданам, нуждающимся в уходе, которым назначен социальный пакет долговременного ухода, иные социальные услуги и социальное сопровождение предоставляются в форме социального обслуживания на дому, полустационарной форме социального обслуживания или в их сочетании в соответствии с индивидуальной потребностью граждан на условиях, установленных статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2014 N 1236 "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг", приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.11.2014 N 938н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания", от 24.11.2014 N 939н "Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому", Законом края N 7-3023, приказом министерства от 19.03.2021 N 27-Н "Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг, включая перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг, и порядка представления получателями социальных услуг сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг".
9.2. Содействие гражданам, нуждающимся в уходе, в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение), осуществляется в соответствии с их индивидуальной потребностью в социальном обслуживании на условиях, установленных статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ.
9.3. К социальному сопровождению граждан, нуждающихся в уходе, относится деятельность по осуществлению содействия:
1) в предоставлении бесплатной медицинской помощи всех видов на дому или в медицинских организациях, включая:
специализированную, в том числе высокотехнологичную, а также паллиативную медицинскую помощь;
проведение диспансеризации, медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические), оздоровления;
диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации;
проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации;
2) в бесплатном предоставлении необходимых лекарственных средств (для граждан, имеющих право на их получение);
3) в получении психологической, педагогической, юридической помощи;
4) в получении социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, включая меры социальной поддержки для граждан, имеющих право на их получение;
5) в получении услуг реабилитации и абилитации (для граждан, имеющих право на их получение).
10. Составление гражданам, нуждающимся в уходе, индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе
10.1. Индивидуальная программа - документ, составляемый в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
10.2. В индивидуальной программе указываются форма (формы) социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, согласно условиям, установленным статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 442-ФЗ, и перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
10.3. Дополнение к индивидуальной программе - документ, составляемый для гражданина, которому при определении индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, установлен первый, второй или третий уровень нуждаемости в уходе.
10.4. В дополнении к индивидуальной программе указываются уровень нуждаемости гражданина в уходе, объем социального пакета долговременного ухода, условия его предоставления и перечень включенных в него социальных услуг по уходу. Образец формы дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг (ИППСУ) предусмотрен приложением N 9 к модели.
10.5. Дополнение к индивидуальной программе составляется экспертом по оценке нуждаемости и утверждается КГКУ "УСЗН" в соответствии с индивидуальной потребностью гражданина в социальных услугах по уходу в сроки, предусмотренные Порядком определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (приложение N 1 к модели).
10.6. Граждане, нуждающиеся в уходе, их законные представители имеют право на участие в составлении индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.
10.7. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе для гражданина или его законного представителя имеют рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг - обязательный характер.
10.8. Поставщики социальных услуг обязаны предоставлять социальные услуги их получателю в соответствии с индивидуальной программой, дополнением к индивидуальной программе и условиями договора, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, на основании требований Федерального закона N 442-ФЗ.
10.9. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе пересматриваются в зависимости от изменения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, но не реже одного раза в год.
10.10. Данные об индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика (наименования поставщиков) социальных услуг, реализующего (реализующих) индивидуальную программу), вносятся в регистр получателей социальных услуг, формирование и ведение которого осуществляет министерство и КГКУ "УСЗН".
10.11. Данные о дополнении к индивидуальной программе (дата оформления и номер, наименование поставщика социальных услуг по уходу, реализующего дополнение к индивидуальной программе) вносятся в ГМИС "АСП".
11. Заключение договора о социальном обслуживании
11.1. Социальное обслуживание предоставляется гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем в соответствии с Федеральным законом N 442-ФЗ (далее - договор).
11.2. Форма договора о предоставлении социального обслуживания утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.11.2014 N 874н "О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг".
11.3. В договоре в обязательном порядке указываются:
1) объем и перечень социальных услуг, определенных индивидуальной программой, предоставляемых на условиях, установленных статьями 20, 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ;
2) объем и перечень социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, определенных дополнением к индивидуальной программе, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому.
11.4. Индивидуальная программа и дополнение к индивидуальной программе являются приложениями к договору.
11.5. Отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социального обслуживания, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
12. Обеспечение функционирования СДУ
12.1. Функционирование СДУ в Красноярском крае обеспечивается уполномоченными органами, уполномоченными организациями и их работниками.
12.2. Уполномоченные органы создают и развивают сеть организаций, предоставляющих гражданам, нуждающимся в уходе, социальные, медицинские, реабилитационные и абилитационные услуги.
