Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Письмо Управления МНС по г. Москве от 19 мая 2003 г. N 21-09/26661 О включении в состав затрат индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), комиссионного вознаграждения, уплачиваемого согласно договору комиссионеру за реализацию поставленного товара, НДС, уплаченного по приобретенным товарам (услугам), и о документах, необходимых для подтверждения произведенных расходов на транспортные услуги по перевозке приобретенных товаров

Письмо Управления МНС по г. Москве от 19 мая 2003 г. N 21-09/26661

 

Вопрос: Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, в качестве объекта налогообложения выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов. Просьба дать разъяснения по следующим вопросам:

1. Включается ли в состав затрат комиссионное вознаграждение, уплачиваемое комиссионеру (согласно договору комиссии) за реализацию поставленного товара?

2. Включается ли в состав расходов уплаченный НДС по приобретенным товарам, услугам?

3. Какие документы необходимо представить в налоговый орган для подтверждения произведенных расходов на транспортные услуги по перевозке приобретенных товаров?

 

Ответ: 1. В соответствии со ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, уменьшают полученные доходы на суммы расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

При реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 Кодекса. Согласно данной статье в состав расходов на реализацию (издержек обращения) налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, включают расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров в случае, если такая доставка не включается в цену приобретения товаров по условиям договора, складские расходы и иные расходы, связанные с приобретением и реализацией товаров.

Статьей 991 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии.

Учитывая приведенные выше правовые нормы, индивидуальный предприниматель - комитент, применяющий упрощенную систему налогообложения, может учесть в составе затрат по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, суммы выплаченных им комиссионных вознаграждений.

2. В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе уменьшить полученные доходы на суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по приобретаемым товарам (работам и услугам).

При этом указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, то есть они должны быть обоснованны и документально подтверждены, и в соответствии с п. 2 ст. 346.17 Кодекса признаются после их фактической оплаты.

Следует также учитывать, что суммы НДС принимаются в расходы текущего отчетного периода в той части, в какой в этом периоде в целяхисчисления единого налога признан сам расход. Иными словами, уплаченные при приобретении покупных товаров суммы НДС следует списать в расход после фактической реализации этих товаров, а НДС по расходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, следует списывать в расход равномерно, как и сами эти расходы.

3. В соответствии с положениями ст. 346.16 Кодекса расходы, уменьшающие в целях налогообложения доходы налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, то есть расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Непосредственно законодательством о налогах и сборах в настоящее время не установлены правила и требования к оформлению первичных документов индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения.

Вместе с тем в ст. 252 Кодекса определено, что под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ (для индивидуальных предпринимателей - фамилию, имя, отчество, номер и дату выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, ИНН);

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления (для юридических лиц);

ж) личные подписи указанных лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Кроме того, при оформлении любой хозяйственной операции к первичным учетным документам должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара (услуги), а именно: кассовый чек или квитанция к приходно-кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.

Таким образом, документы, подтверждающие произведенные налогоплательщиком расходы по доставке товаров, должны соответствовать вышеуказанным требованиям, а также быть оформлены в соответствии с нормами гражданского права.

Вместе с тем следует иметь в виду, что для уменьшения полученных доходов на величину произведенных затрат необходимо, чтобы расходы также соответствовали критерию обоснованности (экономической оправданности) и их осуществление было связано с предпринимательской деятельностью.

Если произведенный расход не соответствует хотя бы одному из критериев, приведенных выше, то он не признается в целях налогообложения.

 

Заместитель руководителя Управления МНС России
по г. Москве советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга

Л.Я. Сосихина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Управления МНС по г. Москве от 19 мая 2003 г. N 21-09/26661


Текст письма официально опубликован не был


На основании данного письма подготовлены разъяснения, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 19, октябрь 2003 г.