г. Краснодар |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А32-50951/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Управления имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (ИНН 2314005998, ОГРН 1022302348771), представителей заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Медведкова Валерия Ивановича, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А32-50951/2019, установил следующее.
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район (далее - управление имущественных отношений) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - регистрирующий орган, управление Росреестра) со следующими требованиями: признать незаконными действия (бездействие) регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации договора аренды от 18.04.2019 N 4600012071, выраженные в сообщении от 21.08.2019 N 23/999/001/2019-180166; обязать управление Росреестра осуществить государственную регистрацию договора аренды от 18.04.2019 N 4600012071.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Медведков В.И.
Решением от 06.11.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.01.2021, требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что регистрирующий орган не принял во внимание наличие в аукционной документации, прикрепленной к извещению о проведении торгов и опубликованной в установленном порядке, информации о размере задатка и порядке его перечисления. Управление Росреестра фактически дало оценку действиям органа местного самоуправления по принятию решения о проведении торгов и заключению договора аренды. Законодательством предусмотрен ограниченный перечень оснований отказа в осуществлении государственной регистрации прав. Действия и решения управления имущественных отношений, связанные с проведением торгов, не признаны в судебном порядке незаконными, а договор аренды - незаключенным либо недействительным. Основания для отказа в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка отсутствовали.
В кассационной жалобе регистрирующий орган просит решение от 06.11.2020 и апелляционное постановление от 20.01.2021 отменить, в удовлетворении заявленных требованиях отказать, указав в обоснование своих доводов, что в представленном извещении о проведении торгов не указан размер задатка, порядок его внесения и возврата. На регистрацию не представлен протокол заседания комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков. Государственная регистрация приостановлена с 20.05.2019 сроком на три месяца. Причины, указанные в сообщении о приостановлении, заявитель не устранил, поэтому в государственной регистрации ему отказано.
Отзывы на кассационную жалобу в арбитражный суд округа не представлены.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены надлежащим образом в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Управление имущественных отношений направило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие, приложив судебную практику по делам со схожими обстоятельствами.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что она удовлетворению не подлежит с учетом следующего.
Постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 27.02.2019 N 221 постановлено провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0407011:391 площадью 36 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, ст-ца Вознесенская (граничит с земельным участком с кадастровым номером 23:18:0407011:156), разрешенное использование - магазины продовольственных, промышленных и смешанных товаров, торговые комплексы, торговые центры. Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка составляет 18 595 рублей 44 копейки (100% от кадастровой стоимости земельного участка), шаг аукциона - 557 рублей 86 копеек (3% от начальной цены предмета аукциона). Размер задатка для участия в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка составляет 18 595 рублей 44 копейки (100% начального размера ежегодной арендной платы за участок; т. 1, л. д. 22 - 24).
Извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка размещено на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район, на сайте torgi.gov.ru и в местах официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, определенных уставом Вознесенского сельского поселения Лабинского района.
Победителем торгов признан Медведков В.И., предложивший наибольший размер арендной платы (21 942 рубля 60 копеек).
По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на основании решения аукционной комиссии о заключении такого договора (протокол от 10.04.2019 N 3-2019) управление имущественных отношений (арендодатель) и Медведков В.И. (арендатор) подписали договор аренды от 18.04.2019 N 4600012071, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование, а арендатор - принять земельный участок с кадастровым номером 23:18:0407011:391 общей площадью 36 кв. м (т. 1, л. д. 32 - 35; 66 - 68).
Указанный договор 18.05.2019 представлен на государственную регистрацию в регистрирующий орган. К заявлению согласно описи приложен договор аренды земельного участка от 18.04.2019 N 4600012071, копия паспорта Медведкова В.И., распоряжение от 20.05.2014 N 77-рл, постановление от 27.02.2019 N 221, извещение от 06.03.2019 N 060319/0130632/01, протокол от 10.04.2019 N 3, протокол проверок формато-логического контроля обращения от 18.05.2019 N 20-2700138, квитанция от 18.05.2019 N 32130003925763711355 на сумму 700 рублей (т. 1, л. д. 36, 55).