12.3. Министерство формирует инфраструктуру организаций, обеспечивающих функционирование СДУ, включая создание:
1) в организации, не являющейся поставщиком социальных услуг, структурных подразделений, выполняющих функции:
регионального координационного центра, основной целью которого является информационно-аналитическое обеспечение СДУ в Красноярском крае, Положение о региональном координационном центре предусмотрено приложением N 11 к модели;
территориального координационного центра, основной целью которого является обеспечение функционирования СДУ на территории одного или нескольких муниципальных образований Красноярского края, Положение о территориальном координационном центре предусмотрено приложением N 12 к модели;
2) в организации, являющейся поставщиком социальных услуг, структурных подразделений, выполняющих функции:
пункта проката технических средств реабилитации (далее - пункт проката), основной целью которого является обеспечение предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, во временное пользование технических средств реабилитации, Положение о пункте проката предусмотрено приложением N 13 к модели;
школы ухода, основной целью которой является обучение граждан, осуществляющих уход, практическим навыкам ухода;
центров дневного пребывания, основной целью которых является поддержка граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, при этом в центрах дневного пребывания социальные услуги по уходу, включаемые в социальный пакет долговременного ухода, не предоставляются.
13. Межведомственное взаимодействие в СДУ
13.1. Организация межведомственного взаимодействия в СДУ в Красноярском крае осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, утверждаемого совместным приказом министерства и министерства здравоохранения Красноярского края (далее - Регламент).
13.2. Регламент устанавливает порядок взаимодействия участников СДУ по выявлению граждан, нуждающихся в уходе, включению их в СДУ, а также порядок и формы взаимодействия, включая информационное взаимодействие между уполномоченными органами и уполномоченными организациями, иными органами и организациями Красноярского края:
1) при выявлении потенциальных получателей социальных услуг;
2) при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) при подборе гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
4) при предоставлении гражданам, нуждающимся в уходе, социального обслуживания, в том числе социальных услуг по уходу;
5) при госпитализации граждан, нуждающихся в уходе, в медицинскую организацию;
6) при подтверждении факта оказания гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в целях оплаты данных услуг поставщику социальных услуг.
13.3. Межведомственное взаимодействие участников СДУ обеспечивается посредством ГМИС "АСП" и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
14. Кадровое обеспечение СДУ
14.1. В целях обеспечения функционирования в Красноярском крае СДУ осуществляется подготовка кадров.
14.2. Министерство организует обучение работников, участвующих в организации и оказании социальных услуг по уходу (помощники по уходу, организаторы ухода), а также обеспечивающих функционирование системы долговременного ухода (эксперт по оценке нуждаемости, социальный координатор и другие специалисты) по программам дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки) (далее - профессиональные программы).
14.3. Реализация профессиональных программ по обучению экспертов по оценке нуждаемости, социальных координаторов, организаторов ухода и помощников по уходу осуществляется на базе профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, в том числе медицинских образовательных организаций, а также иных организаций, имеющих лицензию на реализацию профессиональных программ, материально-технически оснащенную учебную базу для проведения теоретических и практических занятий, квалифицированный преподавательский состав.
14.4. Обучение работников уполномоченных организаций по вопросам внедрения СДУ осуществляется посредством организации и проведения региональных конференций, обучающих семинаров, тематических мастер-классов, межрегиональных мероприятий по обмену опытом, ознакомлению с лучшими международными практиками.
14.5. Социальный координатор является работником регионального или территориального координационного центра, который обеспечивает взаимодействие работников медицинских и иных организаций, поставщиков социальных услуг с гражданином, нуждающимся в уходе, его ближайшим окружением, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
14.6. Социальный координатор обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Специалист по социальной работе" или "Психолог в социальной сфере";
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построения эффективного общения, разрешения конфликтных ситуаций, психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к модели.
14.7. Деятельность социального координатора территориального координационного центра осуществляется во взаимодействии с социальным координатором регионального координационного центра и организатором ухода.
14.8. Организатор ухода является руководителем структурного подразделения поставщика социальных услуг, который организует деятельность помощников по уходу и осуществляет контроль за предоставлением гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода.
14.9. Организатор ухода обязан:
1) соответствовать требованиям одного из профессиональных стандартов "Руководитель организации социального обслуживания", "Специалист по социальной работе";
2) пройти и (или) быть готовым пройти профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышение квалификации по вопросам управления в социальной сфере, построению эффективного общения, разрешению конфликтных ситуаций, изучения психологических особенностей граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) соблюдать принципы и правила корпоративной этики, предусмотренные приложением N 5 к модели.
15. Финансовое обеспечение СДУ
15.1. Финансовое обеспечение СДУ осуществляется за счет:
1) средств субсидии из федерального бюджета, предусмотренных бюджету Красноярского края на реализацию регионального проекта по созданию СДУ;
2) средств краевого бюджета, предусмотренных на софинансирование расходов, связанных с реализацией регионального проекта по созданию СДУ;
3) средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг на условиях, установленных статьями 31, 32 Федерального закона N 442-ФЗ (в части получения социальных услуг, не включенных в социальный пакет долговременного ухода).
16. Контроль качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, и мониторинг функционирования СДУ
16.1. Контроль качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, - система мероприятий, проводимых на постоянной основе в целях проверки результативности исполнения договора и дополнения к индивидуальной программе (включая исполнение помощником по уходу своих должностных обязанностей), осуществляемых министерством, КГКУ "УСЗН", а также территориальным координационным центром, поставщиком социальных услуг.
16.2. Мониторинг функционирования СДУ (далее - мониторинг) - система наблюдений, осуществляемых региональным и территориальными координационными центрами на постоянной основе посредством сбора, обобщения, анализа и систематизации информации:
1) по выявлению потенциальных получателей социальных услуг;
2) по определению экспертом по оценке нуждаемости индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;
3) по исполнению поставщиком социальных услуг дополнения к индивидуальной программе;
4) по получению территориальным координационном центром и исполнению помощником по уходу медицинских рекомендаций при организации ухода за гражданином, нуждающимся в уходе;
5) по обеспеченности техническими средствами реабилитации пунктов проката;
6) по организации в школах ухода обучения граждан, осуществляющих уход (из числа ближайшего окружения).
16.3. Мониторинг осуществляется с использованием ГИС "АСП" и единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
17. Комплекс мероприятий по внедрению СДУ в Красноярском крае
17.1. Внедрение мероприятий СДУ в Красноярском крае осуществляется посредством:
1) формирования постоянно действующей межведомственной рабочей группы по внедрению СДУ, утверждения регламента ее работы, полномочий и состава, включающего в том числе отраслевых экспертов;
2) проведения оценки имеющихся для внедрения СДУ в Красноярском крае демографических, инфраструктурных, кадровых, финансовых, материально-технических, административных и иных ресурсов с последующей разработкой мер по их увеличению;
3) разработки и утверждения региональной программы ("дорожной карты") по внедрению СДУ (далее - региональная программа), включая определение ответственных исполнителей и источников финансирования мероприятий региональной программы;
4) разработки и утверждения целевых показателей внедрения СДУ в Красноярском крае;
5) определения и утверждения полномочий, прав и обязанностей уполномоченных органов, уполномоченных организаций и их работников в СДУ;
6) разработки и утверждения Регламента, в том числе информационного взаимодействия, уполномоченных органов, уполномоченных организаций и их работников в рамках СДУ;
7) организации подготовки работников, обеспечивающих организацию и оказание социальных услуг по уходу, а также функционирование СДУ;
8) определения инфраструктуры СДУ, включая создание регионального и территориальных координационных центров;
9) обеспечения материально-технической базы для создания пунктов проката, школ ухода, центров дневного пребывания;
10) отработки организационных моделей предоставления социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, в зависимости от места жительства или места пребывания гражданина, нуждающегося в уходе (для городских и сельских жителей);
11) обеспечения контроля качества предоставления гражданам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода;
12) обеспечения поддержки граждан, осуществляющих уход, путем организации их обучения в школах ухода;
13) привлечения добровольцев (волонтеров), представителей некоммерческих организаций к реализации региональной программы;
14) разработки документов, в которых фиксируется проведение работниками уполномоченных организаций работы с гражданином, нуждающимся в уходе, отражается динамика состояния его здоровья, результативность осуществляемого ухода и иные необходимые данные;
15) обеспечения межведомственной информационной поддержки СДУ, включая информирование граждан;
16) разработки механизма получения КГКУ "УСЗН" сведений о потенциальных получателях социальных услуг в СДУ, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия;
17) проведения мониторингов, формирования отчетности о функционировании СДУ в Красноярском крае.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.