Сообщением от 21.08.2019 N 23/999/001/2019-180166 регистрирующий орган известил управление имущественных отношений о принятом решении об отказе в осуществлении государственной регистрации договора. Отказ мотивирован тем, что текст договора не содержит основания заключения договора аренды, следовательно, невозможно определить срок, на который заключен договор аренды; в извещении о проведении торгов N 060319/0130632/01 указано, что размер задатка составляет 0 рублей, а порядок его внесения и возврата отсутствуют; на регистрацию не представлен протокол заседания комиссии по организации и проведению торгов по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории сельских поселений Лабинского района (т. 1, л. д. 37).
Считая действия управления Росреестра по отказу в государственной регистрации договора аренды незаконными, управление имущественных отношений обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
По смыслу статей 65, 198, 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Закон N 218-ФЗ с государственной регистрацией связывает определенные юридические последствия: возникновение, ограничение (обременение), переход или прекращение прав на недвижимое имущество.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных данным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом N 218-ФЗ порядке.
В силу статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя в числе прочего проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьей 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок ряд документов, в том числе документы, подтверждающие внесение задатка. Заявитель не допускается к участию в аукционе в случае непоступления задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе. Заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона.
Согласно подпункту 8 пункта 21 статьи 39.11 Земельного кодекса извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.
Исследовав и оценив представленные доказательства (статья 71 Кодекса), суды указали, что размер задатка, реквизиты для его зачисления, порядок его внесения и возврата подробно указаны в аукционной документации, прикрепленной к извещению о проведении торгов, размещенному на сайте (torgi.gov.ru). Кроме того, в местах официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов на территории сельских поселений Лабинского района и официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район размещено извещение о проведении торгов с указанием размера задатка, реквизитов для его зачисления, порядка его внесения и возврата. Таким образом, необходимая информация доведена до сведения всех заинтересованных лиц, желающих принять участие в аукционе. На регистрацию представлены протокол заседания комиссии от 10.04.2019 N 3, договор аренды от 18.04.2019 N 4600012071, в тексте которого указано в качестве основания заключения договора проведение аукциона. Нарушение оформления аукционной документации, указание в ней противоречивой информации, в том числе о размере задатка и порядке его перечисления, нарушение порядка доведения этой информации до заинтересованных лиц могли служить основанием для признания в судебном порядке недействительными аукциона и договора аренды земельного участка по иску заинтересованного лица.
В отсутствие вступившего в законную силу судебного акта о признании недействительными аукциона и договора аренды по оспоримым основаниям управление Росреестра не вправе было ссылаться на указанные обстоятельства как основание для отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка. Наличие обстоятельств, свидетельствующих о ничтожности договора аренды, при которых возможен отказ в осуществлении его государственной регистрации, управление Росреестра не доказало.
В этой связи коллегия суда кассационной инстанции считает обоснованным вывод судебных инстанций об отсутствии оснований для отказа управлению имущественных отношений в государственной регистрации договора аренды от 18.04.2019 N 4600012071.
Основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2021 по делу N А32-50951/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные доказательства (статья 71 Кодекса), суды указали, что размер задатка, реквизиты для его зачисления, порядок его внесения и возврата подробно указаны в аукционной документации, прикрепленной к извещению о проведении торгов, размещенному на сайте (torgi.gov.ru). Кроме того, в местах официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов на территории сельских поселений Лабинского района и официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район размещено извещение о проведении торгов с указанием размера задатка, реквизитов для его зачисления, порядка его внесения и возврата. Таким образом, необходимая информация доведена до сведения всех заинтересованных лиц, желающих принять участие в аукционе. На регистрацию представлены протокол заседания комиссии от 10.04.2019 N 3, договор аренды от 18.04.2019 N 4600012071, в тексте которого указано в качестве основания заключения договора проведение аукциона. Нарушение оформления аукционной документации, указание в ней противоречивой информации, в том числе о размере задатка и порядке его перечисления, нарушение порядка доведения этой информации до заинтересованных лиц могли служить основанием для признания в судебном порядке недействительными аукциона и договора аренды земельного участка по иску заинтересованного лица."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 мая 2021 г. N Ф08-2603/21 по делу N А32-50951/2019
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2603/2021
20.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21131/20
06.11.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50951/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50951/19